Детские вопросы по исторической лингвистике ⇐ Историческая лингвистика
-
- лауреат и орденоносец
- Всего сообщений: 900
- Зарегистрирован: 23.11.2008
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Идальго, вопрос Ваш чрезвычайно интересен по той простой причине, что до настоящего времени лингвистикой не выработаны определения РЕЧИ и ЯЗЫКА, которые удовлетворяли бы всех теоретиков. А раз нет единства в понятиях ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ языкознания, целесообразно и даже желательно продолжать их обсуждение.
В МОЁМ представлении термин ЯЗЫК содержит два разных понимания. С одной стороны это ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕНИЯ, выработанный в процессе исторического развития некоторой общности людей, состоящий из набора слов и правил (грамматических) их применения. В этом смысле он автономен, независим от отдельных носителей языка, живущих даже в разное время. С другой стороны это само конкретное ОБЩЕНИЕ одних носителей языка как инструмента с другими, которое может существовать как в звуковой, так и в письменной форме, то есть в виде РЕЧИ и ПИСЬМА.
А вот совпадают или различаются ЗВУКИ РЕЧИ и ЯЗЫКА - вопрос тоже не имеет пока определённого и всеми признанного в теории ответа. Опять же В МОЁМ понимании звуками языка являются исключительно ФОНЕМЫ, а звуками РЕЧИ, - как ФОНЕМЫ, так и все ЕЁ варианты, то есть её разнообразные ОТТЕНКИ, называемые в современной теории аллофонами.
В МОЁМ представлении термин ЯЗЫК содержит два разных понимания. С одной стороны это ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕНИЯ, выработанный в процессе исторического развития некоторой общности людей, состоящий из набора слов и правил (грамматических) их применения. В этом смысле он автономен, независим от отдельных носителей языка, живущих даже в разное время. С другой стороны это само конкретное ОБЩЕНИЕ одних носителей языка как инструмента с другими, которое может существовать как в звуковой, так и в письменной форме, то есть в виде РЕЧИ и ПИСЬМА.
А вот совпадают или различаются ЗВУКИ РЕЧИ и ЯЗЫКА - вопрос тоже не имеет пока определённого и всеми признанного в теории ответа. Опять же В МОЁМ понимании звуками языка являются исключительно ФОНЕМЫ, а звуками РЕЧИ, - как ФОНЕМЫ, так и все ЕЁ варианты, то есть её разнообразные ОТТЕНКИ, называемые в современной теории аллофонами.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2591
- Зарегистрирован: 06.08.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Тольятти
- Возраст: 87
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
"Звуки речи" сиречь частное понятие, искусственно вынимаемое из общего. Ибо "звук" есть звук и ничего более: звуки и камень издаёт, катясь с горы (о птичках божиих я и не напоминаю). Не стоит о волосинке рассуждать, как о принадлежности человека: далеко, знаете ли, заведёт.
Если рассуждать о языке или о речи (как его проявлении-использовании), то, подразумевая звуки, стоит, может быть, говорить о произношении носителей: индивидуума, местности, страны. Уж во всяком случае - не об отдельных звуках.
И - попутно (как раз, к Вашей теме). Намедни вычитал в учебнике внука (2-й класс) о фонэмах и орфограммах. За одно это авторов надобно выпороть и отлучить ото всего, что шире кухни.
Тут Вы явно назвали масло жирным.Фантазёр:ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕНИЯ
Не вижу трудностей.совпадают или различаются ЗВУКИ РЕЧИ и ЯЗЫКА - вопрос тоже не имеет пока определённого и всеми признанного в теории ответа.
"Звуки речи" сиречь частное понятие, искусственно вынимаемое из общего. Ибо "звук" есть звук и ничего более: звуки и камень издаёт, катясь с горы (о птичках божиих я и не напоминаю). Не стоит о волосинке рассуждать, как о принадлежности человека: далеко, знаете ли, заведёт.
Если рассуждать о языке или о речи (как его проявлении-использовании), то, подразумевая звуки, стоит, может быть, говорить о произношении носителей: индивидуума, местности, страны. Уж во всяком случае - не об отдельных звуках.
И - попутно (как раз, к Вашей теме). Намедни вычитал в учебнике внука (2-й класс) о фонэмах и орфограммах. За одно это авторов надобно выпороть и отлучить ото всего, что шире кухни.
-
- лауреат и орденоносец
- Всего сообщений: 900
- Зарегистрирован: 23.11.2008
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Идальго, Вы не дочитали до конца. Мной написано:" ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕНИЯ..., состоящий из набора слов и правил (грамматических) их применения". Дело в том, что реально существуют и другие разновидности ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕНИЯ, например, жесты, пантомима, да даже языки на основе Азбуки Морзе или флажковой сигнализации и прочие.
Тоже и со ЗВУКАМИ, поскольку любые природные звуки и ЗВУКИ РЕЧИ или ЯЗЫКА - это, как по слухам любят говорить в Одессе, две большие разницы.
Тоже и со ЗВУКАМИ, поскольку любые природные звуки и ЗВУКИ РЕЧИ или ЯЗЫКА - это, как по слухам любят говорить в Одессе, две большие разницы.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2591
- Зарегистрирован: 06.08.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Тольятти
- Возраст: 87
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Объясните мне, недалёкому, что за зверь "информационное общение": называя так, отделяете щебет птиц от человеческой речи? Да ведь биологи бают, будто и щебет - обмен информацией, даже шипение змеи.
Так что же это за особое — информационное — общение?
По поводу отделения речи от языка, кажется, я сказал всё, что мог. Мнение о Ваших рассуждениях — тоже не выдержал — высказался.
Может, я неверно понял Вас, и Вы создаёте теорию языка (языков)? Тогда, за недостаточностью образования, зря взялся что-то понять.
С другой стороны, может быть, Вы захотите иметь именно такого оппонента, чтобы шлифовать фразы и рассуждения?
Например, убедить меня, что речь и язык сиречь независимые категории, Вы не смогли. Что звук речи не есть звук языка — тоже.
Например, "набор слов" представляется слишком расплывчатым определением — я бы сказал, недостойным теории. Или скобки: уточнение излишне, поскольку это само собой разумеется. К применению Вы забыли образование. (Почему не использование?)
(На днях кто-то из завсегдатаев экрана заявил... об этикете общения!)
Добавлено спустя 23 минуты 3 секунды:
И Вы, и я вслед за Вами забыли, что для общения грамматики мало.
Так что же это за особое — информационное — общение?
По поводу отделения речи от языка, кажется, я сказал всё, что мог. Мнение о Ваших рассуждениях — тоже не выдержал — высказался.
Может, я неверно понял Вас, и Вы создаёте теорию языка (языков)? Тогда, за недостаточностью образования, зря взялся что-то понять.
С другой стороны, может быть, Вы захотите иметь именно такого оппонента, чтобы шлифовать фразы и рассуждения?
Например, убедить меня, что речь и язык сиречь независимые категории, Вы не смогли. Что звук речи не есть звук языка — тоже.
Тут у Вас есть и недостаточность, и излишество.инструмент, ...состоящий из набора слов и правил (грамматических) их применения
Например, "набор слов" представляется слишком расплывчатым определением — я бы сказал, недостойным теории. Или скобки: уточнение излишне, поскольку это само собой разумеется. К применению Вы забыли образование. (Почему не использование?)
(На днях кто-то из завсегдатаев экрана заявил... об этикете общения!)
Добавлено спустя 23 минуты 3 секунды:
И Вы, и я вслед за Вами забыли, что для общения грамматики мало.

-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7225
- Зарегистрирован: 01.07.2011
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программист
- Откуда: Стокгольм
- Возраст: 35
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Как можно серьёзно говорить о психически больном человеке?
Моё отношение к нему, как к опаснейшему сумасшедшему.
Дался же Вам этот Чикатило, Марго!Марго:С учетом Ваших высказываний (в частности, опираясь на пример с Чикатило), я бы вообще засомневалась в том, что это можно назвать позицией. Скорее, полным ее отсутствием...

Как можно серьёзно говорить о психически больном человеке?
Моё отношение к нему, как к опаснейшему сумасшедшему.
А душа, уж это точно, ежели обожжена:
справедливей, милосерднее и праведней она...
(Булат Шалвович Окуджава)
справедливей, милосерднее и праведней она...
(Булат Шалвович Окуджава)
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Он не был признан психически больным. А предположения о его невменяемости всего лишь предположениями и остались. Так что в качестве иллюстрации к Вашему высказыванию: "Я же хочу уважать всех людей и, соответственно, их вкусы" -- это пример вполне пригоден.Князь Мышкин:Как можно серьёзно говорить о психически больном человеке?
-
- лауреат и орденоносец
- Всего сообщений: 900
- Зарегистрирован: 23.11.2008
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Идальго, мы с Вами не можем понять друг друга по очень простой причине. Когда я говорю об ИНСТРУМЕНТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕНИЯ, то имею в виду ОДИН ИЗ множества других ИНСТРУМЕНТОВ, которыми пользуются именно и только люди. Вы же, игнорируя этот момент, рассматриваете более общее понятие ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕНИЯ как такое, которое предполагает в том числе и общение между прочими живыми существами. Согласитесь, однако, птицы, звери, рыбы и прочая живность слов не знают, о склонениях и спряжениях их ничего не ведают, а потому нашим языком владеть не могут.
Быть может выбранное мной слово ПРИМЕНЕНИЕ не вполне удачно, но ОБРАЗОВАНИЕ и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ тоже не вполне подходят, так как, на мой взгляд, являются по сравнению с моим более узкими и частными. Под словами же имею в виду ВЕСЬ СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ.
Чтобы была ясность в отношении моего понимания связи между РЕЧЬЮ и ЯЗЫКОМ, отмечу, что считаю РЕЧЬ ЗВУКОВОЙ ФОРМОЙ ЯЗЫКА. Поскольку вопрос о разнице между звуками РЕЧИ и ЯЗЫКА волнует не только Вас, но и bav005,
имеет смысл взглянуть на мой ответ ему по этому поводу в теме "Звук, обозначаемый буквой Щ".
Быть может выбранное мной слово ПРИМЕНЕНИЕ не вполне удачно, но ОБРАЗОВАНИЕ и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ тоже не вполне подходят, так как, на мой взгляд, являются по сравнению с моим более узкими и частными. Под словами же имею в виду ВЕСЬ СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ.
Чтобы была ясность в отношении моего понимания связи между РЕЧЬЮ и ЯЗЫКОМ, отмечу, что считаю РЕЧЬ ЗВУКОВОЙ ФОРМОЙ ЯЗЫКА. Поскольку вопрос о разнице между звуками РЕЧИ и ЯЗЫКА волнует не только Вас, но и bav005,
имеет смысл взглянуть на мой ответ ему по этому поводу в теме "Звук, обозначаемый буквой Щ".
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2591
- Зарегистрирован: 06.08.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Тольятти
- Возраст: 87
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Нет. Я настаиваю как раз на том, что общение сиречь обмен информацией, и называть его — общение — информационным — не лучше, чем, например, думы называть мысленными.
Я пытался обратить Ваше внимание только на Это.
Я пытался обратить Ваше внимание только на Это.
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7225
- Зарегистрирован: 01.07.2011
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программист
- Откуда: Стокгольм
- Возраст: 35
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Важно кем его (и ему подобных) признаю я.Марго:...Он не был признан психически больным.
А душа, уж это точно, ежели обожжена:
справедливей, милосерднее и праведней она...
(Булат Шалвович Окуджава)
справедливей, милосерднее и праведней она...
(Булат Шалвович Окуджава)
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Вы ходите по кругу. Но это, конечно, Ваши дела.Князь Мышкин:Важно кем его (и ему подобных) признаю я.
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7225
- Зарегистрирован: 01.07.2011
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программист
- Откуда: Стокгольм
- Возраст: 35
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
А душа, уж это точно, ежели обожжена:
справедливей, милосерднее и праведней она...
(Булат Шалвович Окуджава)
справедливей, милосерднее и праведней она...
(Булат Шалвович Окуджава)
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2591
- Зарегистрирован: 06.08.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Тольятти
- Возраст: 87
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Кстати: бывают речи устная, письменная, прямая, героя произведения (литературы)...
Фантазёр:считаю РЕЧЬ ЗВУКОВОЙ ФОРМОЙ ЯЗЫКА.
Сделать подстановку, как в элементарной математике, не пробовали? То есть первое утверждение подставить во второе:вопрос о разнице между звуками РЕЧИ и ЯЗЫКА волнует
Если бы я ЭТО понимал, может быть, и меня этот "вопрос" волновал бы.Вопрос о разнице между звуками звуковой формы языка и звуками языка.
Кстати: бывают речи устная, письменная, прямая, героя произведения (литературы)...

-
- лауреат и орденоносец
- Всего сообщений: 900
- Зарегистрирован: 23.11.2008
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Многие теоретики языкознания различают "звуковую" и "письменную" формы ЯЗЫКА, или иногда говорят иначе - "звуковой" и "письменный" ЯЗЫК. Так вот и я принадлежу к этим чудакам, отличаясь от них только тем, что не признаю понятия ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ, заменяя его термином ПИСЬМО. Итак, для АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ФОНЕТИКИ существуют две формы языка - РЕЧЬ и ПИСЬМО. Но язык как факт общения и язык как инструмент общения, несомненно разные вещи, а потому ЗВУКИ ЯЗЫКА (инструмента) и ЗВУКИ РЕЧИ (результат применения этого инструмента) тоже имеют некоторые различия. Взгляните, Идальго, сюда.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2591
- Зарегистрирован: 06.08.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Тольятти
- Возраст: 87
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Значит, звуки арфы, как инструмента, Вы отличаете от звуков произведения, исполняемого на той же арфе...
Ваше право. Но тут уж я Вам — не товарищ: подобные рассуждения мне представляются... жонглированием словами.
Ваше право. Но тут уж я Вам — не товарищ: подобные рассуждения мне представляются... жонглированием словами.
-
- лауреат и орденоносец
- Всего сообщений: 900
- Зарегистрирован: 23.11.2008
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Ваше, Идальго, сравнение звуков РЕЧИ со звуками в МУЗЫКЕ некорректно по следующей причине. Если в какой-то музыкальной фразе исполнитель заменит, например, до на ми, или даже всего лишь на до диез или до бемоль, то такое искажение сразу же будет замечено слушающими, и они тотчас возмутятся: "Ну и фальшивит!". Совсем не так в РЕЧИ. Произнесёт ли кто-то малако, мылако, мэлэко или даже млэко, никто на такое не обратит никакого внимания (это в ЗВУКАХ РЕЧИ!), а между тем правильным написанием слова должно быть молоко. А последнее пишется согласно ЗВУКАМ ЯЗЫКА! Но то, что звуки Ы, или А, или Э не равны О ясно из множества других слов, в которых подобные ПОДМЕНЫ ЗВУКОВ абсолютно НЕВОЗМОЖНЫ без изменения их смысла.
Лучше попытайтесь оспорить то, что изложено мной в сноске предыдущего моего выступления.
Лучше попытайтесь оспорить то, что изложено мной в сноске предыдущего моего выступления.
-
- лауреат и орденоносец
- Всего сообщений: 900
- Зарегистрирован: 23.11.2008
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Могу ли я, Идальго, считать Ваше затянувшееся молчание согласием с моей точкой зрения на ЗВУКИ РЕЧИ и ЯЗЫКА?
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2591
- Зарегистрирован: 06.08.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Тольятти
- Возраст: 87
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Не можете, Фантазёр. Считайте лучше нежеланием участвовать в этом обсуждении.
Могу только вскользь добавить: корректно & некорректно считаю вопиющими бездумностями.
Могу только вскользь добавить: корректно & некорректно считаю вопиющими бездумностями.
-
- лауреат и орденоносец
- Всего сообщений: 900
- Зарегистрирован: 23.11.2008
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Уважаю Ваше право Идальго, не участвовать в обсуждении того или иного вопроса, но вот совершенно не понял Вашей мысли: «корректно & некорректно считаю вопиющими бездумностями». В ЧЁМ КОНКРЕТНО, очевидно, в моём выступлении Вы обнаружили «вопиющие бездумности»?
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2591
- Зарегистрирован: 06.08.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Тольятти
- Возраст: 87
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
В словах корректно-некорректно, Фантазёр. В них. Всовывание их в каждую дыру, аки затычки, — вопиющая бездумность.
-
- лауреат и орденоносец
- Всего сообщений: 900
- Зарегистрирован: 23.11.2008
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Опять же не понял, Идальго, в какую КОНКРЕТНО дыру и какая именно КОНКРЕТНАЯ затычка вставлена мною?
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2591
- Зарегистрирован: 06.08.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Тольятти
- Возраст: 87
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Фантазёр, обратите внимание: в этой части я порицал не лично Вас, а всех, кто грешит этими словами. "Затычки" считайте гиперболой, но!
Эти слова суют везде, где надо по-русски сказать "правильно-неправильно". Пошло это, видимо, от того барана-политика, который ляпнул "политкорректно".
(Простите, что высказываю Вам лично своё презрение на всех, кто употребляет слова, ничтоже сумняшеся: если бы Вы повнимательнее прочитали моё первое упоминание этих бездумностей, то либо не согласились бы со мной - и тогда проигнорировали, — либо попытались оспорить, защищая всех своих "одноупотребителей".)
Эти слова суют везде, где надо по-русски сказать "правильно-неправильно". Пошло это, видимо, от того барана-политика, который ляпнул "политкорректно".
(Простите, что высказываю Вам лично своё презрение на всех, кто употребляет слова, ничтоже сумняшеся: если бы Вы повнимательнее прочитали моё первое упоминание этих бездумностей, то либо не согласились бы со мной - и тогда проигнорировали, — либо попытались оспорить, защищая всех своих "одноупотребителей".)

-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2490
- Зарегистрирован: 26.01.2012
- Образование: высшее техническое
- Профессия: программист
- Откуда: Санкт-Петербург
- Возраст: 67
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Корректный далеко не всегда можно заменить на правильный.
Ничего подобного. Этому слову в русском языке уже много лет, а возраст политкорректности - не больше двадцати.Идальго:Пошло это, видимо, от того барана-политика, который ляпнул "политкорректно"

Корректный далеко не всегда можно заменить на правильный.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2591
- Зарегистрирован: 06.08.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Тольятти
- Возраст: 87
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
ВДУМАТЬСЯ, понять значение (не смысл - значение!) пробовали?
Много — сколько? Что для Вас - много, для меня - миг...alex-ter:Этому слову в русском языке уже много лет
ВДУМАТЬСЯ, понять значение (не смысл - значение!) пробовали?
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2490
- Зарегистрирован: 26.01.2012
- Образование: высшее техническое
- Профессия: программист
- Откуда: Санкт-Петербург
- Возраст: 67
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Часто корректный употребляется (в определенных сочетаниях) в значении вежливый. Но с оттенком некоторой отстраненности. Корректное поведение. Корректно ответить, возразить. Просто вежливо - не совсем подходит, иначе язык не принял бы слова.
А то!Идальго:ВДУМАТЬСЯ, понять значение (не смысл - значение!) пробовали?
Часто корректный употребляется (в определенных сочетаниях) в значении вежливый. Но с оттенком некоторой отстраненности. Корректное поведение. Корректно ответить, возразить. Просто вежливо - не совсем подходит, иначе язык не принял бы слова.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2591
- Зарегистрирован: 06.08.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Тольятти
- Возраст: 87
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике
Господи, alex-ter!
При чём тут употребление! Употребляют и "адекватный", вместо "трезвый", и "федеральный" (а совсем горячечные головы — и "национальный"), вместо "государственный"! Примерам употребления (usus tyrannus) несть числа!
Значение слов коррекция, корректировать, корректура, корректор — знаете?
Узнайте и пробуйте создать такое прилагательное, которое имело бы осмысленное значение на русском языке.
При чём тут употребление! Употребляют и "адекватный", вместо "трезвый", и "федеральный" (а совсем горячечные головы — и "национальный"), вместо "государственный"! Примерам употребления (usus tyrannus) несть числа!
Значение слов коррекция, корректировать, корректура, корректор — знаете?
Узнайте и пробуйте создать такое прилагательное, которое имело бы осмысленное значение на русском языке.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 7 Ответы
- 2023 Просмотры
-
Последнее сообщение Сколот
-
- 21 Ответы
- 2269 Просмотры
-
Последнее сообщение ALNY
-
- 6 Ответы
- 1391 Просмотры
-
Последнее сообщение ALNY
-
- 111 Ответы
- 15146 Просмотры
-
Последнее сообщение Владимир Юрьевич
-
- 13 Ответы
- 2607 Просмотры
-
Последнее сообщение самый главный енот