Литературный клуб (публикации авторов)Современна ли классика?

Раздел для публикации и обсуждения литературных работ всех желающих.
Внимание! Сообщения, состоящие лишь из ссылки на авторские страницы, удаляются. Также запрещена публикация произведений без участия в дальнейшем их обсуждении

Модератор: Сергей Титов

Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
Современна ли классика?

Сообщение Елена » 24 ноя 2006, 19:41

О литературе как об учебном предмете часто отзываются иронично... Слышала мнения, чтобы литературу убрать из списка обязательных предметов, чтобы не ставить оценки и т.д.
Один из осн. аргументов -классика стареет.
Насколько русская классическая литература интересна современному читателю? Возьмём для примера XIX столетие.
В основном, называют Достоевского... Толстой сразу приравнивается к нравоучителю. а не к учителю. О Тургеневе знают мало, Лесков почти забыт ("Левшу" если иногда вспомнят).
Первая половина 19 века знаменита Пушкиным, Лермонтовым, иногда Грибоедов "всплывёт". Всё.
С ХХ веком дело обстоит лучше: он ближе и известнее...
А как вы относитесь к классике?
Как раз к вопросу о том, гордимся ли мы своей литературой или нет?
Родственник у меня появился -француз, русского не знающий и не собирающийся его изучать. Русскую культуру тоже не очень знает, уверен, что всё великое на земле имеет французское происхождение... Свою же культуру знает очень даже неплохо (думаю, что наш банковский служащий или работник ресторанного бизнеса так русскую литературу и историю "не секут"), Бодлера (и не только его) наизусть декламирует...Когда услышал, что я литературу преподаю -обрадовался, когда узнал, что русскую -отдельно преподаю -явно загрустил...Вот он-то меня и заставил задуматься о русской литературе и национальной гордости...

Реклама
Елена Долотовa

Сообщение Елена Долотовa » 24 ноя 2006, 21:50

Журналисты посетили школу и пытались почувствовать себя ученицами.
http://www.school-city.by/index.php?opt ... 7&Itemid=3
Урок пятый. Литература.
А змей был очень ничего!

Ну уж на литературе-то мы блеснем перед молодежью! Как-никак, у обеих высшее филологическое и дипломные работы по Льву Толстому. Так что школьная программа — дело пустячное: хоть за пятый класс, хоть за десятый.

Мы вызывающе плюхнулись за первую парту. Сидящий сзади малец дернул одну из нас за локон и поинтересовался:

— А вы из “Секса в большом городе”, да?

— Нет, из “В бой идут одни старики”...

Оказалось, что программа седьмого класса уже изрядно подзабылась. Мы готовы были часами рассуждать о влиянии повести “Крейцерова соната” на общественное сознание, перечислять круги ада “Божественной комедии” и даже декламировать нетленное для советской эпохи: “Под вечер в гестапо ее привели...”.

Но — позорище! — мы попали на урок древнерусской литературы, на “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.

Сконцентрировались и попытались вспомнить хоть какую-то информацию по этому вопросу. “Там кто-то пошел по всему телу струпьями и язвами!” — наскребла по сусекам памяти Максимова.

Семиклашки читали текст по очереди вслух. Потом учительская указка выбрала Цикулину . Она уставилась в книгу и, покрываясь красными пятнами, начала читать доставшийся ей отрывок: “Дьявол вселился в неприязненного змея, летающего к жене князя на блуд. И являлся он ей в своем естественном облике, а людям, приходящим к князю, являлся князем, сидящим с женой своей. Жена этого не таила и рассказала обо всем мужу своему. Змей же неприязненный насилие творил над ней”.

Это был недетский любовный треугольник. Князь Павел, его родной брат, Змей и жемчужина этой шведской семьи — красавица Феврония. Ничего себе сказочка!

Зато дети воспринимали древнерусскую повесть совершенно спокойно. Да и учительница Ирина Вячеславовна вела себя так, будто читают они сказку про репку…

— Внимание, трудный момент, — только и уточнила она, — не запутайтесь: Павел — князь, а Петр — его родной брат.

Пролистав учебник, мы очень удивились, что за этот год семиклашки начнут с Петра и Февронии, а закончат аж Алексеем Толстым. “Так составлена программа, — развела руками учительница, — чтобы у них хотя бы общее представление о литературе появилось”. Интересно, что будут помнить из нее эти школяры спустя этак 5—10 лет?

Московский Комсомолец
За партой сидели Ксения МАКСИМОВА и Светлана ЦИКУЛИНА .

Аватара пользователя
vadim_i_z
-
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 7791
Зарегистрирован: 27.09.2006
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Минск, Беларусь
Возраст: 62

Сообщение vadim_i_z » 24 ноя 2006, 23:03

А Гоголь? Вот только сегодня сказал студентам: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь!"

Аватара пользователя
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 26 ноя 2006, 15:41

Классика, на мой взгляд, по определению не может быть "молодой" - это именно то, что выдержало читательский интерес в течение века (а иногда даже и более). Соответственно, немыслим разбор произведений без сопоставлений читателей того времени и нашего. А что касается стиля, то тут могут быть самые разные предпоЧтения :wink: , например, в я в русской литературе очень люблю Гоголя, с интересом :roll: отношусь к Достоевскому, но не переношу Толстого и Чехова. А ведь, как помнится из школы, на Толстого мы потратили целую четверть! А я бы с куда большим интересом поизучал бы, в частности, Голсуорси, равно как и О.Генри или Моэма или Цвейга. Да и вообще я не понимаю, почему литературу надо (было?) преподавать в порядке хронологии, а не в плане композиции/стиля/художественных приёмов и т.п. Так м получается литература одним из классических школьных предметов, когда заставляют делать что-то ненавистное... :?

Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая

Сообщение Елена » 27 ноя 2006, 23:39

А литературу и не надо преподавать в качестве хронологии...Мне кажется, что литература темами вечна и вопросами. А вопросы те же остались, на мой взгляд.
Кстати, много общего и у Цвейга с Чеховым, и у Моэма с Толстым...
У меня даже урок был "Худ. деталь в произведениях Чехова и Цвейга" (правда, Цвейга иногда на Мопассана меняла -в зависимости от класса)...
Дим, мне всё же кажется, что такую нелюбовь к русским классикам тебе в школе привили активным "втискиванием".
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

Аватара пользователя
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 28 ноя 2006, 12:08

Елена Долотова:А литературу и не надо преподавать в качестве хронологии...
8) :D А сейчас в России преподают иначе?
Елена Долотова:Мне кажется, что литература темами вечна и вопросами. А вопросы те же остались, на мой взгляд.
Не совсем. Дело в том, что мораль/этика зависят от (конкретного) общества, а раз общество меняется, то меняется и мораль. Соответственно, возникают несколько иные этические аспекты и вопросы (да и решения).
Елена Долотова:Кстати, много общего и у Цвейга с Чеховым, и у Моэма с Толстым...
На мой взгляд, Толстой не умел писать на (современном?) русском языке. Проиллюстрировать это, кстати, можно обилием цитат Толстого на диктантах. :wink: Т.е. говоря о простых вещах, он усложнял написание. О непригодности рассказов Толстого для детей уже написано много - писатель не умел разговаривать на их языке, хотя очень старался поговорить на упрощённом и обеднённом варианте русского. А Моэм очень точно подбирал слова и для ситуации, и для героя. 8)
Елена Долотова:Дим, мне всё же кажется, что такую нелюбовь к русским классикам тебе в школе привили активным "втискиванием".
Скорее, несвоевременным. Тем не менее, я очень хорошо отношусь к следующим "русским школьным классикам": Грибоедову, Пушкину (правда, только "Евгений Онегин" и детские сказки), Лермонтову, Гоголю, А.К. и А.Н. Толстым, Салтыкову-Щедрину (правда, тут больше уважения и ужаса перед мудростью, чем любви), Достоевскому (далеко не всё - как раз школьный хит "Преступление и наказание" :evil: ), Паустовскому, Горькому, Маяковскому... Не знаю, есть ли в программе Пастернак и Симонов. Мне кажется, что от школьной программы я, скорее, в плюсе, чем в минусе. :wink: 8)

Аватара пользователя
Вячеслав Кургин
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 454
Зарегистрирован: 21.11.2005

Сообщение Вячеслав Кургин » 28 ноя 2006, 12:23

А литературу и не надо преподавать в качестве хронологии...
Частично не соглашусь. Всегда после прочтения смотрю на год написания. Иногда даже, не дочитав до конца, открываю в нетерпении последнюю страницу вовсе не для того, чтобы узнать финал, просто жутко любопытно, когда это было написано или выпущено в печать. Итальянская новелла возрождения (эротика) была подписана в печать в начале восьмидесятых (тогда у нас секса не было :-) ). Почти библейская история о жизни святого Симонина была напечатана в конце семидесятых (тогда религиозная пропаганда была запрещена официальной идиологией). А, например, "Кысь" Толстой интереса не представляет, потому что была написана в послеперестроечные годы. Очень интересно читать полные собрания сочинений в хронологическом порядке. Тогда наблюдаешь за творческим ростом авторов и развитием и сменой эпох.

Аватара пользователя
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 28 ноя 2006, 13:48

:roll: А мне интереснее сюжет, чем автор... :wink: :lol:

Аватара пользователя
Солнечка
романист
романист
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 262
Зарегистрирован: 10.11.2006
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: корректор
Откуда: Питер
Возраст: 43

Сообщение Солнечка » 28 ноя 2006, 13:51

Я тоже предпочитаю знать, когда произведение было написано - лучше понимаешь причину написания, что автор хотел сказать, какие проблемы его волновали и почему он именно так их решал. В общем исторический и психологический разрез.

Аватара пользователя
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 28 ноя 2006, 13:55

Я полагаю, что причин написания бывает лишь две: деньги и/или зуд. :wink:

Аватара пользователя
adm2
-
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 1141
Зарегистрирован: 04.10.2005
Откуда: Moscow

Сообщение adm2 » 28 ноя 2006, 14:17

Некоторые еще славы хотят (не Кургина ;-)

Аватара пользователя
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 28 ноя 2006, 14:45

Поручик Иванов:Некоторые еще славы хотят
Причём пожизненной. :wink:

Аватара пользователя
Солнечка
романист
романист
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 262
Зарегистрирован: 10.11.2006
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: корректор
Откуда: Питер
Возраст: 43

Сообщение Солнечка » 28 ноя 2006, 22:08

Dimon:Я полагаю, что причин написания бывает лишь две: деньги и/или зуд. :wink:
А внутренняя потребность? Или она относится к зуду? Интересно, какой зуд испытывали те же Пушкин, Лермонтов, Толстой, который Лев? Я бы не стала с такой насмешкой относиться в литературе...

Аватара пользователя
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 29 ноя 2006, 12:13

Солнечка:А внутренняя потребность? Или она относится к зуду?
Внутренняя потребность может быть у большинства людей, не только профессиональных писателей, но заставить человека бросить всё и писать, писать, переписывать и опять переписывать способно нечто большее - именно страшный зуд!
Солнечка:Интересно, какой зуд испытывали те же Пушкин, Лермонтов, Толстой, который Лев?
Давай смотреть на их занятия: чем занимался Пушкин, Лермонтов, Толстой (который Лев). И, скажем, сравним их с вечно голодными Гоголем, Достоевским, Бальзаком, Дюма... :wink: Ведь, например, "Евгений Онегин" по своей сути ЕДИНСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ произведение Пушкина, написанное не от скуки и не для забавы! Восемь с половиной лет даже по тем временам срок колоссальный, не зря же он даже переводится в Одессу, чтобы служба и всё остальное (включая заговорщиков) не столь мешали бы ему. И даже год спустя подаёт в отставку. А завершение работы над "Евгением Онегиным" практически совпадает с очередной отставкой из камер-юнкерства и окончательным переходом Пушкина на профессиональное писательство - коммерциализация его творчества. И т.д.
Солнечка:Я бы не стала с такой насмешкой относиться в литературе...
Это не насмешка. Нет у меня возвышенного отношения к искусству, извини, Солнечка. :wink: Любой писатель неизбежно сталкивается с выбором, на что тратить время и как обеспечивать себя деньгами.

Аватара пользователя
vadim_i_z
-
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 7791
Зарегистрирован: 27.09.2006
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Минск, Беларусь
Возраст: 62

Сообщение vadim_i_z » 29 ноя 2006, 12:21

Dimon, я бы не назвал Дюма "вечно голодным". Один замок Монте-Кристо чего стоит.
Другой вопрос, тратил он гонорары нерасчетливо, это да.

Аватара пользователя
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 29 ноя 2006, 12:23

vadim_i_z:Dimon, я бы не назвал Дюма "вечно голодным". Один замок Монте-Кристо чего стоит.
Другой вопрос, тратил он гонорары нерасчетливо, это да.
:shock: А какая разница? Дюма вечно нуждался в деньгах и неизменно был в долгах. И спасался от этого только постоянным писательством.

Ольга
помощник писаря
помощник писаря
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 3
Зарегистрирован: 11.01.2007

Сообщение Ольга » 11 янв 2007, 23:49

Помню, в школе мы "Войну и мир" за 1,5 недели прошли. Сначала я честно читала, даже заинтересовалась - как никак про любовь :D Но не успевала я читать такими темпами, хотя скорость чтения у меня была достаточно высокая. Краткое содержание прочитала, написала сочинение на ОТЛИЧНО и думать забыла про этого Толстого. А сестра моя вообще не читала в школе, им учительница фильм включила, потом поговорили они пару уроков и сочинение написали. :lol:
А недавно в больнице лежала и дёрнуло меня почитать "Войну и мир" - а ведь интересно оказалось, прочитала за 4 дня. И всё время я либо друзей либо знакомых в героях опознавала - окружение другое, а переживания, характеры те же.

Аватара пользователя
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 12 янв 2007, 10:21

А я в школе "Войну и мир" не проходил. :P 8) :D
Я в это время мотался по всячески олимпиадам и практически три месяца жил вне дома и школы.

Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая

Сообщение Елена » 12 янв 2007, 11:06

Ольга, наверное, вообще "Войну и мир" в школе мало кто может осилить...Одно время я даже толкала идею, что вообще его стоит убрать... Кстати, так многие и сделали учителя. Но вот сейчас я всё же склоняюсь к мысли, что убирать не стоит. А вообще меня этот роман поразил тем, что в разное время возникают разные ассоциации и мысли, параллели и аналогии.
Много размышляла по-женски в своё время о бездетности Марии, потом не могла понять, почему всё же Наташа-любимая героиня Толстого, долго шла к мысли Андрея, что "прощать надо не только друзей, но и врагов своих", затем меня поразила реакция мужа на роман, когда он зачитывался им и говорил, что ему понятна Наташа в конце романа, когда её больше занимают детские какашки, нежели переживания Пьера (у нас как раз в то время родился ребёнок)... В общем, на сегодняшний момент я и, правда, считаю, что это "роман на все случаи жизни"...
А вот про класскику и школьную программу... Пытаюсь сейчас уже несколько дней ответить на вопрос: "Надо ли давать Достоевского в школе и, главное, зачем?"
Хорошие знакомые мои, люди читающие, мыслящие, убеждены, что ДОстоевский даёт искажённое представление о литературе как виде искусства и о христианстве. И человек он больной. А "Преступление" -роман своеобразный, сложный. Преподавать его вообще не стоит.
А вы что думаете?
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

Аватара пользователя
Солнечка
романист
романист
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 262
Зарегистрирован: 10.11.2006
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: корректор
Откуда: Питер
Возраст: 43

Сообщение Солнечка » 12 янв 2007, 11:41

"Надо ли давать Достоевского в школе и, главное, зачем?"
"Преступление..." в школе читала исключительно как детектив. :oops: Вообще очень тяжелый автор, специфический. "Бесов" не могу читать, только, разве, "Братьев Карамазовых" периодически перечитываю, да еще фильм смотрю с удовольствием.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение