Проблема страшная. Восстановилась в институте, но синтаксис текста не проходила - сдаю его как разницу в программах. Соответственно, что-то изучила сама, что-то вообще не понимаю. Друзья, прошу о помощи! Только не судите очень строго - я еще не волшебник... Нужно сделать разбор ССЦ. У меня получился такой. На что обратить внимание? Где есть грубые ошибки?
(1)В нашем районе произошла такая история R. (2)Маруся Татарович не выдержала и полюбила латиноамериканца Рафаэля R. (3)Года два колебалась R, а потом, наконец, сделала выбор т. (4)Хотя, если разобраться R, то выбирать Марусе т было практически не из чего R.
[Вся наша улица переживала – как будут развиваться события? Ведь мы к таким делам относимся серьезно.]
1. ССЦ начинается предложением В нашем районе произошла такая история. И закан-чивается предложением Хотя, если разобраться, то выбирать Марусе было практи-чески не из чего.
Показатели начала ССЦ – вводное предложение, в котором обозначена тема ССЦ; предложение не содержит анафорических элементов и слов, смысл которых ясен толь-ко из предшествующего изложения. Показатели конца ССЦ – подведение итога исто-рии, сигнализирующее о завершении микротемы.
2. Микротема ССЦ «История Маруси». Это начало рассказа, поэтому предшествующих тем нет, сменяется эта тема описанием отношения жителей района к истории Маруси.
3. ССЦ состоит из четырех предложений:
(1) – простое двусоставное, бытийное, утвердительное;
(2) – простое двусоставное, бытийное, утвердительное;
(3) – простое односоставное, бытийное, утвердительное, осложнено однородными сказуемыми;
(4) – многочленное СПП с комбинацией параллельного и последовательного подчинения. Здесь я сомневаюсь, если это СПП, то, наверное, нужно дать более точную характеристику?
4. Композиция ССЦ: зачин – (1) предложение; средняя часть – (2), (3) предложения; кон-цовка – (4) предложение. В зачине заявлена тема ССЦ, следующие предложения со-держат развернутый ответ на поставленный в зачине вопрос, последнее предложение подводит итог.
5. Средства связи предложений.
Лексические:
– повтор слова Маруся во (2) и (4) предложениях;
– повтор слова выбор в (3), (4) предложениях;
– употребление тематически соотнесенных слов: не выдержала, полюбила, колеба-лась, сделала выбор.
Лексико-грамматические:
неполнота предложений.
6. Ведущий способ межфразовой связи – повтор; имеются элементы зацепления [(2) – (3)] и следования [(3) – (4)].
7. Тема-рематическая организация ССЦ: Т1 (= 0) – R1 | Т2 – R2 | Т3 (= Т2) – R3 | Т4 (= Т3) – R4.
8. Связь между предложениями в ССЦ параллельная, так как они характеризуются одно-родностью тем и разными ремами, не наблюдается переход ремы предыдущего пред-ложения в тему последующего.
9. Рематическая доминанта – импрессивная. Средства рематизации – глаголы со значением субъективно-оценочного восприятия действительности (не выдержала, полюбила, колебалась, сделала выбор).
10. Информация в ССЦ излагается в информативном (1, 2) регистре, имеются элементы реактивного регистра (3,4).
11. ССЦ динамического типа.
12. ССЦ типа повествование, так как описывает конкретную ситуацию.
13. Данное ССЦ является структурно-семантическим элементом художественного текста.
14. Границы ССЦ совпадают с границами абзаца. ССЦ представляет собой отдельную микротему и поэтому выделено в отдельный абзац.
Добавлено спустя 1 минуту 22 секунды:
с определением тем и рем тоже могла сильно напутать. Все только по учебникам. Эх, как не хватает мне лекций!
Синтаксис текста ⇐ Высшее образование
Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
-
Автор темыКалачёва Ирина
- писарь
- Всего сообщений: 5
- Зарегистрирован: 29.08.2013
- Образование: студент
- Откуда: Россия, Северодвинск
- Возраст: 43
-
- по чётным - академик
- Всего сообщений: 1340
- Зарегистрирован: 24.03.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Москва
Re: Синтаксис текста
Это предложение очень похоже на разбираемое в одной из книг Розенталя:
По-моему, не СПП, а простое, осложнённое вводным...Калачёва Ирина:(4)Хотя, если разобраться R, то выбирать Марусе т было практически не из чего R.
(4) – многочленное СПП с комбинацией параллельного и последовательного подчинения. Здесь я сомневаюсь, если это СПП, то, наверное, нужно дать более точную характеристику?
Это предложение очень похоже на разбираемое в одной из книг Розенталя:
Если говорить правду, я волновался страшно.
…Предложение если говорить правду отнюдь не показывает условия того, о чём говорится в основной части предложения (вопрос при каком условии? не подходит), и только по форме совпадает с придаточным условия. Это предложение носит характер пояснения, попутного замечания и рассматривается как вводное (вставное) предложение.
(В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь "Занимательно о русском языке", Л., 1990)
-
Автор темыКалачёва Ирина
- писарь
- Всего сообщений: 5
- Зарегистрирован: 29.08.2013
- Образование: студент
- Откуда: Россия, Северодвинск
- Возраст: 43
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение