Задание о словообразовании, не понимаю...Высшее образование

В этом разделе студенты могут поместить небольшое задание по русскому языку или литературе, вызвавшее трудности. Коллективный разум форума попробует вам помочь, но ничего не обещает и не гарантирует.
Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
Автор темы
Галчоночек
писарь
писарь
Всего сообщений: 5
Зарегистрирован: 01.09.2011
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: екатеринбург
 Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение Галчоночек »

Текст задания: "Распределите слова на две группы, в которых данные слова мо¬гут включать в свой состав: а) приставку полу- , б) корень пол- . Какие слова допускают обе формы? Как изменится словообразовательная модель, если образовать слова с обоими компонентами?" и слова предлагаются: ботинок, день, горе, год, дорога, литр, маска, мера, неделя, ночь, рота, шар, час, явь.
Слова я разделили так: полуботинок, полдень, полгоря (?), полугодие и полгода, полдороги, пол-литра, полумаска, полумера и полмеры (?), полнедели, полночь, полроты, полшара и полушарие, полчаса, полуявь. Так?
А вот насчет последней части задания, не понимаю. С обоими компонентами, это значит полполуботинка? Объясните, если можете, добрые форумчане. :unknown:
Реклама
Аватара пользователя
irida
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2654
Зарегистрирован: 28.10.2008
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: преподаватель новогреческого языка
Откуда: Греция
Возраст: 58
 Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение irida »

Галчоночек, я не понимаю, как Вы распределили слова. А ответ на последний вопрос Вы сами же и дали в парах полшара и полушарие, например. Добавьте ещё полночь - полночи. Наверное, надо исключить полмеры.
Автор темы
Галчоночек
писарь
писарь
Всего сообщений: 5
Зарегистрирован: 01.09.2011
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: екатеринбург
 Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение Галчоночек »

Ирида, да, конечно:
а) полу-:
полуботинок;
полугодие;
полумаска;
полумера;
полушарие;
полуявь;

б) пол-:
полдень;
полгоря;
полгода;
полдороги;
пол-литра;
полнедели;
полночь;
полроты;
полшара;
полчаса.

Слова, допускающие обе формы:
полугодие и полгода;
полшара и полушарие.

"Как изменится словообразовательная модель, если образовать слова с обоими компонентами?" - вот этот вопрос вызвал затруднение. Я не знаю, как ответить, даже.
slava1947
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1317
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
 Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение slava1947 »

Галчоночек:А вот насчет последней части задания, не понимаю.
А я не понимаю и первую часть задания.

В соответствии с каким учебным пособием полу- считается приставкой?
Галчоночек:"Как изменится словообразовательная модель, если образовать слова с обоими компонентами?" - вот этот вопрос вызвал затруднение. Я не знаю, как ответить, даже.
Может, имеется в виду то, что при таком словообразовании приставка второго слова будет находиться не в начале сложного слова, а между двумя его корнями?

К примеру: пол-полу-ботинка (?)

P.S. И всё-таки: в каком учебном пособии, Галчоночек, полу- предлагается считать приставкой?
Автор темы
Галчоночек
писарь
писарь
Всего сообщений: 5
Зарегистрирован: 01.09.2011
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: екатеринбург
 Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение Галчоночек »

slava1947, мне, честно говоря, самой это учебное пособие очень не по душе, встречается много ошибок, опечаток и неточностей.(( Но я учусь не на филолога, а на психолога, может, потому нам такое пособие досталось...

РУССКИЙ ЯЗЫК. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
РИТОРИКА
Учебное пособие для студентов УрГПУ, 2008 год. Суспицына И.Н., Ворошилова М.Б., Дзюба Е.В., и др.

у меня тоже был вариант полполуботинка, но я не уверена, грамотно ли такое образование слова, или нет.
Аватара пользователя
irida
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2654
Зарегистрирован: 28.10.2008
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: преподаватель новогреческого языка
Откуда: Греция
Возраст: 58
 Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение irida »

Забудьте Вы эти полботинка, это только для каламбуров. :) "С обоими компонентами" не надо понимать буквально. Не в одном и том же слове и пол- и полу-. Где возможно, образовать пары: полгода и полугодие.
А словообразовательная модель получается по двум способам:
а) присоединение (сложное слово без соединительной гласной);
б) приставочный.
То, что им угодно считать полу- приставкой, оставьте на их совести, но спросить преподавателя, где, в каких правилах это прописано, можно и нужно. А потом и нам сообщите. :wink:
Автор темы
Галчоночек
писарь
писарь
Всего сообщений: 5
Зарегистрирован: 01.09.2011
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: екатеринбург
 Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение Галчоночек »

Irida, дело в том, что я на заочном, и обсудить с преподавателем возможности нет.((
Еще в этой же теме такой вопрос: а какими бывают словообразовательные значения? это сложно для понимания, да?
Аватара пользователя
irida
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2654
Зарегистрирован: 28.10.2008
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: преподаватель новогреческого языка
Откуда: Греция
Возраст: 58
 Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение irida »

Словообразовательные значения? Ищите в Интернете.
Словообразоватеьное значение – это комплексное явление, которое определяется:
значением части речи мотивирующего слова;
значением словообразовательного элемента;
значением части речи мотивированного слова.
:)
slava1947
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1317
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
 Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение slava1947 »

irida:Словообразовательные значения? Это ужасно! Способы словообразования - это и понятно и логично. А при чём тут значения?
Словообразоватеьное значение – это комплексное явление, которое определяется:
значением части речи мотивирующего слова;
значением словообразовательного элемента;
значением части речи мотивированного слова.

http://www.lingvotech.com/sotermin
Аватара пользователя
irida
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2654
Зарегистрирован: 28.10.2008
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: преподаватель новогреческого языка
Откуда: Греция
Возраст: 58
 Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение irida »

slava1947, смешно получилось. :D
Я сначала подумала, что вопрос был задан, потому что поиск в Интернете ничего не дал. А потом уже и сама посмотрела.
Автор темы
Галчоночек
писарь
писарь
Всего сообщений: 5
Зарегистрирован: 01.09.2011
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: екатеринбург
 Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение Галчоночек »

Благодарю за отклики и помощь! :Rose: Работу отправила, теперь остается только ждать зачета и готовиться по остальным предметам!! :studt:
slava1947
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1317
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
 Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение slava1947 »

Галчоночек:Работу отправила, теперь остается только ждать зачета...
Гал-чек, хотелось бы пожелать Вам успеха… но, на мой взгляд, формулировка задания в указанном Вами пособии изложена так, что правильный ответ можно только угадать. Буду рад, если Вам удалось сделать это.

Я бы, наверное, не сумел.
Текст задания: "Распределите слова на две группы, в которых данные слова мо¬гут включать в свой состав: а) приставку полу- , б) корень пол- . Какие слова допускают обе формы?
Вопрос: можно ли при этом включать в состав «данных слов» какие-либо суффиксы?

Если можно, то с помощью суффиксов практически от всех представленных в задании слов можно образовать слова и с приставкой полу-, и с корнем пол-. (Некоторые затруднения у меня вызывают слово дорога, к которому не пристыковывается приставка полу-, и слово явь, от которого возможно образование только слова с приставкой.)
Количество словообразовательных моделей при использовании суффиксов оценить не берусь – их будет довольно много.

Ну а если в задании предполагалось при словообразовании обойтись без суффиксов… то, к сожалению, Вам не будут зачтены слова полугодие и полушарие, в состав которых входит суффикс «и» (иj).

Отвечая на вопрос «какие слова допускают обе формы?», можно было бы, по-моему, указать только на такие слова, как: ботинок, маска, мера (если вспомнить старинную русскую единицу объёма для сыпучих тел), час. И, наверное, ночь.

Схемы построения производных слов от первых четырёх слов могли бы выглядеть примерно так:
полу- + сущ. в И.П.,
пол- + сущ. в Р.П.


Из этих схем выбивается слово ночь, допускающее при сложении с пол- использование и родительного, и именительного падежа: полночи, полночь.
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • ОШИБКА В СЛОВООБРАЗОВАНИИ.помогите(((
    Валентина » » в форуме Высшее образование
    3 Ответы
    3505 Просмотры
    Последнее сообщение tilli
  • Пожалуйста, помогите! Не понимаю ошибок в предложении!
    RKK » » в форуме Высшее образование
    3 Ответы
    541 Просмотры
    Последнее сообщение RKK
  • Не понимаю заданию по русскому языку
    anton31 » » в форуме 5 класс
    1 Ответы
    1049 Просмотры
    Последнее сообщение Елена
  • Не понимаю!
    Patriot Хренов » » в форуме Глас народа
    44 Ответы
    2127 Просмотры
    Последнее сообщение Русак
  • я не понимаю острое, беспокойное в этом немеркнущем представлении узкой полоски белых юбок ? не знаю, что это несознавае
    6 Ответы
    626 Просмотры
    Последнее сообщение Завада