Литературный клуб (публикации авторов)Дед Мороз

Раздел для публикации и обсуждения литературных работ всех желающих.
Внимание! Сообщения, состоящие лишь из ссылки на авторские страницы, удаляются. Также запрещена публикация произведений без участия в дальнейшем их обсуждении

Модератор: Сергей Титов

Аватара пользователя
Автор темы
Солнечка
романист
романист
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 262
Зарегистрирован: 10.11.2006
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: корректор
Откуда: Питер
Возраст: 43
Дед Мороз

Сообщение Солнечка » 21 дек 2006, 22:24

Я вот тут задумалась. У нас - Дед Мороз, в европейских странах - Санта-Клаус. Понятно, что Дед Мороз и святой Николай не одно и то же! Дед Мороз - это сказочный персонаж, с выдуманной историей, никакого отношения к религиозным святым он не имеет. А откуда он у нас появился? Когда и кто его выдумал? Есть знатоки по этому вопросу?

Реклама
Гость

Сообщение Гость » 22 дек 2006, 08:38

Надо будет перечитать Б.А.Рыбакова "Язычество древних славян". Христиане вообще вытесняли язычество присваивая каждому языческому празднику, каждому языческому богу соответствующий (иногда весьма приблизительно) эквивалент. Академик Рыбаков - настоящий исследователь, не чета Д.Лихачеву, который от скромности не страдал. Меня просто восхищает одна книга со скромным названием:
Д.С.Лихачев "Слово о полку Игореве" :D :D :D

Аватара пользователя
Лев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 481
Зарегистрирован: 06.10.2006
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 71

Сообщение Лев » 22 дек 2006, 08:41

Это мое сообщение. Виноват, забыл войти! :oops:
Errare humanum est!

Аватара пользователя
Елена
-
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая

Сообщение Елена » 22 дек 2006, 09:35

А я, на самом деле, полагала, что в редакции забыли слово какое-нибудь дописать (комментарий, например).
Книга Рыбакова мне очень нравилась. Но про Деда Мороза -не помню -было там иль не было...Действительно, интересно: когда он стал так распространён? С удивлением услышала, что в советские времена, в самомо их начале, ёлки с дедами не поощрялись. Хочу найти информ. поподробнее.
В общем, давайте поищем и поделимся потом... :lol:
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

Аватара пользователя
Автор темы
Солнечка
романист
романист
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 262
Зарегистрирован: 10.11.2006
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: корректор
Откуда: Питер
Возраст: 43

Сообщение Солнечка » 22 дек 2006, 14:56

Откопала в интернете такую информацию... Оказывается все очень сложно и запутанно. Кто еще что нашел?
Who Is Mr. Дед Мороз?

Прототипом Деда Мороза был злобный и коварный Морозко. В день зимнего солнцестояния его ублажали юной девственницей, которую отвозили в лес и привязывали к дереву. В остальное время Морозко разгуливал с мешком (куда собирал подношения) и посохом, которым бил непослушных детей. Вот такая сказочка…

В 1840 году князь Одоевский рассказал старую сказку на новый лад. Его Мороз Иванович отличался добротой и мудростью – не то, что Морозко. Он мог одарить серебром и бриллиантами, но мог и наказать за лень и жадность. К 1880-м годам в общественном сознании утвердился некий персонаж с мешком подарков у елки. Правда, звали его по-разному: Святочный старик, Рождественский дед или попросту Елочный дед.
В 1873 году Александр Островский написал пьесу-сказку «Снегурочка» – о дочери Мороза и Весны, которая позже странным образом превратилась во внучку обычных стариков.

С приходом советской власти сказочные персонажи оказались не у дел, причем Снегурочку продержали в ссылке аж до середины прошлого века. Дед Мороз появился на Кремлевской новогодней елке в 1937 году. Его постоянная спутница была отозвана из ссылки стараниями Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые много лет подряд писали сценарии для Кремлевских елок.
Родиной Деда Мороза принято считать Великий Устюг, ну а Снегурочка «увидела свет» в имении Островского Щелыково Костромской губернии.

Как должен выглядеть Дед Мороз? По мнению кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой, борода и волосы у Деда Мороза должны быть густые и, конечно, седые. Рубашка и брюки – белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом. Шуба должна быть длинная, по щиколотку или по голень, обязательно красная (как и шапка), желательно расшитая серебром и отороченная лебединым пухом. На руках – трехпалые перчатки или варежки. Между прочим, еще в каменном веке трехпалость считалась признаком принадлежности к высшему божественному началу. А вот белый пояс с красным орнаментом – это символ связи предков и потомков. Дед Мороз должен быть обут в серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. В сильную стужу, Дед Мороз может обуться в белые, шитые серебром валенки. И, наконец, посох – хрустальный, с наконечником в виде месяца или головы быка, символизирующей власть, плодородие и счастье.

Святого Николая, епископа Мерликийского (Ноэль-Баба) из Малой Азии можно считать одним из прообразов всех новогодних персонажей. Добрый чудотворец и гонитель зла, покровитель похищенных и потерянных детей жил в IV веке нашей эры. Когда некий бедняк от нужды собрался отправить на панель своих дочерей, святой Николай ночью через дымоход подбросил в дом три кошелька с золотом, кои попали в девичьи башмаки, сушившиеся у камина. Денег хватило на приданое всем трем дочерям.
Синтер-Клаас, он же Сандеркласс, он же Сайте-Кааса. Нет, это не шпион и не подпольщик. Так называют Санта-Клауса в Нидерландах. Следует отметить, что голландцы одними из первых создали образ святого Николая, одаривающего детей игрушками в Рождество. Кстати, к детям он приплывает на пароходе в сопровождении чернокожих слуг.

Американский Санта-Клаус впервые появился в прессе в 1773 году. В 1821 году Уильям Джилли в стихотворении «Santeclaus» описал его внешность, а профессиональный стоматолог Климент Кларк Мур год спустя издал стихотворный отчет о визите Санта-Клауса. Ну а Хандон Сандблом для рекламы кока-колы в 1931 году создал серию рисунков с уже ставшим традиционным обликом Санта-Клауса в красной куртке, штанах и в красном же колпаке. Очки придали Санте глубокомысленный вид, а трубка, очевидно, символизирует миролюбивость.
Грекам и киприотам подарки на Новый год дарит святой Василий. У итальянцев, очевидно, хорошие крыши. Ведь именно на них Баббе Натале оставляет свои сани и через печную трубу проникает в дом, где для него оставляют немного молока и сладостей.
Еще один святой Николай проживает в Бельгии и Польше. Здесь убеждены, что святой Николай оставляет приютившей его семье золотые яблочки. Странным образом они оказываются в башмаках у каминов. Святой Николай передвигается в митре и белой епископской мантии верхом на коне в сопровождении слуги-мавра по прозвищу Черный Питер.
В Чехии и Словакии в ночь с 5 на 6 декабря – накануне Дня святого Николая – объявляется Микулаш. Внешне он похож на нашего Деда Мороза, но подарки хранит не в мешке, а в коробе. Сопровождают Микулаша ангелочек и чертенок. Плохим детям в рождественский сапог вместо апельсинов кладут картофель или уголь.
Узбекских детишек подарками одаряет Корбобо – в полосатом халате и на ослике в сопровождении внучки Коргыз.

Совсем недавно специалисты узнали о существовании в Карелии некоего Паккайне (Морозец). Дедом его явно не назовешь – уж очень молодой и озорной.
Эхээ Дьыл (Дед Дьыл) из Саха-Якутии имеет самое многочисленное семейство. И особо себя не утруждает: за зиму отвечает жена Хотун, за остальные времена года дочери Саасчаана, Сайыына и Кухуунэй. Внучка Хаарчаана покровительствует снегам.
Увлин Увгун обитает в Монголии. Как и у Эхээ Дьыла, новогодним хозяйством у монголов заведует целая семья. Главе семейства помогают Зазан Охин (Девочка-снег) и Шина Жила (Мальчик-Новый год). Сам Увлин Увгун, как и полагается, великолепный скотовод, а потому и на праздник он приходит в традиционной монгольской одежде скотовода.
Швед Юль Томтен (он же Юль Темтен или Йолотомтен) проживает в заповедном лесу в окружении живописных озер и долин. У него всегда на подхвате снеговик Дасти, озорные мыши, принц с принцессой, ведьмы, Король со Снежной Королевой и, конечно же, вездесущие эльфы. Последние, кстати, добывают золото для елочных украшений и подарков.
Финский Йоулупукки в переводе может означать и «рождественский дед», и, как ни странно, «рождественский козел». Ничего обидного в этом нет. Просто он носил козлиную шкуру, да и подарки развозил на козле. Живет Йоулупукки, говорят, на горе Корвантунтури (Гора-ухо), поэтому стоит ребенку прошептать желание, как Йоулупукки его услышит. Вместе с ним живет жена Муори и гномы. Послушным детям он дарит подарки, непослушным – розги.
Французскому Перу Ноэлю для принятия надлежащего облика достаточно обзавестись широкополой шляпой и тростью.
Список новогодних персонажей можно продолжать еще долго: Аяз-Ата (Казахстан), Зул (Калмыкия), Фазер Кристмас (Великобритания), Мош Джарилэ (Румыния), Одзи-сан (Япония), Папа Ноель (Испания), Папа Паскуаль (Колумбия), Сильвестр (Австрия), Шань Дань Лаожен или Шо Хин (Китай), Юлебукк (Норвегия), Юлетомте или Юлниссан (Дания).

Аватара пользователя
Елена
-
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая

Сообщение Елена » 23 дек 2006, 16:49

Солнечка, здОрово! Спасибо!
С огромным интересом прочитала.
А я тоже про рождественского козла нашла немного.

Мало кому известно, что Дед Мороз стал тем, кто он есть благодаря существованию вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в Малой Азии жил и творил благие дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус). Фигура этого вполне достоверного исторического персонажа постепенно обрастать легендами и сказочными подробностями, в результате чего появился новый образ – доброго дедушки, способного осчастливить малыша, коль скоро тот обратится к не м у с просьбой. Папа-снег, Шэн Дань Лаожэнь, Санта-Клаус, Пер Ноэль, Микалаус , Дед Мороз, Father Cristmas, Weihnachtsmann, Йоулупукки (фин. Joukipuki) – это лишь малая часть его имен. Кстати, финский вариант – Joulupukki – забавен для нас не только с точки зрения фонетической. Достоверный перевод этого слова с финского языка звучит как рождественский козел. Сразу оговоримся, ничего ругательного или оскорбительного в это имя финны не вкладывали и не вкладывают. Так уж сложилось. Дело в том, что в стародавние времена подарки в рождественскую ночь по домам разносили ряженые. Рядились они по большей части в костюмы животных, причем самым популярным персонажем мистерии был почему-то козел. В старину Йоулупукки приносил вместе с подарками еще и розги, входя в дом со словами: «Есть ли в этом доме послушные дети?». В наши дни этот своеобразный элемент воспитания почти исчез, и каждый ребенок, даже самый задиристый непоседа получает заветный подарок.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании ─ папа Ноэль, в Румынии ─ Мош Джарилэ, в Голландии ─ Синте-Клаас, в Англии и Америке ─ Санта-Клаус, а у нас ─ Дед Мороз.

И вот немного про внешний вид Деда:
Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.
С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

Аватара пользователя
Автор темы
Солнечка
романист
романист
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 262
Зарегистрирован: 10.11.2006
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: корректор
Откуда: Питер
Возраст: 43

Сообщение Солнечка » 23 дек 2006, 16:52

А, так наши ряженые не одни были!!! И среди них скрывался Дед Мороз - самый щедрый ряженый!

Аватара пользователя
Елена
-
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая

Сообщение Елена » 23 дек 2006, 17:07

А вот из статьи Т.Трофимовой с сайта http://www.polit.ru/

Дед Мороз появился в России вслед за елкой, когда возникла потребность объяснить, откуда берутся рождественские елка и подарки. Именно рождественские: несмотря на то что Петр учредил празднование Нового года 1 января, праздник с елкой и подарками устраивался именно на Рождество. Обычай устанавливать елку, в свою очередь, был заимствован из Германии в 1830-е годы. Очень быстро «деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфектами, плодами, игрушками, книгами», стало распространенным развлечением у детей, однако в этом явлении елки русским детям присутствовала некая загадка. Откуда, почему, зачем именно елка? Началось создание елочной мифологии и отстаивание права на елку в Рождество: долгое время русское духовенство опасалось, что с привнесением западной традиции Рождество утратит собственно религиозный смысл.

Соединение елки и Деда Мороза произошло в тот момент, когда традиция рождественского праздника с подарками укоренилась и возникла потребность объяснить детям, откуда все это появляется в доме. Дед Мороз приносит! Конечно, кому, как не хранителю зимнего леса, заведовать елкой?.. Существенную помощь оказала и елочная мифология - среди традиционных елочных украшений вдруг возник старик с мешком, довольно скоро превратившийся в главную фигуру и занимающий место уже непосредственно под елкой. Старый Рупрехт, святочный или рождественский дед, Дедушка Николай, добрый Морозко, Мороз, Санта Клаус, Елкич – все эти имена были последовательно перепробованы на протяжении почти 60 лет для обозначения главной фигуры торжества. В итоге – Дед Мороз. Как всегда в таких решениях, возобладала традиция – что-то среднее между исконным ритуалом приглашения в гости мифологического персонажа и посещением дома в Сочельник Дедом, умершим и почитаемым предком.

А вот внучка Снегурочка появилась у Деда Мороза значительно позже. Народные сказки о сделанной из снега и ожившей девочке, которая тает, прыгая через, очевидно, купальский костер, существовали, но в культуре крестьянской, автономной от городской - Дед Мороз же изначально персонаж городской.

Меня особенно заинтересовала история ёлки с 1927 года:
В 1927 году рождественская елка вместе с прочими «религиозными предрассудками» была упразднена, чтобы возобновиться в 1935 году, но уже в другом статусе. «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею», - писала газета "Правда" от 28 декабря 1935 года. В оставшиеся три дня елка ударными темпами была поставлена практически во всех дворцах пионеров и учебных учреждениях, навсегда закрепившись уже как атрибут не Рождества, а Нового года.

Не без некоторых перегибов, конечно. В повести Лидии Чуковской «Софья Петровна», написанной в 1940 году, елка, помимо фигурки Деда Мороза, «удивительно эффектно» украшается изображением маленького Ленина, вклеенном в пятиконечную звезду, а в пакетики с конфетами вкладывается записка «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство». Собственно, пятиконечная звезда на верхушке елки – также атрибут советских времен, прочно заменивший бытовавшую ранее вифлеемскую звезду.

С этого момента и начинают писаться сценарии проведения новогодних праздников для детей, в которых прочную сюжетную роль получают оба персонажа – Дед Мороз и его внучка Снегурочка. Участие детей в новогоднем представлении, согласно советскому образцу, становится даже некоторым символом избранности ребенка и его соответствия самым высоким установленным нормам. Все мы помним торжественное вручение лучшим ученикам начальных классов билетов на Кремлевскую елку, посмотреть на которую было мечтой практически каждого ребенка.

Советское время существенно трансформировало роль Деда Мороза и Снегурочки. Новогодние представления обрели четко выстроенный сюжет с неизменной интригой борьбы сил добра и зла, концентрирующейся вокруг ключевого момента смены одного года другим.

Минувший год был годом славным.
Но время торопливое не ждет,
Листок последний сорван календарный,
Навстречу нам шагает Новый год!

Так начиналась добрая половина детских новогодних представлений. А далее разворачивалась увлекательная борьба: похищалось драгоценное время, после которого должен был наступить новый год, предпринимались попытки испортить праздник, украсть мешок с подарками, задержать приход Деда Мороза. Нужное подчеркнуть. В роли злых сил выступали Баба-Яга, черти и прочая нечисть или же просто весьма вредные персонажи. Снегурочка же неизменно оказывалась посредником между детьми и Дедом Морозом: именно она помогала организовать поиски времени или подарков, придумывала, как обнаружить злодеев, и всячески вовлекала детей в ход представления.

Как видим, несмотря на официальную установку борьбы с околорелигиозными предрассудками, сценарии копировали фольклорные представление о святках - как времени разгула нечистой силы - в новгодне-светском варианте - просто зловредной. Подобно святочному, новогоднее время было пронизано ожиданиями и гаданиями, как сложится грядущий год. Известная примета "Как встретишь, так и проведешь", - тоже эхо все той же святочной культуры.
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

Аватара пользователя
Автор темы
Солнечка
романист
романист
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 262
Зарегистрирован: 10.11.2006
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: корректор
Откуда: Питер
Возраст: 43

Сообщение Солнечка » 23 дек 2006, 17:29

Как я поняла, Дед Мороз был придуман искуственно... Интересный поворот.

А при советской власти копировались многие и церковные, и фольклорные взгляды на окружающий мир: надо же было как-то людей зацепить... Привязка же к "хорошо забытому старому" действует всегда безотказно.

Аватара пользователя
Елена
-
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая

Сообщение Елена » 23 дек 2006, 18:26

Кстати, нашла место, где "лежит" книга "Язычество древних славян":
http://www.rustrana.ru/kultura/knigi/ri ... /index.htm
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

Аватара пользователя
Автор темы
Солнечка
романист
романист
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 262
Зарегистрирован: 10.11.2006
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: корректор
Откуда: Питер
Возраст: 43

Сообщение Солнечка » 23 дек 2006, 18:28

О-о-о! Интересно! Покопаемся немного в Рыбакове.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение