Помощь знатоковЧто такое "суффикс"

В этом разделе можно поместить вопрос по русскому языку, вызвавший у вас трудности. Коллективный разум форума попробует вам помочь
Школьникам и студентам запрещено здесь размещать задания. Проходите в специальный раздел помощи

Модератор: Penguin

Автор темы
AReal
писарь
писарь
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 8
Зарегистрирован: 08.09.2008
Образование: высшее техническое
Откуда: Краснодар
 Что такое "суффикс"

Сообщение AReal »

Здравствуйте!
Я абсолютно безграмотен в русском языке, вот решил эту ситуацию исправить. Начал с граматики, и сразу же столкнулся с неопреодолимыми трудностями. В учебнике по которому я занимаюсь сказано:основной принцип русской орфографии - морфологический. Это значит, что все значимые части слова(корни, приставки,суффиксы, флексии), пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.
-Ну что ж, я решил для начала изучить, что такое вообще
эти "корни, приставки,суффиксы, флексии". Вот с чем столкнулся:
Суффикс (от лат. suffixus — прибитый, приколоченный) — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов или форм данного слова, например: мебель — мебель-н-ый, земля — зежл-ян-ой, медведь — медвеж-онок, новый — нов-ейш-ий.
Суффикс не является обязательным элементом слова.
В слове может быть один суффикс, а может быть несколько, например: множить — множ-и-телъ, чит-а-ть — читп-а-тель, напомин-а-тъ — напомин-а-ни[]э].
http://www.traktat.com/language/book/morefmic/suf.php
Сразу вопросы:
1. что такое "значимая часть слова"?
2. Как понять: "служит для образования новых слов"? -Вроде все буквы служат для образования новых слов, а не только "значимые части слова"? А также не очень понятно:
у нас что стоит вообще какая-то задача по образованию новых слов? Я что -то не помню чтобы когда либо себе её ставил...
3. Если суффикс идёт за корнем, то до каких "пределов"? т.е. как узнать, что в этом случае какая-то комбинация букв ещё является суффиксом, а вот уже начиная с этой буквы пошло окончание?
4. Если в слове имеется несколько суффиксов, то как мне узнать, где заканчивается один и начинается другой?

Вот как например, даётся в учебнике Н.В. Адамчика. "Самый полный курс русского языка"
минск. 2007 г. с.182. - ответ на 4-й вопрос:
1. Нужно сопаставить данное слово с группой родственных слов,
каждое из которых является более простым по форме и значению, чем анализируемое.
Например:
мечтательность | мечтать, мечтательный, мечтатель, мечта;
2. Расположить данные слова по степени убывающей сложности по отношению к анализируемому слову: мечтательность <-- мечтать <-- мечтательный<-- мечтатель<-- мечта;
3.Последовательно сопоставляя основы каждой пары слов, установить, с помощью какого суффикса в каждом конкретном случае была образованна более сложная единица.
Например:
а)Мечтательность - мечтательный
б)Мечтательный-мечтатель
4)Обобщить полученые данные и выделить суффиксы.
Теперь вопросы:
1.Как мне узнать, что некоторое слово, является более простым по форме и значению?
Почему например слово "мечтатель" - более простое по значению, чем слово "мечтательность"? Мне кажется, что ровно наоборот, - второе много проще по значению чем первое, поскольку в первом слышится нечто личностное, а всякая личность
бесконечно сложнее устроенна, чем любой механизм.
2. Как мне узнать, что некоторое слово проще другого по форме? По количеству букв?
3.Как определить "степень убывающей сложности слова" - иначе как я могу расположить слова?
4. Автор предлагает выделяя основы установить, с помощью какого суффикса в каждом конкретном случае была образованна более сложная единица. При этом, он почему-то наивно предпологает, что, то определение которое он дал - вполне понятно, и выполнить такую операцию - плевое дело. На самом деле - вообще нефига непонятно. Ни что такое суффикс, ни даже что такое корень - слово, которое фигурирует в определении понятия "суффикс".
Согласно "определению" - корень, это главная значимая часть слова в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Вот есть слово - "жечь". Какой здесь корень?
автор говорит -"при выделении корня необходимо подбирать слова таким образом, что бы корень был в них представлен по возможности всеми своими вариантами, например:жгущий,сожжение, ожёг, ожог". Вот подобрали мы такие слова, так где корень у слова "жечь"? Перед этим автор описывает порядок действий при выделении корня. Он пишет:
1.необходимо подобрать однокоренные слова
2. сопоставить ряд однокоренных слов и выделить в них наименьшую ОБЩУЮ часть - корень .
Тогда, согласно такому правилу, в примере со словом "жечь" - я должен был бы заключить, что здесь корень буква -"ж". Верно? А потом - как можно сопоставить в голове фразы
а)при выделении корня необходимо подбирать слова таким образом, что бы корень был в них представлен по возможности всеми своими вариантами,
б)сопоставить ряд однокоренных слов и выделить в них наименьшую ОБЩУЮ часть - корень .
Если корень - есть неизменяемая часть слова при преобразованиях, то как она может быть представлена " по возможности всеми своими вариантами"? Откуда варианты берутся?

Помогите пожалуйста разобраться. Спасибо.

Реклама
Лингвисток
поэт не про заек
поэт не про заек
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 116
Зарегистрирован: 02.01.2009
Образование: школьник
Откуда: МОСКВА
Возраст: 22
 Re: Что такое "суффикс"

Сообщение Лингвисток »

AReal:Как понять: "служит для образования новых слов"? -Вроде все буквы служат для образования новых слов, а не только "значимые части слова"? А также не очень понятно:
у нас что стоит вообще какая-то задача по образованию новых слов? Я что -то не помню чтобы когда либо себе её ставил...


Суффикс, как и приставка служат для образования новых слов. Раньше же не было слов, например: пылесос - пылесосить. Оно образовалось при помощи суффикса -ть (или окончания-везде по разному).
AReal: Если суффикс идёт за корнем, то до каких "пределов"? т.е. как узнать, что в этом случае какая-то комбинация букв ещё является суффиксом, а вот уже начиная с этой буквы пошло окончание?
А это надо знать суффиксы (в крайнем случае определять их по интуиции :D). А потом легче знать окончания (их уже в первом классе изучают).
AReal:Если в слове имеется несколько суффиксов, то как мне узнать, где заканчивается один и начинается другой?
Это опять-таки надо знать суффиксы, определять по лексическому значению суффиксы, так же, как и с приставками (их даже трое бывает - смотрите весь этот форум русского языка)
AReal:что такое "значимая часть слова"?
Значимою частью слова, если я не ошибаюсь, считается каждая его морфема, ещё сразу же вспоминается: "Морфема - наименьшая значимая часть слова". Так что не думайте об этом (но это не точно - Ваш 1-ый вопрос и мой последний ответ). :Rose:

Аватара пользователя
nastyalgiya
писарь
писарь
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 9
Зарегистрирован: 12.01.2009
Образование: студент
Профессия: русский язык и литература
Откуда: Днепропетровск, Украина
 Re: Что такое "суффикс"

Сообщение nastyalgiya »

Уважаемый AReal! я впервые встречаю такую сознательность в человеке! немногих людей у нас беспокоит состояние их грамотности. постараюсь Вам помочь.
что значит "наименьшая значимая часть слова"?
вот смотрите. разве сама по себе буква "Р" имеет какое-л. значение? разве Вы извлечёте из одной этой буквы како-л. смысл? но если Вы услышите "раса", то поймёте, о чём идёт речь. "расовый" для Вас понятно, т.к. здесь есть три знакомых Вам значимых части слова (хотя сознательно Вы, конечно, такой анализ не производите при каждой встрече с этим словом). эти части - корень "рас", несущий в себе главное значение слова; суффикс "ов", который говорит Вам, что это слово означает нечто, что имеет отношение к расе (сравните также абрикос-абрикосовый, тигр-тигровый, класс-классовый и т.д.); наконец, окончание "ый", благодаря которому понятно, что это прилагательное муж.рода единственного числа (белый, оконный, радостный). как видите, эти части слова могут встречаться и в других словах, сохраняя при этом каждая своё значение, а соединяясь, они составляют индивидуальное значение каждого отдельного слова.
интересно, что на подсознательном уровне носитель языка всегда понимает значения даже служебных морфем (суффиксов, приставок и др.), просто не задумывается об этом и часто не может сказать, если его вдруг спросить, каково значение суф. "ость", например. но я отвлеклась.
на счёт задачи образовывать новые слова.

перед Вами лично никто такой задачи сейчас не ставит. в процессе говорения Вы не создаёте слов в прямом смысле, но Вы их воссоздаёте по тем моделям и правилам, которые есть в языке и большинство которых Вы (да, именно Вы) усвоили в возрасте до 5ти лет (да, именно в этом возрасте). об этом очень интересно написано у К.И.Чуковсокого в книге "От 2х до 5ти". а кто же создал эти модели и правила, которые мы все усваиваем с детства? они создавались тысячелетиями и были кодифицированы (то есть приняты за норму) самой традицией. Ваша же задача - лишь осмыслить то, что было усвоено бессознательно, и доусваивать то, что было упущено раньше.
после всего сказанного, надеюсь, уже понятно, почему слова образуются не с помощью букв, а с помощью морфем. а если морфема состоит из одной буквы, то это значит только то, что это морфема, состоящая из одной буквы, а вовсе не просто буква, спомощью которой образовано новое слово.
о выделении окончаний
тут нет ничего проще. просто произменяйте это же слово. существительное - по падежам и числам, прилагательное - по родам, падежам и числам, глагол - по лицам и числам. наречия не меняются о окончаний не имеют, так же как междометия, деепричастия, инфинитив глагола ("ть" - грамматичекий суффикс; но если встретите, что это окончание, не смущайтесь - так пишут в школьных грамматиках). например: рука - руки - руке, синий - синего - синему, иду-идёшь-идёт, второй-второго-второму, идущий - идущего-идущему, мой-моего-моему и т.д. меняются только последние 1-2-3 буквы. они-то и есть окончания.
как разграничить несколько суффиксов в слове? и здесь же Как мне узнать, что некоторое слово, является более простым по форме и значению?
разграничить суффиксы действительно можно лишь в том случае, если Вы определите для себя "причинно-следственную" связь в строении слова. а для этого нужно выстроить вловообразовательную цепочку от самого простого однокоренного слова к самому сложному. например: готов/ый-готов/и/ть-за/готов/и/ть-за/готов/ка-за/готов/щик-за/готов/щиц/к/ий. такие цепочки в готовом виде можно находить в специальных словообразовательных словарях, напр. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка : в 2х т. М., 1985.
но на практике разбора слова цепочка строится в обратном порядке - порядке убывания сложности слов. чтобы определить, от какого слова образовано данное, задайте себе вопрос: а что это слово означает? можете даже заглянуть в толковый словарь - там чёткие формулировки лексических значений. что значит "заготовщицкий"? это такой, который имеет отношение к заготовщику. надеюсь, Вы бы подумали так же. кто такой заготовщик? тот, кто делает заготовки, либо тот, кто что-л. заготовляет. тут можно задуматься: образовано слово от "заготовка" или от"заготовлять". но во втором случае получился бы "заготовлятель" или "заготовляльщик", значит, не подходит. что такое "заготовка"? это либо процесс, либо результат действия - какого? - "заготовить". и т.д. конечно, такой метод определения несовершенен, так как возникает много подобных ситуаций, связанных с многозначностью русских слов. поэтому важно обращать внимание на то, в каком из своих значений берётся слово, если оно многозначно. так, от слова "глухой" в разных его значениях образуются разные существительные: "глушь", "глухота", "глухость". тут помогает опыт: разберёте не 10 слов, а 100 - и 101ое разобрать будет легче. и я всё же настоятельно рекомендую Вам познакомиться со словарём Тихонова - он многое для Вас разъяснит.

Добавлено спустя 21 минуту 55 секунд:
теперь о вариантах корня
Вы называете корень неизменяемой частью слова. это так и есть. корень, как и любая другая морфема, имеет две стороны: формально-структурную (звучание и графическое отображение) и семантическую (значение всего того, что звучит и пишется). значение действительно никогда не меняется, но форма иногда подвержена некоторым изменениям, причины которых уходят далеко в глубины истории языка. можно, конечно, стонать и сетовать на эту историю, мол, почему я из-за неё должен мучиться и разбирать, где тут вариант корня, а где уже совсем другой корень, но от этого ситуация не изменится. с этим нужно просто примириться.
что же до того, как определить корень в случаях типа "жечь", то тут не обойтись без сведений из истории языка, поэтому лучше просто обратиться к справочнику, к словарю. а чтобы не запутаться в том, видите ли Вы перед собой обнокоренные слова с вариантами корня или же слова с разными корнями, - не забывайте о семантической стороне корня и всегда спросите себя: у этих корней одинаковое значение или разное? например: за/пир/ать - за/пер/еть и за/пир/ать - пир/овать. я думаю, Вы без труда определите, какие два слова здесь однокоренные, а какое имеет другой, хотя и совпадающий по форме корень.
не плюй в колодец: вылетит - не поймаешь...

Аватара пользователя
vadim_i_z
Гениалиссимус
Гениалиссимус
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 7810
Зарегистрирован: 27.09.2006
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Минск, Беларусь
Возраст: 63
 Re: Что такое "суффикс"

Сообщение vadim_i_z »

Похулиганить можно?
Слово "суффикс" имело на лодке разнообразное и глубокое значение. Слово это перекочевало на лодку с общеобразовательных курсов, где тайны родного языка преподавала краснофлотцам сама жена командира. Когда столкнулись с этим термином, решительно у всех учеников заело в понимании странной силы двух-трех букв. Суффикс стал предметом горячих вечерних споров, и многие признавались, что значительно легче понять процесс зарядки аккумуляторов или причину потопления торпеды, чем разобраться в этих суффиксах, которые переворачивают весь смысл слова и которые надо вдобавок уметь находить где-то в самой корме слова, между корнем и окончанием. Теоретическое исследование всем понятного и родного языка надолго застопорилось, причиняя одинаковые мученья ученикам и преподавательнице, которой дома по вечерам командир строго ставил на вид недостаточную четкость ее определений и неуменье разъяснить показом.
Поэтому понятно, что суффиксом стали называться на лодке различные таинственные неполадки в механизмах, требующие для своей расшифровки значительного напряжения мысли, а также и затруднительные эпизоды личной жизни. Суффикс мог случиться и в дизеле, и в антенне, и в торпедном аппарате, и в котле у кока, и при погружении, и во взаимоотношениях со старшиной, с портом, а также с женой или иной подругой жизни.
Леонид Соболев. Рассказы капитана 2-го ранга В.Л.Кирдяги, слышанные от него во время "Великого сиденья"

Аватара пользователя
Nikita
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 30.06.2015
 Что такое "суффикс"

Сообщение Nikita »

суффикс-отношение к объекту.
к примеру:радость-ра значит солнце,дость-доставлять.
далее:радостный-радость испытывающий;радующий-радость дающий.
всё.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Суффикс ан\ин или -анин ?
    CopperKettle » 12 май 2013, 18:43 » в форуме Словообразование
    4 Ответы
    9114 Просмотры
    Последнее сообщение slava1947
    14 май 2013, 15:05
  • Суффикс -л- в глаголах
    izoldushka » 16 апр 2012, 20:43 » в форуме Словообразование
    8 Ответы
    32445 Просмотры
    Последнее сообщение Елена
    18 апр 2012, 18:49
  • Суффикс -х- в существительных
    DanielFa » 03 апр 2013, 12:51 » в форуме Морфология
    28 Ответы
    8347 Просмотры
    Последнее сообщение Сергей Титов
    24 сен 2018, 18:13
  • Флексия или формообразующий суффикс?
    Буров Эдуард » 22 июл 2010, 12:26 » в форуме Морфология
    2 Ответы
    3611 Просмотры
    Последнее сообщение Рязанцев
    13 сен 2013, 16:50
  • Какой суффикс в слове ЮНЫЙ?
    Дарья Александровна » 02 фев 2015, 16:34 » в форуме Словообразование
    22 Ответы
    4092 Просмотры
    Последнее сообщение slava1947
    17 мар 2015, 01:36