КостромаТопонимы

Географические названия, закономерности их возникновения, развития, функционирования
Аватара пользователя
Автор темы
Андрей Львович
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 732
Зарегистрирован: 16.03.2010
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-механик
Откуда: Балабаново
 Кострома

Сообщение Андрей Львович »

В Костромской области существует обычай «хоронить Кострому». Каждую весну делают образ человека, сплетённый из прутьев, и «хоронят» его. Как упоминает В.И.Даль в своём словаре, «хоронящие» делятся на две группы: одна оплакивает «Кострому», другая насмехается над ним и ругает его.
Думаю, это делается в воспоминание о том, как одни сочувствовали Христу, другие же ругали Его.
Также В.И.Даль упоминает о бытовавшей в народе игре в «Кострому». Обычно женщина, изображающая «Кострому», ложилась, закрывала глаза и дышала очень незаметно, практически задерживая дыхание. Дети трогали её, она не реагировала. Тогда они начинали думать, что «Кострома» умерла. А «Она» вскакивала, дети сначала пугались, а затем радовались, что она ожила.
Думаю, что женщины таким образом в древности объясняли, что значит «воскреснуть» из мертвых, а затем это дошло до более поздних времён как игра.
Название «Кострома» как города сопоставимо с латинским castrum - военный укреплённый лагерь, и греческим «кастро» - замок. А название человека Костромой сопоставимо с редкоупотребительным синонимом «господина» - castor; обращение castro mei – господин мой. В народе же было переиначено в Кострому.
Для языка типичны пары: хозяин-хозяйство, господин-господство, dominus-domus.
В случае с Костромой два понятия совпали в одном слове.
Реклама
Аватара пользователя
vadim_i_z
Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7814
Зарегистрирован: 27.09.2006
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Минск, Беларусь
Возраст: 66
 Re: Кострома

Сообщение vadim_i_z »

Андрей Львович:В Костромской области существует обычай «хоронить Кострому».
Это повсеместный обычай, а не областной.
Аватара пользователя
Автор темы
Андрей Львович
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 732
Зарегистрирован: 16.03.2010
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-механик
Откуда: Балабаново
 Re: Кострома

Сообщение Андрей Львович »

vadim_i_z:
Андрей Львович:В Костромской области существует обычай «хоронить Кострому».
Это повсеместный обычай, а не областной.
Этот обычай распространён далеко не во всех российских областях, даже в меньшинстве.

Где-то читал, что у какого-то из южнославянских народов существует аналогичный обряд "похороны Германа". Если брать латинское значение "Германа", то это означает - "родной".
Если германское происхождение, то Herr-mann - человек-господин.
Аватара пользователя
самый главный енот
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2033
Зарегистрирован: 13.07.2009
Образование: школьник
Профессия: метролог
Откуда: Магадан
Возраст: 64
 Re: Кострома

Сообщение самый главный енот »

Андрей Львович: Название «Кострома» как города сопоставимо с латинским castrum - военный укреплённый лагерь, и греческим «кастро» - замок.
А вам не приходит в голову более простой вариант, что, при образовании города на берегу реки, его назвали по имени этой самой реки. Происхождение гидротопонима не установлено, однако, предполагается финно-угорский или праславянский вариант, возможность латинского или греческого влияния даже не рассматривается, Кострома — слишком древнее название
Параллельно с реальными событиями существует идеальная их последовательность. Они редко полностью совпадают.
Аватара пользователя
vadim_i_z
Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7814
Зарегистрирован: 27.09.2006
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Минск, Беларусь
Возраст: 66
 Re: Кострома

Сообщение vadim_i_z »

Андрей Львович:
vadim_i_z:
Андрей Львович:В Костромской области существует обычай «хоронить Кострому».
Это повсеместный обычай, а не областной.
Этот обычай распространён далеко не во всех российских областях, даже в меньшинстве.
Соглашусь с тем, что "повсеместный" сказано слишком сильно :o Но вот у Даля, например, обычай упомянут с пометкой Влад.-мур.. И этимология названия обычая совсем не та, что этимология топонима:
КОСТРОМА́ — обряд, совершавшийся в разные сроки от Троицы до Петрова дня. Слово "К." возводят к "костерь" ("костюра", "костеря", "кострица") — бородка колосьев, колосистое растение. Гл. моментом обряда были похороны К. или Кострубоньки — по-праздничному украш. куклы. Ее носили по деревне, оказывали ей рит. почести, а затем топили в воде или хоронили в поле, при этом исполнялись причитания, носившие откровенно пародийный, шутовской характер и сопровождавшиеся смехом участников и плясками. Имитировалось сражение за К., с чучела срывали платье, топтали его, бросали в воду. После "похорон" возвращались домой с веселыми песнями. К. могла идентифицироваться с вост.-слав. божеством Ярилой. Др. смысл обряда заключался, в частности, в воздействии на плодородие земли и на поддержание смены времен года. Семантика его связана с широко распространен. у разных народов культом умирающего и воскресающего божества растительности (в актах умирания и воскрешения символизировались ежегодное угасание и пробуждение животворящих сил природы). Своеобразие К. в том, что в обряде разыгрываются похороны, но нет явных мотивов воскрешения (есть лишь их следы в виде рит. смеха). В песнях, сопровождавших похороны К., она описывается как живое существо: к ней обращаются ("государыня Костромушка"), славят ее богатства ("много золота-казны"), ее угощают пирогами и кашей, она пляшет, а затем умирает, и ее оплакивают.
Аватара пользователя
Сивер
журналист
журналист
Всего сообщений: 175
Зарегистрирован: 25.01.2009
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Красная горка
 Re: Кострома

Сообщение Сивер »

Андрей Львович писал:
Думаю, это делается в воспоминание о том, как одни сочувствовали Христу, другие же ругали Его.
В целом, схема ритуала: 1) оплакивание-поругание, 2) похороны, 3) оживление, 4) выражение радости.
Наверное, стоит вспомнить об иных, сходных, языческих ритуалах-праздниках, совершавшихся задолго до появления христианства. Это, например, - древнеегипетский праздник воскрешения Осириса (Исида и Осирис) (то же расчленение, оплакивание-похороны, а затем - веселье), ближневосточный праздник Адониса (Афродита и Адонис) (то же разрывание, оплакивание-похороны, с последующей радостью) и т.п.
Кострому либо разрывали, либо сжигали, либо топили. Его оплакивали, а затем бурно выражали радость по поводу его оживления (перерождения).
Параллельные Костроме персонажи: Ярила, Кострубонько, Герман (Ярман), Курилка и т.п.
Фрагменты этого праздника-ритуала, судя по всему, сохранились в Масленице и в ряде других праздников (Карнавал, День дурака и т.п.).
Изначальный праздник имел отношение к мифологии перерождения (не воскрешения!) Бога (и Мира), т.е. - его смерти и нового рождения-воплощения.
Христианство позже, в корыстных целях, переосмыслило перерождение, как воскрешение, сделав его исключительно прерогативой божества.
Три рубля
старший писарь
старший писарь
Всего сообщений: 24
Зарегистрирован: 26.05.2013
Образование: студент
Откуда: Воронежская область
Возраст: 27
 Re: Кострома

Сообщение Три рубля »

А разве Кострома - не сестра Купалы? На которой он по ошибке женился, а потом они взаимно самоубились? Или это "новодельная" легенда?
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться