Интересная мысль!
Повести Белкина (Выстрел) ⇐ Интересное в литературе
Информация
Дорогие друзья!
Приглашаем вас на литературный форум
Направленность – классическая литература, от античности до
современности. Приходите, будем рады!
Дорогие друзья!
Приглашаем вас на литературный форум
Направленность – классическая литература, от античности до
современности. Приходите, будем рады!
-
- -
- Всего сообщений: 3444
- Зарегистрирован: 07.06.2009
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Израиль
- Возраст: 67
-
Автор темыСиница
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 08.12.2014
- Образование: высшее естественно-научное
Re: Повести Белкина (Выстрел)
Не знаю, насколько вам интересно читать литературоведческие работы, но есть несколько, посвященных именно "Повестям Белкина".
В. М. МАРКОВИЧ, «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА» И ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isd/isd-063-.htm
В. Э. Вацуро, Повести Белкина
http://sobolev.franklang.ru/index.php/p ... kh-belkina
В. В. Гиппиус, Повести Белкина
http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/gip/gip-007-.htm
А вот рецензия Белинского, которую я поминала выше по теме.
В. Г. Белинский, Повести, изданные Александром Пушкиным
http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_1370.shtml
Пушкин не был журналистом в нашем теперешнем понимании журналиста-репортёра, но он был активно вовлечён в литературную полемику, которая велась в современных ему журналах (впоследствии включая его собственный).
Не знаю, насколько вам интересно читать литературоведческие работы, но есть несколько, посвященных именно "Повестям Белкина".
В. М. МАРКОВИЧ, «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА» И ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isd/isd-063-.htm
В. Э. Вацуро, Повести Белкина
http://sobolev.franklang.ru/index.php/p ... kh-belkina
В. В. Гиппиус, Повести Белкина
http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/gip/gip-007-.htm
А вот рецензия Белинского, которую я поминала выше по теме.
В. Г. Белинский, Повести, изданные Александром Пушкиным
http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_1370.shtml
В. М. МАРКОВИЧ:«Повести» оказались первым произведением русской прозы, обладающим всеми существенными чертами классического искусства. В то же время нетрудно заметить, что рождались они в активном взаимодействии с разнообразным беллетристическим окружением.
Характер этого взаимодействия достаточно сложен и недаром стал впоследствии предметом продолжительных споров. На протяжении нескольких десятилетий преобладала точка зрения, согласно которой Пушкин осуществлял в «Повестях Белкина» пародийно-полемическое преодоление, по существу даже отрицание, всех уже сложившихся или формирующихся в русской прозе беллетристических традиций. Однако с 1960-х годов эта концепция начинает терять своих сторонников, и сегодня уже намного более убедительной представляется другая мысль, получившая отчетливое выражение в работах Д. М. Шарыпкина и В. Э. Вацуро. Методологически важная суть этой мысли сводится к тому, что в «Повестях Белкина» Пушкин стремился не к отрицанию шаблонных (или шаблонизированных) форм «низовой» литературы, а к их «воскрешающему» обновлению — в первую очередь к их освобождению от всего устаревшего и к активизации их возможностей, способных удовлетворить новым и более высоким требованиям.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2720
- Зарегистрирован: 18.11.2011
- Образование: среднее
- Откуда: из очень задумчивых
Re: Повести Белкина (Выстрел)
Вот математический задачник, в конце ответы или решебник. Сначала надо решить задачу, потом сверить с ответом. Сначала надо придумать своё решение, потом сопоставить с решебником. А сразу читать готовые чужие мнения - зачеммм?
Странно. А для меня теперешние журналисты - это критики, аналитики.
Считаю удачей, что они не попадались мне на глаза и потому у меня была возможность самостоятельно подумать. Если ещё подумаю, если выработаю свои мнения, тогда, может быть, смогу читать и мнения чужие. А пока зачем?
Вот математический задачник, в конце ответы или решебник. Сначала надо решить задачу, потом сверить с ответом. Сначала надо придумать своё решение, потом сопоставить с решебником. А сразу читать готовые чужие мнения - зачеммм?
Ищи чести у того, у кого её много
-
- романист
- Всего сообщений: 256
- Зарегистрирован: 17.01.2015
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Russia
Re: Повести Белкина (Выстрел)
лёлик, так Пушкин и не скрывал некой доли пародийности, этакого нашего втыка Чемберлену. Конечно же, "побасенки", сборник анекдотов, курьёзов, если хотите. Это один план. А другой план -- вывести это дело на уровень прозы, каковой она Пушкину виделась. Сюжетов-то, один фиг, ограниченное количество с вариациями. Эти планы наслаиваются, играют и бликуют друг от друга. Сразу понятен эпиграф из "Недоросля" ко всему сборнику. Разве не чудо? Моя любимая "сказка" там "Метель". И эпиграф из Жуковского. Сразу чувствуется особая симпатия и улыбка автора. Разве можно не улыбаться, цитируя "Светлану" Жуковского?
А в эпиграфе к "Выстрелу" обыгрывается ... ненужный пафос, что ли. Ну, в том числе. Мне так чуется. В несколько иных формулировках я с Вашей позицией, пожалуй, соглашусь.
Кстати, никто не задумывался, почему же произведение называется всё-таки не "Дуэль", а "Выстрел"?
Ну, вот и Сильвио обнаружился. Все уже пять раз переключились, Пушкина перечитывают, а "вшивому до бани".)))))))))))))))))Роксана: Думаю, что да. Противопоставлял. Здесь была не обычная дуэль, а дуэль характеров, личностей. Возможно, Сильвио нравился граф. Он хотел с ним дружить. Но вот граф был таков, что, любя и уважая лишь себя, небрежно относился к остальным.
Подспудно, считая себя на голову, а то и на две-три выше Сильвио.
Мне симпатичен Сильвио. Думаю, что и Пушкин ему симпатизировал. Этим дышит повесть.
лёлик, так Пушкин и не скрывал некой доли пародийности, этакого нашего втыка Чемберлену. Конечно же, "побасенки", сборник анекдотов, курьёзов, если хотите. Это один план. А другой план -- вывести это дело на уровень прозы, каковой она Пушкину виделась. Сюжетов-то, один фиг, ограниченное количество с вариациями. Эти планы наслаиваются, играют и бликуют друг от друга. Сразу понятен эпиграф из "Недоросля" ко всему сборнику. Разве не чудо? Моя любимая "сказка" там "Метель". И эпиграф из Жуковского. Сразу чувствуется особая симпатия и улыбка автора. Разве можно не улыбаться, цитируя "Светлану" Жуковского?
А в эпиграфе к "Выстрелу" обыгрывается ... ненужный пафос, что ли. Ну, в том числе. Мне так чуется. В несколько иных формулировках я с Вашей позицией, пожалуй, соглашусь.
Кстати, никто не задумывался, почему же произведение называется всё-таки не "Дуэль", а "Выстрел"?
Счастье есть. Оно не может не есть.)))
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2720
- Зарегистрирован: 18.11.2011
- Образование: среднее
- Откуда: из очень задумчивых
Re: Повести Белкина (Выстрел)
У Островского в "Последней жертве" есть рассуждение о том, что раньше кутежи были легки и веселы, а нынче не то. "Повести Белкина" написаны в 1830 году, "Последняя жертва" Островского в !877. Освобождение крестьян в 1861 году явно явилось рубежом в восприятии денег. "Свои деньги Сильвио" - это деньги его крепостных крестьян? Как приходили, так и должны были уходить, легко?
И почему именно шампанское. Это дань, которую платили Франции? Это символ вольнодумства?
И почему рекой. Почему обязательно напиваться пьяными. Почему обязательно играть в карты.
Сильвио прервал службу неожиданно для себя. Он имитировал атмосферу воинской службы, водясь с военными. Это понятно.
Хоть и скупо, но упомянута игра в карты. Смотрю правила фараона (штосса) - азартная игра с небольшим преимуществом для того, кто мечет банк, то есть для хозяина. По словам рассказчика Сильвио никогда почти не играл. А чем же они занимались? Может быть "Никогда почти" - это раз в неделю. Манеры Сильвио за картами выдают опытного и хладнокровного игрока.
Он мог сводить концы с концами именно с помощью карт. Открытый дом, шампанское - это аксессуары открытого игорного дом. Играл редко (не каждый день) - так местечко невелико, офицеры небогаты, для устойчивого житья нужна умеренность. Сильвио не нужны были скандалы. Но "на свои деньги кормил и развлекал ораву армейских офицеров" - да, как бы и на свои, но выигранные.
Я почему-то считаю, что Сильвио и небогат, и не знатен, и не имел связей, которые помогли бы ему сделать карьеру.
Отправлено спустя 7 минут 38 секунд:
Он случаем не иностранец - Сильвио? Иностранца могли выслать. Дантес, впрочем, был доволен тем, как повернулась его судьба. Он во Франции сделал хорошую карьеру, в России у него не было таких перспектив.
Мой пример другого применения денег - демонстративно анахроничный, это только направление мысли и не(до)понимание, что тогда значили деньги.Синица: Возможности для меценатства были и тогда, но мне кажется неправильным осуждать человека за несовершенную им благотворительность (которую он мог бы совершить). Вы сами живёте в аскезе, а все свои деньги отдаёте на лечение детской лейкемии? Вы являетесь донором крови и спинного мозга? Вы каждые выходные работаете в детском доме или в хосписе волонтёром? Если на любой из этих вопросов (или на все) вы ответите утвердительно, я стану уважать вас больше, чем раньше, но отрицательный ответ никак не изменит моего к вам отношения. Сильвио на свои деньги кормил и развлекал ораву армейских офицеров, которые "кроме своих мундиров, не видали ничего". Да, наверное, он мог бы потратить эти деньги как-то иначе. Ну и что?
У Островского в "Последней жертве" есть рассуждение о том, что раньше кутежи были легки и веселы, а нынче не то. "Повести Белкина" написаны в 1830 году, "Последняя жертва" Островского в !877. Освобождение крестьян в 1861 году явно явилось рубежом в восприятии денег. "Свои деньги Сильвио" - это деньги его крепостных крестьян? Как приходили, так и должны были уходить, легко?
И почему именно шампанское. Это дань, которую платили Франции? Это символ вольнодумства?
И почему рекой. Почему обязательно напиваться пьяными. Почему обязательно играть в карты.
Сильвио прервал службу неожиданно для себя. Он имитировал атмосферу воинской службы, водясь с военными. Это понятно.
Хоть и скупо, но упомянута игра в карты. Смотрю правила фараона (штосса) - азартная игра с небольшим преимуществом для того, кто мечет банк, то есть для хозяина. По словам рассказчика Сильвио никогда почти не играл. А чем же они занимались? Может быть "Никогда почти" - это раз в неделю. Манеры Сильвио за картами выдают опытного и хладнокровного игрока.
Он мог сводить концы с концами именно с помощью карт. Открытый дом, шампанское - это аксессуары открытого игорного дом. Играл редко (не каждый день) - так местечко невелико, офицеры небогаты, для устойчивого житья нужна умеренность. Сильвио не нужны были скандалы. Но "на свои деньги кормил и развлекал ораву армейских офицеров" - да, как бы и на свои, но выигранные.
Я почему-то считаю, что Сильвио и небогат, и не знатен, и не имел связей, которые помогли бы ему сделать карьеру.
Отправлено спустя 7 минут 38 секунд:
Мне кажется, это исключено. Разжалование, арест, перевод куда-то рядовым.
Он случаем не иностранец - Сильвио? Иностранца могли выслать. Дантес, впрочем, был доволен тем, как повернулась его судьба. Он во Франции сделал хорошую карьеру, в России у него не было таких перспектив.
Ищи чести у того, у кого её много
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2720
- Зарегистрирован: 18.11.2011
- Образование: среднее
- Откуда: из очень задумчивых
Re: Повести Белкина (Выстрел)
Сильвио принял холодно - граф удалился. А что он должен был сделать?
Бывает девицы кокетничают холодностью, даже бравируют своей жестокостью, "проверяя и испытывая", заставляя кавалеров мучиться и добиваться. Но Сильвио не девица... говорю я в растерянности, вспоминая теперешнюю гендерную неразбериху.
Среди мужчин так бывает? Один холоден, а другой - что? Бывает, сын своими успехами хочет заслужить уважение отца. Ученик хочет блеснуть перед учителем. Смотрите: в рассказе Пушкина граф блистал - но Сильвио вместо уважения только злился и за самый блеск, за успех - графа ненавидел.
Ну и что делать с таким подарком?
Ага, Сильвио хотел быть главнее графа в глазах всех и главнее всех для графа. Сильвио человек или безликий раб своего самолюбия?
Вы это имеете в виду?
Немножко наоборот. Вот что говорит Сильвио у Пушкина:
Дело в том что не граф, а Сильвио " любя и уважая лишь себя, небрежно относился к остальным".Обольщенный моею славою, он стал было искать моего дружества; но я принял его холодно, и он безо всякого сожаления от меня удалился. Я его возненавидел.
Сильвио принял холодно - граф удалился. А что он должен был сделать?
Бывает девицы кокетничают холодностью, даже бравируют своей жестокостью, "проверяя и испытывая", заставляя кавалеров мучиться и добиваться. Но Сильвио не девица... говорю я в растерянности, вспоминая теперешнюю гендерную неразбериху.
Среди мужчин так бывает? Один холоден, а другой - что? Бывает, сын своими успехами хочет заслужить уважение отца. Ученик хочет блеснуть перед учителем. Смотрите: в рассказе Пушкина граф блистал - но Сильвио вместо уважения только злился и за самый блеск, за успех - графа ненавидел.
Ну и что делать с таким подарком?
Ага, Сильвио хотел быть главнее графа в глазах всех и главнее всех для графа. Сильвио человек или безликий раб своего самолюбия?
Ищи чести у того, у кого её много
-
- -
- Всего сообщений: 2366
- Зарегистрирован: 14.07.2015
- Образование: высшее техническое
- Профессия: Программист
- Откуда: Красноярск
- Возраст: 47
Re: Повести Белкина (Выстрел)
И Сильвио — человек, и граф — человек! Даже и Пушкин (солнце наше) — тоже человек. И все эти человеки обладают своими недостатками и слабостями. Отсюда и шероховатости общения, о которых так талантливо рассказал автор.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2720
- Зарегистрирован: 18.11.2011
- Образование: среднее
- Откуда: из очень задумчивых
Re: Повести Белкина (Выстрел)
Композиция Светланы: рассказ о гаданиях, страшный сон, пробуждение и утешения. Объём 5 строф, 9 строф, 5 строф. Красочный рассказ о гаданиях переходит в действие - страшный сон. Действие увлекает, переживаешь вместе с героиней. Потом пробуждение - и событий, считай, никаких, едва намеченный рассказ о приехавшем женихе.
Который очень вовремя приехал... вызванный гаданием... не тот ли самый, страшный, о котором предупреждал сон. И который ка-а-ак увезёт сейчас Светлану... По логике композиции именно так.
Пушкин сравнивает со Светланой Татьяну Ларину, помните? И сон Татьяны - да, это страшный сон - но ведь и предупреждение.
Что говорит о Сильвио рассказчик?
Можно. Нынче в моде страшилки, как раз в духе сна Светланы, но страшилки всерьёз, без пробуждения, с предостережением, что гадать опасно. Очень опасно, гибельно.
Композиция Светланы: рассказ о гаданиях, страшный сон, пробуждение и утешения. Объём 5 строф, 9 строф, 5 строф. Красочный рассказ о гаданиях переходит в действие - страшный сон. Действие увлекает, переживаешь вместе с героиней. Потом пробуждение - и событий, считай, никаких, едва намеченный рассказ о приехавшем женихе.
Который очень вовремя приехал... вызванный гаданием... не тот ли самый, страшный, о котором предупреждал сон. И который ка-а-ак увезёт сейчас Светлану... По логике композиции именно так.
Пушкин сравнивает со Светланой Татьяну Ларину, помните? И сон Татьяны - да, это страшный сон - но ведь и предупреждение.
А почему называть "Дуэль", где она там? В центре внимания всё время Сильвио, лелеющий мысль о том, что он может убить графа в любую минуту, и что граф это должен помнить - что Сильвио с помощью выстрела для графа всех главнее. И своего рода ревность: граф женился, он что, посмел забыть про Сильвио, обратить внимание на кого-то другого? Такого надо срочно убить или - как получилось - "поставить на место", любуйся, мол, моим благородством.
Что говорит о Сильвио рассказчик?
"Обыкновенное резкое злоречие" - заметили? Понравилось?Он любил меня; по крайней мере со мной одним оставлял обыкновенное свое резкое злоречие и говорил о разных предметах с простодушием и необыкновенною приятностию.
Ищи чести у того, у кого её много
-
- -
- Всего сообщений: 2366
- Зарегистрирован: 14.07.2015
- Образование: высшее техническое
- Профессия: Программист
- Откуда: Красноярск
- Возраст: 47
Re: Повести Белкина (Выстрел)
И если бы граф был так же добродушен, добр и не высокомерен, как рассказчик, то, скорее всего (да уж точно), и с графом Сильвио говорил о разных предметах с простодушием и необыкновенною приятностию.
В повести описывается конфликт двух человек. В конфликте действуют обе личности. И нельзя на кого-то одного перекладывать ответственность за конфликт.
И ещё. У Сильвио совершенно нет зависти к графу. Это две равноценные личности.
Он любил меня; по крайней мере со мной одним оставлял обыкновенное свое резкое злоречие и говорил о разных предметах с простодушием и необыкновенною приятностию.
Давайте задумаемся о том, почему же с рассказчиком Сильвио оставлял своё обыкновенное резкое злоречие?лёлик:"Обыкновенное резкое злоречие" - заметили? Понравилось?
И если бы граф был так же добродушен, добр и не высокомерен, как рассказчик, то, скорее всего (да уж точно), и с графом Сильвио говорил о разных предметах с простодушием и необыкновенною приятностию.
В повести описывается конфликт двух человек. В конфликте действуют обе личности. И нельзя на кого-то одного перекладывать ответственность за конфликт.
И ещё. У Сильвио совершенно нет зависти к графу. Это две равноценные личности.
-
- -
- Всего сообщений: 2366
- Зарегистрирован: 14.07.2015
- Образование: высшее техническое
- Профессия: Программист
- Откуда: Красноярск
- Возраст: 47
Re: Повести Белкина (Выстрел)
Думаю, повесть названа так потому, что выстрел в пулю, а не в противника закончил конфликт. Убил конфликт. И граф встал на место ему подобающее.
С этим согласна. Очень раздражал граф Сильвио. И графа этого и на самом деле надо было поставить на место.лёлик: А почему называть "Дуэль", где она там? В центре внимания всё время Сильвио, лелеющий мысль о том, что он может убить графа в любую минуту, и что граф это должен помнить - что Сильвио с помощью выстрела для графа всех главнее. И своего рода ревность: граф женился, он что, посмел забыть про Сильвио, обратить внимание на кого-то другого? Такого надо срочно убить или - как получилось - "поставить на место", любуйся, мол, моим благородством.
Думаю, повесть названа так потому, что выстрел в пулю, а не в противника закончил конфликт. Убил конфликт. И граф встал на место ему подобающее.
-
- романист
- Всего сообщений: 256
- Зарегистрирован: 17.01.2015
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Russia
Re: Повести Белкина (Выстрел)
И суховатое упоминание о гибли в Скулянах почему-то отдаёт стыдливым "и всё равно он не герой"... Как и реакция рассказчика, получившего "исповедь". Сила духа, жизнь и правда вовсе не в громком выстреле, не в сапоге на горле противника, не в последнем слове...
Вот! Об этом говорила Синица.лёлик: А почему называть "Дуэль", где она там? В центре внимания всё время Сильвио, лелеющий мысль о том, что он может убить графа в любую минуту, и что граф это должен помнить - что Сильвио с помощью выстрела для графа всех главнее. И своего рода ревность: граф женился, он что, посмел забыть про Сильвио, обратить внимание на кого-то другого? Такого надо срочно убить или - как получилось - "поставить на место", любуйся, мол, моим благородством.
Кстати, именно если бы он был не маньяк, то и укокошил бы: юношеский запал, состояние аффекта, цинизм и выгода, да что угодно. Это было бы... "нормально". А он зациклился не по-детски, следил за жизнью, разработал план, свою жизнь подчинил этому. Это уже... странно, как минимум. Мне кажется, что в этой повести один главный герой и есть. Граф -- фигура чисто функционально-декоративного свойства. К нему и условие-то одно: это должен был быть человек, которого Сильвио считает достойным, желанным, на ступеньку выше себя. Не граф, так какая-нибудь барышня, отказавшая во взаимности, более популярный или обеспеченный джентельмен, не принципиально. Потому что конфликт, на котором завязана повесть, внутренний. Потому и носился Сильвио с этим выстрелом, как с писаной торбой, копил, носил в себе, предвкушал, а выстрел вышел холостой, в символическом смысле. Не принёс задуманного удовлетворения. Потому что конфликт должен был быть разрешён Сильвио самим с собой. Никак иначе. И было бы ему счастье!Если бы всё было так просто, то укокошил бы он графа на первой дуэли -- на двенадцати шагах (кстати, вы можете плюнуть черешневую косточку на 12 шагов? Я не могу. Тут либо граф старательно дразнил Сильвио, либо Пушкин/Сильвио преувеличили) у него были все шансы. Мне кажется, Сильвио почувствовал превосходство графа и искал способ это превосходство аннулировать, например, заставив графа испугаться или совершить низкий поступок. А когда это случилось (граф испугался, граф выстрелил в Сильвио), оказалось, что равенство всё равно не наступает, хоть ты изрешети этого дурацкого графа, как стену своей комнаты! Пришлось Сильвио погибнуть под Скулянами, чтоб хоть как-то...
И суховатое упоминание о гибли в Скулянах почему-то отдаёт стыдливым "и всё равно он не герой"... Как и реакция рассказчика, получившего "исповедь". Сила духа, жизнь и правда вовсе не в громком выстреле, не в сапоге на горле противника, не в последнем слове...
Лёлик, я Вас обожаю! Конечно, бывает! И чаще даже, чем среди девиц. Женщины -- более практичные и заземлённые создания. А у мужчин тщеславие -- сильный фактор. К природному ещё и общество прессует. Но дело не в гендере, конечно, а в характере. По-разному можно самоутверждаться. Во все времена актуальную проблему поднял Пушкин.лёлик: Сильвио принял холодно - граф удалился. А что он должен был сделать?
Бывает девицы кокетничают холодностью, даже бравируют своей жестокостью, "проверяя и испытывая", заставляя кавалеров мучиться и добиваться. Но Сильвио не девица... говорю я в растерянности, вспоминая теперешнюю гендерную неразбериху.
Среди мужчин так бывает?
Счастье есть. Оно не может не есть.)))
-
- -
- Всего сообщений: 2366
- Зарегистрирован: 14.07.2015
- Образование: высшее техническое
- Профессия: Программист
- Откуда: Красноярск
- Возраст: 47
Re: Повести Белкина (Выстрел)
Сильвио не настолько убогий тип, чтобы целью его было самоутверждение, иначе после своего шикарного выстрела он бы возрадовался.
Однако...
А граф — герой?
Сильвио не настолько убогий тип, чтобы целью его было самоутверждение, иначе после своего шикарного выстрела он бы возрадовался.
Однако...
Просто дружбы хорошей мужской не получилось.
-
- романист
- Всего сообщений: 256
- Зарегистрирован: 17.01.2015
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Russia
Re: Повести Белкина (Выстрел)
Роксана, видимо, мы читаем разные издания повести... Я не претендую на абсолютную объективность своего восприятия. Но Ваша интерпретация грешит тем, что казённым языком называют фактическими ошибками. И потому сложно отвечать или развивать Ваши аргументы.
Про графа я отписалась выше. Он не участвовал в конфликте, а потому и спросу с него никакого.
Про графа я отписалась выше. Он не участвовал в конфликте, а потому и спросу с него никакого.
Счастье есть. Оно не может не есть.)))
-
- -
- Всего сообщений: 2366
- Зарегистрирован: 14.07.2015
- Образование: высшее техническое
- Профессия: Программист
- Откуда: Красноярск
- Возраст: 47
Re: Повести Белкина (Выстрел)
Самое интересное, конечно, было бы порассуждать о повести с настоящим автором. Но... Увы...
Нет. Просто мы по-разному смотрим на мир и людей в нём. И это вполне нормально. Хуже было бы при обсуждении темы думать одинаково и дуть в одну дуду. Кстати, иногда необходимо высказывать и заведомо абсурдные мысли, это вносит возмущение и желание с другой стороны или под другим углом посмотреть на произведение.
Самое интересное, конечно, было бы порассуждать о повести с настоящим автором. Но... Увы...
-
Автор темыСиница
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 08.12.2014
- Образование: высшее естественно-научное
Re: Повести Белкина (Выстрел)
Зачем использовать знание, добытое до нас, а не переоткрывать его каждый раз с нуля? Мне ответ кажется очевидным: чтобы можно было идти дальше. Наши дети будут умнее нас. И это хорошо.
Отправлено спустя 20 минут 46 секунд:
Как пишет Ой-ли-я, "нормальный" человек стрелял бы в графа (попал бы или нет -- другое дело), как обиженный Мартынов стрелял в Лермонтова, хотя прекрасно знал, какое наказание за это полагается. Как Грибоедов стрелял в Якубовича, хотя это была даже не их ссора, а ссора Завадовского и Шереметева. Как Онегин стрелял в Ленского. Потому что под дулом пистолета люди не думают о наказании, они думают о непосредсвенной угрозе своей жизни и защите её. Опытные бретёры могли также стрелять не с целью убить, а с целью изуродовать. Мне кажется, Лотман в комментариях к Онегину упоминает нескольких таких случаев.
Эпиграфы отсылают к произведениям, в которых первый выстрел чуть не убил главного героя. При этом никакого упоминания о наказании для стрелявшего не делается. Более того, в "Вечере на бивуаке" известно, что стрелявший продолжает процветать, женится на возлюбленной главного героя и т.д. и т.п. В "Выстреле" все офицеры ожидают, что Сильвио ухлопает оскорбившего его за картами нового офицера. Исход дуэли не подвергается сомнению. Да, в этот момент Сильвио уже не служит, а является частным лицом, но закон наказывал за дуэли и частных лиц тоже (до потери прав состояния). Сильвио рассказывает, что будучи в гусарах он постоянно дрался на дуэлях, и ему это сходило с рук... Художественное произведение строит модель действительности, в которой изучается тот или иной конфликт. Конфликт Сильвио -- внутренний, он жестоко воюет сам с собой. Реальное наказние за дуэли Пушкиным не упоминается, потому что для раскрытия внутреннего конфликта Сильвио это не нужно. Можно считать, что в художественном мире "Выстрела" дуэли законом не запрещены.
Сравнение с решением математической задачи некорректно. Филологическое исследование не даёт "правильного ответа". Оно намечает направления, в которых можно думать о произведении. Учит разным способам анализа. Даёт дополнительную информацию. С аккуратно взятым интегралом не соглашаться глупо, а с выводами литературоведов и критиков можно и не согласиться, но принять их к сведению.лёлик: Считаю удачей, что они (литературоведческие работы) не попадались мне на глаза и потому у меня была возможность самостоятельно подумать. Если ещё подумаю, если выработаю свои мнения, тогда, может быть, смогу читать и мнения чужие. А пока зачем? Вот математический задачник, в конце ответы или решебник. Сначала надо решить задачу, потом сверить с ответом. Сначала надо придумать своё решение, потом сопоставить с решебником. А сразу читать готовые чужие мнения - зачеммм?
Зачем использовать знание, добытое до нас, а не переоткрывать его каждый раз с нуля? Мне ответ кажется очевидным: чтобы можно было идти дальше. Наши дети будут умнее нас. И это хорошо.
Отправлено спустя 20 минут 46 секунд:
Вы говорите с точки зрения закона и здравого смысла, но 1) наказывали за дуэли весьма непоследовательно и 2) это художественное произведение.
Как пишет Ой-ли-я, "нормальный" человек стрелял бы в графа (попал бы или нет -- другое дело), как обиженный Мартынов стрелял в Лермонтова, хотя прекрасно знал, какое наказание за это полагается. Как Грибоедов стрелял в Якубовича, хотя это была даже не их ссора, а ссора Завадовского и Шереметева. Как Онегин стрелял в Ленского. Потому что под дулом пистолета люди не думают о наказании, они думают о непосредсвенной угрозе своей жизни и защите её. Опытные бретёры могли также стрелять не с целью убить, а с целью изуродовать. Мне кажется, Лотман в комментариях к Онегину упоминает нескольких таких случаев.
Эпиграфы отсылают к произведениям, в которых первый выстрел чуть не убил главного героя. При этом никакого упоминания о наказании для стрелявшего не делается. Более того, в "Вечере на бивуаке" известно, что стрелявший продолжает процветать, женится на возлюбленной главного героя и т.д. и т.п. В "Выстреле" все офицеры ожидают, что Сильвио ухлопает оскорбившего его за картами нового офицера. Исход дуэли не подвергается сомнению. Да, в этот момент Сильвио уже не служит, а является частным лицом, но закон наказывал за дуэли и частных лиц тоже (до потери прав состояния). Сильвио рассказывает, что будучи в гусарах он постоянно дрался на дуэлях, и ему это сходило с рук... Художественное произведение строит модель действительности, в которой изучается тот или иной конфликт. Конфликт Сильвио -- внутренний, он жестоко воюет сам с собой. Реальное наказние за дуэли Пушкиным не упоминается, потому что для раскрытия внутреннего конфликта Сильвио это не нужно. Можно считать, что в художественном мире "Выстрела" дуэли законом не запрещены.
-
- -
- Всего сообщений: 2366
- Зарегистрирован: 14.07.2015
- Образование: высшее техническое
- Профессия: Программист
- Откуда: Красноярск
- Возраст: 47
Re: Повести Белкина (Выстрел)
И хотя бы поэтому Сильвио гораздо более глубокая личность, чем граф. Почему и вызывает споры, обсуждения. Пушкин явно симпатизирует именно ему, возможно, имея в виду и какие-то свои личностные качества.
-
- -
- Всего сообщений: 2366
- Зарегистрирован: 14.07.2015
- Образование: высшее техническое
- Профессия: Программист
- Откуда: Красноярск
- Возраст: 47
Re: Повести Белкина (Выстрел)
Да. Бывают такие счастливчики, не спорю. Но они не вызывают раздражения, если скромны и не высокомерны. Очевидно, граф не обладал этими качествами. И ещё раз говорю: "Сильвио не завистлив".
И самые, кстати, лучшие мысли иной раз возникают именно у детей, подростков, мало изучивших ещё того и сего.
А за что тут можно уважать графа? Это ведь не его заслуги. Граф не заработал богатства. Оно досталось ему по наследству. Граф родился в знатной семье. И это он не заработал. Просто так сложилось. Граф красив, но и это не от его трудов. Просто так распорядилась Природа.
Да. Бывают такие счастливчики, не спорю. Но они не вызывают раздражения, если скромны и не высокомерны. Очевидно, граф не обладал этими качествами. И ещё раз говорю: "Сильвио не завистлив".
Синица:Не знаю, насколько вам интересно читать литературоведческие работы,
А вот с этим мнением соглашусь. И даже добавлю. Если где-то, когда-то начитался человек литературоведческих работ, то стоит их срочно постараться забыть перед обдумыванием сути произведения. Чтобы глаз прояснился.лёлик:Считаю удачей, что они не попадались мне на глаза и потому у меня была возможность самостоятельно подумать. Если ещё подумаю, если выработаю свои мнения, тогда, может быть, смогу читать и мнения чужие. А пока зачем?
Вот математический задачник, в конце ответы или решебник. Сначала надо решить задачу, потом сверить с ответом. Сначала надо придумать своё решение, потом сопоставить с решебником. А сразу читать готовые чужие мнения - зачеммм?
И самые, кстати, лучшие мысли иной раз возникают именно у детей, подростков, мало изучивших ещё того и сего.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2720
- Зарегистрирован: 18.11.2011
- Образование: среднее
- Откуда: из очень задумчивых
Re: Повести Белкина (Выстрел)
Для сравнения гуглю "дуэли Пушкина". Он же славился как забияка, как заправской дуэлянт! Так вот: никого не убил. Нет даже сведения, что ранил. 26 дуэлей, легко ли. Но в 21 случае дуэль отменена. Шум вокруг события был, выстрелов не было.
В пяти случаях стреляли. В четырёх случаях противники Пушкина промахивались. В трёх случаях Пушкин не стрелял в уже выстрелившего противника. Может быть, отворачивал пистолет и отчётливо стрелял в сторону. Нет сведений, что сладостно копил ответный выстрел как Сильвио.
В последнем, пятом случае, Дантес не промахнулся.
Сойти с рук могла дуэль, в которой оба промахнулись. Может, потому что не особенно хотели друг друга убить и/или ранить. Или если ранение было лёгкое и не надо было докапываться, что это дуэль - так, неосторожное обращение с оружием.
Отправлено спустя 5 минут 58 секунд:
Да, а если нет упоминания о наказании, это не значит, что наказания не было. Может, было два месяца ареста.
Это мы, в сущности, говорим о мелочи. О том, что может быть после. А может, это не мелочь. Сильвио собран, расчётлив. Он хочет первенствовать, и потому играет роль буяна, выпивохи - может быть, против своего характера. Может, он по характеру карточный шулер.
Отправлено спустя 4 минуты 50 секунд:
Почему маньяк: он собран и расчётлив. Это характер карточного шулера, который нехотя играет роль бретёра. Эх, покера тогда не было.
Как проходили дуэли? Какой процент не состоявшихся, какой процент раненых, убитых?
Для сравнения гуглю "дуэли Пушкина". Он же славился как забияка, как заправской дуэлянт! Так вот: никого не убил. Нет даже сведения, что ранил. 26 дуэлей, легко ли. Но в 21 случае дуэль отменена. Шум вокруг события был, выстрелов не было.
В пяти случаях стреляли. В четырёх случаях противники Пушкина промахивались. В трёх случаях Пушкин не стрелял в уже выстрелившего противника. Может быть, отворачивал пистолет и отчётливо стрелял в сторону. Нет сведений, что сладостно копил ответный выстрел как Сильвио.
В последнем, пятом случае, Дантес не промахнулся.
Сойти с рук могла дуэль, в которой оба промахнулись. Может, потому что не особенно хотели друг друга убить и/или ранить. Или если ранение было лёгкое и не надо было докапываться, что это дуэль - так, неосторожное обращение с оружием.
Отправлено спустя 5 минут 58 секунд:
"Чуть" не считается. Оба живы-здоровы - никто не заинтересован в разбирательстве - жизнь продолжается.
Да, а если нет упоминания о наказании, это не значит, что наказания не было. Может, было два месяца ареста.
Это мы, в сущности, говорим о мелочи. О том, что может быть после. А может, это не мелочь. Сильвио собран, расчётлив. Он хочет первенствовать, и потому играет роль буяна, выпивохи - может быть, против своего характера. Может, он по характеру карточный шулер.
Отправлено спустя 4 минуты 50 секунд:
Да какой юношеский запал. Как он расчётлив, как медлит с выстрелом, желая раньше успокоиться.
Почему маньяк: он собран и расчётлив. Это характер карточного шулера, который нехотя играет роль бретёра. Эх, покера тогда не было.
Ищи чести у того, у кого её много
-
Автор темыСиница
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 08.12.2014
- Образование: высшее естественно-научное
Re: Повести Белкина (Выстрел)
Ю. Лотман. Беседы о русской культуре (ссылка на главу о дуэли)
Статистики он не даёт (не знаю, есть ли она хоть где-нибудь), но на некоторые вопросы о том, как проходили дуэли, отвечает.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Hi ... man/08.php
Ю. Лотман. Беседы о русской культуре (ссылка на главу о дуэли)
Статистики он не даёт (не знаю, есть ли она хоть где-нибудь), но на некоторые вопросы о том, как проходили дуэли, отвечает.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2720
- Зарегистрирован: 18.11.2011
- Образование: среднее
- Откуда: из очень задумчивых
Re: Повести Белкина (Выстрел)
Что-то я много говорю в этой теме. А что делать, мысли приходят.
1. Шампанское. Это дорогое французское вино. Да, в Крыму тоже делали, но немного и не дёшево. Неужели без обмана Сильвио поил, не подделкой?
2. Граф, чтобы понравиться Сильвио, покрыл лицо волдырями (какой-то травкой потёр?), распустил слух, что его лишили наследства за кутежи и карточные проигрыши, и заодно взяли с него слово, что он три года не будет пить и играть в карты. Так что граф тихонько сидел в уголке и смотрел на Сильвио с собачьей преданностью.
3. Определяясь в полк, граф должен был навести справки о том, кто там первенствует. Как минимум, его должны были предостеречь.
4. Объясняясь со своей невестой, граф должен был рассказать, что он не может жениться, ибо его в любой момент могут убить. Невеста приняла свои меры - договорилась с Сильвио об инсценировке. Уж очень уместно она отстала от мужа, а потом явилась в запертую комнату.
1. Шампанское. Это дорогое французское вино. Да, в Крыму тоже делали, но немного и не дёшево. Неужели без обмана Сильвио поил, не подделкой?
2. Граф, чтобы понравиться Сильвио, покрыл лицо волдырями (какой-то травкой потёр?), распустил слух, что его лишили наследства за кутежи и карточные проигрыши, и заодно взяли с него слово, что он три года не будет пить и играть в карты. Так что граф тихонько сидел в уголке и смотрел на Сильвио с собачьей преданностью.
3. Определяясь в полк, граф должен был навести справки о том, кто там первенствует. Как минимум, его должны были предостеречь.
4. Объясняясь со своей невестой, граф должен был рассказать, что он не может жениться, ибо его в любой момент могут убить. Невеста приняла свои меры - договорилась с Сильвио об инсценировке. Уж очень уместно она отстала от мужа, а потом явилась в запертую комнату.
Ищи чести у того, у кого её много
-
Автор темыСиница
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 08.12.2014
- Образование: высшее естественно-научное
Re: Повести Белкина (Выстрел)
2. Соотнесите, пожалуйста, этот вариант во времени с другими событиями повести.
3. Граф и навёл справки. Даже "стал было искать дружества". А о чём его должны были предостеречь? Что Сильвио -- бретёр? Так ведь деваться графу всё равно было некуда: бретёр тебя из-под земли достанет, хоть ты как осторожничай.
4. К моменту повторения дуэли у графа с молодой женой подходил к концу медовый месяц, так что версия с инсценировкой, чтобы "разрешить" ему жениться, отпадает. Но запертые двери, которые "вдруг отворились", конечно, наводят на размышления...
1. "Долго он отказывался, ибо никогда почти не играл; наконец велел подать карты, высыпал на стол полсотни червонцев и сел метать." Полсотни червонцев -- это же солидная сумма. Вот здесь (http://pushkin.niv.ru/pushkin/documents ... ye-009.htm) Пушкин даёт расписку за (если правильно понимаю) треть своего годичного оклада, которая составляет "двести двадцать пять рублей ассигнациями" (червонцами это примерно в десять раз меньше, опять же, если правильно понимаю)... Раз Сильвио мог играть на такие суммы, то и шампанское, наверное, мог себе позволить...
2. Соотнесите, пожалуйста, этот вариант во времени с другими событиями повести.
3. Граф и навёл справки. Даже "стал было искать дружества". А о чём его должны были предостеречь? Что Сильвио -- бретёр? Так ведь деваться графу всё равно было некуда: бретёр тебя из-под земли достанет, хоть ты как осторожничай.
4. К моменту повторения дуэли у графа с молодой женой подходил к концу медовый месяц, так что версия с инсценировкой, чтобы "разрешить" ему жениться, отпадает. Но запертые двери, которые "вдруг отворились", конечно, наводят на размышления...
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2720
- Зарегистрирован: 18.11.2011
- Образование: среднее
- Откуда: из очень задумчивых
Re: Повести Белкина (Выстрел)
Шампанское Сильвио позволял - не себе. Это был атрибут его общения с офицерами. Пятьдесят червонцев - это не то, что он мог запросто потратить. Это было "орудие производства", это был атрибут карточной игры. Сильвио не делал ставку в 50 червонцев, это был "банк". Если я правильно понимаю.
Может, именно это описывает Бакенщик в своем стихотворении Без темы
Могу себе представить, что кто-то из старших понадеялся, что граф сможет исправить атмосферу в полку, лишить обаяния "необходимое зло", то есть Сильвио.
Во время дуэли граф прострелил шляпу Сильвио. Зачем? Целился в лоб? Нарочно взял выше, чтобы не попасть? Стоило целиться в руку или в ногу.
К тому времени граф уже мог понять характер Сильвио - злой, подлый. Зачем идти с таким на дуэль?
Сильвио, если помнили, получил известие: "Кто-то (казалось, его поверенный по делам) писал ему из Москвы, что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой". После этого Сильвио уехал - срочно. О браках оповещали заранее, так что Сильвио должен был скорее застать приготовления к браку, а не медовый месяц в деревне, как об этом рассказывал граф. И у Сильвио было время было время договориться.
Сильвио спешил, а потом - выбрал удобный момент?
Про Пушкина говорили, что в "Евгении Онегине" он даёт картину тогдашнего дворянского быта, много картинок, "энциклопедию", и это не слишком последовательно характеризует персонажей. Особенно Онегина, да и Ленского тоже.
В "Выстреле" тоже набор несовпадающих картинок. Срочный отъезд Сильвио - потом его появление не сразу, но в точно выбранный момент (о котором как бы он мог дагадаться?) - потом распахнулись запертые двери, причём точно вовремя.
Три картинки, как три карты Германа.
Это напоминает мне какой-то портрет работы Пикассо, где человек показан и анфас и в профиль.
Это напоминает мне "Мастера и Маргариту", где прослеживаются два варианта концовки, и роман производит впечатление недодуманного, недоработанного. А может, эти параллельные варианты - атрибуты фантасмагории.
В "Барышне-крестьянке" тоже совпадение: родители враждуют, а дети находят возможность встретиться и влюбляются. Родители тем временем помирились и захотели поженить детей.
Вражда, впрочем, была не сильна. Пожениться с соседом - удобно, нормально. Онегин - не оценил соседку Татьяну, пока видел её в облике как бы крестьянки, а герой "Барышни-крестьянки" Алексей Берестов - оценил соседку Лизу в облике Акулины.
Мне кажется, тут произошло накопление неточностей.Синица: 1. "Долго он отказывался, ибо никогда почти не играл; наконец велел подать карты, высыпал на стол полсотни червонцев и сел метать." Полсотни червонцев -- это же солидная сумма. Вот здесь (http://pushkin.niv.ru/pushkin/documents ... ye-009.htm) Пушкин даёт расписку за (если правильно понимаю) треть своего годичного оклада, которая составляет "двести двадцать пять рублей ассигнациями" (червонцами это примерно в десять раз меньше, опять же, если правильно понимаю)... Раз Сильвио мог играть на такие суммы, то и шампанское, наверное, мог себе позволить...
Шампанское Сильвио позволял - не себе. Это был атрибут его общения с офицерами. Пятьдесят червонцев - это не то, что он мог запросто потратить. Это было "орудие производства", это был атрибут карточной игры. Сильвио не делал ставку в 50 червонцев, это был "банк". Если я правильно понимаю.
Во времени не соотносится. Я соотношу это со смыслом слов рассказа Сильвио "он стал было искать моего дружества". Эге-ге, как искать этого дружества? Какое место мог занять Сильвио при явно первенствующем графе? Второстепенного туповатого служаки, который только подраться да выпить умеет? И публике мало интересен. Нет, Сильвио мог дружить только с неказистыми да незадачливыми, над которыми ему удобно было первенствовать.Синица: 2. Соотнесите, пожалуйста, этот вариант во времени с другими событиями повести.
Может, именно это описывает Бакенщик в своем стихотворении Без темы
Справки надо было наводить до того, как граф попал в полк. Может быть, ему стоило пойти в другой полк. Я представляю себе разговор между старшими. Что опасно отправлять графа туда, где первенствует Сильвио, Сильвио не потерпит.Синица: 3. Граф и навёл справки.
Могу себе представить, что кто-то из старших понадеялся, что граф сможет исправить атмосферу в полку, лишить обаяния "необходимое зло", то есть Сильвио.
Заведомо неподходящим образом.Синица: Даже "стал было искать дружества".
Что Сильвио нужно только первенство, а если граф хочет дружества, он должен "притушить свой блеск".Синица: А о чём его должны были предостеречь?
Это стоит обдумать. Я уже предлагаю - пойти в другой полк, где первенствует величина не дутая и потому не такая агрессивная.Синица: Что Сильвио -- бретёр? Так ведь деваться графу всё равно было некуда: бретёр тебя из-под земли достанет, хоть ты как осторожничай.
Во время дуэли граф прострелил шляпу Сильвио. Зачем? Целился в лоб? Нарочно взял выше, чтобы не попасть? Стоило целиться в руку или в ногу.
К тому времени граф уже мог понять характер Сильвио - злой, подлый. Зачем идти с таким на дуэль?
А это откуда взяли - что подходил к концу?Синица: 4. К моменту повторения дуэли у графа с молодой женой подходил к концу медовый месяц,
Сильвио, если помнили, получил известие: "Кто-то (казалось, его поверенный по делам) писал ему из Москвы, что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой". После этого Сильвио уехал - срочно. О браках оповещали заранее, так что Сильвио должен был скорее застать приготовления к браку, а не медовый месяц в деревне, как об этом рассказывал граф. И у Сильвио было время было время договориться.
Сильвио спешил, а потом - выбрал удобный момент?
Слишком уж всё совпадает.Синица:так что версия с инсценировкой, чтобы "разрешить" ему жениться, отпадает. Но запертые двери, которые "вдруг отворились", конечно, наводят на размышления...
Про Пушкина говорили, что в "Евгении Онегине" он даёт картину тогдашнего дворянского быта, много картинок, "энциклопедию", и это не слишком последовательно характеризует персонажей. Особенно Онегина, да и Ленского тоже.
В "Выстреле" тоже набор несовпадающих картинок. Срочный отъезд Сильвио - потом его появление не сразу, но в точно выбранный момент (о котором как бы он мог дагадаться?) - потом распахнулись запертые двери, причём точно вовремя.
Три картинки, как три карты Германа.
Это напоминает мне какой-то портрет работы Пикассо, где человек показан и анфас и в профиль.
Это напоминает мне "Мастера и Маргариту", где прослеживаются два варианта концовки, и роман производит впечатление недодуманного, недоработанного. А может, эти параллельные варианты - атрибуты фантасмагории.
В "Барышне-крестьянке" тоже совпадение: родители враждуют, а дети находят возможность встретиться и влюбляются. Родители тем временем помирились и захотели поженить детей.
Вражда, впрочем, была не сильна. Пожениться с соседом - удобно, нормально. Онегин - не оценил соседку Татьяну, пока видел её в облике как бы крестьянки, а герой "Барышни-крестьянки" Алексей Берестов - оценил соседку Лизу в облике Акулины.
Ищи чести у того, у кого её много
-
Автор темыСиница
- романист
- Всего сообщений: 259
- Зарегистрирован: 08.12.2014
- Образование: высшее естественно-научное
Re: Повести Белкина (Выстрел)
Надо сказать, необходимый атрибут общения. Без выпивки не стали бы офицеры у него собираться. А ведь Сильвио и в отставке хотел быть в центре внимания и первенствовать (чего он и добивался, благодаря "опытности, обыкновенной угрюмости, крутому нраву и злому языку"). Ставку метавший банк не делал, но, если правильно понимаю правила игры, он должен был обеспечить сумму ставки, сделанной понтёром, а ставки легко удваивались, а иногда и удесятерялись... Не знаю точно, что значит играть "ва банк" -- ставить против всего банка? Если так, то метавший банк как бы ставил все свои деньги, если кто-то из понтёров готов рискнуть.
А почему вы считаете Сильвио "туповатым служакой"? Мне кажется, он был достаточно умён и образован. Иногда складываются такие "двойные звёзды" лидеров, когда блистают в паре оба, каждый немного по-своему. Но Сильвио не хотел делить первенство ни с кем. А может быть, испугался, что не сможет быть ровней графу, что окажется в его тени. На самом деле "явное первенство" графа не так уж очевидно...лёлик: Во времени не соотносится. Я соотношу это со смыслом слов рассказа Сильвио "он стал было искать моего дружества". Эге-ге, как искать этого дружества? Какое место мог занять Сильвио при явно первенствующем графе? Второстепенного туповатого служаки, который только подраться да выпить умеет? И публике мало интересен. Нет, Сильвио мог дружить только с неказистыми да незадачливыми, над которыми ему удобно было первенствовать.
Сомневаюсь, что Сильвио представлял из себя что-то, что обсуждалось бы на более высоком уровне, чем его непосредственное полковое начальство. Что касается графа, полк, в котором нести службу, выбирался не с бухты-барахты. Там была и своя иерархия престижности, и связи. Вряд ли при выборе полка придавалось большое значение тому, что там буянит какой-то хулиган и бретёр. В каждом полку был свой "Сильвио".
Публичная пощёчина -- оскорбление третьей степени тяжести, которое смывается только кровью. Если бы после двух выстрелов никто не оказался ранен, дуэль была бы возобновлена (а бывало, что в таких случаях стрелялись и до смерти, а не до крови). Граф не сомневался, что Сильвио будет стрелять всерьёз, причём после первого выстрела графа Сильвио имел бы право вызвать его к барьеру и расстрелять практически в упор. Поэтому граф стрелял на поражение (он же не самоубийца), но промахнулся. После этого ему оставалось только демонстрировать безразличие к жизни и смерти, что он и делал, доедая черешню. Так полагалось кодексом чести.
Вы шутите? Понимаете, это барышня может выбирать, с кем ей идти в кино: со злым и подлым, или с добрым и порядочным. А граф отказаться от дуэли не мог. Это было бы несмываемое пятно на его репутации/чести и, скорее всего, конец военной карьеры.
То есть они провели в этом доме около месяца. Можно было бы предположить, что Сильвио заявился к ним в начале месяца, а уехать они и так собирались сразу же по окончании honey-moon из-за каких-нибудь дел графа в городе. Но мне почему-то кажется, что они уехали вскоре после дуэли, то есть она случилась в конце их медового месяца. Впрочем, не настаиваю. Но совершенно точно, что к моменту дуэли граф был на Маше уже женат. Почему Сильвио задержался, не столь важно. Лёлик, это же не судебный протокол, а художественное произведение. Автор создаёт свой собственный мир, в котором события происходят в нужном ему порядке и в нужное время. Где-то читала, что возраст Наташи Ростовой в "Войне и мире" не совсем совпадает с хронологией романа, но ведь дело не в фактической точности, а в том эстетическом впечатлении, которое производит текст на читателя.Выстрел:В четырех верстах от меня находилось богатое поместье, принадлежащее графине Б ***; но в нем жил только управитель, а графиня посетила свое поместье только однажды, в первый год своего замужества, и то прожила там не более месяца. (...)
Пять лет тому назад я женился.— Первый месяц, the honey-moon, провел я здесь, в этой деревне. Этому дому обязан я лучшими минутами жизни и одним из самых тяжелых воспоминаний.
Конечно! И должно совпадать -- такова эстетика этого жанра. В авантюрных романах совпадений ещё больше. С другой стороны... А у вас в жизни разве не случались удивительные совпадения?
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2720
- Зарегистрирован: 18.11.2011
- Образование: среднее
- Откуда: из очень задумчивых
Re: Повести Белкина (Выстрел)
Вам попадались диалоги Платона? Там один собеседник шаг за шагом подводит другого к нужной мысли. Пусть второй только ведомый, но он идёт, его мысли шевелятся. И при случае он сам задаст вопрос, сам попытается подвести собеседника к тому, что надумал. Постарается вести, а не командовать "Вот как правильно!"
Слово "некоррректно" само по себе меня не пугает. Я протестую против готового решения, сразу предъявленного. Может быть, попадаются собеседники слишком упёртые, и с ними надо действовать именно некоррректно, для начала обескураживать. Может быть, у кого-то выработалась привычка так начинать разговор.
Эх, бретёрство. Эх, первый разговор Кристиана с Сирано в пьесе Ростана "Сирано де Бержерак". Желание померяться силами, установить иерархию.
"Наши дети будут умнее нас" и вообще они будут жить при коммунизме. Собственно, уже живём, согласно намеченным срокам.
Я думаю, что на эти мои возражения легко найти достойный ответ.
Мне кажется, начинать разговор с такой фразы - это обескураживать собеседника. Это давать готовое решение, не показывая пути к этому решению.Синица:Сравнение с решением математической задачи некорректно.лёлик: Считаю удачей, что они (литературоведческие работы) не попадались мне на глаза и потому у меня была возможность самостоятельно подумать. Если ещё подумаю, если выработаю свои мнения, тогда, может быть, смогу читать и мнения чужие. А пока зачем? Вот математический задачник, в конце ответы или решебник. Сначала надо решить задачу, потом сверить с ответом. Сначала надо придумать своё решение, потом сопоставить с решебником. А сразу читать готовые чужие мнения - зачеммм?
Вам попадались диалоги Платона? Там один собеседник шаг за шагом подводит другого к нужной мысли. Пусть второй только ведомый, но он идёт, его мысли шевелятся. И при случае он сам задаст вопрос, сам попытается подвести собеседника к тому, что надумал. Постарается вести, а не командовать "Вот как правильно!"
Слово "некоррректно" само по себе меня не пугает. Я протестую против готового решения, сразу предъявленного. Может быть, попадаются собеседники слишком упёртые, и с ними надо действовать именно некоррректно, для начала обескураживать. Может быть, у кого-то выработалась привычка так начинать разговор.
Эх, бретёрство. Эх, первый разговор Кристиана с Сирано в пьесе Ростана "Сирано де Бержерак". Желание померяться силами, установить иерархию.
Не-а там сидит дяденька, который авторитарным голосом говорит готовые результаты. Может, Синице повезло, ей попадались не такие, а мне, например, Гачев попался. Спасибо, что говорит не на канцелярите, но так и сыплет готовыми результатами. А мне что рядом делать?Синица:Филологическое исследование не даёт "правильного ответа".
Ну. Может, какие заграничные. У которых нет идеи смотреть на читателя свысока. А про советских авторов чеканная формулировка: "Их всегда можно отличить по тому, что они смотрят на читателей свысока". Мол, они инженеры человеческих душ и они нас инженируют. А мы, эта, добровольно поддаёмся.Синица:Оно намечает направления, в которых можно думать о произведении. Учит разным способам анализа. Даёт дополнительную информацию. С аккуратно взятым интегралом не соглашаться глупо, а с выводами литературоведов и критиков можно и не согласиться, но принять их к сведению.
Чтобы научиться шевелиться. Если мы послушно воспринимаем это добытое знание, как мы догадаемся, что надо шевелиться?Синица:Зачем использовать знание, добытое до нас, а не переоткрывать его каждый раз с нуля?
Мне ответ кажется очевидным: чтобы потерять способность двигаться.Синица:Мне ответ кажется очевидным: чтобы можно было идти дальше.
Умнее - в смысле будут беречь силы, не шевелиться, пользоваться уже добытым. В таком вот смысле умнее. (Отец накопил - сын пропивает. Дети-"мажоры".)Синица:Наши дети будут умнее нас. И это хорошо.
"Наши дети будут умнее нас" и вообще они будут жить при коммунизме. Собственно, уже живём, согласно намеченным срокам.
Я думаю, что на эти мои возражения легко найти достойный ответ.
Ищи чести у того, у кого её много
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2720
- Зарегистрирован: 18.11.2011
- Образование: среднее
- Откуда: из очень задумчивых
Re: Повести Белкина (Выстрел)
А может быть, время кружилось, шло не прямо, а делая петли.
Именно шампанское и именно рекой. Городок невелик, офицеры не блестящи. Бывают вина и попроще. А Сильвио нужен был именно атрибут блеска. Отчего, от жуткой неуверенности в себе? Мне кажется, правильно здесь уже говорили, у Сильвио внутренний разлад, ему остро необходимо "казаться", потому что "быть" он не умеет.
Да. Но мне кажется, что у игры сложились свои манеры и правила. Играть не на очень крупные суммы, не азартничать, не рисковать. Сообразовывать свои ставки с ситуацией. Я не знаю, часты ли были случаи, когда кто-то "срывал банк". Похоже, что нет. Если бы бы вертелось много денег и много азарта, карточная игра была бы опаснее дуэлей. А так она была довольно обыденным времяпрепровождением.
Я не считаю Сильвио "туповатым служакой". Я говорю о том, какое место он мог бы занять при графе. Это разница.
Боюсь, что Сильвио не тянул бы на роль в "двойной звезде". Он зол, заметили? Кристиан, который составил пару с Сирано де Бержераком, был и добрым, и остроумным, и влюблённым, и он всего лишь не хотел показаться трусом перед тем же Сирано.
Может быть, со злыми не получаются "двойные звёзды". Они могут быть только в подчинении.Синица:Но Сильвио не хотел делить первенство ни с кем.
Давайте поверим Сильвио, поверим Пушкину - им было очевидно. Может, граф вовсе не стремится первенствовать, но Сильвио завистлив. Проблема Сильвио - внутри него самого.
Думаю, что нет. Записной бретёр обычно не первенствовал, он был скорее маргиналом. Да, бретёр мог вспыхнуть из-за внимания дамы, но Сильвио был озабочен вниманием товарищей. Он старался принизить графа в их глазах.
Насчёт черешни - кажется, только Сильвио не догадался, что безразличие было демонстративным.
Мог не давать пощёчину. Не мараться. Потому что после пощёчины Сильвио оказался как бы обиженным, получил право на первый выстрел. Так?
Да, конечно. Но они всё-таки вписывались в хронологию.
А может быть, время кружилось, шло не прямо, а делая петли.
Ищи чести у того, у кого её много
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение