Высшее образованиеСЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ

В этом разделе студенты могут поместить небольшое задание по русскому языку или литературе, вызвавшее трудности. Коллективный разум форума попробует вам помочь, но ничего не обещает и не гарантирует.
Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
Автор темы
Nutaaa
старший писарь
старший писарь
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 13
Зарегистрирован: 19.05.2012
Образование: студент
Профессия: Филолог
Откуда: Балашов
Возраст: 28
 СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Сообщение Nutaaa »

РАСКИДЫВАЛСЯ


Схема словообразовательного разбора
1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово.
2. Установить, является слово изменяемым или нет. Для изменяемого слова подобрать начальную форму.
3. Выделить основу и окончание (если оно есть). Определить тип ос-новы.
4. Для производной основы найти производящую. Если имеет место множественность словообразовательных мотиваций, отметить это.
5. Определить словообразовательный тип, указать словообразова-тельный формант и словообразовательное значение. Привести слова, относящиеся к тому же типу.
6. Установить тип деривации: лексическая (модификационный или мутационный тип) или синтаксическая (транспозиционный тип).
7. Назвать способ словообразования.
8. Отметить морфонологические явления, сопровождающие процесс деривации.

1) Глагол
2) Слово изменяемое. Начальная форма - РАСКИДЫВАТЬСЯ
3) Основа слова РАСКИДЫВА - СЯ - производная, прерывистая.
4) Производящая основа - основа глагола раскидыва - ть
5) Словообразовательный тип - " глагол, образованный от основы глагола с помощью суффикса -ыва- и -л- со значением процесса, не ограниченного достижением результата " Слова того же типа: Разбрасываться, оправдываться ( от разбрасывать, оправдывать)
6) Транспозиционный тип синтаксической деривации.
7) Морфологический способ словообразования, аффиксация, суффиксальное словообразование.
8) Деривация сопровождается усечением производящий основы : раскидыва - ть.

РАЗНОЦВЕТНЫМИ

1) Прилагательное
2) Слово изменяемое. Начальная форма - РАЗНОЦВЕТНЫЙ
3) Основа слова - РАЗНОЦВЕТН- . Производная, непрерывная, членимая.
4) Производящая основа - основа прилагательного - разноцвет -н - ый
5) Словообразовательный тип - " имя прилагательное, образованное от основы прилагательного с помощью суффикса - н - со значением признака или свойства, относящегося к предмету, явления, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом" Слова того же типа: параходными, самолетными ???? ( от пароходный, самолетный)
6) Транспозиционный тип синтаксической деривации.
7) Морфологический способ словообразования, аффиксация, суффиксальное словообразование.
8) Деривация сопровождается усечением производящей основы : разноцвет- н - ый

Реклама
Аватара пользователя
Джонни
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 1508
Зарегистрирован: 15.04.2012
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель
Откуда: СССР
Возраст: 57
 Re: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Сообщение Джонни »

Проверьте 5 и 8. Возможно, Вы путаете производящую и производную основы. Если основа РАСКИДЫВА+СЯ образовалась от РАСКИДЫВА, то странно выглядят оба пункта. Насчёт 7 также сомневаюсь: http://russkiyyazik.ru/236/ (просто закинула слово "деривация" в поиск).

В предыдущем слове Вы не указывали членимость/нечленимость основы. Оно Вам надо?
Что-то у Вас нет никакой разницы между производящей и производной основами.
Производящая основа = основа другого слова, не того, которое Вы разбираете, а от которого оно произошло. РАЗНОЦВЕТНый = РАЗНых ЦВЕТов. Следовательно, производящих основ две: РАЗН и ЦВЕТ. Словообразовательная схема: основа 1 + интерфикс (соединительный гласный) + основа 2 + суффикс прилагательного (адъективности, или отношения к, или качества, или характерологический - как у вас принято) Н.

