Помогите понять фразу из БунинаСемантика. Лексикология

Значения слов и словосочетаний изучает семантика (семасиология). Лексикология изучает взаимоотношения различных слов внутри языка

Модератор: Роксана

Автор темы
midas
помощник писаря
помощник писаря
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 07.07.2015
Образование: высшее гуманитарное
 Помогите понять фразу из Бунина

Сообщение midas »

Добрый день! В рассказе Бунина "Жертва" есть такая фраза:

"- Ну, девчонку, Анфиску, убей. Ей и всего-то второй годок. Девочка, сказать по совести, умильная, - жалко нам будет ее, да ведь что ж сделаешь? Все не с малым сменить".

Я не понимаю фразу "все не с малым сменить". Что значит "сменить" в данном контексте?

Спасибо!
Реклама
имячко
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 974
Зарегистрирован: 23.02.2013
Образование: среднее
Откуда: россия
Возраст: 25
 Помогите понять фразу из Бунина

Сообщение имячко »

midas: Все не с малым сменить".
Малый - Пантелей, сын Семёна. Пантелея хотел взять в жертву Илия-громовержец, но Семён помешал ему свершить это и взамен пожертвовал Илие дочь Анфису.
Автор темы
midas
помощник писаря
помощник писаря
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 07.07.2015
Образование: высшее гуманитарное
 Помогите понять фразу из Бунина

Сообщение midas »

имячко:Малый - Пантелей, сын Семёна. Пантелея хотел взять в жертву Илия-громовержец, но Семён помешал ему свершить это и взамен пожертвовал Илие дочь Анфису.
Спасибо. Но я все равно не совсем понимаю фразу. Всё не на малого поменять - так можно перефразировать?
имячко
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 974
Зарегистрирован: 23.02.2013
Образование: среднее
Откуда: россия
Возраст: 25
 Помогите понять фразу из Бунина

Сообщение имячко »

midas: Всё не на малого поменять - так можно перефразировать?
Дождитесь мнений..
Аватара пользователя
Марго
Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 13772
Зарегистрирован: 11.11.2009
Лучшие Ответы: 2
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Моcква
 Помогите понять фразу из Бунина

Сообщение Марго »

А нет ли у кого-нибудь этого рассказа в бумажном варианте, изданного в середине прошлого века? Сдается мне, здесь ошибка сканирования (д. б. Все не с малым сравнить), — тем более что мне, к примеру, удалось найти единственную ссылку на этот рассказ. Да и то последнее не показатель: сто раз ведь видели, как ошибки сканирования множатся в Сети, потом и не отыщешь истинное.
Автор темы
midas
помощник писаря
помощник писаря
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 07.07.2015
Образование: высшее гуманитарное
 Помогите понять фразу из Бунина

Сообщение midas »

Марго:А нет ли у кого-нибудь этого рассказа в бумажном варианте, изданного в середине прошлого века? Сдается мне, здесь ошибка сканирования (д. б. Все не с малым сравнить), — тем более что мне, к примеру, удалось найти единственную ссылку на этот рассказ. Да и то последнее не показатель: сто раз ведь видели, как ошибки сканирования множатся в Сети, потом и не отыщешь истинное.
В books.google есть этот рассказ, там текст без распознавания, явно один в один как в книге.

Нашел еще старым шрифтом, там так:
"— Ну, дѣвчонку, Анѳиску, убей. Ей и всего-то третій годокъ. Дѣвочка, сказать по совѣсти, ласковая, умильная, — жалко намъ будетъ ее, да вѣдь чтò жъ исдѣлаешь? Все не съ малымъ смѣнить".
<Бунин И. А, Полное собрание сочинений: [в 6 т.]. – Пг.: Изд. Т-ва А. Ф. Маркс, [1915]. Т. 6. с. 9-12>
имячко
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 974
Зарегистрирован: 23.02.2013
Образование: среднее
Откуда: россия
Возраст: 25
 Помогите понять фразу из Бунина

Сообщение имячко »

midas: Ей и всего-то третій годокъ
В тексте второй годок.
midas: Все не съ малымъ смѣнить
Почитай, всю жизнь поменять. Почти всё сменить.
Или:
Всё не с малым = всё без малого? Всё без малого сменить; малое - часть всего.
Автор темы
midas
помощник писаря
помощник писаря
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 07.07.2015
Образование: высшее гуманитарное
 Помогите понять фразу из Бунина

Сообщение midas »

имячко:В тексте второй годок.
Да, и слова "ласковая" нет. Скорее всего просто более поздняя редакция, исправленная возможно самим автором. Но интересующая фраза осталась без изменений.
Аватара пользователя
Роксана
-
Всего сообщений: 2353
Зарегистрирован: 14.07.2015
Образование: высшее техническое
Профессия: Программист
Откуда: Красноярск
Возраст: 45
 Помогите понять фразу из Бунина

Сообщение Роксана »

midas: В рассказе Бунина "Жертва" есть такая фраза:

"- Ну, девчонку, Анфиску, убей. Ей и всего-то второй годок. Девочка, сказать по совести, умильная, - жалко нам будет ее, да ведь что ж сделаешь? Все не с малым сменить".
Марго: А нет ли у кого-нибудь этого рассказа в бумажном варианте, изданного в середине прошлого века? Сдается мне, здесь ошибка сканирования (д. б. Все не с малым сравнить)...
У меня Бунин 1966 г. издания. Цитата один в один. Именно: "сменить".
Рязанцев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Всего сообщений: 374
Зарегистрирован: 06.07.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: механик
Откуда: Тюмень
Возраст: 73
 Помогите понять фразу из Бунина

Сообщение Рязанцев »

Несмотря на века православия "действенное" жертвоприношение очень живуче (см. первую цитату). Бог (Саваоф, другое имя Забаба, Zebaot-бог-воин, громовержец) требует именно этого, а крестьянин настаивает на менее "обременительной" жертве. Еще Авраам должен был принести в жертву старшего сына, но избежал этого. По идее, пожертвовать собой должен сам глава семьи (рода), но такая жертва могла стать губительной и имела слишком высокую цену. Постепенно она была заменена на жертвоприношение старшего сына, красивой дочери (не было сыновей), петуха и при православии-жертвенного (ограничивающего сиюминутные желания) исполнения заповедей.

«В 1925 г. в Олонецкой губернии произошел такой случай. В одну из деревень повадился ходить медведь, который загрызал скот. По совету стариков, "чтобы медведя ублажить", жители решили сделать "медвежью свадьбу", "девкой отделаться" - отдать медведю девушку "на совесть... как в старь деды делали... самую раскрасавицу". По жребию выбрали девушку, одели в наряд невесты и, несмотря на ее сопротивление, отвели в лес к медвежьему логову, где привязали к дереву: "Не осуди... Ублажай медведюшек. Заступись за нас, кормилица, не дай лютой смертью изойти".» (Источник: Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л.: Знание, 1988).
(http://www.magiya.net/page,2,261-mif-ne ... anami.html )

Далее рассматриваются типы жертвоприношения: строительная жертва (подчеркивается использование лошади, петуха или курицы и, иногда, человека), свадебная жертва (чехи вблизи священного дерева рубили голову петуху), жертва во здравие скота (на Юрьев день болгары закалывали белого ягненка, первого из родившихся в отаре), жертвы во время главных календарных праздников (на Рождество южные славяне резали овец и кур на пороге дома или на рождественском полене, бадняке; на Петров и Ильин день резали быков, баранов, петухов. Бескровные жертвы (зерно, еду, питье, ткани) приносили на Варварин день и в другие праздники. То есть, существовали всё-таки как кровавые, так и бескровные жертвоприношения у славян. ( http://www.magiya.net/261-mif-neoyazych ... anami.html )

«Примечательно, что несоответствие принесенной жертвы и полученного результата подчеркивает цельность сознания героя.Для него старинные верования наполнены живой силой, не вызывают вопросов и не подлежат пересмотру, поэтому Семен отдает свою дочку в жертву со спокойной уверенностью, что так надо.» ( http://cyberleninka.ru/article/n/mifolo ... -hih-hh-vv )
Ёёё
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1763
Зарегистрирован: 05.04.2012
Образование: школьник
Откуда: Россия
Возраст: 59
 Помогите понять фразу из Бунина

Сообщение Ёёё »

На мой взгляд, фраза крестьянина бессмысленная и равнодушная. Он просто хочет прекратить разговор с "чудным батюшкой" : да делай ты, что хочешь, а мне все равно, лишь бы отстал. Смысла во фразе - ноль, просто набор слов с отрицанием.
Рязанцев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Всего сообщений: 374
Зарегистрирован: 06.07.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: механик
Откуда: Тюмень
Возраст: 73
 Помогите понять фразу из Бунина

Сообщение Рязанцев »

Жаль, не проставлено ударение в слове "малым". У автора это было на уровне подсознания.
Аиш
Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 10.05.2022
Образование: высшее техническое
Профессия: Бездельник
 Re: Помогите понять фразу из Бунина

Сообщение Аиш »

Здравствуйте коллеги, друзья, единомышленники, люди с примерно схожим кругом интересов и возможно задач.

7 лет прошло с момента постановки вопроса по небольшому произведению Бунина какасательно верного смысла одной строки. Так что же имел автор ввиду на самом деле?

Смысл строки Ивана Алексеевича очень прост:

Всё (ту жизнь что есть) не с малым (количественно) сменить. Нужно нечто большое.

А что есть у человека большого если ничего то у него и нету? Переживание. В делах невидимых, духовных смысл имеет не материальная составляющая дела, а энергетическая, интеллектуальная или более простая, эмоциональная.
Тело имеет нервы по которым движется электрический ток. Если есть ток, то есть и электромагнитное поле. Оно и невидимо и передается на расстояние. Больше эмоция, больше гормонов и нейромедиаторов, сильнее поле вполне определенного свойства и качества. Злость. Ненависть. Мир, любовь.

Поле задаёт тон, фон и если в него попадает система могущая резонировать, то она будет резонировать, петь в унисон так сказать. Мир, ненависть, всё такое.
Это те самые вопросы коллективного и индивидуального бессознательного, грубая их часть, энергетическая. Тонкая это образы, картинки, смысл и слова. Ещё более тонкая это воздействие, влияние на окружающее живое и не очень.

То о чём говорит религия: сопротивление. Чтобы быть человеком нужно некоторым вещам противостоять. Противодействие деструктивным маятникам, резонансам. Невовлечение, сохранение себя хоть это и сложно.

Для Семёна из "жервы" это уход в свою жизнь, отделение от близких и деревни, жизнь рядом и по сути также но в своей энергетике.

Нынче год 2022, май, 10-ое число, разгар войны с Украиной. Жертва. Очень большая как со стороны России так и ещё больше со стороны ....

Бессознательное наше правит балом творя бытиё ужасное, но уж как есть, нравится не нравится, терпи моя красавица.. помните эти бредовые слова? Вот как то так ..

Мне довелось в своё время, в 2015-ом году пройти эту историю с жертвой дочери.
Да, я был самасшедш, мой разум разрушен, развален на части и образы, те самые образы что так хорошо передал Бунин глазами Семена. Мысли разбегались, вместо слов окрошка и замена, замена иногда того что есть и видят все на вообще другие картинки. Галюцинации. И только часть сознания наблюдала и было понимание: Толя, терпи. Это на благо, всё в порядке. Надежда. Уверенность. Целая история впереди.
Этот кусочек сознания помнил что есть норма и ненорма и заставлял молчать. Любые слова говорили бы про сумасшествие так как не были в созвучии ни с окружающими, ни с реальностью, ни с самим собой.
Созвучие с самим собой означало бы слова: я ненормален, у меня психоз, паранойя.
Созвучие с окружающими это разговор в ноту и тему их, понимание близких без привлечения всякой ерунды хоть религиозной, хоть ещё какой мути.
Созвучие с реальностью это про видеть то что есть а не искаженно. Сознание может менять даже визуальную картинку, не горя уж про смысл.

Бог страшен, он требует и он хорошо описан в ветхом завете. Я уверен: его нет снаружи, но этот гад присутствует внутри и он чувственен к сожалению.

Есть пару штук простых которые модно знать:

1. Безумие не навечно и оно к счастью преходяще. Я про личное, но и с коллективным помешательством также.
2. Архетипические символы (Илья там или ещё что и как) и чувственные образы (страх, благоволение, стыд и т.д) продуцируются личной психикой по какой-либо причине сильно повреждённой, кризисной, находящейся в состоянии измены так сказать. "Подсесть на измену" смотрите это.

3. Фон. Личное продуцирование что и как по архетипическим образцам происходит на фоне давления эмоционального фона коллектива или просто того находится рядом в сильно "раскачаном" эмоциональном состоянии. Вспоминаем резонанс. Обязанным условием возникновения и поддержания резонанса является наличие в обеих системах одинаковых структур.
Верно подбирая окружение можно неплохо себя чувствовать. Неверное окружение приводит к поломке.

4. Вариант продуцирования образов пойдёт по пути знания человека. Знаю про Илью, будет он. Знаю про другое будет оно. Шаманская болезнь например, разговор с богом, Иисусом например и всё такое. Да хоть пришельцы или сосед, это всё определяет знание: разговоры, чтение, изучение

5. Важно: психика знает что нужно делать, как решить свою проблему. Через жертву например.
Жертва должна быть веска, болезненна, это не подарок и выбрасывание ненужного.
Торг. Внутри происходит чувственный торг. Взвешивание: дам, не дам. Илья не внешний, он внутренний, субъективный. Ну или кто там вместо него в душе согласно знанию.
Процесс идёт пока я помню про жертву, переживаю, боюсь. Безучастная жертва не работает. Жертва всегда должна быть дорогая, болезненная.

Я, например не хотел и не хочу отдавать дочку, хоть и требовали, такое вот было переживание которому невозможно было противится. Страшно.
Ещё чуток сойдя с ума глубже и исча вариант решения проблемы отдал велосипед, пожертвовал малым. Подарил бомжам и получил спокойствие закрыв свой душевный вопрос но и нагоняй, событие пришлось объяснять близким.
Правду говорить нельзя, это к сожалению сумасшествие и ничего более, помощи не будет, упекут в психушку да и всё. Таблетки может помогут, а может и нет.

Но процесс не остановился полностью, была решена только одна проблема. Пришлось отдать себя. Да, самая высокая и правильная жертва, это отказ от личности ради других. Духовное самоубийство, физическое посвящение себя другим через работу на них, существование до них. Отказ от души.

Продать душу мне легче чем принести зло ближнему. Потерять себя легче чем оказать вред другому, тем более близкому человеку.


Итак жертва, рассказ Бунина.

Человек попал в беду и всё ему надоело, но жить нужно дальше, требуется.
Человек умный, со способностями, пониманием, чуткостью и интуицией, даром предвидения (впрочем как и все мы).
1. Он переселился на хутор. Покинул негативное поле психики близких и просто деревни.
2. Разговор с богом. Это кризис, крыша поехала.
3. Честность перед самим собой. Пишет ведь Бунин а не Семён. Пишет что есть, дословно. Как я сейчас.
4. Жертва. Так надо. Понимание неизбежности. Страх и единственный выход из него. Отпускание.
5. Дочка. Когда ищется выход, то душа его знает. Наша психика вездесуща и находится за пределами тела хоть и привязана к нему физически. Это как радиостанция как здание (тело) и радиоволны как психика. Есть ещё информация что находится в волне (музыка или слова, их смысл, намерение).
Поэтому если человек свят, то он применит то что уже есть но ещё не наступило. Нельзя убить дочку ни Илье небесному жителю ни самому лично. Это просто страх. Но можно то что будет (событие) использовать. Психика отлично слепа, она знает и не знает, может и не может одновременно.
Умный шаман подбрасывает во время камлания, специфического специального транса какую-нибудь штучку как образ вышедшей болезни и клиент верит, зачастую поправляется если резонанс был хороший.

Когда же такие вещи делают специально, номинально, то это и есть колдовство и извращение. Оно не работает.
Хоть церковь это, хоть шаманство.

Работает потрясение души личной и колдуна. Безумие.

Не судите строго. Перечитайте ещё раз рассказ держа внимание на:
Деревня.
Быт.
Мужик.
Судьба.
Родственники.
Крестьяне толпой и там Илья. Всё в небе (продуцирование симптоматики).
Изба и мухи. Просто грязь.
Старший сын. Дословно: старость обеспечивать.
Пожар это всегда страшно и очень больно.
Изба это всегда дорого и сложно. Это дом.
Разговор Степана с божеством на равных. Да, обязательно обратите внимание: с богом нужно базарить как с собой, абсолютно на равных и по честноку. Он это я, разговор с собой. Здесь неуместно пресмыкание.
Конец: и всё то у Семёна наладилось. Это уже про другое: семейный сценарий прекращён личным ритуалом, генетическая память разрушена, точнее изменена. Можете глянуть тему "расстановки". Да, дочь ушла, но так к сожалению бывает. Чепчик? Может Бунин приврал для наглядности, может произошла подмена как это было у меня. Мозг может.

Желательно любить то что есть каково бы оно ни было, если оно настоящее. Я про то что в душе, а есть она или нет это дело личное.
Аватара пользователя
Франсуа
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 3364
Зарегистрирован: 14.11.2014
Образование: школьник
Откуда: Эстония
 Re: Помогите понять фразу из Бунина

Сообщение Франсуа »

midas: 08 июл 2015, 08:47 Что значит "сменить" в данном контексте?
В данном контексте «значит» не сменить, а всё сменить — то есть «всё возместить».
Я не поп и не богослов — возможно, именно поэтому смысл бунинской фразы мне представляется совсем простым: откупиться от зловредного божества стоит дорого (так что нечего горевать о неизбежном).
Меня ужасает вечное безмолвие этих бесконечных пространств!
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение