Вопросы преподавания русского языка и литературыБезграмотность. Причины и пути преодоления

Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

Вот именно так громко решила назвать тему в духе парт. тезисов. :D
А предлагаю для размышления и в качестве "отправной точки" статью (небольшой отрывок) Л.В.Щербы "Безграмотность и её причины. Статья написана давно, но актуальна и по сей день.

Вот три основные причины современной безграмотности, на мой взгляд. Но есть, конечно, много и других, побочных. На некоторые из них я и укажу в заключение:

1) С. А. Золотарев, анализируя ошибки современных школьников, приходит к заключению, что многие из них являются результатом распущенности. И с этим надо безусловно согласиться. Хорошая тетрадь, грамотное письмо, четкий почерк возможны лишь при большой внутренней дисциплине и подтянутости.

2) Как это ни звучит парадоксально, однако нужно сказать, что одной из причин понижения грамотности, одной из серьезных причин, являются «новые методы». Конечно, не новые методы сами по себе — их можно только приветствовать, так как отсутствие новых методов означало бы застой педагогической мысли, — а то «усердие не по разуму», которое проявляют некоторые администраторы. Многие из них решительно помешались на разных новых методах и расценивают школы и отдельных педагогов не по достигаемым ими результатам, а по тому, насколько они применяют новые методы. Пора вспомнить мудрое изречение, что суббота для человека, а не человек для субботы. Государству и обществу важны не школьные методы, а степень пригодности к жизни выпускаемых школою граждан. Первое же требование, предъявляемое жизнью, — это грамотность и умение читать книгу (и то и другое, конечно, и в узком, и в широком смысле). Методы же надо предоставить специалистам, ученым советам, исследовательским институтам, лабораторным школам, педагогическим обществам, съездам и т. п. Вопрос о методах — сложный. Универсальных методов нет. В каждом новом методе есть нечто ценное, чем надо воспользоваться; но едва ли в истории можно найти случаи, когда новые методы целиком могли бы быть с пользой применены в жизни. Между тем наши педагоги часто в погоне за новыми методами забывают о своих обязанностях перед детьми и обществом и не научают своих питомцев тому, что, несомненно, должно остаться при всяких методах.

3) Немаловажным является и вопрос о книгах. На разных коллоквиумах приходится поражаться малой начитанности наших школьников. Между тем механизм грамоты, несомненно, приобретается и чтением (я не буду здесь разбирать сложного вопроса о роли чтения в процессе создания грамотности; но что оно имеет большое значение в этом деле, не подлежит сомнению). Совершенно очевидно, что дети, которые должны овладеть литературным языком, должны читать наших классиков (к этому вопросу я надеюсь вернуться еще в особой статье), и читать их в большом количестве. Отчасти здесь может быть вина и школы, которая не умеет организовать этого чтения; но главную роль, — ибо чтение это должно быть самостоятельное и свободное, — здесь, по-видимому, играет большой недостаток книг, особенно в провинции.

http://sprach-insel.com/index.php?optio ... &Itemid=61
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмтность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

Мамы и папы! не падайте духом. Всё-таки многое находится в руках родителей.
Это же мы с детства прививаем любовь или нелюбовь к чтению и языку.
Конечно, грамотность возникает не из свода правил по орфографии и пунктуации. Если с самого детства обращать внимание на написание и произношение того или иного слова, рассказывать малышу о том, как возникло то или иное слово, каких родственников имеет, то, уверяю вас, безграмотность не поселится в головах и тетрадях. Читать вместе с ребёнком книги, обсуждать их - обязательное занятие, на которое просто жизненно важно находить время.
Если ребёнок не видит нас с книгой, не слышит, что нас волнует правописание того или иного слова, то вполне естественно, что в какой-то момент он задастся вопросом: а зачем это надо? И если этой мотивации не возникнет, то не будет и желания читать, учить и просто знать.
Это, конечно, всё прописные истины (особенно если учесть, что те, кто сюда заглянул, и так этим занимается :D и озабочен).
А вот внимание коллег я бы обратила на второй пункт приведённой цитаты.
Мы иногда очень рьяно бросаемся в новые методики, забывая о самых простых вещах, а иногда даже и ... :oops: об учениках. :(
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

ксантипа
писарь
писарь
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 6
Зарегистрирован: 13.02.2008
Откуда: Москва
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение ксантипа »

Не могу с вами согласиться. Не знаю, может быть это моя личная боль, но ситуация такова - я лингвист, обажающий русский язык. Каждую свободную минуту я провожу с книгой. Ребенку начала читать очень рано и читаю до сих пор -ему уже 12. С раннего его детства играем в слова, объясняю ему происхождение слов, в каждом незнакомом слове добиваюсь нахождения корня - словом, делаю все, что могу. Результат - 0. Не читает, пишет так, что смотреть страшно. Правда, обажает писать сам всякие рассказики, но грамотность! Это нечто! Занимаемся помимо школы еще и дополнительно, и с преподавателем, и сами, писать стал немного лучше, а вот читать не хочет ни под каким видом. Что делать? :?:

Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

Это, действительно, боль, причём огромная. И я Вас очень даже понимаю. Мне очень сложно в форумах обсуждать такие вопросы, поскольку чтение мне представляется отчасти интимным процессом (здесь нужна и заинтересованность, и мотивация, и эмоция, и психологический настрой, и, наверное, ещё многое, о чём по виртуальному знакомству представления, как правило, не имеешь). Поэтому ни в коем случае не берусь обсуждать причины. Только мысли.
Сам процесс творчества (написания, создания чего-либо) говорит о том, что человек неординарен и наделён творческой жилкой, а, может, и жилой :) . То, что он при этом не пытается читать и что-то черпать для своего творчества, как правило, связано с тем, что у него нет логической связи в голове одного с другим. Он не понимает, как связано одно с другим: зачем читать, чтобы самому писать? На этом этапе можно направить ребёнка только интересом и заинтересованностью - любое принуждение, Вы и сами знаете, приводит только к отторжению (я не уверена, что смею ВАм предлагать какие-то приёмы и формы работы, поскольку не знаю, как Вы работали в этом направлении, но, конечно, готова это обсудить; напишите, пожалуйста, какие рассказы он пишет, какие жанры его привлекают, куда потом рассказы "идут", как они оформляются).

Потом приучение к чтению, на мой взгляд, процесс нестабильный. В том смысле, что идёт периодическими рывками. Год назад ребёнок слушал, открыв рот, потом совсем охладел к книге, затем сидит под одеялом с фонариком, но через некоторое время можно обнаружить даже эту же книгу недочитанной под столом.
И здесь можно пропустить важный момент, когда ребёнок потерял интерес к чтению, но зато понял в этот самый промежуток, что существует много других источников и просто заменяющих и подменяющих факторов. В нужный момент показать преимущество книги сложно, т.к. момент этот легко пропустить.
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

Если же говорить о безграмотности, то здесь играет роль вид памяти. Какая память развита больше? Зрительная, моторная? Часто развит бывает не один вид памяти, а несколько. Сразу по нескольким каналам и надо тогда работать (например, писать слова на карточках и развешивать по квартире :o и при этом при каждом удобном случае проговаривать эти слова, а, может быть, писать эти слова самому и чаще их употреблять в письменной речи?)
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

ксантипа
писарь
писарь
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 6
Зарегистрирован: 13.02.2008
Откуда: Москва
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение ксантипа »

Я когда начинаю пытаться в этом разобраться (великий русский язык!), то понимаю, что скорее всего проблема не столько интеллектуального, сколько медицинского характера - невозможность долго сконцентрироваться на чем-то одном, что еще к тому же и не очень интересно. Всякую детскую белиберду, которой его исправно снабжают одноклассники, он читает достаточно успешно, и то, что он пытается писать, похоже на эту белиберду, а вот книги "посерьезнее" уже идут плохо, потому что требуют вдумчивости и усидчивости в какой-то мере. Слишком много соблазнов вокруг, и даже отлучение от компьютера и телевизора проблемы не решает, можно поиграть с кошкой, позвонить друзьям, просто "поковырять в носу", но не напрягать мозги! И проблема эта, к сожалению, просматривается у многих. Но я попыток не оставляю, думаю, что справлюсь, отличником не будет, но читать, надюсь, начнет.

Аватара пользователя
Лев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 481
Зарегистрирован: 06.10.2006
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 72
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Лев »

Мне кажется, что вопрос гораздо серьёзнее и скорее философский, чем методический. Я давным-давно, во время обучения в институте, писал реферат по философии о соотношении языка и мышления. Начинал писать его с нуля в мозгах, когда кроме утверждения классиков, что мыслительная деятельность стала результатом развития речевых коммуникативных функций. Я собрал довольно много материала, в том числе, в закрытых фондах Публичной библиотеки, и пришёл к противоположному выводу. Основой мыслительной деятельности в соответствии моими изысканиями является образное мышление, которое есть не только у человека, но и у животных. Речь развивается на основе образов. Грамотность является следствием умения человека пользоваться коммуникативным аппаратом для передачи образов.
Следовательно, грамотным человеком может быть только тот, у кого хорошо развито образное мышление. Невозможно развить грамотность у человека, который не умеет или не хочет мыслить.
Errare humanum est!

Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

Лев
тогда вопрос: как научить мыслить? Мне кажется, что умение мыслить приходит в процессе познания? Ведь тогда получается замкнутый круг...
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

ксантипа
писарь
писарь
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 6
Зарегистрирован: 13.02.2008
Откуда: Москва
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение ксантипа »

Браво! Я думаю, что я с вами соглашусь. Именно поэтому сейчас столько безграмотных людей - в век информационных технологий нам предлагают этакую "жевачку для мозгов", которая исключает процесс мышления. Тебе дали вводную и тут-же идет уже готовое решение, твое участие сводится к минимуму - умению нажимать кнопки или листать справочники. Очень "помогает" в это деле и телевдение, ведь получая на экране уже готовый образ героя тебе нет нужды размышлять над ним, представлять себе его в мыслях, вот он, готовенький.

Аватара пользователя
Лев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 481
Зарегистрирован: 06.10.2006
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 72
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Лев »

Елена:Лев
тогда вопрос: как научить мыслить? Мне кажется, что умение мыслить приходит в процессе познания? Ведь тогда получается замкнутый круг...
Верно! Точнее, не круг, а спираль. И на каждом витке идёт накопление информации и обработка этой информации развивает мыслительные способности. Вот поэтому мы внука и учили читать, когда он ещё говорить не умел :D
Я нарисовал крупные буквы, показывал и произносил, а он с удовольствием повторял. Но я, по-моему, уже рассказывал об этом :oops:
Errare humanum est!

Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

ксантипа:поэтому сейчас столько безграмотных людей - в век информационных технологий нам предлагают этакую "жевачку для мозгов", которая исключает процесс мышления.
А мне очень интересно, как люди поддаются манипулированию и управлению. Понимаю, что молодым мозгам трудно устоять против соблазнов и куда легче процитировать рекламный слоган, нежели осмыслить что-либо. А вот куда же делись мозги тех, кто "крепчал" в иные времена?
Информационные технологии и цивилизация, видимо, усиливают лишь те процессы, которые всегда в головах и обществе...?
Лев:Вот поэтому мы внука и учили читать, когда он ещё говорить не умел
а я заметила, что если буквы называть в момент указания пальчиком :) (года в полтора-два), а потом ещё обращать внимание не только на картинки, но и на слова, то на чтение не затрачиваются какие-то сверхъествественные усилия-всё и, правда, происходит как-то легко что ли....

Добавлено спустя 8 минут 47 секунд:
ксантипа:образ героя тебе нет нужды размышлять над ним, представлять себе его в мыслях, вот он, готовенький.
и вот это интересно...То есть все эти сериалы не вызывают желания понять и проанализировать поступки и мысли?
Я тут вообще размышляла о том, как складывается мнение о других людях сейчас и как легко люди "вываливают" свои мнения о другом человеке.
Ведь и права-то нет какие-либо глобальные выводы делать о человеке, не понимая его характера и ситуации, в которой характер этот именно в данный момент находится.
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

Гость
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Гость »

всем привет. Не посоветуйте какие в Москве хорошие курсы русского языка.

Лингвисток
поэт не про заек
поэт не про заек
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 116
Зарегистрирован: 02.01.2009
Образование: школьник
Откуда: МОСКВА
Возраст: 22
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Лингвисток »

"Московский Лингвистический центр" "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА"
www.language-learning.ru www.yooo.ru/lang_courses/russian/

Саша
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Саша »

а что посоветуйте взрослому человеку для преодоления безграмотности, что лучше выбрать частного преподователя или курсы русского языка.? :cry: имеется проблема в речи. (заикание) :oops:

Аватара пользователя
Владимир Байков
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 808
Зарегистрирован: 29.08.2008
Образование: высшее техническое
Откуда: Петербург
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Владимир Байков »

а что посоветуйте взрослому человеку для преодоления безграмотности
Не хочу вас расстраивать, но дело это для взрослого - абсолютно безнадежное.
Легче музыкальный слух развить!

Пример: у меня дяде 82 года, родился и вырос в Ленинграде, высшее образование,
перечитал ТЫСЯЧИ книг, его личная библиотека - полторы тысячи томов.
Наизусть цитирует массу литературы, помнит, например, фамилию Анны Сергеевны
из "Дамы с собачкой" (а кто из вас ее помнит?), или легко перескажет сюжет
"Смерть героя" Олдингтона... НО вот с грамотностью жуткие проблемы.
И не сегодня начались........

Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

Владимир Байков
но почему?...Ведь возможно, что дядя не ставил себе такую цель -развить грамотность.
Всегда на один пример есть другой. Мне кажется, что если человек чего-то хочет, то он обязательно добьётся этого, пусть не в совершенстве, но хотя бы отчасти...
Ведь можно выучить иностранный язык в 50 лет? так почему же нельзя повысить свою грамотность в родном языке?....
Мне кажется, что можно просто сесть за учебники, найти хорошего преподавателя, который бы корректировал бы изучение той или иной темы, и дело сдвинется с места.
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

Аватара пользователя
Benrath
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 512
Зарегистрирован: 29.07.2007
Откуда: СПб
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Benrath »

Елена,
есть такая песня у Высоцкого "Колея"



Из колеи-то НЕ ВЫБРАТЬСЯ! А свой родной язык это и есть колея.

Хотите еще пример?
Один наш общий знакомый как говорил, так и говорит:
нАчать, прИнять и т.д., хотя учителей мог взять любых!

Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

Benrath
Это философское направление разговора...То есть никак-никак не выбраться из неё???? :( А когда она определяется? :shock:
Benrath:Один наш общий знакомый как говорил, так и говорит: нАчать, прИнять и т.д., хотя учителей мог взять любых!
Может, он уже исправился (в этом смысле)?

Добавлено спустя 30 минут 28 секунд:
Ну, хорошо, возможно, что касается речи, то здесь теоретически допускаю вашу правоту. Но в орфографии? Неужели так сложно повысить свой уровень, и никуда не уйти от этой самой колеи?
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

Аватара пользователя
Benrath
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 512
Зарегистрирован: 29.07.2007
Откуда: СПб
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Benrath »

Елена
уж какая там философия! Просто жизненный опыт.

Людмила Гурченко только родилась в Харькове,
а с 1953 года постоянно живет в Москве - целых 56 ЛЕТ!!
И все равно пишет в своих мемуарах,
что забываясь, переходит на харьковскую мову: "Шо грите?"
Т.е, человеку за целых полвека не переучиться!

Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

Возможно, она не ставит своей целью постоянно вести разговор на русском литературрном языке....
Ну, хорошо... Но всё-таки что вы думаете насчёт возможности научиться грамотно писать во взрослом "состоянии"?
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Безграмотность в России
    IlyaTikhonov » 29 мар 2007, 22:43 » в форуме Культура речи
    9 Ответы
    4537 Просмотры
    Последнее сообщение vadim_i_z
    02 апр 2007, 16:39
  • Виды и причины речевых ошибок. Кто чем может :)
    Comatose » 21 май 2012, 22:09 » в форуме Высшее образование
    4 Ответы
    2895 Просмотры
    Последнее сообщение Джонни
    22 май 2012, 17:08
  • сЕти, пУти, пИла
    Иван Г. » 22 июн 2016, 07:56 » в форуме Фонетика и орфоэпия
    37 Ответы
    3639 Просмотры
    Последнее сообщение Пушкин21
    29 янв 2018, 18:28
  • причины несоблюдения правил русского языка в чатах
    Метла » 19 сен 2007, 08:27 » в форуме В мире компьютеров
    41 Ответы
    8889 Просмотры
    Последнее сообщение vadim_i_z
    27 июн 2011, 09:14
  • Прошу помощь!Речевая ошибка и причины ее возникновения.
    Мари » 07 ноя 2013, 10:32 » в форуме Высшее образование
    24 Ответы
    7061 Просмотры
    Последнее сообщение ИМЯ
    29 сен 2014, 03:47