Интересное в литературеНужен ли анализ художественных произведений? Кому и какой?

Размышления о современной и классической литературе: жанры, книги, авторы

Модератор: Сергей Титов

Информация
Дорогие друзья!
Приглашаем вас на литературный форум
Направленность – классическая литература, от античности до
современности. Приходите, будем рады!
Аватара пользователя
водица
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 10
Всего сообщений: 2281
Зарегистрирован: 20.07.2015
Образование: среднее
Профессия: коммуникация
Откуда: от чистого истока
Возраст: 58
Re: Нужен ли анализ художественных произведений? Кому и какой?

Сообщение водица » 04 фев 2018, 12:05

BWM:
04 фев 2018, 04:31
Читатель, который хочет большего, чем потребление, должен провести дополнительную работу, чтобы понять, так ли он понимает сказанное автором. Для чего и нужны перечитывание и анализ.
Можно любить человека, но при этом не быть ни людоедом, ни анатомом, ни антропологом...
Можно верить в Бога и быть вне культов... Анализ — метод исследования объектов путём выделения и рассмотрения их отдельных частей... Я не люблю расчленёнку творчества!.. (извините за гротеск) :wink:
Мир Вашему дому !*

Реклама
Аватара пользователя
Роксана
-
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 2218
Зарегистрирован: 14.07.2015
Образование: высшее техническое
Профессия: Программист
Откуда: Красноярск
Возраст: 42
Re: Нужен ли анализ художественных произведений? Кому и какой?

Сообщение Роксана » 04 фев 2018, 15:30

водица:
04 фев 2018, 12:05
... Я не люблю расчленёнку творчества!.. (извините за гротеск)
А. С. Пушкин "Моцарт и Сальери"
... И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музы́ку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты...

BWM
начинающий литератор
начинающий литератор
Сообщений в теме: 11
Всего сообщений: 55
Зарегистрирован: 30.01.2018
Образование: высшее естественно-научное
Re: Нужен ли анализ художественных произведений? Кому и какой?

Сообщение BWM » 06 фев 2018, 04:24

водица:
04 фев 2018, 12:05
Можно любить человека, но при этом не быть ни людоедом, ни анатомом, ни антропологом...
Можно верить в Бога и быть вне культов...
Да, можно. Но -

Любовь слепа и нас лишает глаз.
Не вижу я того, что вижу ясно.
Я видел красоту, но каждый раз
Понять не мог, что дурно, что прекрасно.

Шекспир. Сонет 137

Столь же иррациональна вера. Поэтому речь здесь о выборе, который человек делает сам - ограничиться ли получением эмоционального наслаждения от искусства слова, или добавить понимания, постижения искусства как сложного явления, чтобы адекватно судить о смысле произведения искусства.

BWM
начинающий литератор
начинающий литератор
Сообщений в теме: 11
Всего сообщений: 55
Зарегистрирован: 30.01.2018
Образование: высшее естественно-научное
Re: Нужен ли анализ художественных произведений? Кому и какой?

Сообщение BWM » 06 фев 2018, 04:27

водица:
04 фев 2018, 12:05
Анализ — метод исследования объектов путём выделения и рассмотрения их отдельных частей... Я не люблю расчленёнку творчества!.. (извините за гротеск)
Здесь есть засада. Как нам говорят учебники логики: - Мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении элементов в единство.

Вот полная цитата из советского учебника логики 1954 года издания для средней школы: -
Синтез — это такой логический приём, с помощью которого мы мысленно соединяем в одно целое расчленённые в анализе отдельные части предмета, явления.
Анализ и синтез — это два неразрывно связанных друг с другом логических приёма. Синтез невозможен, если предмет не был проанализирован, а всякий анализ должен производиться на основе знания предмета как целого. Мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении элементов в единство.
Энгельс это выразил такой краткой формулой: «Без анализа нет синтеза».

Но мало мысленно расчленить предмет на составные части, а затем соединить расчленённое в единое целое. Познание вещи более сложно. В каждом предмете и явлении очень много частей, сторон, свойств. Причём одни части, стороны, свойства более важны и существенны, а другие — менее важны и существенны. Ясно, что надо различать то, что существенно, важно для данного предмета, от того, что не существенно, не важно для него. А этого человек достигает с помощью абстрагирования и обобщения.
Точно то же самое включено в современные учебники для студентов и преподавателей филологических факультетов и учителей-словесников: - Для полноценного научного постижения художественного произведения анализ безусловно необходим, но недостаточен. Хотя аналитическая работа составляет большую по объему часть в деятельности литературоведа (почему термин «анализ» иногда применяется как синоним научного изучения произведения вообще), она все же не дает необходимого научного уровня. «Анализ является лишь необходимым условием достижения более высокой цели – научного синтеза. И эта цель достигается тем успешнее, чем глубже, подробнее, дифференцированнее анализ».
Бушмин А.С. - Наука о литературе


Советский учебник логики имеет такую историю: - ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза.

В 1959 году преподавание логики в средней школе отменили.

Тем не менее, был период, когда отечественных школьников учили не только читать и писать, делить и умножать, но и анализировать, синтезировать, абстрагировать и обобщать.

В общем-то, это навык, который требует упражнений и практических занятий.

BWM
начинающий литератор
начинающий литератор
Сообщений в теме: 11
Всего сообщений: 55
Зарегистрирован: 30.01.2018
Образование: высшее естественно-научное
Re: Нужен ли анализ художественных произведений? Кому и какой?

Сообщение BWM » 06 фев 2018, 04:33

С учетом сказанного можно попытаться ответить на вопрос кому нужен анализ. В первую очередь тем, кто преподает литературу и тем, кто профессионально занимается литературоведением. У читателя нет таких обязательств, он спокойно может игнорировать любой анализ, а может и захотеть овладеть его основами, чтобы видеть книгу не глазами критика или литературоведа, а своими собственными, используя труды профессионалов для проверки собственных выводов. Профи считают, что при наличии базового филологического образования и определенном усердии техникой литературоведческого анализа может овладеть любой. Не думаю, что это закрывает дорогу к анализу тем, кто не стал филологом. Исходя из определения художественного произведения как выражения определенного эмоционально-мыслительного содержания в образной, эстетически значимой форме, нельзя отказать в возможности проанализировать художественный текст любому человеку, проштудировавшему учебник логики и учебник литературоведения. Если у него есть такая потребность.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Загадки литературных произведений
    Елена » 30 ноя 2007, 08:25 » в форуме Интересное в литературе
    10 Ответы
    4895 Просмотры
    Последнее сообщение Penguin
    08 авг 2012, 09:18
  • Советы по составлению списка произведений худ. литературы
    8 Ответы
    2268 Просмотры
    Последнее сообщение Гость
    18 июн 2009, 18:01
  • Допустимо ли в анализе произведений использовать схемы?
    Владимир Липатов » 23 май 2019, 00:04 » в форуме Глас народа
    14 Ответы
    2421 Просмотры
    Последнее сообщение Джонни
    26 май 2019, 15:43
  • Анализ стихотворения
    Снежана » 11 фев 2011, 11:23 » в форуме Высшее образование
    0 Ответы
    761 Просмотры
    Последнее сообщение Снежана
    11 фев 2011, 11:23
  • Анализ стихотворения
    Алевтина » 13 мар 2011, 21:54 » в форуме 11 класс
    4 Ответы
    1744 Просмотры
    Последнее сообщение irida
    14 мар 2011, 10:53