Потому что Пушкин это слово относит явно к аристократам, то есть, к людям своего уровня. К "светской черни", как он говорил про таких в другом случае.Пушкин:А вы, ребята подлецы,—
Вперед! Всю вашу сволочь буду
Я мучить казнию стыда!
Но если же кого забуду,
Прошу напомнить, господа!
А меня Пушкин, увидавши, тут же сослал бы на кухню. Или в "людскую".
В гостиную не пустил бы. Я из крепостных, как минимум, по отцу.
А недавно встречаю такое рассуждение об этом слове. Всё ли верно?
Начало цитаты.
Всё началось с того, что русская речь противопоставила сословия "благородные" (дворян и священников) - и "подлые", что значило тогда просто, что те не были "благородны".
Идея "благородства" изначала заключалась в том, что представитель высокого (благого) рода становится таковым не одним актом биологического происхождения от достойных предков, но приобщается к нему посредством больших специальных усилий по его воспитанию и самовоспитанию. В частности, достойный дворянин обязан, когда велит долг, не раздумывая, идти встречу риску - а не бежать от него, как толкает практически каждого человека его естественный инстинкт. "Риск - благородное дело!" - проникло и в самую серую мещанскую среду.
По контрасту, бытование низших слоёв не требовало таких уж специальных усилий по выработке сословного этоса. И потому высшие слои объединили низшие словом "народ" - изначала презрительным, утрировавшим чистую якобы биологичность (как окот) сложения низших масс. (Это много позднее кающиеся дворяне и интеллигенты вложат в это нелестное слово религиозно благоговейные обертона.)
Но никакие усилия воспитателей не гарантируют всенепременно благородство воспитуемых. Таких бракованных дворян-по-рождению, как, реже, и недостойных сынов священников называли "подлецами", имея ввиду, что те годятся только в низшие слои. Обычных представителей подлых (то есть низших) слоёв "подлецами" не называли, как не называют масло масляным.
Со временем однако о "благородстве" или "подлости" ближних стали говорить и в низах общества, переняв эти слова от высших классов. "Благородство" и "подлость" отделилось от непременной связи с сословным положением, и стали характеризовать свойства личной нравственности.
Конец цитаты.
Мобильная версия

