В Костромской области существует обычай «хоронить Кострому». Каждую весну делают образ человека, сплетённый из прутьев, и «хоронят» его. Как упоминает В.И.Даль в своём словаре, «хоронящие» делятся на две группы: одна оплакивает «Кострому», другая насмехается над ним и ругает его.
Думаю, это делается в воспоминание о том, как одни сочувствовали Христу, другие же ругали Его.
Также В.И.Даль упоминает о бытовавшей в народе игре в «Кострому». Обычно женщина, изображающая «Кострому», ложилась, закрывала глаза и дышала очень незаметно, практически задерживая дыхание. Дети трогали её, она не реагировала. Тогда они начинали думать, что «Кострома» умерла. А «Она» вскакивала, дети сначала пугались, а затем радовались, что она ожила.
Думаю, что женщины таким образом в древности объясняли, что значит «воскреснуть» из мертвых, а затем это дошло до более поздних времён как игра.
Название «Кострома» как города сопоставимо с латинским castrum - военный укреплённый лагерь, и греческим «кастро» - замок. А название человека Костромой сопоставимо с редкоупотребительным синонимом «господина» - castor; обращение castro mei – господин мой. В народе же было переиначено в Кострому.
Для языка типичны пары: хозяин-хозяйство, господин-господство, dominus-domus.
В случае с Костромой два понятия совпали в одном слове.
Кострома ⇐ Топонимы
-
Автор темыАндрей Львович
- лауреат и орденоносец
- Всего сообщений: 732
- Зарегистрирован: 16.03.2010
- Образование: высшее техническое
- Профессия: инженер-механик
- Откуда: Балабаново
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7814
- Зарегистрирован: 27.09.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Минск, Беларусь
- Возраст: 66
Re: Кострома
Это повсеместный обычай, а не областной.Андрей Львович:В Костромской области существует обычай «хоронить Кострому».
-
Автор темыАндрей Львович
- лауреат и орденоносец
- Всего сообщений: 732
- Зарегистрирован: 16.03.2010
- Образование: высшее техническое
- Профессия: инженер-механик
- Откуда: Балабаново
Re: Кострома
Где-то читал, что у какого-то из южнославянских народов существует аналогичный обряд "похороны Германа". Если брать латинское значение "Германа", то это означает - "родной".
Если германское происхождение, то Herr-mann - человек-господин.
Этот обычай распространён далеко не во всех российских областях, даже в меньшинстве.vadim_i_z:Это повсеместный обычай, а не областной.Андрей Львович:В Костромской области существует обычай «хоронить Кострому».
Где-то читал, что у какого-то из южнославянских народов существует аналогичный обряд "похороны Германа". Если брать латинское значение "Германа", то это означает - "родной".
Если германское происхождение, то Herr-mann - человек-господин.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2033
- Зарегистрирован: 13.07.2009
- Образование: школьник
- Профессия: метролог
- Откуда: Магадан
- Возраст: 64
Re: Кострома
А вам не приходит в голову более простой вариант, что, при образовании города на берегу реки, его назвали по имени этой самой реки. Происхождение гидротопонима не установлено, однако, предполагается финно-угорский или праславянский вариант, возможность латинского или греческого влияния даже не рассматривается, Кострома — слишком древнее названиеАндрей Львович: Название «Кострома» как города сопоставимо с латинским castrum - военный укреплённый лагерь, и греческим «кастро» - замок.
Параллельно с реальными событиями существует идеальная их последовательность. Они редко полностью совпадают.
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7814
- Зарегистрирован: 27.09.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Минск, Беларусь
- Возраст: 66
Re: Кострома
Но вот у Даля, например, обычай упомянут с пометкой Влад.-мур.. И этимология названия обычая совсем не та, что этимология топонима:
Соглашусь с тем, что "повсеместный" сказано слишком сильноАндрей Львович:Этот обычай распространён далеко не во всех российских областях, даже в меньшинстве.vadim_i_z:Это повсеместный обычай, а не областной.Андрей Львович:В Костромской области существует обычай «хоронить Кострому».

-
- журналист
- Всего сообщений: 175
- Зарегистрирован: 25.01.2009
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Красная горка
Re: Кострома
Андрей Львович писал:
Наверное, стоит вспомнить об иных, сходных, языческих ритуалах-праздниках, совершавшихся задолго до появления христианства. Это, например, - древнеегипетский праздник воскрешения Осириса (Исида и Осирис) (то же расчленение, оплакивание-похороны, а затем - веселье), ближневосточный праздник Адониса (Афродита и Адонис) (то же разрывание, оплакивание-похороны, с последующей радостью) и т.п.
Кострому либо разрывали, либо сжигали, либо топили. Его оплакивали, а затем бурно выражали радость по поводу его оживления (перерождения).
Параллельные Костроме персонажи: Ярила, Кострубонько, Герман (Ярман), Курилка и т.п.
Фрагменты этого праздника-ритуала, судя по всему, сохранились в Масленице и в ряде других праздников (Карнавал, День дурака и т.п.).
Изначальный праздник имел отношение к мифологии перерождения (не воскрешения!) Бога (и Мира), т.е. - его смерти и нового рождения-воплощения.
Христианство позже, в корыстных целях, переосмыслило перерождение, как воскрешение, сделав его исключительно прерогативой божества.
В целом, схема ритуала: 1) оплакивание-поругание, 2) похороны, 3) оживление, 4) выражение радости.Думаю, это делается в воспоминание о том, как одни сочувствовали Христу, другие же ругали Его.
Наверное, стоит вспомнить об иных, сходных, языческих ритуалах-праздниках, совершавшихся задолго до появления христианства. Это, например, - древнеегипетский праздник воскрешения Осириса (Исида и Осирис) (то же расчленение, оплакивание-похороны, а затем - веселье), ближневосточный праздник Адониса (Афродита и Адонис) (то же разрывание, оплакивание-похороны, с последующей радостью) и т.п.
Кострому либо разрывали, либо сжигали, либо топили. Его оплакивали, а затем бурно выражали радость по поводу его оживления (перерождения).
Параллельные Костроме персонажи: Ярила, Кострубонько, Герман (Ярман), Курилка и т.п.
Фрагменты этого праздника-ритуала, судя по всему, сохранились в Масленице и в ряде других праздников (Карнавал, День дурака и т.п.).
Изначальный праздник имел отношение к мифологии перерождения (не воскрешения!) Бога (и Мира), т.е. - его смерти и нового рождения-воплощения.
Христианство позже, в корыстных целях, переосмыслило перерождение, как воскрешение, сделав его исключительно прерогативой божества.
-
- старший писарь
- Всего сообщений: 24
- Зарегистрирован: 26.05.2013
- Образование: студент
- Откуда: Воронежская область
- Возраст: 27
Re: Кострома
А разве Кострома - не сестра Купалы? На которой он по ошибке женился, а потом они взаимно самоубились? Или это "новодельная" легенда?