Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно. ⇐ Интересное в литературе
Информация
Дорогие друзья!
Приглашаем вас на литературный форум
Направленность – классическая литература, от античности до
современности. Приходите, будем рады!
Дорогие друзья!
Приглашаем вас на литературный форум
Направленность – классическая литература, от античности до
современности. Приходите, будем рады!
-
Автор темыВолчица
- журналист
- Всего сообщений: 175
- Зарегистрирован: 26.11.2015
- Образование: студент
Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Ахматова Анна
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или от скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
Какая тайна открылась поэтессе?
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или от скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
Какая тайна открылась поэтессе?
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5689
- Зарегистрирован: 13.04.2013
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Томск
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Немного об этом стихотворении Ахматовой.
А теперь интересно, что скажут наши любители русской словесности.
А теперь интересно, что скажут наши любители русской словесности.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2225
- Зарегистрирован: 23.10.2009
- Образование: высшее техническое
- Профессия: бывший бич
- Откуда: Москва
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Влезу-ка до любителей:
"Тайна" предельно проста и банальна по сути: любовь - не сказанное на людях и не видимое чужому глазу. Чувство, предельно интимное. От того и "тишина" в любящих.
И в этой тишине зачастую, Л. - "не вздохи на скамейке", а "две морковинки несу" и "ногу лошажью".
"Тайна" предельно проста и банальна по сути: любовь - не сказанное на людях и не видимое чужому глазу. Чувство, предельно интимное. От того и "тишина" в любящих.
И в этой тишине зачастую, Л. - "не вздохи на скамейке", а "две морковинки несу" и "ногу лошажью".
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2645
- Зарегистрирован: 24.11.2014
- Образование: высшее техническое
- Профессия: художник
- Откуда: Москва
- Возраст: 41
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Стих слабый. Рифмы: понедельник - бездельник; во мгле - на земле; от скуки - разлуки; живут - поют; тайна - случайно ; тишина - больна.
Уровень школьницы 9-10 кл. средней школы. Хорошо знаю жизнь и творчество Ахматовой, поэтому уверен, что ее тайна - это не быть, как все нормальные люди. Не как: "Любить -. это значит: в глубь двора вбежать. и до ночи грачьей...". А вот потише ей нужно, послучайней! И еще больной прикинуться. Именно от таких капризулек нормальные мужики и свихиваются.
Уровень школьницы 9-10 кл. средней школы. Хорошо знаю жизнь и творчество Ахматовой, поэтому уверен, что ее тайна - это не быть, как все нормальные люди. Не как: "Любить -. это значит: в глубь двора вбежать. и до ночи грачьей...". А вот потише ей нужно, послучайней! И еще больной прикинуться. Именно от таких капризулек нормальные мужики и свихиваются.
Мы все в океан попадем бесконечного будущего, но прошлого миг повторить никому не дано.
-
- -
- Всего сообщений: 2752
- Зарегистрирован: 03.09.2012
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Томск
- Возраст: 47
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Так же прямо сказано, что за тайна. Зачем гадать?
Все поверили тому, что бывает любовь на земле, поэтому ходят на свидания, песни поют. А кто-то знает тайну - что все эти свидания и песни не есть любовь.
Отправлено спустя 9 минут 47 секунд:
Все поверили тому, что бывает любовь на земле, поэтому ходят на свидания, песни поют. А кто-то знает тайну - что все эти свидания и песни не есть любовь.
Отправлено спустя 9 минут 47 секунд:
Вы не правы. Это не слабость стиха, а его фишка. Два первых четверостишия посвящены банальным представлениям о любви. Так? Поэтому банальные, незатейливые рифмы, ритм - простой, точеный до рубленности, я бы так сказала. А вот третье четверостишие - о другом, более глубоком, понимании этого чувства. И посмотрите, как меняется стиль стиха: рифмы уже другие, не сказать, что "навороченные", но уже не настолько незатейливые, меняется лексика "и почиет на них тишина" (сравните "сочинил же какой-то бездельник"). Тут не слабость, как вы сказали, а просто соответствие формы и содержания.Стих слабый. Рифмы: понедельник - бездельник; во мгле - на земле; от скуки - разлуки; живут - поют; тайна - случайно ; тишина - больна.
Уровень школьницы 9-10 кл. средней школы.
Берегитесь людей, которые используют Ё на клавиатуре. Если они до нее добрались, то и до вас доберутся!
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2645
- Зарегистрирован: 24.11.2014
- Образование: высшее техническое
- Профессия: художник
- Откуда: Москва
- Возраст: 41
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Дарья Александровна, не гоните ерунду. Когда читаешь всего одну строку: "Мороз и солнце; день чудесный!..." , в душе возникает чувство необыкновенной силы! Помню, мне всего 8 лет было, автора этой строки еще не знал, но прочитал ее в "Родной речи", по которой учился брат. Стал изучать дальше и когда дошел до
"И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня." -
тут уже все! Фонтан восхищения до сих пор помнится в деталях в моем мозгу. Тут же решил сам пробовать писать стихи.
Вы ищите какие-то особенности в "Двадцать первое. Ночь. Понедельник". Ничего в этом стихе нет выдающегося. Как и в "Магическом квадрате" Малевича. Да и ценители ахматовских произведений - в основном женщины, судьбы которых сложились неудачно. Это не моя мысль, а Корнея Чуковского. С этой мыслью солидарен полностью. Наверное, и Вы относитесь к таким неудачницам.
"И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня." -
тут уже все! Фонтан восхищения до сих пор помнится в деталях в моем мозгу. Тут же решил сам пробовать писать стихи.
Вы ищите какие-то особенности в "Двадцать первое. Ночь. Понедельник". Ничего в этом стихе нет выдающегося. Как и в "Магическом квадрате" Малевича. Да и ценители ахматовских произведений - в основном женщины, судьбы которых сложились неудачно. Это не моя мысль, а Корнея Чуковского. С этой мыслью солидарен полностью. Наверное, и Вы относитесь к таким неудачницам.
Мы все в океан попадем бесконечного будущего, но прошлого миг повторить никому не дано.
-
- -
- Всего сообщений: 2752
- Зарегистрирован: 03.09.2012
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Томск
- Возраст: 47
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Против такового лома у меня не имеется приемов, ибо не в моей привычке ломами в ответ махать, посему дискуссию в таком ключе завершаю.
Замечу лишь напоследок, что я не сказала, что это стихотворение выдающееся. Так же я не говорила, что я ценительница творчества Ахматовой. Просто это стихотворение вовсе "не "слабое", как Вы изволили выразиться, а очень гармонично сочетающее форму и содержание. И что слово ИЩЕТЕ (в данном контексте) пишется с буквой Е, что такому великому знатоку русской словесности и психологии заодно, как Вы, прилично было бы знать.
Засим прощевайте.
Это очень серьезный литературоведческий аргумент. супротив которого у меня возражений просто нетДарья Александровна, не гоните ерунду
А это аргумент не только литературоведческий, но еще и психологический.
Против такового лома у меня не имеется приемов, ибо не в моей привычке ломами в ответ махать, посему дискуссию в таком ключе завершаю.
Замечу лишь напоследок, что я не сказала, что это стихотворение выдающееся. Так же я не говорила, что я ценительница творчества Ахматовой. Просто это стихотворение вовсе "не "слабое", как Вы изволили выразиться, а очень гармонично сочетающее форму и содержание. И что слово ИЩЕТЕ (в данном контексте) пишется с буквой Е, что такому великому знатоку русской словесности и психологии заодно, как Вы, прилично было бы знать.
Засим прощевайте.
Берегитесь людей, которые используют Ё на клавиатуре. Если они до нее добрались, то и до вас доберутся!
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4920
- Зарегистрирован: 24.06.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Мать городов русских
- Возраст: 51
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Также.
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
-
- -
- Всего сообщений: 2752
- Зарегистрирован: 03.09.2012
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Томск
- Возраст: 47
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Так же раздельно... не "ТОЖЕ", а таким же образом. А кавычка лишняя хлопнулась, да.
Берегитесь людей, которые используют Ё на клавиатуре. Если они до нее добрались, то и до вас доберутся!
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2645
- Зарегистрирован: 24.11.2014
- Образование: высшее техническое
- Профессия: художник
- Откуда: Москва
- Возраст: 41
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Дарья Александровна, когда аргументированно доказывать не умеют, цепляются за посторонние мелочи. Известный прием, носящий название "забалтывание". Еще раз говорю: стих откровенно слабый, явная пародия на оригинальность. Никогда не смотрю, кто автор - раскрученная Ахматова, или неизвестный Кукушкин. Знаю сотни случаев, когда Кукушкин писал лучше Ахматовой. На форуме такие стихи приводили, в том числе и я.
Вот что писал гениальный Бунин о поэтессе: «Любовное свидание с Ахматовой всегда кончается тоской. Как эту даму ни обхватывай – доска останется доской» . Приведу неполный перечень ее любовников: Георгий Чулков, Николай Недоброво, Борис Анреп, Николай Пунин, Владимир Гаршин. Артур Лурье, граф Зубов, Борис Пильняк, Михаил Зенкевич... С Гумилевым были вечные ссоры, их общий ребенок рос без отца и матери! На склоне лет она сама призналась: "Чужих мужей вернейшая подруга и многих безутешная вдова".
И Вы еще хотите, чтобы такая ... (слово подберите сами) писала хорошие стихи?
Только не забалтывайте пост. Я пишу быстро, текст ленюсь проверять.
А приведенный Волчицей стих чем больше читаешь, тем он слабей и слабей.
Вот что писал гениальный Бунин о поэтессе: «Любовное свидание с Ахматовой всегда кончается тоской. Как эту даму ни обхватывай – доска останется доской» . Приведу неполный перечень ее любовников: Георгий Чулков, Николай Недоброво, Борис Анреп, Николай Пунин, Владимир Гаршин. Артур Лурье, граф Зубов, Борис Пильняк, Михаил Зенкевич... С Гумилевым были вечные ссоры, их общий ребенок рос без отца и матери! На склоне лет она сама призналась: "Чужих мужей вернейшая подруга и многих безутешная вдова".
И Вы еще хотите, чтобы такая ... (слово подберите сами) писала хорошие стихи?
Только не забалтывайте пост. Я пишу быстро, текст ленюсь проверять.
А приведенный Волчицей стих чем больше читаешь, тем он слабей и слабей.
Мы все в океан попадем бесконечного будущего, но прошлого миг повторить никому не дано.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4920
- Зарегистрирован: 24.06.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Мать городов русских
- Возраст: 51
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Каким? Не складывается...
Таким же образом я говорила?
Каким? Не складывается...
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
-
- -
- Всего сообщений: 2752
- Зарегистрирован: 03.09.2012
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Томск
- Возраст: 47
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
у меня складывается. Я не говорила и таким же образом я не сказала... примерно так. В равной степени не говорила одного и другого. Такой был вложен смысл. Пусть будет. Но ваше право считать иначе
Берегитесь людей, которые используют Ё на клавиатуре. Если они до нее добрались, то и до вас доберутся!
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2385
- Зарегистрирован: 20.07.2015
- Образование: среднее
- Профессия: энергетика
- Откуда: от чистого истока
- Возраст: 62
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
крутя — дитя
подружка — кружка
А это какой класс?..
кроет — завоет
крутя — дитя
подружка — кружка
А это какой класс?..
Мир Вашему дому !*
-
- -
- Всего сообщений: 2752
- Зарегистрирован: 03.09.2012
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Томск
- Возраст: 47
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Сейчас вы окажетесь в числе несчастных женщин, говорящих ерунду . С людьми, которые используют такие полемические приемы (хотя это вообще сложно называть полемическими приемами, скорее, просто наезды, причем не по теме) есть единственный способ ведения диалога - не вступать в него. Что вам и советую
Берегитесь людей, которые используют Ё на клавиатуре. Если они до нее добрались, то и до вас доберутся!
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2645
- Зарегистрирован: 24.11.2014
- Образование: высшее техническое
- Профессия: художник
- Откуда: Москва
- Возраст: 41
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Что же касается Ахматовой... Свидание даже с ее стихом кончается тоской. Бунин абсолютно прав. Согласен с ним, а не с какой-то Дарьей.
- прекрасная рифма! Деепричастие и существительное. А строфа какая! Все представляешь и даже съеживаешься от ощущения снежного вихря.
Что же касается Ахматовой... Свидание даже с ее стихом кончается тоской. Бунин абсолютно прав. Согласен с ним, а не с какой-то Дарьей.
Мы все в океан попадем бесконечного будущего, но прошлого миг повторить никому не дано.
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5689
- Зарегистрирован: 13.04.2013
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Томск
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Модератор.
Кто-то очень хочет, похоже, чтобы и эта тема была закрыта?
Кто-то очень хочет, похоже, чтобы и эта тема была закрыта?
Что это?
-
- -
- Всего сообщений: 2366
- Зарегистрирован: 14.07.2015
- Образование: высшее техническое
- Профессия: Программист
- Откуда: Красноярск
- Возраст: 47
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Ну до чего же нерадостно, когда закрываются темы! И их уже закрыто немало, по-моему...
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2385
- Зарегистрирован: 20.07.2015
- Образование: среднее
- Профессия: энергетика
- Откуда: от чистого истока
- Возраст: 62
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
ВЕЧЕРОМ
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего коснулся платья.
Так не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.
Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных...
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.
А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом:
"Благослови же небеса -
Ты в первый раз одна с любимым".
1913 (Анна Ахматова)
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего коснулся платья.
Так не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.
Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных...
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.
А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом:
"Благослови же небеса -
Ты в первый раз одна с любимым".
1913 (Анна Ахматова)
Мир Вашему дому !*
-
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 55
- Зарегистрирован: 30.01.2018
- Образование: высшее естественно-научное
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Между тем, из "открывается тайна" и "почиет на них тишина" еще не следуют ни утрата, ни жажда любви. Существуют так называемые "невысказанные суждения", когда главная мысль прямо не высказана, но подразумевается, например: - лучшее средство от головной боли это наш препарат АБВГД. Понятно, что авторы суждения не сказали, но подразумевали, что надо покупать их препарат, потому что он лучший. В стихотворении Ахматовой невысказанных суждений не определяется. Нет посылок, из которых можно было сделать заключение об "утрате" и "жажде любви".
Нет в этом анализе даже попыток как-то обосновать "утрату" и жажду" текстом. Поэтому приходится сомневаться в адекватности данной интерпретации.
Примечательно, что в этом анализе его автор не назвал главную мысль стихотворения Ахматовой, а ограничился такой интерпретацией как "впечатление утраты и жажды любви".
Между тем, из "открывается тайна" и "почиет на них тишина" еще не следуют ни утрата, ни жажда любви. Существуют так называемые "невысказанные суждения", когда главная мысль прямо не высказана, но подразумевается, например: - лучшее средство от головной боли это наш препарат АБВГД. Понятно, что авторы суждения не сказали, но подразумевали, что надо покупать их препарат, потому что он лучший. В стихотворении Ахматовой невысказанных суждений не определяется. Нет посылок, из которых можно было сделать заключение об "утрате" и "жажде любви".
Нет в этом анализе даже попыток как-то обосновать "утрату" и жажду" текстом. Поэтому приходится сомневаться в адекватности данной интерпретации.
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5689
- Зарегистрирован: 13.04.2013
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Томск
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Сомневайтесь, BWM, Вам никто не мешает, даже наоборот. Интерпретируйте.
-
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 55
- Зарегистрирован: 30.01.2018
- Образование: высшее естественно-научное
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Пионервожатая: - Пионеры Башкортостана! К борьбе за дело Ленина будьте готовы!
Пионеры: - Ну ладно...
Отправлено спустя 7 минут 21 секунду:
Пионеры: - Ну ладно...
Отправлено спустя 7 минут 21 секунду:
Наверное, все же не стих, а его эмоциональное воздействие на индивидуального читателя. Для кого-то оно невелико, для кого-то может быть и по другому. Но не каждый индивидуум назначает сам себя режиссером, арбитром, абсолютным критерием истины. Именно это - восприятие индивидуально - и хотел сказать литературный персонаж: - Кому и кобыла невеста.
Сильное заявление. Сразу вспоминается ответ умудренной жизнью Ф.С. на вопрос коллег, обладает ли она уверенностью в преданности своего мужа. Ф.С. отвечала: - В Давиде Львовиче я уверена. Я в себе не уверена...Хорошо знаю жизнь и творчество Ахматовой
-
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 55
- Зарегистрирован: 30.01.2018
- Образование: высшее естественно-научное
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
1. ...оставляет у читателя впечатление утраты ...любви. То есть тут "тезис" такой - любви нет. Того, что ты потерял, у тебя нет.
2. ..."Тайна" предельно проста и банальна по сути: любовь - не сказанное на людях и не видимое чужому глазу. Тут тезис - любовь есть.
3. ... все эти свидания и песни не есть любовь. Тезисно: любовь - не песни
Если сказано прямо, то почему есть разночтения?
1. ...оставляет у читателя впечатление утраты ...любви. То есть тут "тезис" такой - любви нет. Того, что ты потерял, у тебя нет.
2. ..."Тайна" предельно проста и банальна по сути: любовь - не сказанное на людях и не видимое чужому глазу. Тут тезис - любовь есть.
3. ... все эти свидания и песни не есть любовь. Тезисно: любовь - не песни
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2645
- Зарегистрирован: 24.11.2014
- Образование: высшее техническое
- Профессия: художник
- Откуда: Москва
- Возраст: 41
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Вот стих "Вечером" мне понравился! Могла же писать хорошо в 24 года.
Что же после так испортило?
Что же после так испортило?
Мы все в океан попадем бесконечного будущего, но прошлого миг повторить никому не дано.
-
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 55
- Зарегистрирован: 30.01.2018
- Образование: высшее естественно-научное
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Психологи полагают, что помимо информация явной, высказанной словами, есть информация неявная - для понимания смысла явной информации человек должен делать умозаключения в процессе восприятия сказанного. Любое сообщение требует от слушателя заполнения пробелов, нередко имеющихся между наличными элементами информации, чтобы понять подразумеваемый смысл.
Это вполне справедливо и для интерпретации стихов. Адекватная интерпретация может получиться лишь при правильном заполнении пробелов. Первое, что для этого нужно - исключить логические ошибки. А они возникают в самых простых случаях, одним из которых является использование незнания. Известный историк пишет о Л. Троцком:
- Не будучи садистом или убийцей (по крайней мере в нашем распоряжении нет фактов, говорящих о том, что он лично участвовал в расправах), Троцкий никогда не испытывал даже малейшего дискомфорта от того, что из-за подписанных им бумаг или сказанных слов где-то (в метре или в десятках тысяч километров от него) одни люди убивали других (и сами при этом часто гибли).
Довод строится так:
1. Мы не знаем фактов личного участия Троцкого в расправах.
2. Следовательно, Троцкий не был садистом или убийцей.
Между тем, единственно возможный здесь вывод – мы не знаем фактов. Может быть Троцкий лично не участвовал в расправах, но из незнания нами фактов такой вывод не следует.
Кинокритик в рецензии на "Левиафан" А. Звягинцева пишет: - К смерти Лили мэр не причастен. Звягинцев не случайно показал, как жена Николая выходит из дома накануне трагедии: на работу Лиля идет налево от дома, а в этот раз, поплакав, пошла направо, к обрыву. Самоубийство.
Из того, пошла ли героиня направо или налево, никак не следует факт убийства или самоубийства. Следует незнание.
В обсуждаемом стихотворении Ахматовой присутствует то же само незнание, недосказанность, отмеченная многоточием:
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Поэтому из этого незнания и возникают противоположные по смыслу интерпретации "тайны", когда из самого стихотворения это нельзя понять.Все, что объективно имеется здесь у Ахматовой - эпико-драматический пафос: принятие окружающего мира и себя в нем, когда жизненные конфликты, создающие драматизм воспринимаются лирической героиней как вещи естественные и безусловные. И единственное, что здесь можно интерпретировать - лирическая героиня случайно открыла для себя некую тайну и ее мировосприятие изменилось, что привело к состоянию, подобному болезни.
Тайна может быть, на самом деле, какой угодно, вполне может быть и одной из уже названных в теме Это может быть тайна неразделенной любви или еще что-либо, но что именно Ахматова не сказала и мы этого вывести из текста не можем. Вероятно, что Ахматову больше интересовала не сама тайна, а переживания лирической героини в ходе жизненного конфликта.
Если сказать прозой, то получится банальность - жизненные конфликты, связанные с любовью, приводят к глубоким изменениям чувств и настроений. Ахматова сумела в стихах сказать так, что эта банальность стала поэзией. В этом и есть достоинство этого раннего стихотворения.
Когда смысл художественного образа непонятен, нередко пытаются использовать исторический, биографический или литературный контекст. Как мне кажется, наиболее уместным для этого стихотворения Ахматовой будет литературный, о содержании которого Н. Коржавин высказался так: - ... не на каждом шагу встречались женщины столь образованные, яркие, умные и самобытные, да еще и писавшие невиданные доселе женские стихи, то есть стихи не вообще о “жажде идеала” или о том, что “он так и не понял всю красоту моей души”, а действительно выражавшие, причем грациозно и легко, женскую сущность".
Это вполне справедливо и для интерпретации стихов. Адекватная интерпретация может получиться лишь при правильном заполнении пробелов. Первое, что для этого нужно - исключить логические ошибки. А они возникают в самых простых случаях, одним из которых является использование незнания. Известный историк пишет о Л. Троцком:
- Не будучи садистом или убийцей (по крайней мере в нашем распоряжении нет фактов, говорящих о том, что он лично участвовал в расправах), Троцкий никогда не испытывал даже малейшего дискомфорта от того, что из-за подписанных им бумаг или сказанных слов где-то (в метре или в десятках тысяч километров от него) одни люди убивали других (и сами при этом часто гибли).
Довод строится так:
1. Мы не знаем фактов личного участия Троцкого в расправах.
2. Следовательно, Троцкий не был садистом или убийцей.
Между тем, единственно возможный здесь вывод – мы не знаем фактов. Может быть Троцкий лично не участвовал в расправах, но из незнания нами фактов такой вывод не следует.
Кинокритик в рецензии на "Левиафан" А. Звягинцева пишет: - К смерти Лили мэр не причастен. Звягинцев не случайно показал, как жена Николая выходит из дома накануне трагедии: на работу Лиля идет налево от дома, а в этот раз, поплакав, пошла направо, к обрыву. Самоубийство.
Из того, пошла ли героиня направо или налево, никак не следует факт убийства или самоубийства. Следует незнание.
В обсуждаемом стихотворении Ахматовой присутствует то же само незнание, недосказанность, отмеченная многоточием:
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Поэтому из этого незнания и возникают противоположные по смыслу интерпретации "тайны", когда из самого стихотворения это нельзя понять.Все, что объективно имеется здесь у Ахматовой - эпико-драматический пафос: принятие окружающего мира и себя в нем, когда жизненные конфликты, создающие драматизм воспринимаются лирической героиней как вещи естественные и безусловные. И единственное, что здесь можно интерпретировать - лирическая героиня случайно открыла для себя некую тайну и ее мировосприятие изменилось, что привело к состоянию, подобному болезни.
Тайна может быть, на самом деле, какой угодно, вполне может быть и одной из уже названных в теме Это может быть тайна неразделенной любви или еще что-либо, но что именно Ахматова не сказала и мы этого вывести из текста не можем. Вероятно, что Ахматову больше интересовала не сама тайна, а переживания лирической героини в ходе жизненного конфликта.
Если сказать прозой, то получится банальность - жизненные конфликты, связанные с любовью, приводят к глубоким изменениям чувств и настроений. Ахматова сумела в стихах сказать так, что эта банальность стала поэзией. В этом и есть достоинство этого раннего стихотворения.
Когда смысл художественного образа непонятен, нередко пытаются использовать исторический, биографический или литературный контекст. Как мне кажется, наиболее уместным для этого стихотворения Ахматовой будет литературный, о содержании которого Н. Коржавин высказался так: - ... не на каждом шагу встречались женщины столь образованные, яркие, умные и самобытные, да еще и писавшие невиданные доселе женские стихи, то есть стихи не вообще о “жажде идеала” или о том, что “он так и не понял всю красоту моей души”, а действительно выражавшие, причем грациозно и легко, женскую сущность".
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5689
- Зарегистрирован: 13.04.2013
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Томск
Re: Давайте интерпретируем это стихотворение. Интересно.
Интересно, в каком возрасте был в то время Н. Коржавин?
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 41 Ответы
- 2918 Просмотры
-
Последнее сообщение Patriot Хренов
-
- 3 Ответы
- 706 Просмотры
-
Последнее сообщение Patriot Хренов
-
- 42 Ответы
- 5271 Просмотры
-
Последнее сообщение Роксана
-
- 41 Ответы
- 7424 Просмотры
-
Последнее сообщение Dimon
-
- 12 Ответы
- 827 Просмотры
-
Последнее сообщение irida