Что такое форма слова? Чем она отличается от лексемы (в просторечии - "слова")? Лексема ("слово") - это все его формы и любая из них.
Форма слова: род, число, падеж, лицо - форма слова (выучить в скороговорку). Примечание: + инфинитив, время, наклонение, степени сравнения, (дее)причастие с соответствующими им суффиксами и служебными словами (псевдословами). Слабый 5 класс справлялся с этим за пару дней. Обычно хватает не более пары минут.
Вариант для школы. Форма слова - это окончание. Окончание: род, число, падеж, лицо - окончание. Плюс то же примечание, но рассредоточенное на четверть или две. По мере усвоения всех частей речи.

Проверьте 4-6 и 8.

slava1947
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 1128
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
 Re: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Сообщение slava1947 »

Nutaaa:РАСКИДЫВАЛСЯ... Начальная форма - РАСКИДЫВАТЬСЯ
Не совсем так. РАСКИДЫВАЛСЯ может быть не только одной из форм глагола РАСКИДЫВАТЬСЯ,
но и формой страдательного залога прошедшего времени глагола РАСКИДЫВАТЬ.

Аватара пользователя
Джонни
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 1508
Зарегистрирован: 15.04.2012
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель
Откуда: СССР
Возраст: 57
 Re: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Сообщение Джонни »

В русском языке глаголы имеют постоянные и непостоянные признаки.

Непостоянные признаки:
Наклонение.
Время.
Род (кроме настоящего и будущего времени).
Лицо.
Число.

slava1947
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 1128
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
 Re: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Сообщение slava1947 »

slava1947:...
Джонни:...
Попробую обосновать своё предыдущее замечание.

От дома на далекое пространство раскидывался сад из старых лип, густого шиповника, черемухи и кустов сирени. -- Здесь, наверное, действительный залог. Начальная форма -- раскидываться.

Песок раскидывался лопатами…
-- Ну а здесь явно страдательный залог. Начальная форма -- ?

Литневская (http://gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i7) подтверждает, что "согласно школьной грамматике любой глагол с -ся представляет собой самостоятельное слово", т. е. начальная форма глагола раскидывался и во втором из приведённых выше предложений тоже должна была бы быть, вроде бы, раскидываться.

Но Nutaaa, судя по терминам, используемым в приводимой ею схеме разбора (формант, деривация, транспозиционный тип), вряд ли выполняет школьное задание.

А если вузовское… Приведу выдержку из учебного пособия Чесноковой Л. Д. (Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. -- М., 1991):

"В учебных курсах сложилась традиция включать в начальную форму возвратного глагола постфикс -ся независимо от того, словообразующую или формообразующую функцию он выполняет… Но это противоречит самому понятию формообразующего аффикса -ся. Поэтому возвратность или невозвратность инфинитива (т. е. вопрос о том, включать или не включать -ся в форму инфинитива) должна зависеть от функции постфикса -ся. Если -ся выполняет словообразовательную функцию… то инфинитив также сохраняет постфикс -ся… Если же -ся выполняет формообразующую функцию (образует залоговую форму или форму безличности), то инфинитив не должен иметь постфикса -ся…"

Похожие формулировки и в учебнике для вузов Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц (М., 2011) под ред. Е. И. Дибровой (Чеснокова -- одна из авторов этого учебника):

"Если -ся выполняет формообразующую функцию (образует залоговую форму или форму безличности), то в начальную форму -ся включать не следует и глагол квалифицируется как невозвратный, но имеющий возвратную форму. То есть следует разграничивать возвратный глагол (со словообразовательным -ся) и возвратную форму глагола (с формообразующим -ся)".

P.S.
С другими современными вузовскими учебниками не знаком. Вполне допускаю, что в них могут излагаться и другие взгляды на начальную форму глаголов страдательного залога.

Аватара пользователя
Джонни
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 1508
Зарегистрирован: 15.04.2012
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель
Откуда: СССР
Возраст: 57
 Re: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Сообщение Джонни »

Good.
:oops:

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение