Детские вопросы по исторической лингвистикеИсторическая лингвистика

История языка, диалектология
1ФД824-5
журналист
журналист
Всего сообщений: 197
Зарегистрирован: 17.12.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: русский язык и литература
Откуда: Москва, МПГУ
Возраст: 60
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение 1ФД824-5 »

В рамках официального языкознания я с удовольствием и пообщаюсь, и расскажу и объясню ещё чего-нибудь. А за рамками - не буду. Неинтересно и бессмысленно.
Наталья
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1291
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY »

1ФД824-5:В рамках официального языкознания я с удовольствием и пообщаюсь, и расскажу и объясню ещё чего-нибудь. А за рамками - не буду. Неинтересно и бессмысленно.
Спасибо! Вы уже сказали мне много полезного и интересного!
Я просто плохо ориентируюсь в этих "рамках". Где они начинаются, где заканчиваются... Например, те же Гамкрелидзе и Иванов, написавшие "Индоевропейский язык и индоевропейцы", они вообще лингвисты или кто... не знаю...
Но у меня есть вопросы, которые заведомо лежат в рамках. :) Так что надеюсь ещё пообщаться. Спасибо! :)

Добавлено спустя 5 минут 13 секунд:
Саид:На всякий случай ещё раз упомяну, что в лингвистике я являюсь абсолютным дилетантом. И вот с моей дилетантской точки зрения Ваши рассуждения, ALNY, никак не могут противоречить "принятой в лингвистике парадигме" — равно как они не могут и соответствовать ей.
По сути, мне вот этот ответ и нужен был. Нечто подобное я ожидал от 1ФД824-5.
Дело в чем...
Или противоречит, тогда надо понять в чем и как. Например, если бы я утверждал, что в числе первых ста слов человечества было слово "индустриализация", то, думаю, нашлись бы аргументы убедить меня в обратном. Даже в рамках официального языкознания. Или нет?..
Или, если бы сказали, что ответ уже найден, а я ломлюсь в открытую дверь, то я узнал бы, где это можно прочитать... Кажется, самый главный енот собирался сделать подборку популярной литературы. Может быть, там есть ответы?..

Сейчас, благодаря Вам, мне ситуация с вопросом чуточку яснее. Спасибо!
Саид:Потому что логичность рассуждений (а Вашим я в ней не отказываю) никак не может являться гарантией их соответствия действительности. Истинные в логическом смысле высказывания совсем не обязательно истинны в обычном смысле. Сорри, но, говорят, рассуждения сумасшедших всегда (почти?) очень логичны, но они обычно не учитывают какой-то фактор (или несколько), вследствие чего оказываются неадекватными. А сколько факторов не учитывает Ваша теория, и сосчитать невозможно.
Согласен. Всё правильно.
И никаких "сорри". :) Люди, чем-то увлеченные, всегда чуточку сумасшедшие. А порой и не чуточку. :roll:
Только если речь идёт о том, что я написал числительных, то это не теория нифига. Одна из возможных картинок. Когда у меня возникает какая-то версия, то "рисую" такие картинки. Если правдоподобная находится, то имеет смысл рассуждать дальше. Если картинки противоречат моему "здравому" смыслу, то ищу новые версии. Скажем, под версию, что язык сразу возник в готовом виде, а потом только деградировал, я никакой картинки подогнать не могу. Поэтому такую теорию для себя отбросил...
А здесь привел такую картинку для иллюстрации своей мысли, только потому что исходный мой вопрос не был понят.
Саид:По теме. Да, ALNY, всё могло быть и так, как Вы предполагаете. А могло быть и вовсе по-иному. Это похоже на то, как если бы кто-то, проводя очень логичные рассуждения, утверждал, что инопланетяне — это маленькие зелёные человечки. Но с неменьшим основанием можно утверждать, что они — огромные фиолетовые насекомые, розовые динозавры или же океаны типа Соляриса — ещё раз сорри за такое сравнение. (Смайл не ставлю — бо невесело почему-то.)
Что ж так опечалило-то?.. :(
А насчет аналогии с инопланетянами... Я вообще-то с вопросами о языке не к химику обратился. И не к конструктору самолётов. А профессионалам иногда бывает, что ответить. Даже в приведенной аналогии. Специалист по аэродинамике, например, мог бы отвергнуть теорию огромным насекомых. Слышали, наверно, о доказательствах того, что древние ящеры летать не могли, а только планировали? Плотность воздуха, подъемная сила, тяга, форма крыла, максимальная мощность развиваемая живым организмом в соотношении с массой тела. Всё рассчитывается... Кто-то может опровергнуть розовых динозавров, потому что при розовом цвете шкуры они, скажем, должны были сгореть на солнце. И т.п. Круг поиска сужается.
А кто не ищет, кто повторяет только сказанное другими, тот живет проще, но, как правило, ничего и не находит. Понимаете, о чём я?..
Аватара пользователя
Саид
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1343
Зарегистрирован: 21.12.2009
Образование: высшее техническое
Профессия: ИТ
Откуда: Минск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение Саид »

Я ж не говорил о летающих насекомых ;). Да и аэро с его динамикой может быть оч даже разнообразным.
Понимаете, о чём я?..
1ФД824-5
журналист
журналист
Всего сообщений: 197
Зарегистрирован: 17.12.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: русский язык и литература
Откуда: Москва, МПГУ
Возраст: 60
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение 1ФД824-5 »

Я пока посижу на трибуне. :)
Наталья
Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1291
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY »

Саид:Я ж не говорил о летающих насекомых ;). Да и аэро с его динамикой может быть оч даже разнообразным.
Понимаете, о чём я?..
А почему Вы ухватились за слово "летающих", а не за то, что розовые динозавры сгорают на солнце?...
Вы действительно ничего не поняли...

Добавлено спустя 4 минуты 14 секунд:
1ФД824-5:Я пока посижу на трибуне. :)
Это разумное решение. :) Что Вы предпочитаете в это время суток: шампанское? мартини? токайское? или просто холодного пивасика?..
Отдыхайте. А мы тут с Саидом пока подеремся за зеленых человечков и Солярис. :-x Будет весело! :wink:
Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1291
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY »

1ФД824-5 Вопросы "в рамках".
Учебник Иванова В. В. "Историческая грамматика русского языка" пользуется доверием или лучше поискать что-то другое? И есть ли что-то такого плана по старославянскому?
1ФД824-5
журналист
журналист
Всего сообщений: 197
Зарегистрирован: 17.12.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: русский язык и литература
Откуда: Москва, МПГУ
Возраст: 60
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение 1ФД824-5 »

ALNY:Это разумное решение. Что Вы предпочитаете в это время суток: шампанское? мартини? токайское? или просто холодного пивасика?..
Токайское (если не подделка). :)
А вообще-то я скромненько хотела обойтись поп-корном или мороженым. :newyear:

Добавлено спустя 4 минуты 49 секунд:
ALNY:1ФД824-5 Вопросы "в рамках".
Учебник Иванова В. В. "Историческая грамматика русского языка" пользуется доверием или лучше поискать что-то другое? И есть ли что-то такого плана по старославянскому?
Да. Вот он у меня вот тут на полочке стоит. А рядом ещё для полноты картины и объективности: К.В. Горшкова и Г.А. Хабургаев. Историческая грамматика русского языка. Салатовый учебник.

По старославянскому: Т.А. Иванова. Старославянский язык. И тоже Г.А. Хабургаев. Старославянский язык.
По учебнику Ивановой учатся в Санкт-Петербургском университете. Он более понятный. Но, к сожалению, могу констатировать, что все указанные учебники (пользующиеся признанным авторитетом) по старославу и по истграму кажутся лично мне не очень ясными с точки зрения стиля изложения по сравнению с лекциями Зои Николаевны Литвиной (филфак МГПИ). :) :newyear: :muza:
Наталья
Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1291
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY »

Обижаете, мадам... Какие подделки?! Про рыбу второй свежести мы в курсе... Только натуральное и только для Вас! [приносит бокал, протирает бутылочку от многолетней пыли, откупоривает и наливает] :) Поп-корн и мороженое сейчас мальчики принесут. На всякий случай...

За ссылки спасибо. Насчет стиля изложения... да, оставляет желать лучшего. И более того... Но, боюсь, лекции уважаемой Зои Николаевны Литвиной мне в интеренете не найти...
:(
1ФД824-5
журналист
журналист
Всего сообщений: 197
Зарегистрирован: 17.12.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: русский язык и литература
Откуда: Москва, МПГУ
Возраст: 60
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение 1ФД824-5 »

ALNY:Но, боюсь, лекции уважаемой Зои Николаевны Литвиной мне в интеренете не найти...
Скорее всего, не найти. :) :cry:
Поэтому придётся обходиться учебниками. Учебники качественные. И мы учились по ним, и до сих пор котируются.
Наталья
Аватара пользователя
Саид
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1343
Зарегистрирован: 21.12.2009
Образование: высшее техническое
Профессия: ИТ
Откуда: Минск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение Саид »

(Сорри за задержку ;).)

ALNY любопытствует:
А почему Вы ухватились за слово "летающих", а не за то, что розовые динозавры сгорают на солнце?...
А разве не Вы зачем-то помянули аэродинамику?

А динозавры потому и розовые, что у них на родине солнца не хватает (правда, оно у них по-иному кличется).

Вы действительно ничего не поняли...
Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1291
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY »

Саид, я не специалист по внеземным формам жизни и эта тема меня сейчас не интересует. Вы попытались аллегорически показать мне бессмысленность моих усилий, я в рамках Вашей же аллегории показал, что даже в такой ситуации возможны оценки специалистов, которые домножают на ноль умозрительные логические построения. То есть, даже в таких вещах есть возможность отрабатывать правдоподобные версии и не тратить время на заведомо ложные. Ни больше, ни меньше. А что уж говорить о нашем, о земном...
Вы произнесли слова "по теме" и дальше... про зелёных человечков и розовых динозаврах. Давайте по теме. В этой ветке я поднял вопросы, на которые сейчас нет ответов. Я выдвинул свою гипотезу. В чем криминал? Или Вы хотите в принципе запретить людям строить свои версии?

1ФД824-5, отдельное спасибо за книгу Ивановой "Старославянский язык"! Всё-таки по учебникам во многих вопросах проще разобраться, чем по отрывочным и непонятно кем написанным статьям в интернете. Хотя, конечно, утомительней, чем если бы кто-то, владеющий материалам, объяснил суть. Приходится прочитывать и разбирать больше, чем это необходимо. Тем более, что в одном учебнике всего не изложишь. Всё равно, это только какая-то часть. Есть вопросы в рамках (! я помню про "рамки"! :) ) учебника. Для начала:
1. Правильно ли я понял, что обе палатализации в старославянском касаются только заднеязычных согласных Г/К/Х? И другие звуки (например Д/Т) не задели?
2. Правильно ли я понял, что звука З как такового в праславянском не было? То есть, слова типа "Змея", "Земля", "Зло", "коЗа", "лоЗа" и т.п. в праславянском звучали иначе? Если да, то можно ли утверждать, что на месте З в подобных (т.е. всех достаточно древних) словах ранее стояло DZ', а ещё ранее Г?
Аватара пользователя
Саид
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1343
Зарегистрирован: 21.12.2009
Образование: высшее техническое
Профессия: ИТ
Откуда: Минск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение Саид »

ALNY пишет:
Или Вы хотите в принципе запретить людям строить свои версии?
Да стройте на здоровье — мне-то что от них? С меня будет достаточно, если Вы будете помнить, что под Вашими построениями нет никакой базы — как и в гаданиях насчёт внешнего вида инопланетян.
Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1291
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY »

Саид:ALNY пишет:
Или Вы хотите в принципе запретить людям строить свои версии?
Да стройте на здоровье — мне-то что от них? С меня будет достаточно, если Вы будете помнить, что под Вашими построениями нет никакой базы — как и в гаданиях насчёт внешнего вида инопланетян.
Хочу Вас огорчить - не буду помнить. Не доставлю Вам такого удовольствия. База под моими рассуждениями есть и она мне нравится. Знаете чем нравится?
Во-первых, опровержений серьёзных нет. Все возражения на уровне Ваших "зелёных человечков". Ничего умного.
Во-вторых, вот эта фишка с числительными получилась из моей теории как нечаянное и необязательное следствие.
В-третьих... терпеть не могу прикрывать свою задницу авторитетами, но на таких, как Вы, иначе влиять невозможно...
Ма-а-а-аленький, один из десятков(!) примеров. Берём всё ту же книжку Гамкрелидзе, Иванов "Индоевропейский язык и индоевропейцы". Читаем. Тяжело копировать с формата djvu. Поверьте на слово или читайте со страницы 842. Поймайте меня на обмане, не стесняйтесь. Глава "Числительные и системы счета".
ЦИТАТЫ
"В индоевропейском невосстанавливается общее слово для числительного "один"..."
"... как связанные с ним др.-инд. sama- "ровный", "одинаковый""
"ст.-слав. inй в jed-inй "один" (при inй "иной", "другой")"
"др.-в.-нем einac (нем. einig) "некоторый", "отдельный", др.-англ. anig "некоторый" (англ. any)..."
"Отсутствие особого числительного в значении "один" наблюдается и в других праязыковых системах. В частности ... мегр.-лаз. art- "один", восходящем к адъективному образованию *sxwa- "другой", "иной"; ср. груз. sxva- "другой", мегр. sxva- "другой"..."
"Отсутствие в системе числительных особого числительного в значении "один" можно проиллюстрировать также на материале многих древних языков, где при наличии числительных от 2 до 10 не обнаруживается специального слова в значении числительного "один". Так, например, в шумерском число "один" выражается разными словами именно происхождения: des, dili, as, ge, возможно, с первоначальным значением "мужчина", "человек"..."

КОНЕЦ ЦИТАТ
К тем же выводам пришел и я. ОДИН - не было изначально числительным. А имело значение близкое к современному "некто/нечто". Это просто логично вытекало из моей более общей теории. Пришёл я к этим выводам НЕЗАВИСИМО от авторов этого исследования. А это кое-что значит. Я этой книжки тогда и не знал. Докопался до неё уже гораздо позже. Да и то, каюсь, до сих пор не прочитал толком...
Правда, я ушёл чуточку дальше. Официальная наука ещё не подтвердила кое-какие мои построения. Будем ждать...
Но, удивительное дело, я постоянно получаю подтверждения своей методологии реконструкции праязыка. Порой упираюсь во что-то, но... вскоре оказывается, что причина только в недостатке моих знаний, а не в ошибочности подхода...
Аватара пользователя
Саид
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1343
Зарегистрирован: 21.12.2009
Образование: высшее техническое
Профессия: ИТ
Откуда: Минск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение Саид »

ALNY пишет:
Хочу Вас огорчить - не буду помнить. Не доставлю Вам такого удовольствия.
Огорчу и я Вас: я не огорчён ;). Не будете помнить — Ваша проблема.

...вскоре оказывается, что причина только в недостатке моих знаний, а не в ошибочности подхода...
Объём Ваших знаний оценивать не берусь. А подхода (научного) — нет как нет.
Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1291
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY »

Саид:Объём Ваших знаний оценивать не берусь. А подхода (научного) — нет как нет.
На этой оптимистичной ноте и закончим. :newyear:
Чеширский Бегемот
начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 86
Зарегистрирован: 09.01.2011
Образование: школьник
Возраст: 14
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение Чеширский Бегемот »

ALNY:1. Почему в ряде языков установился определенный порядок слов в предложении, а в русском он свободный? Соответственно, почему в одних языках для того, чтобы превратить повествовательное предложение в вопросительное надо менять порядок слов, а в других достаточно изменить интонацию? Да ещё и сделать ударение на определенном слове. ("Федя читает книгу." -> "Федя читает книгу? -> "Федя читает книгу?-> "Федя читает книгу?")
Я надеюсь, своим "почему" Вы не ставите себе целью выяснить конкретную историческую причину того, почему язык пошёл по тому или иному пути развития? Дело это неблагодарное, никогда ещё подобные воросы не находили строго научного ответа, в лучшем случае можно бывает назвать отдельные предпосылки. Вот ответить на вопрос, почему русский язык допускает изменение порядка слов, а анлгийский - нет, пожалуй, смогу. Собственно на него уже ответили. В английском почти нет других средств для выражения грамматических связей, а в русском их более чем достаточно. В такой ситуации дополнительное наложение условий на порядок слов было бы нарушением классического принципа бритвы Оккама: не плоди сущностей.

Вот причины того, что русский остался языком синтетическим, а английский стал аналитическим языком (она из предпосылок закрепления порядка слов) - это вопрос отдельный. При желании в сети можно найти литературу.

Очень кратко скажу, что для появления базы современной грамматики английского были существенны три момента.
1. Активное взаимодействие (в начале II тысячелетия) с родственными скандинавскими, это привело к постепенному отмиранию флексий, т.к. они были отличны в древнеанглийском и скандинавских.
2. Огромное влияние совсем не родственного французского с его более длинными морфами. При обшем стремлении тогдашнего английского к коротким словам на флексии просто "не осталось места".
3, "Кабинетная систематизация" английского грамматистами из Оксфорда начиная с XIV века. Случай, кстати, вообще уникальный, грамматика любого языка вещь весьма объективная, ничьей воле не подчиняется, но тогда авторитет обитателей Оксфорда сказался, даже знаменитые 24 видо-временных формы английского - во многом их работа.

В русском ничего похожего не было. Единственным языком,оказавшим столь значительное влияние на русский был строславянский, но это было в те времена, когда система флексий у этих тогда еще близкородственных языков сильно не разошлась, влияние ограничилось лексикой и фонетикой.

Кстати говоря. Английский в принципе не такой уж жестко упорядоченный язык. Наречие может выбегать вперёд, существуют инверсии...
Вот китайский - это да. Слова неизменяемы в принципе, вне конкретного предложения даже отнести к конкретной части речи невозможно. Подавляющее большинство слов может оказаться подлежащим, сказуемым, или обстоятельством исключительно из позиции, на которой они находятся в предложении. Ну как тут избежать жёсткого порядка?!

Надеюсь, что хоть частично удовлетворил Ваше любопытство.
Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1291
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY »

Зацеплюсь сначала за это:
Чеширский Бегемот:Я надеюсь, своим "почему" Вы не ставите себе целью выяснить конкретную историческую причину того, почему язык пошёл по тому или иному пути развития? Дело это неблагодарное, никогда ещё подобные воросы не находили строго научного ответа,
И да и нет. Я понимаю, что, ввиду отсутствия машины времени, исторические процессы, не оставившие материальных следов, не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. Это, как я понимаю, основная причина, по которой меня регулярно обвиняют в ненаучности.
В нашем распоряжении есть только ныне существующие языки и коротенький промежуток истории письменности, на котором ещё как-то можно отследить динамику изменения языка. Остальное, по сути, покрыто мраком десятков тысячелетий.
НО...
Мы ведь способны построить правдоподобную/ые модель/ли зарождения и развития речи, которая/ые могла/и бы объяснить сложившуюся картину и, главное, прояснить вопросы, на которые сейчас просто тупо нет ответов. Не то что ответов, даже сами попытки поиска ответов рассматриваются почему-то как что-то кощунственное и вызывают осуждение... Так вот если такая модель будет обладать объяснительной и предсказательной силой, то... какая, извините, разница - было ли именно так на самом деле?
И схема действий вполне таки известная.
В XX веке была сформулирована гипотетически-дедуктивная модель научного метода, состоящая в последовательном применении следующих шагов:
Шаг 1. Используйте опыт: Рассмотрите проблему и попытайтесь осмыслить её. Найдите известные ранее объяснения. Если это новая для вас проблема, переходите к шагу 2.
Шаг 2. Сформулируйте предположение: Если ничего из известного не подходит, попробуйте сформулировать объяснение, изложите его кому-то другому или в своих записях.
Шаг 3. Сделайте выводы из предположения: Если предположение (шаг 2) истинно, какие из него следствия, выводы, прогнозы можно сделать по правилам логики?
Проверка: Найдите факты, противоречащие каждому из этих выводов, с тем чтобы опровергнуть гипотезу (шаг 2) . Использование выводов (шаг 3) в качестве доказательств гипотезы (шаг 2) является логической ошибкой. Эта ошибка называется «подтверждение следствием»
Так что - скажем так. Я не ставлю "себе целью выяснить конкретную историческую причину". Я хочу попытаться пройти путь изложенной выше гипотетически-дедуктивной модели научного метода. Строю гипотезы, ищу подтверждения и противоречия в фактах. Если фактам не противоречит, гипотеза имеет право на существование. Противоречащие отбрасываю...
Чеширский Бегемот:Вот причины того, что русский остался языком синтетическим, а английский стал аналитическим языком (она из предпосылок закрепления порядка слов) - это вопрос отдельный. При желании в сети можно найти литературу.
Это, действительно, отдельный и частный вопрос. Но очень интересный! Я пытался найти такого рода литературу. Пока не получилось. Если есть ссылки, буду очень признателен.
Чеширский Бегемот:Надеюсь, что хоть частично удовлетворил Ваше любопытство.
Да. Частично удовлетворил. Спасибо большое!

Небольшое примечание.
Чеширский Бегемот:В английском почти нет других средств для выражения грамматических связей, а в русском их более чем достаточно.
Мне представляется логичным, что обилие этих средств в русском языке следствие сложившегося свободного порядка слов в предложении, а не наоборот. Не согласны?

По остальным "детским вопросам" есть какие-то версии? Просто соображения, догадки, фантазии? Было бы интересно услышать.
Чеширский Бегемот
начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 86
Зарегистрирован: 09.01.2011
Образование: школьник
Возраст: 14
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение Чеширский Бегемот »

ALNY:Зацеплюсь сначала за это:
Чеширский Бегемот:Я надеюсь, своим "почему" Вы не ставите себе целью выяснить конкретную историческую причину того, почему язык пошёл по тому или иному пути развития? Дело это неблагодарное, никогда ещё подобные воросы не находили строго научного ответа,
И да и нет. Я понимаю, что, ввиду отсутствия машины времени, исторические процессы, не оставившие материальных следов, не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты.
Не-а... Машина времени тут ни при чём. Возьмите какое-либо чвление в современном языке - и попытайтесь найти объективное объяснение того, почему оно происходит.

Под "явлением" я разумею, естественно, не засорение падонкаффскими словами-однодневками и не, скажем, временное изменение "общепринятого" произношения под влиянием авторитета очередного вождя, а что-то более серьёзное, сказывающееся на нормативности грамматики или орфоэпии.

Ну, к примеру, почти уже кодифицированное отмирание падежной системы у топонимов на "-о": в Пушкино, в Бородино и т.д.
Так вот, у Вас ничего не получится. Вы в лучшем случае найдёте некоторые условия, в той или иной мере способствующую такому процессу. Но никак не объективную первопричину. В абсолютном большинстве случаев её просто и нету, процесс порождает случайная флуктуация.
Единственное исключение - изменения языка под воздействием другого или других, тесно с ним взаимодействующих. Но если подобные варианты исключены, то можеьте смело ставитьь крест на всех попытках докопаться до единственной истины.
ALNY:Это, как я понимаю, основная причина, по которой меня регулярно обвиняют в ненаучности.
Я Вас ни в чем таком не собираюсь обвинять поскольку обсуждение на форуме (за исключением разве что узкоспециальных) в моём понимании и не претендует на какую-либо научность. Максимум - оценить формальную логику и непротиворечивость подхода...
ALNY:Небольшое примечание.
Чеширский Бегемот:В английском почти нет других средств для выражения грамматических связей, а в русском их более чем достаточно.
Мне представляется логичным, что обилие этих средств в русском языке следствие сложившегося свободного порядка слов в предложении, а не наоборот. Не согласны?
Нет, не согласен. Это две взаимосвязанные вещи, почти как курица и яйцо.
А по большому счёту вы изначально крайне некорректно вопрос ставите. Причину надо искать у событий и явлений, а не у статического факта. Бесполезно спрашивать о причене "вон того столба", реально спросить о причине того, что его тут поставиили.

Так вот события перехода русского языка к свободному порядку слов не было. А, значит, не было у него ни причины, ни следствия в Вашем понимании. Насколько могу судить, общая тенденция как раз обратная. Языки приходят от свободного порядка к жёсткому, не наоборот.
ALNY:По остальным "детским вопросам" есть какие-то версии? Просто соображения, догадки, фантазии? Было бы интересно услышать.
Да в общем-то то же самое... Ищете что-то под фонарём, а что - непонятно.
Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1291
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY »

Чеширский Бегемот:Не-а... Машина времени тут ни при чём. Возьмите какое-либо чвление в современном языке - и попытайтесь найти объективное объяснение того, почему оно происходит.
......................................................................
Ну, к примеру, почти уже кодифицированное отмирание падежной системы у топонимов на "-о": в Пушкино, в Бородино и т.д.
Так вот, у Вас ничего не получится. Вы в лучшем случае найдёте некоторые условия, в той или иной мере способствующую такому процессу. Но никак не объективную первопричину. В абсолютном большинстве случаев её просто и нету, процесс порождает случайная флуктуация.
Нет. В любом процессе есть белый шум и случайные флуктуации, но есть и общие закономерности. Объективная причина есть и она очевидна. В приведенном Вами примере налицо действие общего закона развития систем - максимальный эффект при минимальных усилиях. Какой смысл заморачиваться на склонение по падежам, если можно этого не делать не теряя информативности? А вот почему и как это происходит именно сейчас, каковы эти механизмы, что повлияло и т.п. - вот это уже детали, в которых да, согласен, могли сработать, например, просто несколько совпавших случайностей. Да и то, на мой взгляд, это заслуживает внимания специалистов. Понимание этого позволило бы делать предсказание на будущее и, возможно, даже управлять процессом, а не просто фиксировать в словарях уже сложившиеся изменения в языке.
Чеширский Бегемот:Я Вас ни в чем таком не собираюсь обвинять поскольку обсуждение на форуме (за исключением разве что узкоспециальных) в моём понимании и не претендует на какую-либо научность. Максимум - оценить формальную логику и непротиворечивость подхода...
Это радует. :) Всё-таки форум - это место общения, разговоров, обмена мнениями. А "научность-ненаучность" это понятия кабинетов НИИ и университетских аудиторий.
Чеширский Бегемот:Нет, не согласен. Это две взаимосвязанные вещи, почти как курица и яйцо.
Вы это можете доказать? :) Или хотя бы обосновать?..
Чеширский Бегемот:А по большому счёту вы изначально крайне некорректно вопрос ставите. Причину надо искать у событий и явлений, а не у статического факта. Бесполезно спрашивать о причене "вон того столба", реально спросить о причине того, что его тут поставиили.
Так вот события перехода русского языка к свободному порядку слов не было. А, значит, не было у него ни причины, ни следствия в Вашем понимании. Насколько могу судить, общая тенденция как раз обратная. Языки приходят от свободного порядка к жёсткому, не наоборот.
Вопрос я ставлю именно к явлению. Слова "русский язык" здесь условны. В старославянском языке был свободный порядок слов. Значит был и в праславянском. Скорей всего, и выше. Более того, так было, так сложилось в изначальном праязыке - предке русского языка (и многих других). Но почему тогда в английском и китайском не так? Это общая закономерность и они просто прошли этот путь быстрее чем русский? Или что?...
Чеширский Бегемот:Да в общем-то то же самое... Ищете что-то под фонарём, а что - непонятно.
Под фонарем ли?..
Просто все люди как люди, их устраивают ответы типа "так сложилось исторически" или "камень падает на землю, потому что она снизу", а меня почему-то - нет... :(
Аватара пользователя
Саид
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1343
Зарегистрирован: 21.12.2009
Образование: высшее техническое
Профессия: ИТ
Откуда: Минск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение Саид »

ALNY пишет:
..."камень падает на землю..."...
Вопрос на занятиях проводящему эти занятия прапорщику-артиллеристу:

   — ...А если он упадёт в воду?
   — А... А этим пусть на флоте занимаются!
Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1291
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY »

Саид:ALNY пишет:
..."камень падает на землю..."...
Вопрос на занятиях проводящему эти занятия прапорщику-артиллеристу:
   — ...А если он упадёт в воду?
   — А... А этим пусть на флоте занимаются!
Вот-вот, не наш вопрос, пусть кто-то другой...


to Чеширский Бегемот
Сижу, размышляю... :)
К вопросу "о курицах и яйцах". Вариантов-то не так много. Допустим прачеловек уже придумал такие слова: я, мы, он, иди, охота, которые он пока использует по отдельности. Что дальше?
1. Сначала яйцо. Прачеловек придумывает склонения: иди, иду, идём, идёт, охота, охоту, охоты. Потом придумывает предлоги "на" и "с". И только после этого начинает складывать слова в предложения": "я иду на охоту", "мы идём с охоты" и т.д.
2. Сначала курица. Прачеловек начинает складывать слова в предложения: "я иди охота", "он иди охота". Так, как это и сейчас делают люди плохо знающий язык. Потом почему-то (почему?) испытывает дискомфорт и начинает склонять слова: иди, иду, идём...
3. Взаимосвязанные вещи, курица и яйцо одновременно. Честно говоря, не вижу картинки...
1ФД824-5
журналист
журналист
Всего сообщений: 197
Зарегистрирован: 17.12.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: русский язык и литература
Откуда: Москва, МПГУ
Возраст: 60
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение 1ФД824-5 »

ALNY:1ФД824-5, отдельное спасибо за книгу Ивановой "Старославянский язык"!
Пожалуйста!
ALNY:1. Правильно ли я понял, что обе палатализации в старославянском касаются только заднеязычных согласных Г/К/Х? И другие звуки (например Д/Т) не задели?
Палатализаций было три: третья - йотовая. Две палатализации, о которых Вы спросили, действительно, касались только К, Г, Х. А йотовая касалась и Д,Т,С,З, а также П,Б,М,В, их сочетания с j преобразовывалась в наши славянские звуки.
Примеры - чередование в глаголах на ИТЬ (не только, но эти примеры легче всего подобрать).
водить - вожу, светить - свечу, просветить - просвещу, просить - прошу, возить - вожу. Усыпить - усыплю, любить - люблю, преломить - преломлю, ловить - ловлю.
Причём есть различия в рефлексах йотовой палатализации для восточнославянских исконных слов и для слов южнославянского, старославянского происхождения. Так, например, восточнославянским был суффикс уч-юч-ач-яч, а старославянским -ущ-ющ-ащ-ящ. Теперь в русском языке первые образуют прилагательные, а вторые - причастия (текучий - текущий, горючий - горящий, висячий - висящий и проч.). Свеча - просвещение, одёжа - одежда, надёжный - надежда и проч.
На это тоже обратите внимание!

Добавлено спустя 4 минуты 31 секунду:
ALNY:2. Правильно ли я понял, что звука З как такового в праславянском не было? То есть, слова типа "Змея", "Земля", "Зло", "коЗа", "лоЗа" и т.п. в праславянском звучали иначе? Если да, то можно ли утверждать, что на месте З в подобных (т.е. всех достаточно древних) словах ранее стояло DZ', а ещё ранее Г?
Да нет, в праславянском З, похоже, был. Но не мягкий, как в результате палатализаций (вы в курсе, что изначально, по результатам палатализаций, все вновь появившиеся звуки были мягкими?), а твёрдый.
Наталья
Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1291
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY »

to 1ФД824-5
Да, сейчас, благодаря Вам и учебнику Ивановой, у меня наступает некое прояснение относительно процесса палатализации. До этого был ещё один детский вопрос, касающийся чередования согласных и их, как бы это сказать, некоторой несовместимости что ли. На данный момент ответ меня удовлетворяет. Были, как я понял, две вполне естественные причины: стремление к открытости слога и слоговому сингармонизму. А по-моему, по-простому, слова трансформировались в более удобные для произношения и восприятия. Правда... возникает очередной детский вопрос - а почему же до сих пор с этим мирились? С тем, что приходилось напрягать свой голосовой аппарат воспроизведением менее естественных сочетаний звуков... Нет-нет, это не к Вам вопрос! Я помню про "неинтересно и бессмысленно". :) Это я как-нибудь сам...

Ещё у меня крутится вопрос про выпадающие из прочего ряда "одёжа - одежда, надёжный - надежда", но... тоже не спрашиваю пока. Поперевариваю сначала и ещё почитаю Иванову.
1ФД824-5:Да нет, в праславянском З, похоже, был. Но не мягкий, как в результате палатализаций (вы в курсе, что изначально, по результатам палатализаций, все вновь появившиеся звуки были мягкими?), а твёрдый.
Замечание относительно мягкости ценно и принято во внимание. А вот относительно буковки-звука "зело" у меня отдельный интерес. Ещё специально поковыряюсь и, скорей всего, снова пристану с вопросами. [заранее лезет в свой погребок за очередной бутылочкой "Токайского"] :)
1ФД824-5
журналист
журналист
Всего сообщений: 197
Зарегистрирован: 17.12.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: русский язык и литература
Откуда: Москва, МПГУ
Возраст: 60
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение 1ФД824-5 »

ALNY:А по-моему, по-простому, слова трансформировались в более удобные для произношения и восприятия. Правда... возникает очередной детский вопрос - а почему же до сих пор с этим мирились? С тем, что приходилось напрягать свой голосовой аппарат воспроизведением менее естественных сочетаний звуков...
А этот вопрос у Вас возник потому, что Вы по-своему, по-простому, сформулировали.
До того мирились с этими неудобными сочетаниями именно потому, что законы восходящей звучности, открытого слога и слогового сингармонизма не действовали. Мало ли какие языки есть и какие в них могут быть сочетания.
Для нашего языка привычен порядок букв: "богатство", а не "гбвотсато", а вот в каком-нибудь африканском наречии это был бы нормальное звукосочетание (пример из Льва Успенского мне понравился и запомнился).

Добавлено спустя 1 минуту 45 секунд:
ALNY:Ещё у меня крутится вопрос про выпадающие из прочего ряда "одёжа - одежда, надёжный - надежда", но... тоже не спрашиваю пока. Поперевариваю сначала и ещё почитаю Иванову.
А какой вопрос-то? Из какого ряда они выпадают?
ALNY:[заранее лезет в свой погребок за очередной бутылочкой "Токайского"]
Я в прошлый раз не поблагодарила. :oops: Спасибо, тронута. :dedmoroz:

Добавлено спустя 1 минуту 55 секунд:
ALNY:А вот относительно буковки-звука "зело" у меня отдельный интерес.
Буковка "зело" обозначала звуки, скорее всего, особого происхождения. Будем вместе интересоваться?
Наталья
Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1291
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
 Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY »

1ФД824-5:А этот вопрос у Вас возник потому, что Вы по-своему, по-простому, сформулировали. До того мирились с этими неудобными сочетаниями именно потому, что законы восходящей звучности, открытого слога и слогового сингармонизма не действовали. Мало ли какие языки есть и какие в них могут быть сочетания. Для нашего языка привычен порядок букв: "богатство", а не "гбвотсато", а вот в каком-нибудь африканском наречии это был бы нормальное звукосочетание (пример из Льва Успенского мне понравился и запомнился).
Не-не-не! Стоп-стоп-стоп! Вы разве ещё не поняли, что я, помимо того что мужчина видный и симпатичный, обладаю ещё целым рядом недостатков? В частности, я с подозрением отношусь к "законам", которые сидели тихо-тихо, а потом вдруг раз! - и начали действовать. Мне видится в этом какой-то подвох...
1ФД824-5:
ALNY:Ещё у меня крутится вопрос про выпадающие из прочего ряда "одёжа - одежда, надёжный - надежда", но... тоже не спрашиваю пока. Поперевариваю сначала и ещё почитаю Иванову.
А какой вопрос-то? Из какого ряда они выпадают?
Я помню - учебник Ивановой у Вас лежит на прикроватной тумбочке. А там на стр.83 написано:
"Так, сочетания СК и ЗГ в положении перед теми же гласными изменялись в мягкие сложные согласные ШТ, ЖД."
Это я ещё как-то могу понять. Тоже плюс-минус, но... ладно. Вроде как зафиксировано такое изменение. Но зачем усложнять слова "одёжа", "надёжа" добавлением буковки Д? Где логика??
1ФД824-5:
ALNY:[заранее лезет в свой погребок за очередной бутылочкой "Токайского"]
Я в прошлый раз не поблагодарила. :oops: Спасибо, тронута. :dedmoroz:
:)
[стесняицца, изображает на лице мину "да какие пустяки, право, не стоит благодарности..."] :)
1ФД824-5:Буковка "зело" обозначала звуки, скорее всего, особого происхождения. Будем вместе интересоваться?
ВМЕСТЕ?! Да это... да если вместе... да я тут... Да ВМЕСТЕ С ВАМИ я готов интересоваться не только буковкой ЗЕЛО, но даже... даже... даже ЗЕЛОными человечками Саида! Воть!! :) :muza:
:xmas:
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Зализняк "Об исторической лингвистике"
    irida » » в форуме Глас народа
    7 Ответы
    1980 Просмотры
    Последнее сообщение Сколот
  • Детские вопросы - 2
    ALNY » » в форуме Историческая лингвистика
    21 Ответы
    2245 Просмотры
    Последнее сообщение ALNY
  • Детские вопросы -3
    ValeryElf » » в форуме Историческая лингвистика
    6 Ответы
    1370 Просмотры
    Последнее сообщение ALNY
  • А.Зализняк. «О ложной лингвистике и квазиистории»
    vadim_i_z » » в форуме Историческая лингвистика
    111 Ответы
    14747 Просмотры
    Последнее сообщение Владимир Юрьевич
  • Знатокам исторической грамматики
    Анча » » в форуме Историческая лингвистика
    13 Ответы
    2572 Просмотры
    Последнее сообщение самый главный енот