Высшее образованиеЗадание о словообразовании, не понимаю...

В этом разделе студенты могут поместить небольшое задание по русскому языку или литературе, вызвавшее трудности. Коллективный разум форума попробует вам помочь, но ничего не обещает и не гарантирует.
Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
Автор темы
Галчоночек
писарь
писарь
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 5
Зарегистрирован: 01.09.2011
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: екатеринбург
Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение Галчоночек » 02 сен 2011, 01:13

Текст задания: "Распределите слова на две группы, в которых данные слова мо¬гут включать в свой состав: а) приставку полу- , б) корень пол- . Какие слова допускают обе формы? Как изменится словообразовательная модель, если образовать слова с обоими компонентами?" и слова предлагаются: ботинок, день, горе, год, дорога, литр, маска, мера, неделя, ночь, рота, шар, час, явь.
Слова я разделили так: полуботинок, полдень, полгоря (?), полугодие и полгода, полдороги, пол-литра, полумаска, полумера и полмеры (?), полнедели, полночь, полроты, полшара и полушарие, полчаса, полуявь. Так?
А вот насчет последней части задания, не понимаю. С обоими компонентами, это значит полполуботинка? Объясните, если можете, добрые форумчане. :unknown:

Реклама
Аватара пользователя
irida
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 2654
Зарегистрирован: 28.10.2008
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: преподаватель новогреческого языка
Откуда: Греция
Возраст: 54
Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение irida » 02 сен 2011, 01:32

Галчоночек, я не понимаю, как Вы распределили слова. А ответ на последний вопрос Вы сами же и дали в парах полшара и полушарие, например. Добавьте ещё полночь - полночи. Наверное, надо исключить полмеры.

Автор темы
Галчоночек
писарь
писарь
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 5
Зарегистрирован: 01.09.2011
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: екатеринбург
Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение Галчоночек » 02 сен 2011, 02:20

Ирида, да, конечно:
а) полу-:
полуботинок;
полугодие;
полумаска;
полумера;
полушарие;
полуявь;

б) пол-:
полдень;
полгоря;
полгода;
полдороги;
пол-литра;
полнедели;
полночь;
полроты;
полшара;
полчаса.

Слова, допускающие обе формы:
полугодие и полгода;
полшара и полушарие.

"Как изменится словообразовательная модель, если образовать слова с обоими компонентами?" - вот этот вопрос вызвал затруднение. Я не знаю, как ответить, даже.

slava1947
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 1030
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение slava1947 » 02 сен 2011, 03:05

Галчоночек:А вот насчет последней части задания, не понимаю.
А я не понимаю и первую часть задания.

В соответствии с каким учебным пособием полу- считается приставкой?
Галчоночек:"Как изменится словообразовательная модель, если образовать слова с обоими компонентами?" - вот этот вопрос вызвал затруднение. Я не знаю, как ответить, даже.
Может, имеется в виду то, что при таком словообразовании приставка второго слова будет находиться не в начале сложного слова, а между двумя его корнями?

К примеру: пол-полу-ботинка (?)

P.S. И всё-таки: в каком учебном пособии, Галчоночек, полу- предлагается считать приставкой?

Автор темы
Галчоночек
писарь
писарь
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 5
Зарегистрирован: 01.09.2011
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: екатеринбург
Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение Галчоночек » 02 сен 2011, 03:52

slava1947, мне, честно говоря, самой это учебное пособие очень не по душе, встречается много ошибок, опечаток и неточностей.(( Но я учусь не на филолога, а на психолога, может, потому нам такое пособие досталось...

РУССКИЙ ЯЗЫК. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
РИТОРИКА
Учебное пособие для студентов УрГПУ, 2008 год. Суспицына И.Н., Ворошилова М.Б., Дзюба Е.В., и др.

у меня тоже был вариант полполуботинка, но я не уверена, грамотно ли такое образование слова, или нет.

Аватара пользователя
irida
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 2654
Зарегистрирован: 28.10.2008
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: преподаватель новогреческого языка
Откуда: Греция
Возраст: 54
Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение irida » 02 сен 2011, 11:30

Забудьте Вы эти полботинка, это только для каламбуров. :) "С обоими компонентами" не надо понимать буквально. Не в одном и том же слове и пол- и полу-. Где возможно, образовать пары: полгода и полугодие.
А словообразовательная модель получается по двум способам:
а) присоединение (сложное слово без соединительной гласной);
б) приставочный.
То, что им угодно считать полу- приставкой, оставьте на их совести, но спросить преподавателя, где, в каких правилах это прописано, можно и нужно. А потом и нам сообщите. :wink:

Автор темы
Галчоночек
писарь
писарь
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 5
Зарегистрирован: 01.09.2011
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: екатеринбург
Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение Галчоночек » 02 сен 2011, 16:55

Irida, дело в том, что я на заочном, и обсудить с преподавателем возможности нет.((
Еще в этой же теме такой вопрос: а какими бывают словообразовательные значения? это сложно для понимания, да?

Аватара пользователя
irida
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 2654
Зарегистрирован: 28.10.2008
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: преподаватель новогреческого языка
Откуда: Греция
Возраст: 54
Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение irida » 03 сен 2011, 00:43

Словообразовательные значения? Ищите в Интернете.
Словообразоватеьное значение – это комплексное явление, которое определяется:
значением части речи мотивирующего слова;
значением словообразовательного элемента;
значением части речи мотивированного слова.
:)

slava1947
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 1030
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение slava1947 » 03 сен 2011, 00:58

irida:Словообразовательные значения? Это ужасно! Способы словообразования - это и понятно и логично. А при чём тут значения?
Словообразоватеьное значение – это комплексное явление, которое определяется:
значением части речи мотивирующего слова;
значением словообразовательного элемента;
значением части речи мотивированного слова.

http://www.lingvotech.com/sotermin

Аватара пользователя
irida
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 2654
Зарегистрирован: 28.10.2008
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: преподаватель новогреческого языка
Откуда: Греция
Возраст: 54
Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение irida » 03 сен 2011, 01:05

slava1947, смешно получилось. :D
Я сначала подумала, что вопрос был задан, потому что поиск в Интернете ничего не дал. А потом уже и сама посмотрела.

Автор темы
Галчоночек
писарь
писарь
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 5
Зарегистрирован: 01.09.2011
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: екатеринбург
Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение Галчоночек » 05 сен 2011, 00:39

Благодарю за отклики и помощь! :Rose: Работу отправила, теперь остается только ждать зачета и готовиться по остальным предметам!! :studt:

slava1947
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 1030
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
Re: Задание о словообразовании, не понимаю...

Сообщение slava1947 » 05 сен 2011, 22:13

Галчоночек:Работу отправила, теперь остается только ждать зачета...
Гал-чек, хотелось бы пожелать Вам успеха… но, на мой взгляд, формулировка задания в указанном Вами пособии изложена так, что правильный ответ можно только угадать. Буду рад, если Вам удалось сделать это.

Я бы, наверное, не сумел.
Текст задания: "Распределите слова на две группы, в которых данные слова мо¬гут включать в свой состав: а) приставку полу- , б) корень пол- . Какие слова допускают обе формы?
Вопрос: можно ли при этом включать в состав «данных слов» какие-либо суффиксы?

Если можно, то с помощью суффиксов практически от всех представленных в задании слов можно образовать слова и с приставкой полу-, и с корнем пол-. (Некоторые затруднения у меня вызывают слово дорога, к которому не пристыковывается приставка полу-, и слово явь, от которого возможно образование только слова с приставкой.)
Количество словообразовательных моделей при использовании суффиксов оценить не берусь – их будет довольно много.

Ну а если в задании предполагалось при словообразовании обойтись без суффиксов… то, к сожалению, Вам не будут зачтены слова полугодие и полушарие, в состав которых входит суффикс «и» (иj).

Отвечая на вопрос «какие слова допускают обе формы?», можно было бы, по-моему, указать только на такие слова, как: ботинок, маска, мера (если вспомнить старинную русскую единицу объёма для сыпучих тел), час. И, наверное, ночь.

Схемы построения производных слов от первых четырёх слов могли бы выглядеть примерно так:
полу- + сущ. в И.П.,
пол- + сущ. в Р.П.


Из этих схем выбивается слово ночь, допускающее при сложении с пол- использование и родительного, и именительного падежа: полночи, полночь.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • ОШИБКА В СЛОВООБРАЗОВАНИИ.помогите(((
    Валентина » 30 ноя 2009, 21:28 » в форуме Высшее образование
    3 Ответы
    2376 Просмотры
    Последнее сообщение tilli
    25 дек 2009, 15:39
  • Не понимаю!!! №2
    Розен » 17 янв 2017, 00:03 » в форуме Глас народа
    2 Ответы
    347 Просмотры
    Последнее сообщение Розен
    18 янв 2017, 08:36
  • Не понимаю!!! №1
    Розен » 16 янв 2017, 23:48 » в форуме Глас народа
    15 Ответы
    407 Просмотры
    Последнее сообщение daslex
    19 янв 2017, 01:56
  • Не понимаю!
    Розен » 04 май 2014, 00:12 » в форуме Глас народа
    44 Ответы
    1551 Просмотры
    Последнее сообщение Русак
    19 май 2014, 10:34
  • я не понимаю действия!
    2019 я » 10 янв 2019, 08:29 » в форуме 11 класс
    2 Ответы
    381 Просмотры
    Последнее сообщение daslex
    10 янв 2019, 13:33