Запятая в сложном предложении. ⇐ Синтаксис и пунктуация
Модератор: Селена
-
Автор темыmilko
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 07.09.2013
- Образование: школьник
- Откуда: Москва
- Возраст: 24
Запятая в сложном предложении.
Добрый день!
Нашел вот такой пример у Д.Э. Розенталь в § 43. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
1. Если предикативные части бессоюзного сложного предложения близки между собой по смыслу, то между ними ставятся запятые:
Метель не утихала, небо не прояснялось (П.);
Появился вопрос, что означает "близки между собой по смыслу"?
Подразумевает ли полный смысл наличие главной предикативной части и зависимой предикативной части?
Т.е. прочитав это предложение можно ли сделать выводы :
1) Небо не проясняется всегда, когда метель не утихает; обязательно должна быть метель;
2) Возможна ситуация когда, метель не утихает, но небо проясняется.
Я думаю, если мы знаем только, что небо не прояснялось, смысл не будет передан полностью, причина не ясна.
"Метель не утихала" это полный смысл сам по себе, так как шаблон не требует установления причины.
Например "Стол, ножки" указывает на связь ножек со столом и нужна запятая.
Я правильно понимаю?
Заранее спасибо за ответы !
Нашел вот такой пример у Д.Э. Розенталь в § 43. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
1. Если предикативные части бессоюзного сложного предложения близки между собой по смыслу, то между ними ставятся запятые:
Метель не утихала, небо не прояснялось (П.);
Появился вопрос, что означает "близки между собой по смыслу"?
Подразумевает ли полный смысл наличие главной предикативной части и зависимой предикативной части?
Т.е. прочитав это предложение можно ли сделать выводы :
1) Небо не проясняется всегда, когда метель не утихает; обязательно должна быть метель;
2) Возможна ситуация когда, метель не утихает, но небо проясняется.
Я думаю, если мы знаем только, что небо не прояснялось, смысл не будет передан полностью, причина не ясна.
"Метель не утихала" это полный смысл сам по себе, так как шаблон не требует установления причины.
Например "Стол, ножки" указывает на связь ножек со столом и нужна запятая.
Я правильно понимаю?
Заранее спасибо за ответы !
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7694
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Запятая в сложном предложении.
1. Нет.
1.1. Нет.
1.2. Да.
1.1. Нет.
1.2. Да.
Ист.Камчатка - страна ветров. Даже в ясную погоду часто бывают метели, когда сильный ветер переволакивает массы снега с места на место.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темыmilko
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 07.09.2013
- Образование: школьник
- Откуда: Москва
- Возраст: 24
Re: Запятая в сложном предложении.
То есть главная предикативная часть "ножки", а стол как раз зависимая часть, без которой "ножки" не имеет полного смысла?
Ответ "Да" был в отношении "Стол, ножки"? Смысл "ножки" понятен только если есть "стол"?
То есть главная предикативная часть "ножки", а стол как раз зависимая часть, без которой "ножки" не имеет полного смысла?
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7694
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Запятая в сложном предложении.
Нужна или не нужна, зависит от контекста. Хоть это и довольно нелепо, без запятой у стола появляется свойство принадлежности: стол чей?
Образование среднее-низшее.
-
Автор темыmilko
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 07.09.2013
- Образование: школьник
- Откуда: Москва
- Возраст: 24
Re: Запятая в сложном предложении.
Ну вот, например, Библейский сюжет.
Образ же ответил Моисею "Моисеи, моисии.".
Почему здесь запятая? Означает ли это , что употребление "мойсие" без "Моисеи" не имеет полного смысла?
Отправлено спустя 19 минут 30 секунд:
Я так сильно подозреваю, что во сне Моисей увидел образ и сказал ему "Моисей" (представился).Образ же ответил Моисею "Моисеи, моисии.".
Почему здесь запятая? Означает ли это , что употребление "мойсие" без "Моисеи" не имеет полного смысла?
Отправлено спустя 19 минут 30 секунд:
Действительно. Тогда получается, запятая указывает на обратную зависимость, на зависимость ножек от стола. Верно?
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7694
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Запятая в сложном предложении.
Нет. Запятая вообще к зависимостям никакого отношения не имеет. Она вспомогательный знак, выполняет функцию разделения. В случае с ножками и столом использование её необходимо для перечисления. Каждый перечисляемый элемент разделяется ей.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темыmilko
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 07.09.2013
- Образование: школьник
- Откуда: Москва
- Возраст: 24
Re: Запятая в сложном предложении.
Но образ то ответил "Моисеи, моисии." И именно так в исходе. Значит значение есть. Или законы Ветхого завета в ведро можно выкидывать (что недопустимо) ...
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7694
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Запятая в сложном предложении.
Забудьте про образ, и про библию, если хотите грамматику. Одно вне второго.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темыmilko
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 07.09.2013
- Образование: школьник
- Откуда: Москва
- Возраст: 24
Re: Запятая в сложном предложении.
не буду спорить, хотя это довольно странно ... грамматика не с неба свалилась ...
-
Автор темыmilko
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 07.09.2013
- Образование: школьник
- Откуда: Москва
- Возраст: 24
Re: Запятая в сложном предложении.
А в предложении
"Стол, деревянный."
запятая правильно поставлена?
"Стол, деревянный."
запятая правильно поставлена?
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2541
- Зарегистрирован: 15.04.2012
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: Преподаватель
- Откуда: СССР
- Возраст: 61
Re: Запятая в сложном предложении.
Смотря что ты хочешь сказать.
Если номинатив с уточнением, то да.
Если двусоставное, то нет.
Попробуй вставить после буквы В.

Но и тогда может быть "правильно": авторский знак.
Если номинатив с уточнением, то да.
Если двусоставное, то нет.
Попробуй вставить после буквы В.

Но и тогда может быть "правильно": авторский знак.
-
Автор темыmilko
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 07.09.2013
- Образование: школьник
- Откуда: Москва
- Возраст: 24
Re: Запятая в сложном предложении.
например "Тупой мальчик" буквально у мальчика только тупые формы, и это видно без необходимости общения. Запятая не нужна.
"Мальчик, тупой." мальчик в состоянии "тупой". Свойство которое проявляет себя только в общении. Запятая нужна. Отделяет предмет от его состояния паузой.
"Тупой мальчик, тупой" )))
В этом случае запятая правильно поставлена?
Я хочу понять как правильно писать внутренне состояние предмета, которое (состояние) не проявляет себя наружу явно.
например "Тупой мальчик" буквально у мальчика только тупые формы, и это видно без необходимости общения. Запятая не нужна.
"Мальчик, тупой." мальчик в состоянии "тупой". Свойство которое проявляет себя только в общении. Запятая нужна. Отделяет предмет от его состояния паузой.
"Тупой мальчик, тупой" )))
В этом случае запятая правильно поставлена?
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7694
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Запятая в сложном предложении.
Если это мальчик тупой, то запятая не нужна, а если мальчик просто мальчик, не обобщаемо, тупой или умный, а тупой это кто-то, кто вообще не этот мальчик, то идёт перечисление, и запятая нужна. Это как назвать несколько предметов: стол, шкаф, уголь. Это в случае если предложение из двух слов.
Да. Здесь разделяется повторение. Мол: "Да, это тупой мальчик, тупой!" или идёт обращение к некоторому тупому, что этот мальчик тупой, как если бы: «слушай, тупой: "мальчик тупой"». Также здесь может не стоять запятой, в этом случае будет утверждение, что тупой мальчик тупой:
Хотя в таких случаях рекомендуется ставить интонационное тире. Также, если поставить запятую после первого "тупой", то это будет означать, что первый "тупой" это не этот мальчик, а кто-то-то другой. А если поставить две запятые, то это будет означать, что вообще присутствует три персонажа, два тупых и один мальчик; или один мальчик и один тупой, и действие как в "Ну, погоди!": "Заяц, волк, заяц, волк".Тупой мальчик тупой
Образование среднее-низшее.
-
Автор темыmilko
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 07.09.2013
- Образование: школьник
- Откуда: Москва
- Возраст: 24
Re: Запятая в сложном предложении.
Джонни, не совсем понял написанное Вами выше. Вас не затруднит подробнее пояснить? Заранее спасибо!
-
- -
- Всего сообщений: 3265
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Запятая в сложном предложении.
- Дядя, карандаш тупой?
- Тупой, мальчик, тупой.
Еще может означать обращение "мальчик":
- Дядя, карандаш тупой?
- Тупой, мальчик, тупой.
-
Автор темыmilko
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 07.09.2013
- Образование: школьник
- Откуда: Москва
- Возраст: 24
Re: Запятая в сложном предложении.
А если есть ограниченный перечень возможных свойств мальчика "тупой, умный, злой, добрый".
Когда мы говорим "мальчик, тупой." Мы исключаем наличие других свойств в отношении этого мальчика "мальчик, умный","мальчик, злой","мальчик, добрый".
Тогда "мальчик, тупой" и "мальчик, злой" это один мальчик, но две личности. Для полной идентификации личности требуется запятая.
Это, я так понимаю, и есть номинатив с уточнением.
Если мы говорим "мальчик злой". Мы не исключаем наличие других его свойств "мальчик умный","мальчик злой","мальчик добрый".
"мальчик тупой" и "мальчик злой" это один мальчик (но количество личностей не поддается установлению, не исключаются умный и добрый).
Верно?
с обращением все ясно
А если есть ограниченный перечень возможных свойств мальчика "тупой, умный, злой, добрый".
Когда мы говорим "мальчик, тупой." Мы исключаем наличие других свойств в отношении этого мальчика "мальчик, умный","мальчик, злой","мальчик, добрый".
Тогда "мальчик, тупой" и "мальчик, злой" это один мальчик, но две личности. Для полной идентификации личности требуется запятая.
Это, я так понимаю, и есть номинатив с уточнением.
Если мы говорим "мальчик злой". Мы не исключаем наличие других его свойств "мальчик умный","мальчик злой","мальчик добрый".
"мальчик тупой" и "мальчик злой" это один мальчик (но количество личностей не поддается установлению, не исключаются умный и добрый).
Верно?
-
- -
- Всего сообщений: 3265
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Запятая в сложном предложении.
Ваши последние вопросы не отвечают заявленной теме.
Здесь нет сложного предложения.
Здесь нет сложного предложения.
-
Автор темыmilko
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 07.09.2013
- Образование: школьник
- Откуда: Москва
- Возраст: 24
Re: Запятая в сложном предложении.
Спасибо ! Общими усилиями я разобрался в интересующей меня теме )
Согласен.
Спасибо ! Общими усилиями я разобрался в интересующей меня теме )
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7694
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Запятая в сложном предложении.
У запятых нет сакрального смысла, они разделяют то, что надо разделить, на этом их служебная обязанность заканчивается.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темыmilko
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 07.09.2013
- Образование: школьник
- Откуда: Москва
- Возраст: 24
Re: Запятая в сложном предложении.
мы говорим "Чашку уронил мальчик в кепке" личность не может быть установлена никогда так, как именно этот "мальчик в кепке" есмь (всегда в прошлом).
мы говорим "Чашку уронил мальчик, в пилотке" личность может быть установлена так, как "уточнение" всегда есть и не зависит ни от времени , ни от пространства. Любой мальчик в пилотке подойдет под шаблон описания, независимо от времени и места.
Уфф ... )))
Сейчас Селена уже начнет ругаться (
или уточнить
Перед нами мальчик в кепке. Он есмь(всегда в прошлом).
мы говорим "Чашку уронил мальчик в кепке" личность не может быть установлена никогда так, как именно этот "мальчик в кепке" есмь (всегда в прошлом).
мы говорим "Чашку уронил мальчик, в пилотке" личность может быть установлена так, как "уточнение" всегда есть и не зависит ни от времени , ни от пространства. Любой мальчик в пилотке подойдет под шаблон описания, независимо от времени и места.
Уфф ... )))
Сейчас Селена уже начнет ругаться (
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7694
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Запятая в сложном предложении.
Вы выбрали пример, структура предложения которого независимо от наличия или отсутствия запятой предполагает наличие контекста. Без каламбура запятую здесь ставить нельзя.
Образование среднее-низшее.
-
- -
- Всего сообщений: 3265
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2541
- Зарегистрирован: 15.04.2012
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: Преподаватель
- Откуда: СССР
- Возраст: 61
Re: Запятая в сложном предложении.
daslex: ↑07 авг 2019, 01:14 Если это мальчик тупой, то запятая не нужна, а если мальчик просто мальчик, не обобщаемо, тупой или умный, а тупой это кто-то, кто вообще не этот мальчик, то
это обращение.
Отправлено спустя 2 минуты 28 секунд:Всегда можно придумать контекст, оправдывающий любое написание.
Отправлено спустя 10 минут 5 секунд:Письмо - это отражение смысла. Оно воплощается в тексте. Текст - это связи. Соответственно, изолированные элементы абстрактны, т. е. конкретно бессмысленны ("кон" = "совместно"). Смысл диктуется контекстом. Поэтому ЛЮБОЕ письмо может быть оправдано текстом (т. н. контекстом). Сейчас это называют забавным, но удобным термином "коммуникативная цель" = "смотря чо тебе надо".
Например, мне нужно написать стихотворение...
См. Маяковский, Бродский, Окуджава, Высоцкий, Вознесенский,.. - да навалом их, д а и в н е т о л ь к о п р о з и (т).
Отправлено спустя 10 минут 3 секунды:
Рекомендую Русский язык за 8-9 классы (структура предложения). А для понимания - Бахтина, Потебню, Лосева.
Отправлено спустя 9 минут 47 секунд:
Белая лошадь. Так называемое односоставное предложение, так называемое назывное, распространённое, не осложнённое.
Лошадь белая. Двусоставное предложение, не распространённое, не осложнённое.
Лошадь, белая. Так называемое односоставное предложение, так называемое назывное, распространённое, осложнённое обособленным определением (уточнение).
Ло
шадь
Бе Лая
Гром
Щит
Ла...
И в чём критерий "правил'off"?..
-
Автор темыmilko
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 07.09.2013
- Образование: школьник
- Откуда: Москва
- Возраст: 24
Re: Запятая в сложном предложении.
местоимение Моисеи, уточнение моисии.
Если есть два Моисеи, то речь про того кто Моисеи, моисии? Правильно?
"Моисеи, моисии." во фрагменте выше односоставное, назывное, распространенное, осложнённое? Правильно?
местоимение Моисеи, уточнение моисии.
Если есть два Моисеи, то речь про того кто Моисеи, моисии? Правильно?
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7694
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Запятая в сложном предложении.
Это не знаю что, но, не уточнение; вероятно, простая градация: Лёша, Лёшенька, сынок; Моисей, Моисеюшка; Моисей, Моисеище!
Во фрагменте выше нет русского предложения.ГРАДАЦИЯ (лат. Gradatio, ступеньчатое повышение), синонимы: климакс (греч. κλι̃μαξ лестница), так же усугубление, — стилистическая фигура (см.), состоящая в последовательно нарастающей группировке выражений, относящихся к одному предмету. Напр.: «Пришел, увидел, победил» (слова Цезаря);
Образование среднее-низшее.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение