Преподаватель в школе так и не смогла нам толком объяснить, какие приложения пишутся через дефис, а какие без оного. Например, видовое и родовое понятия без дефиса: цветок магнолия. Здесь вроде бы все ясно. Но тогда гармонь - двухрядка почему через дефис, тоже как будто бы разновидность гармони.
Если ЭТО правило относится только к растениям, животным и иже с ними, то возникает суп харчо опять же без дефиса...
И еще слова: гриб подосиновик, гриб-паразит. Оба научные понятия. Пишутся по-разному...
Видимо различие какое то очень тонкое, интуитивно вроде понимаешь как писать надо, но опираться хочется все таки на правило, надежней это как то... ЕГЭ сдавать все-таки,чтоб его...
Приложения ⇐ Помощь знатоков
Модератор: Penguin
-
Автор темыShpriz
- писарь
- Всего сообщений: 6
- Зарегистрирован: 24.11.2008
- Образование: школьник
- Откуда: Йошкар-Ола
-
- старший писарь
- Всего сообщений: 12
- Зарегистрирован: 22.11.2008
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Russia
Re: Приложения
Жаль, нет подручных материалов, чтобы вывести точное правило. Но "гриб подосиновик", "цветок магнолия", "суп харчо" (я бы написала просто "харчо") - это действительно разновидности цветка, супа, гриба.
Тогда как "гармонь-двухрядка" и "гриб-паразит" - понятия единые, их не разделишь. "Гармонь-двухрядка" - изначально это "гармонь двухрядная" (не столько разновидность, сколько ее характеристика, признак: гармонь (какая?) двухрядная, т.e. отдельный вид гармони). Ср. : Инфузория- туфелька. Инфузорий - много, и среди них существует вид инфузорий-туфелек (похожий пример - белка-летяга). Думаю, стало понятнее.То же самое можно сказать о грибе. Паразитизм - его свойство.
Чтобы проверить себя: магнолия не свойство, признак или характеристика цветка. Здесь наблюдается четкая иерархия "узнавания" : цветок, потом его вид. Аналогично дело обстоит с супом и грибом. Eсть кое-какие трудные случаи, по-моему, даже исключения, но сейчас не вспомню. Их мало.
Вообще, считаю, что случай с двухрядкой не простой. Т.к. обычно, в уме, раздельное написание проверяется наличием или отсутствием отдельного слова, понятия. Например, мы можем сказать "магнолия", "харчо", "подосиновик" даже без добавочных "цветок", "суп", "гриб". С гармонью выходит сложнее, т.к. слово "двухрядка" существует и само по себе. Но оно произошло от выражения "гармонь двухрядная"(и это один вид из многих, как и "белка-летяга"; эти определения характеризуют ислючительно "гармонь" и "белок"и могут быть применимы только к ним), а "магнолия", "харчо", "подосиновик" - понятия изначально независимые.
Тогда как "гармонь-двухрядка" и "гриб-паразит" - понятия единые, их не разделишь. "Гармонь-двухрядка" - изначально это "гармонь двухрядная" (не столько разновидность, сколько ее характеристика, признак: гармонь (какая?) двухрядная, т.e. отдельный вид гармони). Ср. : Инфузория- туфелька. Инфузорий - много, и среди них существует вид инфузорий-туфелек (похожий пример - белка-летяга). Думаю, стало понятнее.То же самое можно сказать о грибе. Паразитизм - его свойство.
Чтобы проверить себя: магнолия не свойство, признак или характеристика цветка. Здесь наблюдается четкая иерархия "узнавания" : цветок, потом его вид. Аналогично дело обстоит с супом и грибом. Eсть кое-какие трудные случаи, по-моему, даже исключения, но сейчас не вспомню. Их мало.
Вообще, считаю, что случай с двухрядкой не простой. Т.к. обычно, в уме, раздельное написание проверяется наличием или отсутствием отдельного слова, понятия. Например, мы можем сказать "магнолия", "харчо", "подосиновик" даже без добавочных "цветок", "суп", "гриб". С гармонью выходит сложнее, т.к. слово "двухрядка" существует и само по себе. Но оно произошло от выражения "гармонь двухрядная"(и это один вид из многих, как и "белка-летяга"; эти определения характеризуют ислючительно "гармонь" и "белок"и могут быть применимы только к ним), а "магнолия", "харчо", "подосиновик" - понятия изначально независимые.
-
Автор темыShpriz
- писарь
- Всего сообщений: 6
- Зарегистрирован: 24.11.2008
- Образование: школьник
- Откуда: Йошкар-Ола
-
- заслуженный писатель форума
- Всего сообщений: 366
- Зарегистрирован: 22.08.2008
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Berlin
- Возраст: 43
Re: Приложения
Приложение – это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.
Хозяин (и. п.), суровый мужик (и. п.), не рад был ни гостям, ни наживе (Н. Лесков).
Эта повесть принадлежит известному писателю-фантасту (д. п.).
Обратите внимание: если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится дефис. Например:
Бабочки-капустницы порхали над клумбами.
Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит после имени нарицательного. Сравните два приложения в следующей фразе:
Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку (А. Н.Толстой).
Словосочетание речонка Яуза написано без дефиса, так как здесь имя собственное стоит после имени нарицательного, а словосочетание Москву-реку написано через дефис, потому что в нем имя собственное находится перед именем нарицательным.
2. Обособление приложений
Прошлая тема была посвящена постановке знаков препинания в предложениях с определениями. Вы узнали, что определение, относящееся к имени существительному, обособляется только в том случае, если стоит после него, а определение, относящееся к личному местоимению, обособляется всегда, вне зависимости от места в предложении. Сравните пары предложений:
1) Из комнаты раздавался голос, знакомый с детства и Из комнаты раздавался знакомый с детства голос;
2) Они, промокшие под дождем, решили отправиться в гостиницу и Промокшие под дождем, они решили отправиться в гостиницу.
Как видите, правило обособления определений состоит из двух основных частей. Теперь обратимся к правилу обособления приложений, которое немного сложнее: в нем будет три пункта, которые нужно запомнить. Пожалуйста, обратите внимание, что во всех пунктах речь идет о распространенных приложениях (то есть о приложениях, состоящих из нескольких слов).
1) Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:
Мой отец, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск, мой отец служил на Дальнем Востоке.
2) Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него. Например:
Иванов, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке.
3) Если приложение относится к личному местоимению, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:
Он, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск, он служил на Дальнем Востоке.
У этого правила есть несколько примечаний:
1. Иногда приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения, может обособляться при помощи тире, а не запятой, например: Подходил к концу август – последний месяц лета.
2. Иногда приложение может начинаться с союза КАК. В таких случаях нужно попробовать заменить этот союз на сочетание В КАЧЕСТВЕ. Если такая замена возможна, то запятые ставить не нужно. Например: Газ как топливо сейчас применяется очень широко. Более подробно правила постановки запятых перед союзом КАК будут рассматриваться в отдельной части нашего курса.
Добавлено спустя 1 минуту 36 секунд:
http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_176
Хозяин (и. п.), суровый мужик (и. п.), не рад был ни гостям, ни наживе (Н. Лесков).
Эта повесть принадлежит известному писателю-фантасту (д. п.).
Обратите внимание: если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится дефис. Например:
Бабочки-капустницы порхали над клумбами.
Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит после имени нарицательного. Сравните два приложения в следующей фразе:
Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку (А. Н.Толстой).
Словосочетание речонка Яуза написано без дефиса, так как здесь имя собственное стоит после имени нарицательного, а словосочетание Москву-реку написано через дефис, потому что в нем имя собственное находится перед именем нарицательным.
2. Обособление приложений
Прошлая тема была посвящена постановке знаков препинания в предложениях с определениями. Вы узнали, что определение, относящееся к имени существительному, обособляется только в том случае, если стоит после него, а определение, относящееся к личному местоимению, обособляется всегда, вне зависимости от места в предложении. Сравните пары предложений:
1) Из комнаты раздавался голос, знакомый с детства и Из комнаты раздавался знакомый с детства голос;
2) Они, промокшие под дождем, решили отправиться в гостиницу и Промокшие под дождем, они решили отправиться в гостиницу.
Как видите, правило обособления определений состоит из двух основных частей. Теперь обратимся к правилу обособления приложений, которое немного сложнее: в нем будет три пункта, которые нужно запомнить. Пожалуйста, обратите внимание, что во всех пунктах речь идет о распространенных приложениях (то есть о приложениях, состоящих из нескольких слов).
1) Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:
Мой отец, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск, мой отец служил на Дальнем Востоке.
2) Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него. Например:
Иванов, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке.
3) Если приложение относится к личному местоимению, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:
Он, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск, он служил на Дальнем Востоке.
У этого правила есть несколько примечаний:
1. Иногда приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения, может обособляться при помощи тире, а не запятой, например: Подходил к концу август – последний месяц лета.
2. Иногда приложение может начинаться с союза КАК. В таких случаях нужно попробовать заменить этот союз на сочетание В КАЧЕСТВЕ. Если такая замена возможна, то запятые ставить не нужно. Например: Газ как топливо сейчас применяется очень широко. Более подробно правила постановки запятых перед союзом КАК будут рассматриваться в отдельной части нашего курса.
Добавлено спустя 1 минуту 36 секунд:
http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_176
-
- старший писарь
- Всего сообщений: 12
- Зарегистрирован: 22.11.2008
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Russia
Re: Приложения
nelke, спасибо за правило! Только, если следовать его логике, можно и "гриб подосиновик" написать через дефис: "тот, что под осиной" (чем не новая информация - ?). Ведь дети именно так могут интерпретировать эту формулировку. К сожалению, не сохранила конспект лекций по данной теме (когда-то факультативно посещала для общего развития). Помню, однако, что там были спорные моменты. Мне думается, что раздельное написание "гриба подосиновика" можно объяснить тем, что сам подосиновик расшифровывается как "гриб, кот. растет под осиной". Таким образом, в слове "подосиновик" уже есть понятие "гриб". То же самое и с "харчо". Харчо - это говяжий суп. Поэтому нелогично, даже тавтологично будет восприниматься написание "суп-(говяжий) суп". Но это - когда знаешь предысторию. А когда не знаешь, и харчо может пoниматься как новая манера приготовления супа? Далее. Как правильно писать Король(-)Дроздовик: через дефис, раздельно, с большой, маленькой буквы? Пишут как хотят, как кому не лень. Естественно, у учеников возникают вопросы, ведь никто им ничего не объясняет. В некоторых случаях единственная надежда - орфографический словарь.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение