Из Википедии:
Утопия - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. «Утопия» — название острова в произведении Томаса Мора, которое называется «Золотая книжечка», впервые же это слово в значении «модель идеального общества» встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество»
Впервые слово «антиутопист» (dystopian) как противоположность «утописта» (utopian) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин «антиутопия» (англ. dystopia) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (The Quest for Utopia, 1952).
В середине 1960-х термин «антиутопия» (anti-utopia) появляется в советской, а позднее — и в англоязычной критике.
Список российских утопий:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_российских_утопий
Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Таким образом отличие утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора.
Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств. Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями.
Советским литературоведением антиутопия воспринималась в целом отрицательно. Например, в «Философском словаре» (4-е изд., 1981) в статье «Утопия и антиутопия» было сказано: «В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчёркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека».
А здесь рецензия Джорджа Оруэлла на роман Е. И. Замятина "Мы"
http://www.orwell.ru/library/reviews/za ... ian/r_zamy
Утопии и антиутопии ⇐ Интересное в литературе
Информация
Дорогие друзья!
Приглашаем вас на литературный форум
Направленность – классическая литература, от античности до
современности. Приходите, будем рады!
Дорогие друзья!
Приглашаем вас на литературный форум
Направленность – классическая литература, от античности до
современности. Приходите, будем рады!
-
Автор темыЕлена
- -
- Всего сообщений: 3783
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Утопии и антиутопии
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
- журналист
- Всего сообщений: 175
- Зарегистрирован: 25.01.2009
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Красная горка
Re: Утопии и антиутопии
В моём представлении у утопии и антиутопии - следующая важная отличительная черта.
Утопия обычно - это описание некого изолированного от остальной культурно-исторической среды общества.
Антиутопия, чаще всего, - это описание общества нашей культурной среды, но - в будущем.
Это разделение даёт важный ключ к пониманию принципиальной разницы этих жанров (и обществ).
Получается, что антиутопия описывает "естественный" путь развития цивилизации, как путь непрерывной деградации (несмотря на внешнее техническое и псевдонаучное "развитие").
Эту модель исторического развития общества подтверждают древнейшие исторические модели: Золотой, Серебряный, Бронзовый и Железный века античности, четыре юги Индии, вплоть ло последней, - Чёрной юги (Калиюги) и т.п. Правда ортодоксальные историки не разделяет эту точку зрения (цикличности истории по пути деградации).
Нам же стоит самим оценить: деградирует ли общество, или нет... Впрочем, если считать ежедневное пиво, автомобили, противозачаточные средства - достижениями цивилизации, на фоне уничтожения народных традиций, разобщения людей, их программирования и т.п., то, может, - и нет...
Утопия же описывает некое застывшее идеальное общество, своеобразный законсервированный Золотой век.
Изолированность этой Утопии (как географического объекта), - её островной характер и практическая недоступность наводят на мысль о том, что речь идёт об одном, особом, застывшем во времени месте, которое называют по-разному: Шамбала, Беловодье и т.п.
Это мир, сообщающийся с миром богов, не потерявший с ним связи, а потому - по сю пору совершенный...
Правда, в описаниях адептов нашей культуры эти Утопии выглядят порой какими-то полуфашистскими... Думаю, - что это - от разных языков культуры....
Небезынтересно и именование этого острова, - "Утопия", соотносящееся с широко распространёнными легендами, мифами и сказками об утонувшем граде, - типа "Китеж" (об ушедшем из этой реальности поселении, которое "консервируется").
Подведём итоги:
Таким образом, утопия описывает мифологический объект, - бесконечно протяжённый во времени.
Антиутопия же - описывает реальное человеческое общество, непрерывно деградирующее во времени.
Должен вас успокоить: после достижения определённого предела, мир - "перезагружается" ("конец света", космическое очищение, Потоп и т.п.), - и вновь настают хорошие времена... Впрочем и здесь есть небольшой минус: не все при этой перезагрузке выживут...
Утопия обычно - это описание некого изолированного от остальной культурно-исторической среды общества.
Антиутопия, чаще всего, - это описание общества нашей культурной среды, но - в будущем.
Это разделение даёт важный ключ к пониманию принципиальной разницы этих жанров (и обществ).
Получается, что антиутопия описывает "естественный" путь развития цивилизации, как путь непрерывной деградации (несмотря на внешнее техническое и псевдонаучное "развитие").
Эту модель исторического развития общества подтверждают древнейшие исторические модели: Золотой, Серебряный, Бронзовый и Железный века античности, четыре юги Индии, вплоть ло последней, - Чёрной юги (Калиюги) и т.п. Правда ортодоксальные историки не разделяет эту точку зрения (цикличности истории по пути деградации).
Нам же стоит самим оценить: деградирует ли общество, или нет... Впрочем, если считать ежедневное пиво, автомобили, противозачаточные средства - достижениями цивилизации, на фоне уничтожения народных традиций, разобщения людей, их программирования и т.п., то, может, - и нет...
Утопия же описывает некое застывшее идеальное общество, своеобразный законсервированный Золотой век.
Изолированность этой Утопии (как географического объекта), - её островной характер и практическая недоступность наводят на мысль о том, что речь идёт об одном, особом, застывшем во времени месте, которое называют по-разному: Шамбала, Беловодье и т.п.
Это мир, сообщающийся с миром богов, не потерявший с ним связи, а потому - по сю пору совершенный...
Правда, в описаниях адептов нашей культуры эти Утопии выглядят порой какими-то полуфашистскими... Думаю, - что это - от разных языков культуры....
Небезынтересно и именование этого острова, - "Утопия", соотносящееся с широко распространёнными легендами, мифами и сказками об утонувшем граде, - типа "Китеж" (об ушедшем из этой реальности поселении, которое "консервируется").
Подведём итоги:
Таким образом, утопия описывает мифологический объект, - бесконечно протяжённый во времени.
Антиутопия же - описывает реальное человеческое общество, непрерывно деградирующее во времени.
Должен вас успокоить: после достижения определённого предела, мир - "перезагружается" ("конец света", космическое очищение, Потоп и т.п.), - и вновь настают хорошие времена... Впрочем и здесь есть небольшой минус: не все при этой перезагрузке выживут...
-
- поэт не про заек
- Всего сообщений: 130
- Зарегистрирован: 11.09.2008
- Образование: высшее техническое
- Откуда: С-Петербург
- Возраст: 59
- Контактная информация:
Re: Утопии и антиутопии
Итак: утопия - грубо и сжато говоря, коммунистическая фантастика, изображающая "деальную модель общества".
Антиутопия - анти- (см. выше)
. Ясно, что в советскую эпоху антиутопия никак не могла приветствоваться.
Однако есть такая повесть у замечательного американского писателя Роберта Шекли (к сожалению, ушедшего от на несколько лет назад). Называется она "Билет на планету Транай". Она явно анти-; однако общество на планете Транай не коммунистическое, а самое, что ни на есть либеральное.
Т.е. получается что-то несуразное, наподобие "анти-антиутопия".

Антиутопия - анти- (см. выше)

Однако есть такая повесть у замечательного американского писателя Роберта Шекли (к сожалению, ушедшего от на несколько лет назад). Называется она "Билет на планету Транай". Она явно анти-; однако общество на планете Транай не коммунистическое, а самое, что ни на есть либеральное.
Т.е. получается что-то несуразное, наподобие "анти-антиутопия".



-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7225
- Зарегистрирован: 01.07.2011
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программист
- Откуда: Стокгольм
- Возраст: 35
Re: Утопии и антиутопии
А как вам антиутопии Владимира Войновича?
А душа, уж это точно, ежели обожжена:
справедливей, милосерднее и праведней она...
(Булат Шалвович Окуджава)
справедливей, милосерднее и праведней она...
(Булат Шалвович Окуджава)
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7815
- Зарегистрирован: 27.09.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Минск, Беларусь
- Возраст: 68
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7225
- Зарегистрирован: 01.07.2011
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программист
- Откуда: Стокгольм
- Возраст: 35
Re: Утопии и антиутопии
А угадал почти гениально
Согласен.vadim_i_z:...у него только одна, вроде.
А угадал почти гениально

А душа, уж это точно, ежели обожжена:
справедливей, милосерднее и праведней она...
(Булат Шалвович Окуджава)
справедливей, милосерднее и праведней она...
(Булат Шалвович Окуджава)