Члены предложения ⇐ Синтаксис и пунктуация
Модератор: Селена
-
Автор темыЕлена
- -
- Всего сообщений: 3783
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Члены предложения
ЧП бывают главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (определение,
дополнение и обстоятельство).
Члены предложения выражены той или иной частью речи. Так как вариантов и способов выражения всё-таки несколько, то подробно останавливаться не буду. Лучше на конретных примерах.
Если дополнить - пишите.
дополнение и обстоятельство).
Члены предложения выражены той или иной частью речи. Так как вариантов и способов выражения всё-таки несколько, то подробно останавливаться не буду. Лучше на конретных примерах.
Если дополнить - пишите.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 62
Прошу прощения за своё невежество
, но школа давно позади, в которой я и так полагался больше на своё чутье, чем на правила русского языка.
1. Бывают предложения с одним подлежащим? Или всенепременно в предложении должно быть или какое-то действие, характеризуемое сказуемым, или какое-то определение-обстоятельство для дальнейшего повествования?
2. Что такое дополнение? "Рама" в "Мама мыла раму"?
3. Есть ли это ограничения на падежи для разных членов предложения (по совместительству - имён существительных)?

1. Бывают предложения с одним подлежащим? Или всенепременно в предложении должно быть или какое-то действие, характеризуемое сказуемым, или какое-то определение-обстоятельство для дальнейшего повествования?
2. Что такое дополнение? "Рама" в "Мама мыла раму"?
3. Есть ли это ограничения на падежи для разных членов предложения (по совместительству - имён существительных)?
-
Автор темыЕлена
- -
- Всего сообщений: 3783
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Да. Например: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.Бывают предложения с одним подлежащим? И
Да. Обычно дополнение дополняет основную информацию. Выражено чаще всего существительными в косвенных падежах (все, кроме именительного - я по школьной градации, где только 6 падежей, Метла).то такое дополнение? "Рама" в "Мама мыла раму"?
Не совсем поняла: т.е. важно ли в синтаксисе деление на падежи?Есть ли это ограничения на падежи для разных членов предложения (по совместительству - имён существительных)?
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 62
[quote="Елена ]
И ещё вопрос. Насколько эти понятия (включая и части речи) международны, т.е. справедливо ли такое деление для иностранных языков?
Да. Например: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.[/quote]Но ведь по смыслу - это, скорее, обстоятельства (если не дополнения), чем подлежащее!Бывают предложения с одним подлежащим? И
Скажем так: может ли подлежащее быть не в именительном падеже, а дополнение - в именительном?Елена:Не совсем поняла: т.е. важно ли в синтаксисе деление на падежи?Есть ли это ограничения на падежи для разных членов предложения (по совместительству - имён существительных)?
И ещё вопрос. Насколько эти понятия (включая и части речи) международны, т.е. справедливо ли такое деление для иностранных языков?
-
Автор темыЕлена
- -
- Всего сообщений: 3783
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Почему? Есть аптека. Существует улица. А вот фонарь. И всё это ночь.ведь по смыслу - это, скорее, обстоятельства (если не дополнения), чем подлежащее!

В основном, нет.может ли подлежащее быть не в именительном падеже, а дополнение - в именительном?
международны. Есть, правда, нюансы некоторые, дополнительные сведения, но в целом это есть в языках.понятия (включая и части речи) международны, т.е. справедливо ли такое деление для иностранных языков?
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 62
Строго говоря - да. Но мне кажется - я выглядываю в окно и вижу эти объекты-обстоятельства. Я вижу аптеку. Я вижу улицу. Я вижу фонарь. И всё это неизменно век от века... И у самого Блока - разве это написано отдельными предложениями? Просто идёт перечисление:Елена :Почему? Есть аптека. Существует улица. А вот фонарь. И всё это ночь.Dimon:ведь по смыслу - это, скорее, обстоятельства (если не дополнения), чем подлежащее!![]()
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
А можно чуть поподробнее? Что за исключения?Елена :В основном, нет.Dimon:может ли подлежащее быть не в именительном падеже, а дополнение - в именительном?
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 62
-
Автор темыЕлена
- -
- Всего сообщений: 3783
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
тогда, может, и объекты. Но ведь тут слегка смысл смещается... Шире, объёмнее стал и т.д. Нет слова "вижу", а посему понятия расширяются... Можем вставить "вижу", а можно "это", а ещё "аптека стоит. Улица течёт" и т.д.Я вижу аптеку. Я вижу улицу. Я вижу фонарь.
А если : Красота!
Наверное, это -подлеж., а один из малограмотных -сказуемое. Ночью обдумаю ещё.Это - один из малограмотных"?
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 62
Ну уж "красота" = точно определение!Елена :тогда, может, и объекты. Но ведь тут слегка смысл смещается... Шире, объёмнее стал и т.д. Нет слова "вижу", а посему понятия расширяются... Можем вставить "вижу", а можно "это", а ещё "аптека стоит. Улица течёт" и т.д.Я вижу аптеку. Я вижу улицу. Я вижу фонарь.
А если : Красота!



