Синтаксис и пунктуация ⇒ Сказуемое
Модератор: Селена
-
Автор темыmisha)
- старший писарь
- Сообщений в теме: 4
- Всего сообщений: 22
- Зарегистрирован: 05.09.2010
- Образование: школьник
- Откуда: kaluga
- Возраст: 25
Сказуемое
Помогите опеределить тип сказуемого.
Станет изучать - простое глагольное или составное глагольное?
Среди вспомогательных слов для СГС нет глаголов-связок (по теории), а для ПГС характерно (как я знаю) образование форм будущего времени только с глаголом быть.
Совсем запутался....
Станет изучать - простое глагольное или составное глагольное?
Среди вспомогательных слов для СГС нет глаголов-связок (по теории), а для ПГС характерно (как я знаю) образование форм будущего времени только с глаголом быть.
Совсем запутался....
-
Автор темыmisha)
- старший писарь
- Сообщений в теме: 4
- Всего сообщений: 22
- Зарегистрирован: 05.09.2010
- Образование: школьник
- Откуда: kaluga
- Возраст: 25
Re: Сказуемое.
Я думаю можно и без контекста обойтись, но если Вам так угодно.
Он станет изучать иностранный язык.
Он станет изучать иностранный язык.
-
- начинающий литератор
- Сообщений в теме: 8
- Всего сообщений: 94
- Зарегистрирован: 11.08.2010
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Россия
Re: Сказуемое.
Миша, простое сказуемое может быть только глагольным, т.е. оно выражается самостоятельным глаголом в любом из трёх наклонений (изъявительном, условное, повелительное ). Примеры: Люди украшают землю трудом; украшали бы люди землю своим трудом; украшайте землю своим трудом!
Составное глагольное сказуемое так и называется потому, что включает в себя неопределённую форму и ещё одно слово (или два) - вспомогательное. На это надо обращать внимание! Разные слова могут быть при неопределённой форме, в том числе краткое прилагательное со словом был, была, было. Примеры: Люди должны украшать своим трудом землю. Я был бы рад украсить землю трудом и цветами. Верный признак - наличие неопределённой формы!
Предложение "Он станет изучать иностранный язык" имеет в составе сказуемого неопределённую форму (изучать), она указывает на смысл, и ещё один глагол ( станет), он указывает уже на грамматический признак: будущее время процесса, о котором говорится.
Миша, в Вашем ответе или ошибка или опечатка: надо писать контексте. И совет: выражение "если вам так угодно" не несёт оттенка вежливости. Не следует в общении с незнакомыми людьми его употреблять.
Составное глагольное сказуемое так и называется потому, что включает в себя неопределённую форму и ещё одно слово (или два) - вспомогательное. На это надо обращать внимание! Разные слова могут быть при неопределённой форме, в том числе краткое прилагательное со словом был, была, было. Примеры: Люди должны украшать своим трудом землю. Я был бы рад украсить землю трудом и цветами. Верный признак - наличие неопределённой формы!
Предложение "Он станет изучать иностранный язык" имеет в составе сказуемого неопределённую форму (изучать), она указывает на смысл, и ещё один глагол ( станет), он указывает уже на грамматический признак: будущее время процесса, о котором говорится.
Миша, в Вашем ответе или ошибка или опечатка: надо писать контексте. И совет: выражение "если вам так угодно" не несёт оттенка вежливости. Не следует в общении с незнакомыми людьми его употреблять.
-
- ВПЗР
- Сообщений в теме: 1
- Всего сообщений: 2654
- Зарегистрирован: 28.10.2008
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: преподаватель новогреческого языка
- Откуда: Греция
- Возраст: 56
Re: Сказуемое.
misha), а согласно какой теории вы не можете отнести ваш случай к составному глагольному сказуемому?
Вот это вам не подходит?
Александр Ц, думаю, что опечатка, от которых никто не застрахован.
Вот это вам не подходит?
Впрочем, может преподаватели дадут вам более обоснованный ответ. Материала в сети много, кажется всё довольно однообразно.Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое состоит из связочной части и неопределённой формы глагола. Отвечает на вопросы что делает? что делать? что делал? Связочная часть может быть:
1 фазисным глаголом (начать, продолжать, стать, бросить)
Александр Ц, думаю, что опечатка, от которых никто не застрахован.
-
- начинающий литератор
- Сообщений в теме: 8
- Всего сообщений: 94
- Зарегистрирован: 11.08.2010
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Россия
Re: Сказуемое.
Опечатки - наш бич. Бывает, смотришь и не видишь. Вот и я сейчас исправил свою в слове наклонений. Так что же Миша молчит? Александр Ц. и Irida правильно объясняют, что такое составное глагольное сказуемое. Его признак - наличие неопределённой формы глагола и при ней вспомогательного слова. Так называют слова ,связанные с неопределённой формой в составе сказуемого. Например: начал играть, кончил играть, продолжал играть, хотел играть, может играть, не может играть, хотел бы играть. В случае, если вспомогательным словом является краткое прилагательное, то рядом с ним будет ещё глагол связка. Примеры. Он был рад играть, он готов был играть. Если выражаем настоящее время, то глагольная вязка при кратком прилагательном не употреблянтся: он готов играть, он рад играть целый час.
-
Автор темыmisha)
- старший писарь
- Сообщений в теме: 4
- Всего сообщений: 22
- Зарегистрирован: 05.09.2010
- Образование: школьник
- Откуда: kaluga
- Возраст: 25
Re: Сказуемое.
Да, это, действительно, была опечатка.
Следуя вашей логике, Александр Ц, в предложении Он будет учить иностранный язык
Сказуемое тоже СОСТАВНОЕ?
И вообще, суть вопроса в том (если Вы не поняли): можно ли слово стать приравнять к глаголу-связке быть?
И считать сочетание этого глагола с инфинитивом простым глаголным сказуемым, как в случае со связкой быть.
Ксати, в Ваших сообщениях тоже немало опечаток.
Спасибо за такое количество теории, но я спрашивал совсем про другое.
Добавлено спустя 4 минуты 27 секунд:
irida, когда мы разбирали этот случай с преподавателем, он не дал однозначного ответа.
У него эта ситуация, так же как и у меня, вызвала затруднения.
Вот поэтому я и обратился за помощью)))
Спасибо за предоставленную информацию, учту
Следуя вашей логике, Александр Ц, в предложении Он будет учить иностранный язык
Сказуемое тоже СОСТАВНОЕ?
И вообще, суть вопроса в том (если Вы не поняли): можно ли слово стать приравнять к глаголу-связке быть?
И считать сочетание этого глагола с инфинитивом простым глаголным сказуемым, как в случае со связкой быть.
Ксати, в Ваших сообщениях тоже немало опечаток.
Спасибо за такое количество теории, но я спрашивал совсем про другое.
Добавлено спустя 4 минуты 27 секунд:
irida, когда мы разбирали этот случай с преподавателем, он не дал однозначного ответа.
У него эта ситуация, так же как и у меня, вызвала затруднения.
Вот поэтому я и обратился за помощью)))
Спасибо за предоставленную информацию, учту

-
- начинающий литератор
- Сообщений в теме: 8
- Всего сообщений: 94
- Зарегистрирован: 11.08.2010
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Россия
Re: Сказуемое.
Миша, простое сказуемое выражается глаголом в любом из трёх наклонений (изъявительном, условное, повелительное). Составное глагольное сказуемое включает в себя неопределённую форму и ещё одно слово (или два) - вспомогательное. С неопределённой формой могут быть по смыслу связаны разные слова, в том числе краткие прилагательные: Люди рады украшать своим трудом землю.
Именно по наличию неопределённой формы глагола и связанных с ним по смыслу других слов делаем вывод, что это не простое, а составное глагольное сказуемое.
Миша, выступи перед классом и разъясни, что два глагола "быть", "стать" образуют сложное будущее время, т.е. мы будем иметь изъявительное наклонение, выраженное глаголом в сложном будущем времени. Это и даёт вывод, что предложения "Он станет изучать иностранный язык", " он будет изучать иностранный язык" имеют простое глагольное сказуемое, выраженное глаголами сложного будущего времени, изъявительного наклонения.
"У него эта ситуация так же как и у меня вызвала затруднения". Миша, здесь поставим запятые:" У него эта ситуация так же, как и у меня, вызвала затруднения. Поясни всё и учителю. Если желаешь, пиши о моих опечатках. Спасибо.
Именно по наличию неопределённой формы глагола и связанных с ним по смыслу других слов делаем вывод, что это не простое, а составное глагольное сказуемое.
Миша, выступи перед классом и разъясни, что два глагола "быть", "стать" образуют сложное будущее время, т.е. мы будем иметь изъявительное наклонение, выраженное глаголом в сложном будущем времени. Это и даёт вывод, что предложения "Он станет изучать иностранный язык", " он будет изучать иностранный язык" имеют простое глагольное сказуемое, выраженное глаголами сложного будущего времени, изъявительного наклонения.
"У него эта ситуация так же как и у меня вызвала затруднения". Миша, здесь поставим запятые:" У него эта ситуация так же, как и у меня, вызвала затруднения. Поясни всё и учителю. Если желаешь, пиши о моих опечатках. Спасибо.
-
- по чётным - академик
- Сообщений в теме: 4
- Всего сообщений: 1343
- Зарегистрирован: 21.12.2009
- Образование: высшее техническое
- Профессия: ИТ
- Откуда: Минск
Re: Сказуемое.
Александр Ц пишет:
Именно по наличию неопределённой формы глагола и связанных с ним по смыслу других слов делаем вывод, что это не простое, а составное глагольное сказуемое.
- • Он собирается изучать иностранный язык.
• Он предполагает заняться йогой.
• Он планирует поступить в вуз.
• Он идёт принимать душ.
• Он готов определить тип сказуемого.
-
- начинающий литератор
- Сообщений в теме: 8
- Всего сообщений: 94
- Зарегистрирован: 11.08.2010
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Россия
Re: Сказуемое.
Саид, Правильно. Вы даёте примеры предложений с составным глагольным сказуемым - не простым глагольгным. Сказуемое здесь везде выражено инфинитивом (он передаёт лексическое значение) плюс вспомогательный другой глагол ( в нём выражено грамматическое значение ). И ещё признак узнавания: здесь нет ни одного из трёх наклонений.
-
- начинающий литератор
- Сообщений в теме: 8
- Всего сообщений: 94
- Зарегистрирован: 11.08.2010
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Россия
Re: Сказуемое.
Саид, Ой-ёй-ёй! Саид, вижу, вижу!
"Он готов определить тип сказуемого!" - здесь нет вспомогательного глагола при неопределённой форме. Есть краткое прилагательное "готов" (готова, готово, готовы). Но! видите ли Вы выражение настоящего времени упоминаемого процесса (готов помочь)? Поэтому связака в этих случаях не употребляется ( так по-русски). Если говорим "он был готов помочь, он будет готов помочь", то без глагольной связки "быть" уже не обойтись. А тип сказуемого не меняется: оно составное глагольное. Только скажем так: это сказуемое выражено инфинитивом и кратким прилагательным (вспомогательное слово к инфинитиву, оно несёт на себе грамматическое значение).
Хех! Хех! Вот как надо быть внимательным. Вот как интересен русский синатксис! Присылайте разные трудные примеры и задачи. Это нам полезно.
"Он готов определить тип сказуемого!" - здесь нет вспомогательного глагола при неопределённой форме. Есть краткое прилагательное "готов" (готова, готово, готовы). Но! видите ли Вы выражение настоящего времени упоминаемого процесса (готов помочь)? Поэтому связака в этих случаях не употребляется ( так по-русски). Если говорим "он был готов помочь, он будет готов помочь", то без глагольной связки "быть" уже не обойтись. А тип сказуемого не меняется: оно составное глагольное. Только скажем так: это сказуемое выражено инфинитивом и кратким прилагательным (вспомогательное слово к инфинитиву, оно несёт на себе грамматическое значение).
Хех! Хех! Вот как надо быть внимательным. Вот как интересен русский синатксис! Присылайте разные трудные примеры и задачи. Это нам полезно.
-
- по чётным - академик
- Сообщений в теме: 4
- Всего сообщений: 1343
- Зарегистрирован: 21.12.2009
- Образование: высшее техническое
- Профессия: ИТ
- Откуда: Минск
Re: Сказуемое.
Да нет, Александр Ц, пятое я, типа, для маскировки привёл. Там составное глагольное, без вопросов. Но спрашивал-то я про четвёртое:
- • Он идёт принимать душ.
-
- начинающий литератор
- Сообщений в теме: 8
- Всего сообщений: 94
- Зарегистрирован: 11.08.2010
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Россия
Re: Сказуемое.
Саид, так ведь разве есть трудности с определнием сказуемого здесь?
• Он собирается изучать иностранный язык.
• Он предполагает заняться йогой.
• Он планирует поступить в вуз.
• Он идёт принимать душ.
• Он готов определить тип сказуемого.
Во всех первых черырёх предложениях присутствие инфинитива (лексическое значение высказывания) и связанных с ним глаголов в настоящем времени (собирается, предполагает, планирует, идёт, указание на грамматическое значение - время) указывает на тип сказуемого: составное глагольное - не простое и не именное.
Пишите.
• Он собирается изучать иностранный язык.
• Он предполагает заняться йогой.
• Он планирует поступить в вуз.
• Он идёт принимать душ.
• Он готов определить тип сказуемого.
Во всех первых черырёх предложениях присутствие инфинитива (лексическое значение высказывания) и связанных с ним глаголов в настоящем времени (собирается, предполагает, планирует, идёт, указание на грамматическое значение - время) указывает на тип сказуемого: составное глагольное - не простое и не именное.
Пишите.
-
- по чётным - академик
- Сообщений в теме: 4
- Всего сообщений: 1343
- Зарегистрирован: 21.12.2009
- Образование: высшее техническое
- Профессия: ИТ
- Откуда: Минск
Re: Сказуемое.
Нет, Александр Ц, Ваш критерий ненадёжен.
Глагол идти может иной раз использоваться в модальном значении (собираться, намереваться), но я такое его употребление счёл бы, пожалуй, разговорным, сниженным. Вот и у Кузнецова среди трёх десятков значений этого глагола такого не нашлось. Всё-таки идти в подавляющем большинстве случаев выражает вполне определённое, конкретное действие. А принимать душ в моём примере (Он идёт принимать душ) — это уже не сказуемое, а обстоятельство цели:
(Подчёркивания мои. — С.)
Вот ещё пара примеров:
Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам совсем не ради ссоры. (Крылов)
А уж Онегин вышел вон; домой одеться едет он. (Пушкин)
Глагол идти может иной раз использоваться в модальном значении (собираться, намереваться), но я такое его употребление счёл бы, пожалуй, разговорным, сниженным. Вот и у Кузнецова среди трёх десятков значений этого глагола такого не нашлось. Всё-таки идти в подавляющем большинстве случаев выражает вполне определённое, конкретное действие. А принимать душ в моём примере (Он идёт принимать душ) — это уже не сказуемое, а обстоятельство цели:
© Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. 41. Виды обстоятельств по значениюОбстоятельства цели обозначают цель совершения того или иного действия и выражаются обычно наречиями или инфинитивом: По улицам слона водили, как видно, напоказ (Кр.); Нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома (Гонч.); Владимир обнял их с восторгом и поехал домой приготовляться (П.); Вскоре они оба ушли телефонировать (Наб.).
(Подчёркивания мои. — С.)
Вот ещё пара примеров:
Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам совсем не ради ссоры. (Крылов)
А уж Онегин вышел вон; домой одеться едет он. (Пушкин)
-
Автор темыmisha)
- старший писарь
- Сообщений в теме: 4
- Всего сообщений: 22
- Зарегистрирован: 05.09.2010
- Образование: школьник
- Откуда: kaluga
- Возраст: 25
Re: Сказуемое.
Преподаватель филологии "Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского" мне пояснил, что глагол быть как бы обособлен от всех остальных глаголов, а глагол стать имеет фазисное значение ( как уже писала irida ), то есть нельзя с его помощью обазовать ПГС.)
-
- начинающий литератор
- Сообщений в теме: 8
- Всего сообщений: 94
- Зарегистрирован: 11.08.2010
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Россия
Re: Сказуемое.
Миша, не приучайте себя писать ПГС. Это упрощение нащего выразительного языка, оно некрасиво, неуместно, невежливо. вы ведь пишете не записку другу. Очень хорошо, что Вы, молодой человек, так по-исследовательски стараетесь вникнуть в лингвистические тонкости русского языка. Язык как отражение живой материи человеческого мышления, действительно, бесконечен в познании. Лингвисттка, русистика, славистика - интереснейшая область человеческого знания. В учебных целях описание сказуемого хорошо дано в учебнике для 8 класса: Русский язык, издательство "Просвещение", 2003 г., Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Для учащихся этого научного объяснения достаточно. Но Вы пользуетесь даже термином "фазисный глагол". В литературе употребляется выражение и "фазовые глаголы" (начать, принять, взяться, прекратить и .д., т.е. глаголы такие, которыми мы выражаем какую-либо фазу действия) ). В определении типа составного глагольного сказуемого главное, чтобы ученик видел в предложении вспомогательное слово и инфинитив и отсутствие наклонения. А тонкости этих вспомогательных слов - дело особо одарённых.
Преподаватель филологии "Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского"... Миша! в оформлении этого предложения есть недочёты (погрешности). Интересно, можешь ли сам их увидеть?
Преподаватель филологии "Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского"... Миша! в оформлении этого предложения есть недочёты (погрешности). Интересно, можешь ли сам их увидеть?
-
- -
- Сообщений в теме: 1
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Сказуемое.
Добавлено спустя 3 минуты 3 секунды:
Полагаете, что нужно приучать себя писать каждый раз "простое глагольное сказуемое"?Александр Ц: не приучайте себя писать ПГС
А как тогда быть с сокращениями и аббревиатурами? Вы их не используете в своей речи вообще?Александр Ц: упрощение нащего выразительного языка, оно некрасиво, неуместно, невежливо
Добавлено спустя 3 минуты 3 секунды:
Александр Ц, в оформлении этого предложения есть недочёт.Александр Ц:В учебных целях описание сказуемого хорошо дано в учебнике для 8 класса: Русский язык, издательство "просвещение", 2003 г., Бархударов С.Г., Крючков С.Е

"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
- начинающий литератор
- Сообщений в теме: 8
- Всего сообщений: 94
- Зарегистрирован: 11.08.2010
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Россия
Re: Сказуемое
Елена, полагаю, что не следует засорять письменную и устную речь аббревиатурой. она тоже должна создаваться с умом, не нарушать ясности, красоты. Я пользуюсь аббревиатурой, которая общепринята и всем понятна. Создавать аббревиатуру - профессональное дело учёных линвистов.
Расцвеченная красным, синим и жёлтым, в форме толстого журнала, продавалась в магазинах книга с длинным названием: «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2009. Русский язык. Федеральный институт педагогических измерений. Официальный разработчик контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена». Сборник выпущен издательствами, названия которые понятны только их владельцам: «Астрель», «АСТ», г. Москва. Тексты книги испещрены аббревиатурой. Какая необходимость, какая красота, какая грамотность? Незнакомая читателю аббревиатура в тексте зачем? И пишущему надо понимать, уместно ли употребить эту аббревиатуру: пишу другу письмо или пояснительную записку, заявление. Юноше Мише надо это всё знать. А сейчас мы с Вами видим вал аббревиатуры, создаваемой на свой личный вкус.
И на радио разве уместно произносить непонятные сокращения? Спасибо, пошутили надо мной - исправил недочёт в оформлении предложения, прочитайте. Но не кавычки (?). Заключать в кавычки название учебного заведения не надо, ни к чему. У кавычек есть свои назначения, их немного. Теперь, при бесконтрольности, кавычки лепят где надо и не надо.
Расцвеченная красным, синим и жёлтым, в форме толстого журнала, продавалась в магазинах книга с длинным названием: «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2009. Русский язык. Федеральный институт педагогических измерений. Официальный разработчик контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена». Сборник выпущен издательствами, названия которые понятны только их владельцам: «Астрель», «АСТ», г. Москва. Тексты книги испещрены аббревиатурой. Какая необходимость, какая красота, какая грамотность? Незнакомая читателю аббревиатура в тексте зачем? И пишущему надо понимать, уместно ли употребить эту аббревиатуру: пишу другу письмо или пояснительную записку, заявление. Юноше Мише надо это всё знать. А сейчас мы с Вами видим вал аббревиатуры, создаваемой на свой личный вкус.
И на радио разве уместно произносить непонятные сокращения? Спасибо, пошутили надо мной - исправил недочёт в оформлении предложения, прочитайте. Но не кавычки (?). Заключать в кавычки название учебного заведения не надо, ни к чему. У кавычек есть свои назначения, их немного. Теперь, при бесконтрольности, кавычки лепят где надо и не надо.
-
- ВПЗР
- Сообщений в теме: 1
- Всего сообщений: 2033
- Зарегистрирован: 13.07.2009
- Образование: школьник
- Профессия: метролог
- Откуда: Магадан
- Возраст: 61
Re: Сказуемое
А что вы подразумеваете под "понятными названиями"?Александр Ц: Сборник выпущен издательствами, названия которые понятны только их владельцам: «Астрель», «АСТ», г. Москва.
Параллельно с реальными событиями существует идеальная их последовательность. Они редко полностью совпадают.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 6 Ответы
- 766 Просмотры
-
Последнее сообщение Рене
16 окт 2009, 11:13
-
- 3 Ответы
- 1514 Просмотры
-
Последнее сообщение Дарья Александровна
07 сен 2013, 21:40
-
- 1 Ответы
- 579 Просмотры
-
Последнее сообщение Гага
19 янв 2016, 13:31
-
- 10 Ответы
- 3805 Просмотры
-
Последнее сообщение Розен
13 фев 2017, 19:59
-
- 15 Ответы
- 9499 Просмотры
-
Последнее сообщение Идальго
16 июл 2014, 06:23