РАСКИДЫВАЛСЯ
Схема словообразовательного разбора
1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово.
2. Установить, является слово изменяемым или нет. Для изменяемого слова подобрать начальную форму.
3. Выделить основу и окончание (если оно есть). Определить тип ос-новы.
4. Для производной основы найти производящую. Если имеет место множественность словообразовательных мотиваций, отметить это.
5. Определить словообразовательный тип, указать словообразова-тельный формант и словообразовательное значение. Привести слова, относящиеся к тому же типу.
6. Установить тип деривации: лексическая (модификационный или мутационный тип) или синтаксическая (транспозиционный тип).
7. Назвать способ словообразования.
8. Отметить морфонологические явления, сопровождающие процесс деривации.
1) Глагол
2) Слово изменяемое. Начальная форма - РАСКИДЫВАТЬСЯ
3) Основа слова РАСКИДЫВА - СЯ - производная, прерывистая.
4) Производящая основа - основа глагола раскидыва - ть
5) Словообразовательный тип - " глагол, образованный от основы глагола с помощью суффикса -ыва- и -л- со значением процесса, не ограниченного достижением результата " Слова того же типа: Разбрасываться, оправдываться ( от разбрасывать, оправдывать)
6) Транспозиционный тип синтаксической деривации.
7) Морфологический способ словообразования, аффиксация, суффиксальное словообразование.
8) Деривация сопровождается усечением производящий основы : раскидыва - ть.
РАЗНОЦВЕТНЫМИ
1) Прилагательное
2) Слово изменяемое. Начальная форма - РАЗНОЦВЕТНЫЙ
3) Основа слова - РАЗНОЦВЕТН- . Производная, непрерывная, членимая.
4) Производящая основа - основа прилагательного - разноцвет -н - ый
5) Словообразовательный тип - " имя прилагательное, образованное от основы прилагательного с помощью суффикса - н - со значением признака или свойства, относящегося к предмету, явления, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом" Слова того же типа: параходными, самолетными ???? ( от пароходный, самолетный)
6) Транспозиционный тип синтаксической деривации.
7) Морфологический способ словообразования, аффиксация, суффиксальное словообразование.
8) Деривация сопровождается усечением производящей основы : разноцвет- н - ый
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ ⇐ Высшее образование
Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
-
Автор темыNutaaa
- старший писарь
- Всего сообщений: 13
- Зарегистрирован: 19.05.2012
- Образование: студент
- Профессия: Филолог
- Откуда: Балашов
- Возраст: 31
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2382
- Зарегистрирован: 15.04.2012
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: Преподаватель
- Откуда: СССР
- Возраст: 60
Re: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ
Проверьте 5 и 8. Возможно, Вы путаете производящую и производную основы. Если основа РАСКИДЫВА+СЯ образовалась от РАСКИДЫВА, то странно выглядят оба пункта. Насчёт 7 также сомневаюсь: http://russkiyyazik.ru/236/ (просто закинула слово "деривация" в поиск).
В предыдущем слове Вы не указывали членимость/нечленимость основы. Оно Вам надо?
Что-то у Вас нет никакой разницы между производящей и производной основами.
Производящая основа = основа другого слова, не того, которое Вы разбираете, а от которого оно произошло. РАЗНОЦВЕТНый = РАЗНых ЦВЕТов. Следовательно, производящих основ две: РАЗН и ЦВЕТ. Словообразовательная схема: основа 1 + интерфикс (соединительный гласный) + основа 2 + суффикс прилагательного (адъективности, или отношения к, или качества, или характерологический - как у вас принято) Н.
Что такое форма слова? Чем она отличается от лексемы (в просторечии - "слова")? Лексема ("слово") - это все его формы и любая из них.
Форма слова: род, число, падеж, лицо - форма слова (выучить в скороговорку). Примечание: + инфинитив, время, наклонение, степени сравнения, (дее)причастие с соответствующими им суффиксами и служебными словами (псевдословами). Слабый 5 класс справлялся с этим за пару дней. Обычно хватает не более пары минут.
Вариант для школы. Форма слова - это окончание. Окончание: род, число, падеж, лицо - окончание. Плюс то же примечание, но рассредоточенное на четверть или две. По мере усвоения всех частей речи.
Проверьте 4-6 и 8.
В предыдущем слове Вы не указывали членимость/нечленимость основы. Оно Вам надо?
Что-то у Вас нет никакой разницы между производящей и производной основами.
Производящая основа = основа другого слова, не того, которое Вы разбираете, а от которого оно произошло. РАЗНОЦВЕТНый = РАЗНых ЦВЕТов. Следовательно, производящих основ две: РАЗН и ЦВЕТ. Словообразовательная схема: основа 1 + интерфикс (соединительный гласный) + основа 2 + суффикс прилагательного (адъективности, или отношения к, или качества, или характерологический - как у вас принято) Н.
Что такое форма слова? Чем она отличается от лексемы (в просторечии - "слова")? Лексема ("слово") - это все его формы и любая из них.
Форма слова: род, число, падеж, лицо - форма слова (выучить в скороговорку). Примечание: + инфинитив, время, наклонение, степени сравнения, (дее)причастие с соответствующими им суффиксами и служебными словами (псевдословами). Слабый 5 класс справлялся с этим за пару дней. Обычно хватает не более пары минут.
Вариант для школы. Форма слова - это окончание. Окончание: род, число, падеж, лицо - окончание. Плюс то же примечание, но рассредоточенное на четверть или две. По мере усвоения всех частей речи.
Проверьте 4-6 и 8.
-
- по чётным - академик
- Всего сообщений: 1340
- Зарегистрирован: 24.03.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Москва
Re: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ
но и формой страдательного залога прошедшего времени глагола РАСКИДЫВАТЬ.
Не совсем так. РАСКИДЫВАЛСЯ может быть не только одной из форм глагола РАСКИДЫВАТЬСЯ,Nutaaa:РАСКИДЫВАЛСЯ... Начальная форма - РАСКИДЫВАТЬСЯ
но и формой страдательного залога прошедшего времени глагола РАСКИДЫВАТЬ.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2382
- Зарегистрирован: 15.04.2012
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: Преподаватель
- Откуда: СССР
- Возраст: 60
Re: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ
В русском языке глаголы имеют постоянные и непостоянные признаки.
Непостоянные признаки:
Наклонение.
Время.
Род (кроме настоящего и будущего времени).
Лицо.
Число.
Непостоянные признаки:
Наклонение.
Время.
Род (кроме настоящего и будущего времени).
Лицо.
Число.
-
- по чётным - академик
- Всего сообщений: 1340
- Зарегистрирован: 24.03.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Москва
Re: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ
От дома на далекое пространство раскидывался сад из старых лип, густого шиповника, черемухи и кустов сирени. -- Здесь, наверное, действительный залог. Начальная форма -- раскидываться.
Песок раскидывался лопатами… -- Ну а здесь явно страдательный залог. Начальная форма -- ?
Литневская (http://gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i7) подтверждает, что "согласно школьной грамматике любой глагол с -ся представляет собой самостоятельное слово", т. е. начальная форма глагола раскидывался и во втором из приведённых выше предложений тоже должна была бы быть, вроде бы, раскидываться.
Но Nutaaa, судя по терминам, используемым в приводимой ею схеме разбора (формант, деривация, транспозиционный тип), вряд ли выполняет школьное задание.
А если вузовское… Приведу выдержку из учебного пособия Чесноковой Л. Д. (Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. -- М., 1991):
"В учебных курсах сложилась традиция включать в начальную форму возвратного глагола постфикс -ся независимо от того, словообразующую или формообразующую функцию он выполняет… Но это противоречит самому понятию формообразующего аффикса -ся. Поэтому возвратность или невозвратность инфинитива (т. е. вопрос о том, включать или не включать -ся в форму инфинитива) должна зависеть от функции постфикса -ся. Если -ся выполняет словообразовательную функцию… то инфинитив также сохраняет постфикс -ся… Если же -ся выполняет формообразующую функцию (образует залоговую форму или форму безличности), то инфинитив не должен иметь постфикса -ся…"
Похожие формулировки и в учебнике для вузов Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц (М., 2011) под ред. Е. И. Дибровой (Чеснокова -- одна из авторов этого учебника):
"Если -ся выполняет формообразующую функцию (образует залоговую форму или форму безличности), то в начальную форму -ся включать не следует и глагол квалифицируется как невозвратный, но имеющий возвратную форму. То есть следует разграничивать возвратный глагол (со словообразовательным -ся) и возвратную форму глагола (с формообразующим -ся)".
P.S.
С другими современными вузовскими учебниками не знаком. Вполне допускаю, что в них могут излагаться и другие взгляды на начальную форму глаголов страдательного залога.
slava1947:...
Попробую обосновать своё предыдущее замечание.Джонни:...
От дома на далекое пространство раскидывался сад из старых лип, густого шиповника, черемухи и кустов сирени. -- Здесь, наверное, действительный залог. Начальная форма -- раскидываться.
Песок раскидывался лопатами… -- Ну а здесь явно страдательный залог. Начальная форма -- ?
Литневская (http://gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i7) подтверждает, что "согласно школьной грамматике любой глагол с -ся представляет собой самостоятельное слово", т. е. начальная форма глагола раскидывался и во втором из приведённых выше предложений тоже должна была бы быть, вроде бы, раскидываться.
Но Nutaaa, судя по терминам, используемым в приводимой ею схеме разбора (формант, деривация, транспозиционный тип), вряд ли выполняет школьное задание.
А если вузовское… Приведу выдержку из учебного пособия Чесноковой Л. Д. (Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. -- М., 1991):
"В учебных курсах сложилась традиция включать в начальную форму возвратного глагола постфикс -ся независимо от того, словообразующую или формообразующую функцию он выполняет… Но это противоречит самому понятию формообразующего аффикса -ся. Поэтому возвратность или невозвратность инфинитива (т. е. вопрос о том, включать или не включать -ся в форму инфинитива) должна зависеть от функции постфикса -ся. Если -ся выполняет словообразовательную функцию… то инфинитив также сохраняет постфикс -ся… Если же -ся выполняет формообразующую функцию (образует залоговую форму или форму безличности), то инфинитив не должен иметь постфикса -ся…"
Похожие формулировки и в учебнике для вузов Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц (М., 2011) под ред. Е. И. Дибровой (Чеснокова -- одна из авторов этого учебника):
"Если -ся выполняет формообразующую функцию (образует залоговую форму или форму безличности), то в начальную форму -ся включать не следует и глагол квалифицируется как невозвратный, но имеющий возвратную форму. То есть следует разграничивать возвратный глагол (со словообразовательным -ся) и возвратную форму глагола (с формообразующим -ся)".
P.S.
С другими современными вузовскими учебниками не знаком. Вполне допускаю, что в них могут излагаться и другие взгляды на начальную форму глаголов страдательного залога.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2382
- Зарегистрирован: 15.04.2012
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: Преподаватель
- Откуда: СССР
- Возраст: 60
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 0 Ответы
- 2712 Просмотры
-
Последнее сообщение фрося
-
- 1 Ответы
- 2652 Просмотры
-
Последнее сообщение Вежливый
-
- 1 Ответы
- 1288 Просмотры
-
Последнее сообщение vadim_i_z
-
- 13 Ответы
- 17729 Просмотры
-
Последнее сообщение Мирандолина