А вот насчёт расширения смысла - это очень интересно! Может и действительно, подлежащее принижает остальные члены предложения? Как начальник - подчинённых?
Елена :Ночью обдумаю ещё.




-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 62
-
Автор темыЕлена
- -
- Всего сообщений: 3783
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Члены предложения не по эмоциям определяются, а по синтаксической логике.
А потом номинативные предложения (с гл. чл. подлежащим) подразумевают всё же, в первую очередь, глагол есть.
Петя - хороший мальчик. Где грамм. основа, по-твоему?
А "Вот Петя". "Он хороший мальчик." Какая здесь гр. основа?
Ты, на самом деле, спорный пример привёл (с малограмотным). Нет согласия среди лингвистов на сей счёт. Одни полагают, что всё подл., другие, что "это" -подл., а третьи, что "это" -сказуемое. Ещё кое-что зависит от тире. Оно тут факультативно.
А вот похожий пример на твой: Это -Петя. Подразумевается "Это есть Петя. Поэтому всё-таки я сказала бы, что это - подл., а Петя - сказуемое.
Добавлено спустя 8 минут 42 секунды:
Ещё загляну в Акад. грамматику - какую логику они предлагают?
А потом номинативные предложения (с гл. чл. подлежащим) подразумевают всё же, в первую очередь, глагол есть.
Петя - хороший мальчик. Где грамм. основа, по-твоему?
А "Вот Петя". "Он хороший мальчик." Какая здесь гр. основа?
Ты, на самом деле, спорный пример привёл (с малограмотным). Нет согласия среди лингвистов на сей счёт. Одни полагают, что всё подл., другие, что "это" -подл., а третьи, что "это" -сказуемое. Ещё кое-что зависит от тире. Оно тут факультативно.
А вот похожий пример на твой: Это -Петя. Подразумевается "Это есть Петя. Поэтому всё-таки я сказала бы, что это - подл., а Петя - сказуемое.
Добавлено спустя 8 минут 42 секунды:
Ещё загляну в Акад. грамматику - какую логику они предлагают?
-
- заслуженный писатель форума
- Всего сообщений: 481
- Зарегистрирован: 06.10.2006
- Откуда: Санкт-Петербург
- Возраст: 76
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 62
Это не совсем эмоции. Давай опять поставим точки в стихотворении Блока. Видишь ли, "Аптека." считать предложением можно только формально - по наличию точки. А вот "Аптека. Улица. Фонарь." уже создают какое-то ещё не повествование, но уже описание. И только в полном четверостишии появляется повествование, смысловая нагрузка.Елена :Члены предложения не по эмоциям определяются, а по синтаксической логике.
Вот и получается, что синтаксический формализм подменяет логику. Поэтому я и спрашивал. А ведь есть ещё варианты "Дождит." или "Печально.". Есть здесь подлежащие? В английском языке, например, так уже не сказать - появляется формализм "it is". Наверное, был какой-то аналог и в русском языке когда-то.
Я (теперь! 8) ) так понимаю (красный цвет = подлежащее, сказуемое = либо тире, либо подразумевается):Елена:Петя - хороший мальчик. Где грамм. основа, по-твоему?
А "Вот Петя". "Он хороший мальчик." Какая здесь гр. основа?
Петя - хороший мальчик.
Вот Петя.
Он хороший мальчик.


-
- заслуженный писатель форума
- Всего сообщений: 481
- Зарегистрирован: 06.10.2006
- Откуда: Санкт-Петербург
- Возраст: 76
А в последнем предложении тире может стоять, а может не стоять. Зависит от смысловой нагрузки. Если предложение самостоятельное, и необходимо выделить он, то нужно ставить тире. Если же в предложении нужно выделить именно качество "хороший", а кто такой "он" уже понятно из контекста, тире (как правило, но не всегда) не нужно. "Маша, пойди погуляй с Петей. Он хороший мальчик"
А вообще-то, это бедные попытки выразить знаками препинания смысловые интонации. Существуют некоторые, достаточно условные, договорённости о том, как передавать интонации знаками препинания. В школе эти договорённости формулируются в виде механически заучиваемых правил, поэтому смысл этих договорённостей теряется.

А вообще-то, это бедные попытки выразить знаками препинания смысловые интонации. Существуют некоторые, достаточно условные, договорённости о том, как передавать интонации знаками препинания. В школе эти договорённости формулируются в виде механически заучиваемых правил, поэтому смысл этих договорённостей теряется.
Errare humanum est!
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 62
-
- заслуженный писатель форума
- Всего сообщений: 481
- Зарегистрирован: 06.10.2006
- Откуда: Санкт-Петербург
- Возраст: 76
-
- дьяк
- Всего сообщений: 32
- Зарегистрирован: 03.05.2007
- Откуда: Ашдод
Dimon---
<БСЭ>
2. Что такое дополнение? "Рама" в "Мама мыла раму"?
"второстепенный член предложения, которым выражается объект действия, поясняется сказуемое, а также и др. члены предложения ("я читаю книгу", "я начертил план карандашом"). Д. бывают приглагольные ("люблю молоко", "люблю читать") и приименные ("полный надежд", "стакан воды").
<БСЭ>
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 62
-
- дьяк
- Всего сообщений: 32
- Зарегистрирован: 03.05.2007
- Откуда: Ашдод
Характерное дополнение -- это дополнение к сказуемому (или по крайней мере к глаголу).
Что касается приимённого дополнения, то примеры в этом определении у меня вызвали удивление.
полный надежд -- тот, который наполнился надеждами
В целом, характерным для дополненния является характеристика направленности действия (которое может быть выражена именем), определение же даёт характеристику имени, уточняет его.
Что касается приимённого дополнения, то примеры в этом определении у меня вызвали удивление.
То, что дополнение может быть к прилагательному, можно легко понять, так как прилагательное по своей функции приближается к глаголу.полный надежд
полный надежд -- тот, который наполнился надеждами
Здесь я не согласен. Стакан -- это счётное слово, разновидность определения.стакан воды
В целом, характерным для дополненния является характеристика направленности действия (которое может быть выражена именем), определение же даёт характеристику имени, уточняет его.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 62
Час от часу не легче...
Что подразумевается под характеристикой направленности действия? Означает ли это, что действие (сказуемое) связывает два+ предмета: главенствующий в данном контексте (подлежащее) и второстепеннный? Т.е. обстоятельство привязывается непосредственно к действию (которое может очевидно подразумеваться - т.е. быть опущенным в предложении), а определение - к этим предметам или действию, как бы являясь уже не второстепенным, а третьестепенным членом предложения?

-
- дьяк
- Всего сообщений: 32
- Зарегистрирован: 03.05.2007
- Откуда: Ашдод
Именно. Предложение описывает, как правило, действие. Есть субъект, выполняющий действие (сказуемое, но не всегда), есть прямой объект (прямое дополнение), на которое непосредственно направлено действие, и другие объекты.Что подразумевается под характеристикой направленности действия? Означает ли это, что действие (сказуемое) связывает два+ предмета: главенствующий в данном контексте (подлежащее) и второстепеннный?
Именно. Обстоятельство -- это глагольное определение.Т.е. обстоятельство привязывается непосредственно к действию
Определение привязано к имени (это предмет, но иногда и застывшее действие). Действительно, для определения характерна локальность действия, если Вы это имели в виду.а определение - к этим предметам или действию, как бы являясь уже не второстепенным, а третьестепенным членом предложения?
-
- дьяк
- Всего сообщений: 32
- Зарегистрирован: 03.05.2007
- Откуда: Ашдод
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 62
-
- дьяк
- Всего сообщений: 32
- Зарегистрирован: 03.05.2007
- Откуда: Ашдод
Это сложное предложение, состоит изкстати, а где подлежащее и где сказуемое в предложении "А где подлежащее и где сказуемое в предложении "Это - один из малограмотных"?"?
1) Где подлежащее (предложение)
2) Где сказуемое (предложение)
3) в предложении "Это - один из малограмотных?" (общее обстоятельство)
4) a (союз)
5) и (союз)
Подлежащие -- соотв. подлежащее, сказуемое
Сказуемые -- [есть] дважды
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 62
Т.е. получается, что два разных предложения имеют общее обстоятельство? Иначе говоря, второстепенная часть выносится за рамки своей применимости? Почему нельзя объединить "Где подлежащее" и "Где сказуемое" как составное или множественное подлежащее (есть такое?) и упростить структуру предложения до канонического: <подлежащее> <(неявное) сказуемое> <обстоятельство>?
А в предложении "Где подлежащее" что является чем?
ЗЫ. На всякий случай - я не издеваюсь, мне действительно это непонятно...
А в предложении "Где подлежащее" что является чем?
ЗЫ. На всякий случай - я не издеваюсь, мне действительно это непонятно...

-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение