Есть ряд "алефбет-алфавит-азбука (альфабет)". Представляется, что расставлены они по старшинству (возрасту) и направлению заимствования, однако вариативны по названию.. Название буквы "алеф" позаимствовано из финикийского языка от слова "алеф" -бык. Вторая буква имеет название «бет»-дом и в противоположность первой имеет женское начало. Синтез этих букв показывает двуединство мужчины и женщины и (в современном представлении) обеспечивает «изменение и увеличение численности». Мужчина первый в доме, о чем и говорит финикийский алефбет. Последующие алфавиты уточняют эту патриархальную истину, которая сложилась в свое время в общем то матриархальной среде оседлых земледельцев-ханаанеев, так как бык это символ земледелия и у шумеров, например, имел женскую ипостась с изменением на мужскую уже у семитов-аккадцев, но еще шумерский Урукагина издал законы, утвеждавшие патриархальные основы общества. То, что новая жизнь создается и рождается в доме, подразумевалось само-собой. Однако заимствователи алфавита греки решили уточнить не место рождения жизни, а ее способ, что отразилось на форме и названии второй буквы. Изначально в греческом алфавите не было заглавных букв и форму второй буквы представляет прописная «бета-вита». Она представляется в виде женщины, рожающей ребенка в вертикальной позе и хвостиком внизу даже показано направление исхода плода (у заглавной буквы хвостик исчез). Поэтому и изменилось название буквы с «бейт»-дом на «вита»-жизнь. Наблюдать здесь что то другое невозможно-все остальные смыслы вторичны. Кстати, буква — бет (см. изображение в
http://igor-grek.ucoz.ru/news/alfa_omega/2012-10-13-284 ) в чем то похожа на греческую прописную «бета» и может считаться переходной формой. Кириллица же пошла несколько иным путем, так как буква «Б»(перевернутая ) вынесена из общего ряда букв без предоставления ей числового значения. Это показывает насколько усилились патриархальные представления в тот период.
Ранее я писал про форму буквы «А» алфавита мальчика Онфима. Ее форма имеет отличия, но находит соответствие в буквах ранних этрусских алфавитов, мессапского и киликийского алфавитов. В Киликию с юга Балтики плавали жители колобжега (колбяги?). Это один из возможных путей появления такой буквы в азбуке мальчика Онфима.
Латины же просто изменили порядок следования букв в алфавите (реформа ради реформы?).
«В своем существовании творение не автономно, оно целиком зависит от Творца. Намек на это дан в написании буквы бет, словно тянущейся от предыдущей, алеф (в иврите, как известно, пишут справа налево). Концепции, воплощенные в бет, представляют собой лишь развитие идей, переданных буквойалеф. Соединившись, названия этих букв образуют слово алефбет –еврейский алфавит, основа обучения.
Название буквы бет связано со словом байт – «дом». Она и по форме напоминает жилище, символ семьи, совместного созидания. Да и что такое семья, если не синтез начал, двуединство мужчины и женщины? Слово байт входит также в понятие Бейт–ѓа–микдаш – Храм. Именно в Храме, объединяющем дух и материю, ощутимо присутствие единого Б-га.
Синтез, основа творческого потенциала человека, существует только благодаря противоречиям. Эту идею можно проиллюстрировать с помощью словабраха – «благословение», – также начинающегося с буквы бет иобразованного от корня бет–рейш–хаф, означающего благословение, изменение и увеличение численности, то есть именно множественность и способность к изменению несет в себе благословение.»(
http://www.melamedia.org/message/buleten_cneo_36_2.html )
«Альфа, άλφα — первая буква греческого алфавита, от финикийского «алеф» — «бык» своим начертанием напоминающая голову быка с рогами (первоначально буква писалась более узнаваемо - рогами вверх), а значит работящая и самая подходящая тягловая сила для монастыря.
Бе́та, греч. βήτα - происходит от финикийской буквы — бет, что в переводе означает «дом». Бета (вита) – то ли от бета – дом, то ли от вита – жизнь.
На самом деле древнейшая классификация человеческого материала по буквам греческого алфавита была сделана Пахомием Великим, который около 330 года основал первый в истории общежительный монастырь и его устав послужил прообразом для всех последующих монастырей мира! По преданию устав для монастыря дан прп. Пахомию неким очень мудрым Ангелом на медной доске:
«Братию [рядовых монахов] он [Ангел] повелел разделить на 24 чина по числу 24 букв, так чтобы каждый чин означался греческими буквами от альфы и виты по порядку до омеги; чтобы когда архимандриту нужно будет спросить или узнать о ком-либо из столько многих братий, они спрашивал бы у своего помощника: в каком состоянии находится чин альфы или чин виты, — отнеси благословение чину ро. Наименование каждой буквы уже само собою указывало бы на означаемый ею чин. Иноками, более других простым и незлобивым, продолжал Ангел, дай имя йоты (ι), а непокорных и крутых нравом отметь буквою кси (ξ), выражая таким образом самою формою буквы свойство наклонностей, нравов и жизни каждого. Знаки сии будут понятны только духовным [...лицам, т.е. начальству].»
(цит. по Толковому Типикону М. Скабаллановича 1851 г., в квадратных скобках прим. ред.)
Т.е. поступивший в монастырь в качестве простого монаха навсегда лишался имени и отныне имел только «чин», который мог измениться в зависимости от поведения, поскольку монастырский устав предусматривал три основополагающих направления: власть-регламентация-наказание (кара, «послушание»).
К сожалению, пока не удалось найти более полную информацию какие человеческие качества обозначались буквами, хотя эта практика явно имела продолжение (на эту тему пользительно глянуть фильм Ларса фон Триера «Мандерлей»).»
(
http://igor-grek.ucoz.ru/news/alfa_omega/2012-10-13-284 )