Безграмотность. Причины и пути преодоленияВопросы преподавания русского языка и литературы

Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Всего сообщений: 3783
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

Вот именно так громко решила назвать тему в духе парт. тезисов. :D
А предлагаю для размышления и в качестве "отправной точки" статью (небольшой отрывок) Л.В.Щербы "Безграмотность и её причины. Статья написана давно, но актуальна и по сей день.

Вот три основные причины современной безграмотности, на мой взгляд. Но есть, конечно, много и других, побочных. На некоторые из них я и укажу в заключение:

1) С. А. Золотарев, анализируя ошибки современных школьников, приходит к заключению, что многие из них являются результатом распущенности. И с этим надо безусловно согласиться. Хорошая тетрадь, грамотное письмо, четкий почерк возможны лишь при большой внутренней дисциплине и подтянутости.

2) Как это ни звучит парадоксально, однако нужно сказать, что одной из причин понижения грамотности, одной из серьезных причин, являются «новые методы». Конечно, не новые методы сами по себе — их можно только приветствовать, так как отсутствие новых методов означало бы застой педагогической мысли, — а то «усердие не по разуму», которое проявляют некоторые администраторы. Многие из них решительно помешались на разных новых методах и расценивают школы и отдельных педагогов не по достигаемым ими результатам, а по тому, насколько они применяют новые методы. Пора вспомнить мудрое изречение, что суббота для человека, а не человек для субботы. Государству и обществу важны не школьные методы, а степень пригодности к жизни выпускаемых школою граждан. Первое же требование, предъявляемое жизнью, — это грамотность и умение читать книгу (и то и другое, конечно, и в узком, и в широком смысле). Методы же надо предоставить специалистам, ученым советам, исследовательским институтам, лабораторным школам, педагогическим обществам, съездам и т. п. Вопрос о методах — сложный. Универсальных методов нет. В каждом новом методе есть нечто ценное, чем надо воспользоваться; но едва ли в истории можно найти случаи, когда новые методы целиком могли бы быть с пользой применены в жизни. Между тем наши педагоги часто в погоне за новыми методами забывают о своих обязанностях перед детьми и обществом и не научают своих питомцев тому, что, несомненно, должно остаться при всяких методах.

3) Немаловажным является и вопрос о книгах. На разных коллоквиумах приходится поражаться малой начитанности наших школьников. Между тем механизм грамоты, несомненно, приобретается и чтением (я не буду здесь разбирать сложного вопроса о роли чтения в процессе создания грамотности; но что оно имеет большое значение в этом деле, не подлежит сомнению). Совершенно очевидно, что дети, которые должны овладеть литературным языком, должны читать наших классиков (к этому вопросу я надеюсь вернуться еще в особой статье), и читать их в большом количестве. Отчасти здесь может быть вина и школы, которая не умеет организовать этого чтения; но главную роль, — ибо чтение это должно быть самостоятельное и свободное, — здесь, по-видимому, играет большой недостаток книг, особенно в провинции.

http://sprach-insel.com/index.php?optio ... &Itemid=61
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Всего сообщений: 3783
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмтность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

Мамы и папы! не падайте духом. Всё-таки многое находится в руках родителей.
Это же мы с детства прививаем любовь или нелюбовь к чтению и языку.
Конечно, грамотность возникает не из свода правил по орфографии и пунктуации. Если с самого детства обращать внимание на написание и произношение того или иного слова, рассказывать малышу о том, как возникло то или иное слово, каких родственников имеет, то, уверяю вас, безграмотность не поселится в головах и тетрадях. Читать вместе с ребёнком книги, обсуждать их - обязательное занятие, на которое просто жизненно важно находить время.
Если ребёнок не видит нас с книгой, не слышит, что нас волнует правописание того или иного слова, то вполне естественно, что в какой-то момент он задастся вопросом: а зачем это надо? И если этой мотивации не возникнет, то не будет и желания читать, учить и просто знать.
Это, конечно, всё прописные истины (особенно если учесть, что те, кто сюда заглянул, и так этим занимается :D и озабочен).
А вот внимание коллег я бы обратила на второй пункт приведённой цитаты.
Мы иногда очень рьяно бросаемся в новые методики, забывая о самых простых вещах, а иногда даже и ... :oops: об учениках. :(
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
ксантипа
писарь
писарь
Всего сообщений: 6
Зарегистрирован: 13.02.2008
Откуда: Москва
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение ксантипа »

