
Произошла на небе война. Михаил и ангелы его воевали против Дракона; и дракон и ангелы его воевали против Михаила. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий Дракон.
Существует древняя, вероятно, гностического происхождения легенда, упоминаемая данте в «Божественной комедии>, об отношении земного мира к этой небесной войне. Ангелам, сделавшим окончательньгй выбор между двумя сталами, не надо рождаться, потому что время не может изменить их вечного решения; но колеблющю’ся между светом и тьмою благость Божия посылает в мир, чтобы могли они сделать во времени выбор, не сделанный в вечности. Эти ангелы — души людей рождающихся. Та же благость скрывает от них прошлую вечность, для того чтобы раздвоение, колебание воли в вечности прошлой не предвещало того уклона воли во времени, от которого зависит спасение или погибель их в вечности будущей. Вот почему так естественно мы думаем о том, что будет с нами после смерти, и не умеем, не можем, не хотим думать о том, что было с нами до рождения.
Таков общий закон мистического опыта. Исключения из него редки, редки те души, для которых поднялся угол страшной завесы, скрывающей тайну. Одна из таких душ — Лермонтов.
Он знает все, что будет во времени, потому что знает все, что было в вечкости.
Это «воплощение будущего», воспоминание прошлой вечности кидает на всю его жизнь чудесный и страшный отблеск: так иногда последний луч заката из-под нависших туч освещает вдруг небо и землю неестественным заревом.