Беглые гласные в русском языкеФонетика и орфоэпия

Фонетика — раздел науки, изучающий звуковой строй языка. Основные единицы фонетики — звук, слог. Практическое применение фонетика находит в орфоэпии — науке о правильном произношении

Модератор: Дарья Александровна

Автор темы
Виолета
начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 57
Зарегистрирован: 20.11.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: преподаватель русского языка
Откуда: Сербия
Возраст: 53
 Беглые гласные в русском языке

Сообщение Виолета »

Кто может объяснить мне подробнее ,когда пишется беглое О,а когда Е ?На пример:род. пад.им.сущ.ДЕВОЧ Е К,знаю что это из-за того что после мягкого согласного нельзя писать О.В им. сущ. окна будет ОК О Н.ВСё ясно .Знаю и что от БАБУШКА будет БАБУШЕК.Ш твёрдый согласный ,но часто "ведёт себя"как мягкий.Почему?
Реклама
Аватара пользователя
Саид
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1343
Зарегистрирован: 21.12.2009
Образование: высшее техническое
Профессия: ИТ
Откуда: Минск
 Re: Беглые гласные в русском языке

Сообщение Саид »

[Ш] (как и [ж]) был когда-то мягким, и язык это ещё "помнит". Поэтому же пишем и жи/ши.
Аватара пользователя
irida
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2654
Зарегистрирован: 28.10.2008
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: преподаватель новогреческого языка
Откуда: Греция
Возраст: 57
 Re: Беглые гласные в русском языке

Сообщение irida »

Есть практическое правило: в род.падеже множественного числа (именно ваш случай) у существительных женского рода, имеющих две или больше согласных перед окончанием -а, пишется О, если первая из двух согласных не шипящая; пишется Е, если первая из двух шипящая (Ж, Ч, Ш, Щ) или Ц:
БАБУШКА - БАБУШЕК
ЧАШКА - ЧАШЕК
ЛОЖКА - ЛОЖЕК
БОЧКА - БОЧЕК.

Также Е пишется, если между двумя согласными стоит мягкий знак: СОСУЛЬКА - СОСУЛЕК.
Аватара пользователя
irida
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2654
Зарегистрирован: 28.10.2008
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: преподаватель новогреческого языка
Откуда: Греция
Возраст: 57
 Re: Беглые гласные в русском языке

Сообщение irida »

К слову: я вообще не припомню разницы написания гласных после "мягких" и "твёрдых" шипящих. Что-то я забыла? Ж - Ш и Ч - Щ -- это твердые и мягкие шипящие. В чём практический смысл (не в плане исторической лингвистики) такого деления, как оно влияет на орфографию? Я спрашиваю потому, что в курсе русского как иностранного у прилагательных, например, разделяют твердую и мягкую основу. А в предложном падеже безударные окончания у всех прилагательных на шипящий одинаковые -его: хорошЕГО, свежЕГО, горячЕГО и т.д. Если окончание ударное, то -ОГО: большОГО (опускаю другие варианты, они к теме шипящих не относятся). Если преподаватель успел рассказать студенту о существовании мягких и твердых шипящих, эта информация только путает его в данном случае. Я никогда не заостряю внимание на этой теме, не знаю, права ли я. Говоря о мягкой основе, авторы учебников имеют в виду категорию с окончанием -НИЙ, а не проще ли так и сказать: с основой на Н + -ИЙ (синий, последний, вечерний, летний и пр.)? Кстати, такой вопрос "несоответствия" теории и практики видела и здесь, на форуме, но уже от носителя русского языка, а не от иностранца.

Итак, вопрос: влияет ли мягкость - твердость шипящих на орфографию? И на что она вообще влияет?
Автор темы
Виолета
начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 57
Зарегистрирован: 20.11.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: преподаватель русского языка
Откуда: Сербия
Возраст: 53
 Re: Беглые гласные в русском языке

Сообщение Виолета »

В наших учебниках очевидно авторы часто пользуются терминологией -мягкий-.Да, мы разделяем прилагательные на твёрдую и мягкую основу,то есть,на твёрдое и мягкое склонение.Так нас учили.Разве это не правильно? Для меня как преподавателя особенно важно самым простым образом объяснить ученикам и фонетику и морфологию и орфографию но думаю что преподаватели должны быть осторожными.У нас на пример долго велась полемика по вопросу мягкого знака.Вопрос был:Можно ли изучающему сказать что мягкий знак "смягчает"предыдущий согласный? Я лично считаю что такая констатация совсем неправильна потому что ЗНАК (буква) никак не может влиять на звук.Некоторые из коллег думают что на этом начальном уровне курса ,ученикам так легче понять такую для них абсолютную новинку. Вот ещё отрывак из одного нашего учебника:Для обозначения шести гласных звуков в русском правописании,употребляется десять знаков(букв),пять так называемых "твёрдых" и пять "мягких" Я добавляю"Если и вы русские гласные разделяете на мягкие и твёрдые,мне тогда пригодится с начала изучать русский язык."
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • управление в русском языке
    Мак » » в форуме Помощь знатоков
    2 Ответы
    1953 Просмотры
    Последнее сообщение Мак
  • Акценты в русском языке
    АннаЛондон » » в форуме Фонетика и орфоэпия
    30 Ответы
    19930 Просмотры
    Последнее сообщение e1158586
  • ищу стихи о русском языке для школьников
    Гость » » в форуме 5 класс
    19 Ответы
    75081 Просмотры
    Последнее сообщение гость1111
  • Подмена слов в русском языке
    Kopchuga » » в форуме Семантика. Лексикология
    57 Ответы
    10222 Просмотры
    Последнее сообщение Nerto
  • Книги о русском языке и литературе
    70 Ответы
    29710 Просмотры
    Последнее сообщение Джонни