Кот в сапогах: Кстати, вы читали "Дом, в котором" Мариам Петросян? Не хотите сравнить?
Не читала. Хочу. Буду читать.
Кот в сапогах: "Потерянный дом", мне кажется, в первую очередь о творчестве и об одиночестве творца.
Согласна, что роман о творце и творении. Не согласна, что творец обязательно одинок в этом мире. Как Вы понимаете, а кто такой творец? Мне, например, дико симпатичен Рыскаль. Разве он не "бог" в этом романе? И он не одинок.
Кот в сапогах: Фигурки кооператоров и социальные реалии используются для для контекста, в который это творчество помещается, а вовсе не как иллюстрация "краха советского проекта".
Автор это вполне недвусмысленно оговаривает с самого начала, в предупреждение: никакого краха и трагедии не будет, тем более социально-исторических.
"Да, милые критики и литеартуроведы(скулы сводит при произнесении этого слова), я сам складываю оружие и поднимаю обе руки кверху. Прошу не ломать голову: на что? на что, Господи, это похоже?! Да на Стерна же, черт побери! Совсем не на Эмиля Золя!
Учтите, я сам это сказал. Добровольное признание смягчает меру наказания.")))))))))))))))))
Кот в сапогах: Почему книги Стерна "мешают автору существовать"?
Потому, что если "писать, как Бог положит на душу", то непременно "обвинят в плагиате, вторичности, третичности, четвертичности и архаичности".)))
Мне кажется, что Стерн на самом деле не так глубок в контексте романа, его роль как соавтора -- это лишь элемент игры и расстановка акцентов.
Кот в сапогах: Пивной ларёк освободил место, а свято место пусто не бывает -- прилетел дом: " Кажется мне временами, что функции любого места в нашем городе, любого здания и помещения были определены когда-то очень давно -- может быть, царем Петром, -- и с тех пор практически не меняются. Вернее, изменяется лишь форма, но содержание остается неизменным." Содержание пивного ларька и приземлившегося на его место дома одинаково? Почему дом приземлился именно здесь?
Там же всегда была пивная, куда люди приходили расслабляться и быть не одни. А стал дом. Да ещё и часть истории, не в злободневно - политическом смысле.
Кот в сапогах: Случайно ли ларёк вознесся именно после того, как тетю Зою назвали святой?
Ларёк вознёсся, когда святотатство достигло предела. По принципу "так жить нельзя". Надо либо вмешиваться, либо с твоего молчаливого согласия...
Кот в сапогах: Зачем нужно отступление о цене квадратного метра?
Куда делась одна квартира? Это то место, где потом будет происходить литературная инквизиция?
Рассуждения о жилплощади, лит. Инквизиция -> "Мастер и Маргарита"?
"Мастер и Маргарита" там красной нитью. При этом ощущение, что автор подтрунивает над булгаковским пафосом. Рукописи горят. Совсем не квартирный вопрос испортил людей. И ещё вопрос, испортил ли. И рассудит их не история, а жизнь. Жизнь их рассудит! Это и к социальному аспекту идёт.
Кот в сапогах: Автор и главный герой живут на верхнем этаже -- случайно? Демилле живет в последней квартире (№287) перед несуществующей.
Первая экспозиция Демилле -- стереотип, весьма неприятный тип. Потом автор будет усиленно бороться с этим созданным на первых страницах образом. Зачем?
Кот в сапогах: Остракизм по отношению к Демилле начинается почти сразу, когда Завадовский говорит милиции, что больше никого не заметил. Затем от него отказывается жена в разговоре с Николаи. Это важно, что именно в разговоре с Николаи?
Николаи -- двойник Демилле, приходящий к нему на смену? Поэтому и фамилия такая же странная? Демилле -- предназначенность, Николаи -- любовь?
Я вижу Демилле как часть авторского триединства. Остракизма же и не присутствует как такового. Скорее, он самоустраняется отовсюду, дабы где-то там найти чего-то там... возвышенное и благородное, сразу и целиком правильное. Та самая "свобода, которая выше совести". А результат таков. Одиночество...
Кот в сапогах: "Демилле остро чувствовал всякие деформации пространства, это было профессиональное." -- почему же он не почувствовал приземление дома, будучи практически под ним? Разве это не деформация пространства?
Он его потерял. А потерю, улетание почувствовал на мосту, внутри почувствовал, это же не просто здание, а его дом.
Кот в сапогах: Рассуждения о летающих тарелках в первой части (когда Демилле ждет у моста) потом свяжутся с лебедянами. Есть еще пришельцы в четвертой главе первой части -- сон Егорки. Николаи называет кооператоров пришельцами -> "Кончается четверг, и дождик мелок" Ивасей. Пришельцы и судьба? Мы в этом мире все пришельцы?
Про пришельцев обхихикалась, когда читала.
" -- Так хочется чуда, так соблазнительно снова стать ребёнком, опекаемым высшей, разумной, гуманной цивилизацией. И мы верим в это, милорд. Увы!
Верил и Евгений Викторович. То есть не то чтобы верил безоговорочно, но хотел верить, верил половинчато, сомневался."
А бог-то в нас. И если мы, какие есть, пойдём туда, за истиной ли, за щастем там, мол, выдайте нам, то вряд ли её обрящем. "Землю пропили, теперь и Космос пропьют."))))))))))))) Нет правды на Земле, но правды нет и выше!))) Получается, мы как раз не пришельцы, это наш ДОМ - и другого нет у нас.
P.S. Тут и далее в этой теме везде подразумевается "я думаю" и "мне кажется", если вдруг я их где опускаю. Мысленно они там присутствуют.)))
Меня же не на шутку взволновала любовь в романе. Я теперь пока пойму, как она во всё это вписывается, не успокоюсь. Мне Николаи напоминает персонажа одного рассказа. Он умер. А почему? Потому, что у него было сердце. " Сердце отсутствовало. Счастье – невесомо, и носители его – невесомы. А сердце – тяжёлое. У меня не было сердца. И у неё не было сердца, мы оба были бессердечны..." Не знаю...
P.P.S. Уфф... Ну и объёмчики у Вас. Так и вознестись недолго.)))))))))))))))))))
Счастье есть. Оно не может не есть.)))