Распространённое заблуждение, что большой палец руки, направленный вниз, был жестом, обрекающим на смерть, возникло по вине французского живописца Жана-Леона Жерома (Jean-Léon Gérôme). В 1872 году он представил на суд публики новую картину – «Pollice verso» (находящуюся сегодня в Phoenix Art Museum, США, и в русском переводе часто называемую «Добей его»). На ней изображён финал гладиаторского боя: поверженный гладиатор, ожидая решения императора, в отчаянии тянет руку с мольбой о пощаде к сидящим в первом ряду весталкам в белых одеждах. Но могущественные жрицы-девственницы большими пальцами вниз яростно призывают покончить с ним. Всё в этой картине великолепно, всё прорисовано до мельчайших правдивых деталей, ради чего Жером тщательно изучал историческую литературу о Древнем Риме, его быте, побывал на раскопках в Помпеях. Разве что одно не соответствует действительности – жест весталок и толпы, стоящей за ними.
Можно понять художника, который ради композиции пренебрёг тем фактом, что вообще-то император Октавиан Август, по утверждению Светония, предоставил девственным весталкам «в театре отдельное место напротив преторского кресла», а значит, находиться среди рядовых зрителей, мужчин, черни, они никак не могли. Но вот жест большим пальцем вниз на картине стал началом многолетнего всеобщего заблуждения.
А всё дело в том, что художник неверно понял латинскую фразу pollice verso, предположив, что она означала «отогнутый вниз палец». А не «с повёрнутым пальцем», как будет правильнее.
Впрочем, мнения Жерома придерживался и его тёзка, действительный член Французской академии, специалист по Древнему Риму, Жером Каркопино (Jérôme Carcopino). В книге «Повседневная жизнь Древнего Рима. Апогей империи», изданной в 1939 году, историк подробно описывал процедуру вынесения приговора: если толпе «казалось, что побеждённый защищался что было сил, зрители махали своими платками, поднимали в воздух палец и кричали: mitte! (отпусти его!)».
Если император соглашался с ними и тоже поднимал большой палец, «побеждённого отпускали с арены живым: missus». Ну а когда зрители «опускали палец вниз и кричали: iugula (режь!)», император «опустив большой палец вниз, pollice verso, распоряжался о заклании поверженного гладиатора».
И всё же это заблуждение развеяно. В латыни даже сохранилась фраза: Pollice compresso favor iudicabatur – «Благосклонность решается большим спрятанным пальцем». Хотя мнение, что поднятый большой палец – это «жизнь», а опущенный – «смерть», распространено до сих пор (жесты и сейчас используются для одобрения или осуждения), на большинстве боёв – по мнению современных историков – оттопыренный палец, вне зависимости от направления, означал «смерть», а сжатый кулак со спрятанный в нём большим пальцем – pollice compresso – даровал проигравшему гладиатору жизнь. Почему для выражения благосклонности был выбран именно этот жест, точно не известно. Многие исследователи считают, что сжатый кулак символизировал спрятанный в ножны меч, завершение битвы. Ну а палец, поднятый вверх, – обнажённый меч, то есть смертный приговор.
Причём если в провинциях участь раненного гладиатора решала публика: «Зрелища ныне дают и по знаку условному черни // Ей, угождая, любого убьют…», как писал Ювенал в своих «Сатирах», то в играх, проводившихся в самом Риме, решающим было мнение императора. Толпа же «голосовала» чаще всего взмахом платка и криками.
Также многие исследователи приходят к выводу, что цезарь не опускал палец вниз, а выставлял вбок и касался им шеи, то есть буквально указывал, куда нужно наносить удар «идущим на смерть», morituri, как представлялись гладиаторы перед схваткой.
Привычный миф о жесте «палец вниз» не решился развеять и Ридли Скотт (Ridley Scott), вдохновлённый картиной Жан-Леона Жерома на съёмки «Гладиатора». Хотя ему объяснили, что это заблуждение, знаменитый английский режиссёр решил не сбивать с толку зрителя и не менять сцену, где император Коммод показывал «палец вверх», даря жизнь гладиатору Максимусу.
http://www.rg-rb.de/index.php?option=co ... 7&Itemid=0