Дабы окончательно и бесповоротно развеять любительский миф об обрате, который будто бы в этимологическом плане является
обобранным молоком, приведем мнение молочного профессионала.
Первые шаги к промышленной переработке
Сейчас просто невозможно ощутить значимость и сложность получения сливочного масла в старину при абсолютном господстве тяжкого ручного труда. Но восторг, с которым в России приняли в 1881 году первый заграничный сепаратор, позволяет осознать и теперь упрощение операции получения свежайших сливок не их отстоем по времени, сопровождавшимся возможностью попутного скисания. А еще через 18 лет, в 1899 году, российским промышленникам на очередной отечественной выставке был представлен вариант двухстадийного шведского сепаратора, называвшийся «аккумулятор» (см. рис. 1). В верхней части барабана данной машины происходила очистка молока с одновременным получением сливок, перепускаемых в нижнюю часть. Внизу без промедления осуществлялось сбивание этих сливок с получением масла зернистой консистенции. Очень серьезная инновация, обогнавшая тогдашнюю науку и… закономерно пришедшая тут же в тупик вследствие ограниченности упрощенного механистического мышления в части маслообразования, господствовавшего в то время – время кустарного примитивного получения масла отдельными крестьянами.
Последующие многолетние исследования доказали не только необходимость поэтапного управления температурой сбивания (помимо силового воздействия на сливки), но позволили также выработать конкретные рекомендации, которыми мир пользуется и теперь.
Массовый образ мыслей является определяющим для массового образа действий. Психологически забитый в головы столетие тому назад своеобразный гвоздь вторичности и малоценности остальных молочных составляющих помимо жира, дожил до нашего времени и повсюду вылезает острием. То кольнет сбросом сыворотки, равнодушно сбрасываемой заводами в канализацию вместе с растворимыми белками, то задержит прогресс повсеместным игнорированием заводскими специалистами мембранных технологий для разделения компонентов обезжиренного молока на белковую часть и лактозу. Такой же внутренний приказ «на первый-второй рассчитайсь!» сидит в головах работников разных экологических служб, становящихся оборотнями-вредителями, игнорирующими собственные же ведомственные полномочия в части контроля стоков и пресечения сброса ценных компонентов. Влияние на многих наших граждан, по-прежнему, имеют три старинных друга: Авось, Небось, Как-нибудь.
Оборотная сторона медали повлияла и на ее лицевую сторону: если необязательна полнота использования всего молока, то необязательно и сливочное масло вырабатывать из одних только сливок. Так равнодушно и вползли в ситуацию, при которой около 400 (!) отечественных молокоперерабатывающих заводов из 700 выбрасывают на рынок фальсификаты в упаковках-обманках. Что это, если не профессиональная деградация с полной потерей гордости и достоинства? Никакими словесными ухищрениями не оправдать повсеместного отката от многовековой традиции производства доброкачественного продукта питания. Очевиден системный сбой в хозяйственном механизме нашей страны…
Архаичная логика выделения из молока только лишь жировой составляющей (3,4-5,8%) для превращения ее в ценный и сравнительно дорогой продукт, игнорировала очевидный факт. Требуется переработать 22,3-23,6 кг исходного молока различной жирности, чтобы получить один-единственный килограмм масла. Только вот куда направить основную массу обезжиренного молока с содержанием в нем ценных белков, углеводов, минеральных солей, витаминов? В самом начале становления маслодельного производства, себя таким вопросом не утруждали. Каждому индивидуальному сдатчику возвращалось обезжиренное молоко, которое он использовал в домашнем натуральном хозяйстве для замешивания теста, для выработки тощего творога, для вскармливания молодняка (телят, поросят, ягнят, козлят) на собственном подворье. Так появился устойчивый термин-долгожитель «обрат», якобы неизбежный спутник промышленного маслоделия. Хотя в 70-е годы ХХ века развернулось серьезное строительство типовых заводов сухого обезжиренного молока, где использовались все компоненты ценного сырья, а масло закономерно уступило свое первое место комплексной переработке, жив курилка-обрат в нашем языке и теперь.
http://sfera.fm/articles/127
Конечно, на глубоком индивидуальном уровне можно воспринимать технический термин молочной промышленности "обрат" происходящим как бы из некоего "обирания молока" домашними хозяйками. Но только на глубоком, единичном и сугубо специфическом
Обыкновенная морфология не позволяет произвести отглагольное существительное ОБРАТ из глагола
обирать, родственные слова к которому : обор, сбор, убор, набор, выбор, добор, перебор, подбор, забор. Я повторяю : обрат - не обор, и никогда им не был. Также не было таких монстров, как сбрат, убрат, набрат, забрат и прочих уродцев. Слово обрат находится в смысловом и морфологическом гнезде "обратный, обратить, оборот".
Аргументов, кроме надувания щёк, в пользу версии "обобранного обрата" представлено автором двух(!) тем - ровно НОЛЬ. Можем ли мы надеяться, что в текущем году он поднапряжется и вывалит на-гора хотя бы один довод?
К доводам не относятся : личные фантазии, пускание пузырей, возгласы типа гы-гы, уход от темы, заметание следов и прочие уловки старых демагогов.