Синтаксические нормы. ⇐ Высшее образование
Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
-
Автор темыУченик
- помощник писаря
- Всего сообщений: 4
- Зарегистрирован: 18.01.2011
- Образование: студент
- Откуда: приволжье
- Возраст: 34
Синтаксические нормы.
Синтаксические нормы. Освободив заложников, школа была восстановлена и теперь готова принять новых учеников.
* деепричастия не допускаются в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть там, где подлежащим является не субъект, а объект действия
* деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым
* деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым
подскажите пожалуйста
* деепричастия не допускаются в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть там, где подлежащим является не субъект, а объект действия
* деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым
* деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым
подскажите пожалуйста
-
- -
- Всего сообщений: 1168
- Зарегистрирован: 12.09.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Днепропетровск
- Возраст: 52
Re: Синтаксические нормы.
Пассив: типичная ошибка - подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
Несовершенный: сравните с английскими временами вида continuous (длительные).
Совершенный: сравните с английскими временами вида perfect (завершенные).
Несовершенный: сравните с английскими временами вида continuous (длительные).
Совершенный: сравните с английскими временами вида perfect (завершенные).
-
- по чётным - академик
- Всего сообщений: 1343
- Зарегистрирован: 21.12.2009
- Образование: высшее техническое
- Профессия: ИТ
- Откуда: Минск
Re: Синтаксические нормы.
Пример про шляпу — сорри, "не в кассу": в нём оборот совсем не имеет отношения к подлежащему и "выполняемому" им действию, да и слетела шляпа — никак не пассив.
Нарушено же следующее: действие, выражаемое деепричастием, не является действием подлежащего (как и в примере про шляпу), хотя "по логике" и поясняет сказуемое.
Совершенно невнятная формулировка. Попавшись на скупке краденого, он был приговорён к восьми годам расстрела — какие тут могут быть претензии к деепричастному обороту? А ведь здесь как раз подлежащее — объект.* деепричастия не допускаются в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть там, где подлежащим является не субъект, а объект действия
Пример про шляпу — сорри, "не в кассу": в нём оборот совсем не имеет отношения к подлежащему и "выполняемому" им действию, да и слетела шляпа — никак не пассив.
Так-то оно так, но в приведённом предложении (про заложников и школу) деепричастие — совершенного вида.* деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым
Тоже отношения к исходному предложению не имеет: там во временнóм плане всё в порядке.* деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым
Нарушено же следующее: действие, выражаемое деепричастием, не является действием подлежащего (как и в примере про шляпу), хотя "по логике" и поясняет сказуемое.
-
Автор темыУченик
- помощник писаря
- Всего сообщений: 4
- Зарегистрирован: 18.01.2011
- Образование: студент
- Откуда: приволжье
- Возраст: 34
Re: Синтаксические нормы.
т.о. предложение неверно как бы вы его перефразировали?Нарушено же следующее: действие, выражаемое деепричастием, не является действием подлежащего (как и в примере про шляпу), хотя "по логике" и поясняет сказуемое.
-
- по чётным - академик
- Всего сообщений: 1343
- Зарегистрирован: 21.12.2009
- Образование: высшее техническое
- Профессия: ИТ
- Откуда: Минск
Re: Синтаксические нормы.
Хм... А кто освободил заложников? Террористы? И зачем школу надо было восстанавливать — они её немножечко подразрушили? А заложники мешали им подлатать разрушения? "Непонятно!" (© А. "А" Ревва).
Но если отвлечься от содержания, — плиз:
Но если отвлечься от содержания, — плиз:
- После освобождения заложников школа была восстановлена и теперь готова принять новых учеников.
-
- -
- Всего сообщений: 1168
- Зарегистрирован: 12.09.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Днепропетровск
- Возраст: 52
-
- журналист
- Всего сообщений: 197
- Зарегистрирован: 17.12.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: русский язык и литература
- Откуда: Москва, МПГУ
- Возраст: 60
Re: Синтаксические нормы.
Когда Чехов написал: "Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, с меня слетела шляпа", а мы прочитали и подумали, что тут ошибка в употреблении деепричастного оборота, мол, получается, будто шляпа глядит на природу в окно, то и возникает комический эффект, так как в языке есть выражение "шляпа" о рассеянном человеке, которому всё время не везёт из-за его невнимательности.
Мирандолина:Дело в том, что шляпа не может глядеть на природу в окно.



Когда Чехов написал: "Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, с меня слетела шляпа", а мы прочитали и подумали, что тут ошибка в употреблении деепричастного оборота, мол, получается, будто шляпа глядит на природу в окно, то и возникает комический эффект, так как в языке есть выражение "шляпа" о рассеянном человеке, которому всё время не везёт из-за его невнимательности.
Наталья
-
- по чётным - академик
- Всего сообщений: 1343
- Зарегистрирован: 21.12.2009
- Образование: высшее техническое
- Профессия: ИТ
- Откуда: Минск
Re: Синтаксические нормы.
Мирандолина пишет:
Вообще-то в дочеховские (а может, и немножко ещё в чеховские) времена употреблялись конструкции с разными производителями "основного" и "дополнительного" действий — с отдельным подлежашим в деепричастном обороте; примерно такие:
Об чём и сказано: "действие, выражаемое деепричастием, не является действием подлежащего".Дело в том, что шляпа не может глядеть на природу в окно.
Вообще-то в дочеховские (а может, и немножко ещё в чеховские) времена употреблялись конструкции с разными производителями "основного" и "дополнительного" действий — с отдельным подлежашим в деепричастном обороте; примерно такие:
- Подъезжая я к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
-
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 86
- Зарегистрирован: 09.01.2011
- Образование: школьник
- Возраст: 14
Re: Синтаксические нормы.
The train crossing а river, I'm looking through the window. - "Поезд пересекая реку, я смотрю в окно".
Только, в русском-то, наверное, не "подъезжая". Деепричастия на "-ая" - совсем новая форма, она при Чехове только-только была как следует освоена - да и то не всеми - и в независимом деепричастном обороте вряд ли могла быть использована. У чеховского героя, похоже, как раз с освоением этого грамматического неологизма и возникли проблемы.
"Подъезжавши я к станции, с меня слетела шляпа" - вот с этим соглашусь.
Угу. Была такая штука, что-то наподобие независимого деепричастного оборота в англицком:Саид:
- Подъезжая я к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
The train crossing а river, I'm looking through the window. - "Поезд пересекая реку, я смотрю в окно".
Только, в русском-то, наверное, не "подъезжая". Деепричастия на "-ая" - совсем новая форма, она при Чехове только-только была как следует освоена - да и то не всеми - и в независимом деепричастном обороте вряд ли могла быть использована. У чеховского героя, похоже, как раз с освоением этого грамматического неологизма и возникли проблемы.
"Подъезжавши я к станции, с меня слетела шляпа" - вот с этим соглашусь.
От дурака слышу.
-
- по чётным - академик
- Всего сообщений: 1343
- Зарегистрирован: 21.12.2009
- Образование: высшее техническое
- Профессия: ИТ
- Откуда: Минск
Re: Синтаксические нормы.
Чеширский Бегемот пишет:
OK, принято ;)."Подъезжавши я к станции, с меня слетела шляпа" - вот с этим соглашусь.
-
- -
- Всего сообщений: 1168
- Зарегистрирован: 12.09.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Днепропетровск
- Возраст: 52
Re: Синтаксические нормы.
Да, разрыв деепричастного оборота подлежащим - фигура редкая и сложная, но допустимая.
-
- заслуженный писатель форума
- Всего сообщений: 462
- Зарегистрирован: 05.01.2010
- Образование: высшее техническое
- Возраст: 55
Re: Синтаксические нормы.
Саид, объясните мне, пожалуйста, почему Вы называете объектом пдлежащее в этом предложении? Почему не субъект?Саид:Попавшись на скупке краденого, он был приговорён к восьми годам расстрела — какие тут могут быть претензии к деепричастному обороту? А ведь здесь как раз подлежащее — объект.
-
- -
- Всего сообщений: 1168
- Зарегистрирован: 12.09.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Днепропетровск
- Возраст: 52
Re: Синтаксические нормы.
Это предложение пассивное, но деепричастный оборот действительно относится к подлежащему.
-
- по чётным - академик
- Всего сообщений: 1343
- Зарегистрирован: 21.12.2009
- Образование: высшее техническое
- Профессия: ИТ
- Откуда: Минск
Re: Синтаксические нормы.
Ольга Ермолова спрашивает:
Да, можно, наверное, сделать пару уточнений:
Он был приговорён — пассивная конструкция, Ольга Ермолова, на что указывает страдательное причастие в роли сказуемого. Производителем (субъектом) действия является суд (или кто там ещё вправе приговор выносить). Действие (приговаривание ;)) совершается над ним — лицом, на которое указывает подлежащее-местоимение. Вот оно-то, лицо, и есть объект действия....почему Вы называете объектом подлежащее в этом предложении? Почему не субъект?
Да, можно, наверное, сделать пару уточнений:
- • субъект действия основной части предложения в явном виде отсутствует;
• объект — не местоимение (подлежащее), а лицо им обозначаемое.
-
- журналист
- Всего сообщений: 197
- Зарегистрирован: 17.12.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: русский язык и литература
- Откуда: Москва, МПГУ
- Возраст: 60
Re: Синтаксические нормы.
"Веткой берёза склонясь, повторила: "Не остуди своё сердце, сынок!""
Берёза - подлежащее внутри деепричастного оборота.
Странно звучит, конечно.
Помню предложение из песни:Мирандолина:Да, разрыв деепричастного оборота подлежащим - фигура редкая и сложная, но допустимая
"Веткой берёза склонясь, повторила: "Не остуди своё сердце, сынок!""
Берёза - подлежащее внутри деепричастного оборота.
Странно звучит, конечно.
Наталья
-
- по чётным - академик
- Всего сообщений: 1343
- Зарегистрирован: 21.12.2009
- Образование: высшее техническое
- Профессия: ИТ
- Откуда: Минск
Re: Синтаксические нормы.
1ФД824-5 пишет:
Говоря о "дочеховских" временах, я имел в виду несколько иное: различные подлежащие в основной части предложения и в деепричастном обороте (что, по сути, делает предложение сложным)."Веткой берёза склонясь, повторила..."
-
- журналист
- Всего сообщений: 197
- Зарегистрирован: 17.12.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: русский язык и литература
- Откуда: Москва, МПГУ
- Возраст: 60
Re: Синтаксические нормы.
Я обратила внимание на ссылку на английский язык.
В древности, например в старославянском, был такой оборот - "дательный самостоятельный".
Вот открыла первую попавшуюся страницу евангелия от Луки, глава 19. Буду писать, конечно, упрощённо, так как нет возможности написать в нужной орфографии:
"Приближающу же ся ему уже авие к низхожению горе Елеонстей, начаша все множество оученикъ радующиеся хвалити бога гласом велиим..."
То есть: "Когда он приближался к ..., начали все ученики радующиеся хвалить бога..." Конечно, по-русски здесь две грамматические основы, предложение сложное. А изначально это оборот, осложняющий простое предложение.
Ага.Саид:различные подлежащие в основной части предложения и в деепричастном обороте (что, по сути, делает предложение сложным).
Я обратила внимание на ссылку на английский язык.
В древности, например в старославянском, был такой оборот - "дательный самостоятельный".
Вот открыла первую попавшуюся страницу евангелия от Луки, глава 19. Буду писать, конечно, упрощённо, так как нет возможности написать в нужной орфографии:
"Приближающу же ся ему уже авие к низхожению горе Елеонстей, начаша все множество оученикъ радующиеся хвалити бога гласом велиим..."
То есть: "Когда он приближался к ..., начали все ученики радующиеся хвалить бога..." Конечно, по-русски здесь две грамматические основы, предложение сложное. А изначально это оборот, осложняющий простое предложение.
Наталья
-
- -
- Всего сообщений: 1168
- Зарегистрирован: 12.09.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Днепропетровск
- Возраст: 52
Re: Синтаксические нормы.
Песня-76, Богатиков.1ФД824-5:Помню предложение из песни:
"Веткой берёза склонясь, повторила: "Не остуди своё сердце, сынок!""
Берёза - подлежащее внутри деепричастного оборота.
Странно звучит, конечно.
-
- по чётным - академик
- Всего сообщений: 1343
- Зарегистрирован: 21.12.2009
- Образование: высшее техническое
- Профессия: ИТ
- Откуда: Минск
Re: Синтаксические нормы.
© Ломоносов М. В. Российская грамматика. § 532Весьма погрешают те, которые по свойствам чужих языков деепричастия от глаголов личных лицами разделяют. Ибо деепричастие должно в лице согласоваться с главным глаголом личным, на котором всей речи состоит сила: идучи в школу, встретился я с приятелем; написав я грамотку, посылаю за море. Но многие в противность сему пишут: идучи я в школу, встретился со мною приятель; написав я грамотку, он приехал с моря; что весьма неправильно и досадно слуху, чувствующему правое российское сочинение.
-
- -
- Всего сообщений: 1168
- Зарегистрирован: 12.09.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Днепропетровск
- Возраст: 52
Re: Синтаксические нормы.
Кстати, насчет "Песни года".
Где можно взять выдранные концовки 76, 77 и 89 (на сайте http://www.pesnyagoda.nm.ru/main.html они отмечены красным)?
Где можно взять выдранные концовки 76, 77 и 89 (на сайте http://www.pesnyagoda.nm.ru/main.html они отмечены красным)?
-
- писарь
- Всего сообщений: 5
- Зарегистрирован: 24.02.2011
- Образование: студент
- Откуда: липецк
- Возраст: 33
Re: Синтаксические нормы.
Помогите, пожалуйста, выбрать нужную форму и объяснить этот выбор: "Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, (принимается, принимаются) администрацией школы. Я думаю, что здесь можно использовать оба варианта, но не могу правильно объяснить свой выбор. Или я ошибаюсь? Просвятите, пожалуйста!
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 4 Ответы
- 3764 Просмотры
-
Последнее сообщение evgesha27011988
-
- 9 Ответы
- 11278 Просмотры
-
Последнее сообщение slava1947
-
- 1 Ответы
- 1954 Просмотры
-
Последнее сообщение Марго
-
- 3 Ответы
- 2427 Просмотры
-
Последнее сообщение vladik_ma
-
- 7 Ответы
- 2965 Просмотры
-
Последнее сообщение Джонни