Не могу с вами согласиться. Не знаю, может быть это моя личная боль, но ситуация такова - я лингвист, обажающий русский язык. Каждую свободную минуту я провожу с книгой. Ребенку начала читать очень рано и читаю до сих пор -ему уже 12. С раннего его детства играем в слова, объясняю ему происхождение слов, в каждом незнакомом слове добиваюсь нахождения корня - словом, делаю все, что могу. Результат - 0. Не читает, пишет так, что смотреть страшно. Правда, обажает писать сам всякие рассказики, но грамотность! Это нечто! Занимаемся помимо школы еще и дополнительно, и с преподавателем, и сами, писать стал немного лучше, а вот читать не хочет ни под каким видом. Что делать? :?:
Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Всего сообщений: 3783
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

Это, действительно, боль, причём огромная. И я Вас очень даже понимаю. Мне очень сложно в форумах обсуждать такие вопросы, поскольку чтение мне представляется отчасти интимным процессом (здесь нужна и заинтересованность, и мотивация, и эмоция, и психологический настрой, и, наверное, ещё многое, о чём по виртуальному знакомству представления, как правило, не имеешь). Поэтому ни в коем случае не берусь обсуждать причины. Только мысли.
Сам процесс творчества (написания, создания чего-либо) говорит о том, что человек неординарен и наделён творческой жилкой, а, может, и жилой :) . То, что он при этом не пытается читать и что-то черпать для своего творчества, как правило, связано с тем, что у него нет логической связи в голове одного с другим. Он не понимает, как связано одно с другим: зачем читать, чтобы самому писать? На этом этапе можно направить ребёнка только интересом и заинтересованностью - любое принуждение, Вы и сами знаете, приводит только к отторжению (я не уверена, что смею ВАм предлагать какие-то приёмы и формы работы, поскольку не знаю, как Вы работали в этом направлении, но, конечно, готова это обсудить; напишите, пожалуйста, какие рассказы он пишет, какие жанры его привлекают, куда потом рассказы "идут", как они оформляются).

Потом приучение к чтению, на мой взгляд, процесс нестабильный. В том смысле, что идёт периодическими рывками. Год назад ребёнок слушал, открыв рот, потом совсем охладел к книге, затем сидит под одеялом с фонариком, но через некоторое время можно обнаружить даже эту же книгу недочитанной под столом.
И здесь можно пропустить важный момент, когда ребёнок потерял интерес к чтению, но зато понял в этот самый промежуток, что существует много других источников и просто заменяющих и подменяющих факторов. В нужный момент показать преимущество книги сложно, т.к. момент этот легко пропустить.
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Всего сообщений: 3783
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

Если же говорить о безграмотности, то здесь играет роль вид памяти. Какая память развита больше? Зрительная, моторная? Часто развит бывает не один вид памяти, а несколько. Сразу по нескольким каналам и надо тогда работать (например, писать слова на карточках и развешивать по квартире :o и при этом при каждом удобном случае проговаривать эти слова, а, может быть, писать эти слова самому и чаще их употреблять в письменной речи?)
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
ксантипа
писарь
писарь
Всего сообщений: 6
Зарегистрирован: 13.02.2008
Откуда: Москва
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение ксантипа »

Я когда начинаю пытаться в этом разобраться (великий русский язык!), то понимаю, что скорее всего проблема не столько интеллектуального, сколько медицинского характера - невозможность долго сконцентрироваться на чем-то одном, что еще к тому же и не очень интересно. Всякую детскую белиберду, которой его исправно снабжают одноклассники, он читает достаточно успешно, и то, что он пытается писать, похоже на эту белиберду, а вот книги "посерьезнее" уже идут плохо, потому что требуют вдумчивости и усидчивости в какой-то мере. Слишком много соблазнов вокруг, и даже отлучение от компьютера и телевизора проблемы не решает, можно поиграть с кошкой, позвонить друзьям, просто "поковырять в носу", но не напрягать мозги! И проблема эта, к сожалению, просматривается у многих. Но я попыток не оставляю, думаю, что справлюсь, отличником не будет, но читать, надюсь, начнет.
Аватара пользователя
Лев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Всего сообщений: 481
Зарегистрирован: 06.10.2006
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 76
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Лев »

Мне кажется, что вопрос гораздо серьёзнее и скорее философский, чем методический. Я давным-давно, во время обучения в институте, писал реферат по философии о соотношении языка и мышления. Начинал писать его с нуля в мозгах, когда кроме утверждения классиков, что мыслительная деятельность стала результатом развития речевых коммуникативных функций. Я собрал довольно много материала, в том числе, в закрытых фондах Публичной библиотеки, и пришёл к противоположному выводу. Основой мыслительной деятельности в соответствии моими изысканиями является образное мышление, которое есть не только у человека, но и у животных. Речь развивается на основе образов. Грамотность является следствием умения человека пользоваться коммуникативным аппаратом для передачи образов.
Следовательно, грамотным человеком может быть только тот, у кого хорошо развито образное мышление. Невозможно развить грамотность у человека, который не умеет или не хочет мыслить.
Errare humanum est!
Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Всего сообщений: 3783
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

Лев
тогда вопрос: как научить мыслить? Мне кажется, что умение мыслить приходит в процессе познания? Ведь тогда получается замкнутый круг...
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
ксантипа
писарь
писарь
Всего сообщений: 6
Зарегистрирован: 13.02.2008
Откуда: Москва
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение ксантипа »

Браво! Я думаю, что я с вами соглашусь. Именно поэтому сейчас столько безграмотных людей - в век информационных технологий нам предлагают этакую "жевачку для мозгов", которая исключает процесс мышления. Тебе дали вводную и тут-же идет уже готовое решение, твое участие сводится к минимуму - умению нажимать кнопки или листать справочники. Очень "помогает" в это деле и телевдение, ведь получая на экране уже готовый образ героя тебе нет нужды размышлять над ним, представлять себе его в мыслях, вот он, готовенький.
Аватара пользователя
Лев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Всего сообщений: 481
Зарегистрирован: 06.10.2006
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 76
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Лев »

Елена:Лев
тогда вопрос: как научить мыслить? Мне кажется, что умение мыслить приходит в процессе познания? Ведь тогда получается замкнутый круг...
Верно! Точнее, не круг, а спираль. И на каждом витке идёт накопление информации и обработка этой информации развивает мыслительные способности. Вот поэтому мы внука и учили читать, когда он ещё говорить не умел :D
Я нарисовал крупные буквы, показывал и произносил, а он с удовольствием повторял. Но я, по-моему, уже рассказывал об этом :oops:
Errare humanum est!
Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Всего сообщений: 3783
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

ксантипа:поэтому сейчас столько безграмотных людей - в век информационных технологий нам предлагают этакую "жевачку для мозгов", которая исключает процесс мышления.
А мне очень интересно, как люди поддаются манипулированию и управлению. Понимаю, что молодым мозгам трудно устоять против соблазнов и куда легче процитировать рекламный слоган, нежели осмыслить что-либо. А вот куда же делись мозги тех, кто "крепчал" в иные времена?
Информационные технологии и цивилизация, видимо, усиливают лишь те процессы, которые всегда в головах и обществе...?
Лев:Вот поэтому мы внука и учили читать, когда он ещё говорить не умел
а я заметила, что если буквы называть в момент указания пальчиком :) (года в полтора-два), а потом ещё обращать внимание не только на картинки, но и на слова, то на чтение не затрачиваются какие-то сверхъествественные усилия-всё и, правда, происходит как-то легко что ли....

Добавлено спустя 8 минут 47 секунд:
ксантипа:образ героя тебе нет нужды размышлять над ним, представлять себе его в мыслях, вот он, готовенький.
и вот это интересно...То есть все эти сериалы не вызывают желания понять и проанализировать поступки и мысли?
Я тут вообще размышляла о том, как складывается мнение о других людях сейчас и как легко люди "вываливают" свои мнения о другом человеке.
Ведь и права-то нет какие-либо глобальные выводы делать о человеке, не понимая его характера и ситуации, в которой характер этот именно в данный момент находится.
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
Гость
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Гость »

всем привет. Не посоветуйте какие в Москве хорошие курсы русского языка.
Лингвисток
поэт не про заек
поэт не про заек
Всего сообщений: 116
Зарегистрирован: 02.01.2009
Образование: школьник
Откуда: МОСКВА
Возраст: 27
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Лингвисток »

"Московский Лингвистический центр" "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА"
www.language-learning.ru www.yooo.ru/lang_courses/russian/
Саша
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Саша »

а что посоветуйте взрослому человеку для преодоления безграмотности, что лучше выбрать частного преподователя или курсы русского языка.? :cry: имеется проблема в речи. (заикание) :oops:
Аватара пользователя
Владимир Байков
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 808
Зарегистрирован: 29.08.2008
Образование: высшее техническое
Откуда: Петербург
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Владимир Байков »

а что посоветуйте взрослому человеку для преодоления безграмотности
Не хочу вас расстраивать, но дело это для взрослого - абсолютно безнадежное.
Легче музыкальный слух развить!

Пример: у меня дяде 82 года, родился и вырос в Ленинграде, высшее образование,
перечитал ТЫСЯЧИ книг, его личная библиотека - полторы тысячи томов.
Наизусть цитирует массу литературы, помнит, например, фамилию Анны Сергеевны
из "Дамы с собачкой" (а кто из вас ее помнит?), или легко перескажет сюжет
"Смерть героя" Олдингтона... НО вот с грамотностью жуткие проблемы.
И не сегодня начались........
Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Всего сообщений: 3783
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

Владимир Байков
но почему?...Ведь возможно, что дядя не ставил себе такую цель -развить грамотность.
Всегда на один пример есть другой. Мне кажется, что если человек чего-то хочет, то он обязательно добьётся этого, пусть не в совершенстве, но хотя бы отчасти...
Ведь можно выучить иностранный язык в 50 лет? так почему же нельзя повысить свою грамотность в родном языке?....
Мне кажется, что можно просто сесть за учебники, найти хорошего преподавателя, который бы корректировал бы изучение той или иной темы, и дело сдвинется с места.
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
Аватара пользователя
Benrath
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 512
Зарегистрирован: 29.07.2007
Откуда: СПб
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Benrath »

Елена,
есть такая песня у Высоцкого "Колея"



Из колеи-то НЕ ВЫБРАТЬСЯ! А свой родной язык это и есть колея.

Хотите еще пример?
Один наш общий знакомый как говорил, так и говорит:
нАчать, прИнять и т.д., хотя учителей мог взять любых!
Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Всего сообщений: 3783
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

Benrath
Это философское направление разговора...То есть никак-никак не выбраться из неё???? :( А когда она определяется? :shock:
Benrath:Один наш общий знакомый как говорил, так и говорит: нАчать, прИнять и т.д., хотя учителей мог взять любых!
Может, он уже исправился (в этом смысле)?

Добавлено спустя 30 минут 28 секунд:
Ну, хорошо, возможно, что касается речи, то здесь теоретически допускаю вашу правоту. Но в орфографии? Неужели так сложно повысить свой уровень, и никуда не уйти от этой самой колеи?
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
Аватара пользователя
Benrath
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 512
Зарегистрирован: 29.07.2007
Откуда: СПб
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Benrath »

Елена
уж какая там философия! Просто жизненный опыт.

Людмила Гурченко только родилась в Харькове,
а с 1953 года постоянно живет в Москве - целых 56 ЛЕТ!!
И все равно пишет в своих мемуарах,
что забываясь, переходит на харьковскую мову: "Шо грите?"
Т.е, человеку за целых полвека не переучиться!
Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Всего сообщений: 3783
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

Возможно, она не ставит своей целью постоянно вести разговор на русском литературрном языке....
Ну, хорошо... Но всё-таки что вы думаете насчёт возможности научиться грамотно писать во взрослом "состоянии"?
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
Аватара пользователя
Benrath
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 512
Зарегистрирован: 29.07.2007
Откуда: СПб
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Benrath »

что вы думаете насчёт возможности научиться грамотно писать во взрослом "состоянии"?
Отвечу безо всякой философии: ДОХЛЫЙ НОМЕР!

Приведу пример из спорта. Человек всю жизнь плавал "по-своему", т.е. "по-деревенски".
Солидный тренер взялся его лет в 50 переучивать. Итог: тот два раза тонул.
Вернулся к своему стилю и все в порядке.

Так и с письмом. Человек всю сознательную жизнь писал как бог на душу положит, не мучаясь сомнениями.
И вдруг ему нужно теперь написание почти каждго слова подвергать сомнению. Одни только
"НЕ" и "НИ" чего стоят. В итоге: он будет с ужасом браться за написание любого текста.
И либо вообще писать перестанет, либо вернется к старому.
Аватара пользователя
irida
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2654
Зарегистрирован: 28.10.2008
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: преподаватель новогреческого языка
Откуда: Греция
Возраст: 60
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение irida »

Что-то мне вспоминается про/из Джека Лондона, но только не могу дать ссылку на какое-нибудь конкретное произведение. Кажется он (или его герой) учился говорить на правильном английском будучи уже не мальчиком, но мужем.Если поискать на чердаке нашей памяти, много самородков из народа найдём, которые стали грамотными, образованными людьми (в том числе с филологическим образованием), пройдя сначала через токарный станок и вечерний институт.

Мне кажется, что если мы имеем незаурядную личность + сильную мотивацию, дело быстро сдвинется с мёртвой точки.
Аватара пользователя
Владимир Байков
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 808
Зарегистрирован: 29.08.2008
Образование: высшее техническое
Откуда: Петербург
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Владимир Байков »

много самородков из народа найдём, которые стали грамотными, образованными людьми
ДА! И Ломоносов тому первый пример,
НО не в шестьдесят же лет они начинали!
Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Всего сообщений: 3783
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение Елена »

А почему именно речь о 60-ти годах?
Почему начать изучать физику или химию -не поздно и даже вполне объяснимо. Но повышать гамотность? ...бесполезно.
Мне приходится общаться в людьми, которые, отсидев много-много лет за партой, но так и оставшись неграмотными и довольно ограниченными людьми, начинают читать, нанимают преподавателя, садятся за учебники и заполняют с переменным успехом свои пробелы.

[quote="irida"]Мне кажется, что если мы имеем незаурядную личность + сильную мотивацию, дело быстро сдвинется с мёртвой точки.
[/qu
ote]
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
Аватара пользователя
irida
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2654
Зарегистрирован: 28.10.2008
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: преподаватель новогреческого языка
Откуда: Греция
Возраст: 60
 Re: Безграмотность. Причины и пути преодоления

Сообщение irida »

А как же ликбез в 20-х годах прошлого столетия? Результат - огромые крестьянские массы научились читать и писать отнюдь не в нежном возрасте. Конечно, одно дело учиться, другое - переучиваться, однако вышеупомянутый эксперимент о многом говорит.

Я по натуре оптимист.
:)
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение