Фонетика и орфоэпияЧто такое ФОНЕМА?

Фонетика — раздел науки, изучающий звуковой строй языка. Основные единицы фонетики — звук, слог. Практическое применение фонетика находит в орфоэпии — науке о правильном произношении

Модератор: Дарья Александровна

Рязанцев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 371
Зарегистрирован: 06.07.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: механик
Откуда: Тюмень
Возраст: 71
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Рязанцев » 21 янв 2014, 21:28

Неужели хотите сказать, что в фонеме заложен какой то смысл? Смысл есть в морфеме (слове, наконец). Кстати, частицы речи и междометия тоже относятся к словам (они есть в словарях). Например, междометие "ба". Однако, корня такого, "ба", в русском языке не существует. Он есть в некоторых словарях иностранных слов: "ба"-неумирающая душа человека (египетск.). Согласен, что это выходит за рамки темы, но если не преодолевать чисто лингвистическое понимание фонемы, то продвижения не будет.

Реклама
slava1947
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 1052
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение slava1947 » 21 янв 2014, 22:43

Рязанцев:Однако, корня такого, "ба", в русском языке не существует.
А здесь?
Стала пухнуть прекрасная Елена,
Стали баить: Елена брюхата.
Каково-то будет ей от мужа,
Как воротится он из-за моря!


(А. С. Пушкин, «Феодор и Елена»)

http://yandex.ru/yandsearch?lr=213&text ... 1%82%D0%B0.

Аватара пользователя
Дарья Александровна
-
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 2625
Зарегистрирован: 03.09.2012
Лучшие Ответы: 1
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Откуда: Томск
Возраст: 43
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Дарья Александровна » 22 янв 2014, 11:48

Рязанцев:Согласен, что это выходит за рамки темы, но если не преодолевать чисто лингвистическое понимание фонемы, то продвижения не будет.
а какое может быть понимание у лингвистического понятия?
Берегитесь людей, которые используют Ё на клавиатуре. Если они до нее добрались, то и до вас доберутся!

Аватара пользователя
Гудвин01
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 524
Зарегистрирован: 26.12.2013
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: преподаватель
Откуда: Майкоп
Возраст: 40
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Гудвин01 » 22 янв 2014, 13:11

slava1947:А здесь?Цитата:Стала пухнуть прекрасная Елена,Стали баить: Елена брюхата.Каково-то будет ей от мужа,Как воротится он из-за моря!
А здесь исторически корень баj- (др.-русск. баяти). У Пушкина представлен диалектный вариант.

slava1947
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 1052
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение slava1947 » 22 янв 2014, 14:29

Гудвин01:А здесь исторически корень баj- (др.-русск. баяти).
А почему не "ба"?
баять
Общеслав. Суф. производное (по аналогии с даяти, лияти, пияти, ср. подаяние, влияние, пиявка) от бати, в других славянских языках еще известного (ср. чешск. báti «рассказывать», в.-лужицк. bać «фантазировать» и др.). Общеслав. bati родственно лат. fāri «говорить», арм. ban «слово», латышск. bóti «спрашивать» и т. д.

Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004.
http://etymological.academic.ru/190

Аватара пользователя
Дарья Александровна
-
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 2625
Зарегистрирован: 03.09.2012
Лучшие Ответы: 1
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Откуда: Томск
Возраст: 43
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Дарья Александровна » 22 янв 2014, 15:44

потому что БАЯТИ
Берегитесь людей, которые используют Ё на клавиатуре. Если они до нее добрались, то и до вас доберутся!

Рязанцев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 371
Зарегистрирован: 06.07.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: механик
Откуда: Тюмень
Возраст: 71
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Рязанцев » 23 янв 2014, 21:14

То, что у слова "баять" есть корень "ба"- это может быть только личное мнение. Корни слов указаны в Викисловаре: для слов "баять, баю" там прочерк. Для слов "батя, баба, баян" есть, соответственно, корни "бат, баб, баян", хотя родство слов "баять" и "батя" выше отмечено. Такая же картина и в теме "Корни русского языка", которая отслеживается специалистами (http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.ph ... 0%BA%D0%B0 )
"Бата" (сербское, кажется) сохранило древнюю форму и на иврите означает, помнится, "тот, кому разрешено говорить". Это тот родоначальник и жрец, который имел право голоса на собраниях в Ханаане на священных высотах "бамот" ( М. Зильберман писал об этих высотах). Присутствие предков славян на этих высотах, а также связь слова "баять" с египетской "ба"-душой признать нет никакой возможности. Поэтому и имеем (или не имеем) такие корни (лингвисты тоже зависимы от "образов", навеваемых историками).

Аватара пользователя
bav005
поэт-прозаик
поэт-прозаик
Сообщений в теме: 36
Всего сообщений: 248
Зарегистрирован: 19.11.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель класса баяна в ДШИ
Откуда: Россия, Тула
Возраст: 67
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение bav005 » 27 янв 2014, 19:18

Введение в дифференциалогию (комментарии): Часть 6
К вопросу об измерении звука

Предыдущая часть расположена на на странице К вопросу о звуках речи (24 дек 2013, 01:49)

Довольно актуальной проблемой для пытливых умов является поиск ответа на вопрос: можно ли каким-то образом измерить звук в целом и звук речи в частности? Наш изначально неправильный ответ будет отрицательным. Так как звук – это восприятие слуховым анализатором субъекта колебательных движений частиц окружающей среды (то есть звук – сугубо субъективное явление), то в результате этого никакие измерения характеристик звука (тембр, высота, громкость) ни самим субъектом, ни иными сторонними субъектами невозможны...

Для наглядности аналогия: каким образом можно измерить, например, зелёность (а заодно солёность, пахучесть чего-то и т.п.). Согласно нашим глубочайшим убеждениям зелёность измерить невозможно. Более того, многие теоретики пошли ещё гораздо далее этого. Они утверждают, что «Говоря простым языком цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Одни и те же световые воздействия могут вызвать разные ощущения у разных людей. И для каждого из них цвет будет разным. Отсюда следует что споры «какой цвет на самом деле» бессмысленны, поскольку для каждого наблюдателя истинный цвет — тот, который видит он сам...» /4/ Согласно данному мнению у каждого субъекта имеет место своя зелёность!

Приходится признать, что существуют веские основания для того, чтобы в определённых рамках согласиться с правомерностью этой точки зрения. Так, советский учёный Н.А. Гарбузов при исследовании восприятия звуковых колебаний обнаружил, что каждый из тех, кто обладал абсолютным слухом (способность на слух определять высоту звука) показывал немного отличный от других результат. Например, высоту звука ЛЯ многие испытуемые определяли «не совсем точно», а с некоторыми незначительными отклонениями... Это позволило Н.А. Гарбузову сделать вывод, что музыкальный слух имеет не точечную, а зонную природу. Разброс звуковысотных колебаний в пределах этой зоны не влияет на качество восприятия музыкального произведения в целом. Но если считается доказанным, что каждый музыкант воспринимает звуки «по-своему», то это свойство психики можно смело распространить и на другие виды восприятия...

У нас нет сомнения в том, что созданный природой зрительный анализатор позволяет воспринимать зелёный цвет всем обладателям подобным анализатором именно как зелёный цвет, но границы его восприятия могут незначительно смещаться. В том числе и благодаря качеству зрения. Вполне вероятно, что у тех, кто имеет «лучшее» зрение, качество цветоощущения несколько иное, чем у лиц с «плохим» зрением...

Итак, наше заключение, вытекающее из всего вышеизложенного: измерить субъективные ощущения невозможно. Субъективные ощущения можно только оценить в сравнительных характеристиках!!! Например, тот зелёный цвет темнее относительно этого... Этот салат более солёный, чем тот... Первый звук более высокий относительно второго... Тембр данного звука похож скорее на звучание кларнета, нежели на звучание валторны...

Фонема, введённая в лингвистику как элемент психической деятельности человека, – также субъективная единица, поэтому её измерение невозможно. Единицы данного языкового уровня можно только оценивать путём сравнения между собой ГОЛ – ГОЛЬ, ДОМ – ТОМ и т.п.

Но если звуки речи невозможно измерить, тогда зачем же нужна экспериментальная фонетика, акустические лаборатории, инструментальные методы исследования речи и т.п.??? В этом месте нашего повествования настало время рассмотреть один из главных механизмов осуществления речевой деятельности, каковым является импликация.

Энциклопедический словарь:
«Импликация – (от лат. implico – тесно связываю) (материальная импликация) -приблизительный логический эквивалент оборота «если..., то...»; операция, формализующая логические свойства этого оборота» /2/.

Логический словарь:
«Импликация – (от лат. implicatio – сплетение, от implico – тесно связываю) – логическая связка, соответствующая грамматической конструкции «если ..., то ...», с помощью которой из двух простых высказываний образуется сложное высказывание. В импликативном высказывании различают антецедент (основание) – высказывание, идущее после слова «если», и консеквент (следствие) – высказывание, идущее за словом «то». Импликативное высказывание представляет в языке логики условное высказывание обычного языка. Последнее играет особую роль как в повседневных, так и в научных рассуждениях, основной его функцией является обоснование одного путем ссылки на нечто другое» /2/.

Философский словарь:
«Импликация – (лат. – спутанность) логическое отношение, состоящее в том, что одна вещь «имплицирует» другую, т.е. включает ее в себя. Объект познания имплицирует др. объект познания, если второй с необходимостью вытекает из первого» /3/.

«Обоснование одного путем ссылки на нечто другое» возможно лишь при условии, что между анализируемыми объектами имеется строго обусловленная причинно-следственная связь. При этом логическое заключение, вытекающее из результатов импликации, делается на основании реального взаимодействия реальных объектов. Пример материальной импликации: если дует северный ветер, то флюгер поворачивается в его сторону. Между перемещением воздушной массы и поведением прибора имеет место чёткая импликативная зависимость, которая предусматривает только один вариант развития событий: при наличии материальной импликации не может быть такого положения, когда ветер дует с севера, а флюгер в результате этого поворачивается, допустим, в сторону востока...

«Обоснование одного путем ссылки на нечто другое» позволяет по наличию (или свойствам) одного объекта судить о существовании (или свойствах) другого. Например, если за окном деревья зашевелили своими ветвями, то, совсем не ощущая ветра, мы можем судить и о его наличие, и о его свойствах...

В языкознании термин импликация встречается исключительно как один из способов конструирования сложных предложений и совсем не рассматривается как один из главных элементов механизма речевой деятельности. Между тем, нет и не может быть ни одного речевого акта, в котором бы не использовалось данное явление /1/...

При желании нетрудно убедиться, что в речевой деятельности имеют место не просто единичные случаи импликативных отношений, а целые цепочки импликаций. Так, если имеет место определённое положение артикуляционного аппарата, то возникают соответствующие колебания окружающей среды; если имеют место определённые колебания окружающей среды, то нервная система человека реагирует на них возникновением соответствующих электрохимических реакций; если в нервной системе возникла определённая электрохимическая реакция, то она воспринимается субъектом как соответствующий звук речи...

В итоге же мы имеем возможность «обоснования одного путем ссылки на нечто другое»: то есть исследователь не может напрямую измерить звук речи, но он может измерять те явления, которые имплицируют звуки и т.п., например, определить какие именно колебания воспринимаются человеком как зелёный цвет или как звук [а]... В частности, проводя именно такие исследования, Н.А. Гарбузов сделал вывод, что музыкальные слух имеет зонную природу...

Подобным образом практически можно измерять многие характеристики событий, имплицирующих звуки речи. Среди них:
физические характеристики звуков – это характеристики тех механических колебаний окружающей среды (частота, амплитуда, качество вторичных колебаний основного тона), которые мы воспринимаем как звук:
физиологические характеристики звуков – это характеристики тех электрохимических процессов, происходящих в нервной системе человека, которые возникают в результате восприятия соответствующих внешних раздражителей и которые субъект воспринимает как звук.

Возможность измерения физических и физиологических характеристик звука помогает исследователям лучше понять (или просто элементарно понять) принципы функционирования механизмов речевой деятельности.

Статья написана по материалам монографии «Белоусов А.В. Основы единой теории мышления. Часть I. Язык и мышление. – Тула, 2006».

Источник информации: http://bav004.narod.ru/zametka_6.htm

Литература
1. Белоусов А.В. Переходы функции от одной формы к другой // Основы единой теории мышления. Часть I. Язык и мышление. – Тула, 2006. – С. 552 – 558;
2. Импликация // Общий толковый словарь русского языка http://tolkslovar.ru/i2057.html ;
3. Импликация // Философский словарь http://www.philosophydic.ru/implikaciya ;
4. Цвет // Википедия. – http://ru.wikipedia.org/wiki/Цвет .
Время, несмотря ни на что, рано или поздно всё-всё-всё расставит на свои законные места. Но очень хотелось бы, чтобы рано...

С уважением - Александр Белоусов http://bav005.ru/

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль » 27 янв 2014, 19:53

bav005:Возможность измерения физических и физиологических характеристик звука помогает исследователям лучше понять (или просто элементарно понять) принципы функционирования механизмов речевой деятельности.
      Ну что ж, совсем неплохо! Осталось только убедить в этом тех, кто считает фонему абстракцией, не подлежащей измерениям! А мне хотелось бы посмотреть на спектры простых фонем, скажем, А и И.

Автор темы
Фантазёр
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Сообщений в теме: 55
Всего сообщений: 900
Зарегистрирован: 23.11.2008
Образование: высшее техническое
Откуда: Санкт-Петербург
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Фантазёр » 28 янв 2014, 14:14

[b]Анатоль[/b]:... хотелось бы посмотреть на спектры простых фонем, скажем, А и И.
Пожалуйста, нет проблем. Вот стр. 27 из “Деркач М.Ф. и др. Динамические спектры речевых сигналов. Львов, 1983”.
Что такое ФОНЕМА? - Фонемы гласных.JPG
Авторы не называют записанные ими звуки ФОНЕМАМИ, но АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОНЕТИКА именно их и считает таковыми, поскольку произносились они при экспериментировании раздельно, а значит вне речевого потока.
Уже даже и в представленных здесь СОНОГРАММАХ (динамических спектрах) возможны измерения взаимного расположения резонансных частот и их интенсивностей, но перечисленные параметры могут быть и ещё более уточнены, если из сонограмм выделять на разных временных их точках мгновенные СПЕКТРЫ.
bav005:… практически можно измерять … физические характеристики звуков – это характеристики тех механических колебаний окружающей среды (частота, амплитуда, качество вторичных колебаний основного тона), которые мы воспринимаем как звук:
bav005, разберитесь хотя бы в своей собственной экстравагантной теории, согласно которой В ПРИРОДЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ЗВУКОВ, ЗАПАХОВ, СВЕТА, ЦВЕТА и ПРЯМЫХ ЛИНИЙ. Всё это по Вашему мнению лишь ВООБРАЖЕНИЯ, ОБРАЗЫ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ, заключённые исключительно между нашими ушами. Но согласно этой своей теории Вы не имеете права писать так, как это сделано в цитате. А ещё раньше я попросил Вас перевести на свой тарабарский язык (с русского на русский, что Вы обожаете!) фразу: скрипка мастера Гварнери ИЗДАЁТ чарующие ЗВУКИ. Но Вы же увильнули от ответа.
Не в состоянии понять как человек, имеющий «высшее гуманитарное (филологическое) образование» не может или не желает различать содержания одинаковых по форме терминов с разным смыслом, несмотря на контекст. Ведь Вы в таком случае фактически ПРОТИВОРЕЧИТЕ СЕБЕ САМОМУ!

А вот согласно теории АФ всё стройно и гармонично, так как под ЗВУКОМ РЕЧИ понимается НЕРАЗРЫВНОЕ ЕДИНСТВО трёх моментов: ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО, когда благодаря работе голосовых связок, органов образования воздушной струи и артикуляции в ротовой полости возникают воздушные колебания; ФИЗИЧЕСКОГО, в результате чего эти колебания передаются в воздушную среду за губами говорящего и свободно распространяются в пространстве, и ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО, когда такую звуковую волну встречает барабанная перепонка слушающего, от чего у него и появляется ВПЕЧАТЛЕНИЕ звука.
Как только ЗВУК покинул говорящего, но ещё не дошёл до слушающего, он АБСОЛЮТНО О Б Ъ Е К Т И В Е Н. Вот тут-то, то есть в физической ипостаси, его и надо тщательнейшим образом изучать, ибо здесь в нём откровенно говорит САМА за себя ПРИРОДА ЗВУКА!

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль » 28 янв 2014, 15:39

Фантазёр:Как только ЗВУК покинул говорящего, но ещё не дошёл до слушающего, он АБСОЛЮТНО ОБЪЕКТИВЕН.
      Коротко, ясно и информационно!
      Спасибо за картинки! Естественно, захотелось услышать такие же краткие и информативные комментарии! С учётом того, что я не специалист :-)

Автор темы
Фантазёр
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Сообщений в теме: 55
Всего сообщений: 900
Зарегистрирован: 23.11.2008
Образование: высшее техническое
Откуда: Санкт-Петербург
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Фантазёр » 28 янв 2014, 16:04

Анатоль, комментарии какого содержания, какого плана Вас интересуют?
Если внимательно поразглядывать картинки и поразмышлять над ними, то много чего можно сказать!

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль » 28 янв 2014, 17:49

Фантазёр:комментарии какого содержания ...?
      Отличительные особенности фонем. Кое-что я, естественно, вижу, но, боюсь, это на поверхности. Наверняка я что-нибудь недоусматриваю!

Автор темы
Фантазёр
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Сообщений в теме: 55
Всего сообщений: 900
Зарегистрирован: 23.11.2008
Образование: высшее техническое
Откуда: Санкт-Петербург
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Фантазёр » 29 янв 2014, 14:33

Прежде всего, и это яснее ясного на изображениях видно, что форманты, а точнее и правильнее называть их ФОРМАНТНЫМИ ОБЛАСТЯМИ или зонами (то есть не одинокой частоты, а целой группы частот), у всех представленных фонем (звуков речи) расположены вокруг РАЗНЫХ ЧАСТОТ, если за таковые принимать те, что предполагаются расположенными в середине толщины горизонтальных полос.
Даже, на первый взгляд, одинаковые форманты у /у/ и /о/ являются на самом деле разными, так как полоса у первой фонемы “тоньше” примерно на 200 Гц, а, значит, и форманта (как пиковое значение области) у неё на 100 Гц выше, чем у второй.

Далее, и это тоже просто обнаруживается, нет ни одного одинакового вертикального сечения в любых временных точках у всех изображений фонем. А это означает, что, хотя и не наблюдается различий при произнесении и восприятий любой из фонем, фактически звуковые волны её на всём протяжении звучания не идентичны. Звук фактически “плывёт”, хотя ухо этого и не замечает. Отсюда выводы: во-первых, подтверждаются теория Гарбузова о ЗОННОЙ ПРИРОДЕ нашего слуха, и, во-вторых, практическая полезность разработки теории ДОПУСКАЕМЫХ ОТКЛОНЕНИЙ в спектрах (динамическом и мгновенных) фонем, о чём я не раз писал на данном форуме.

И наконец, выскажу крамольную мысль, за которую ортодоксальные фонологии и фонетисты наверняка захотят “размазать меня по стенке” – для теории речи не нужнó никакое АБСТРАГИРОВАНИЕ фонемы, так как всякая из них легко и безошибочно опознаётся при разных интенсивностях звуковых колебаний (громкости), длительности, высоты основного тона и даже тембрах. Не стоит усложнять теорию речеобразования сомнительными умозаключениями. Щерба прав – более чем достаточно понятия ЗВУКОТИПА.
Ситуация совершенно аналогична той, какая наблюдается в музыке, у которой своеобразными “фонемами” являются ступени темперированного лада. Не важно, например, играется ли нота ЛЯ на фортепиано, скрипке, трубе громко или тихо, длительно или коротко, в малой или первой октаве, она всегда и неизменно остаётся “музыкальной фонемой” ноты ЛЯ.

Разумеется, Анатоль, по одному эксперименту (в иллюстрации это именно так) обо всех отмеченных особенностях верно судить не представляется возможным. И здесь я полностью согласен с Вами, что нужны СЕРИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ инструментальных ИССЛЕДОВАНИЙ с соответствующими измерениями различных параметров в спектрах, и в частности на голосах от баса до дисканта.
В концерте Глиэра для голоса с оркестром звук [а] пропевается примерно в диапазоне двух октав. Разве не интересно уяснить, чем спектры [а] на ноте Ля малой октавы (220 Гц) отличаются от спектров того же звука на ноте Ля во второй октаве (880 Гц)?

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль » 29 янв 2014, 16:34

Фантазёр:форманты... у всех представленных фонем (звуков речи) расположены вокруг РАЗНЫХ ЧАСТОТ
      Спасибо! Это я всё-таки углядел, а трудности у меня в том, что привык к иному расположению осей: Ox - частота, Oy - амплитуда (или мощность), Oz - время, так что включаюсь не сразу. :-))

Рязанцев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 371
Зарегистрирован: 06.07.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: механик
Откуда: Тюмень
Возраст: 71
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Рязанцев » 01 фев 2014, 17:42

Прежде всего надо помнить, что язык нужен для общения, а общение необходимо для обеспечения выживания. Можно не различать голубой (или иной) цвет, но в условиях леса (моря) запросто можно либо попасть кому то на обед, либо самому остаться без обеда (хамелеон, например, может быстро менять окраску и т.д.). В наших условиях художник может намного больше различать оттенков цветов, и поэтому он - художник (может работать). Нам язык дан для обеспечения жить в коллективе, что также облегчает выживание, и поэтому приходится различать звуки окружающих. В некоторых случаях даже применяют специальную аппаратуру: при погружении на сто с лишним метров в воду приходится дышать специальными смесями, а они имеют другой состав, нежели воздух (нет азота), и вместо речи говорящий издает писк, который преобразуют все же в различимую речь при помощи прибора.
Основным способом распознавания речи остается экспертный, а с машинным способом пока остаются проблемы с распознаванием согласных.

"Учитывая редкую сетку общеславянского лингвистического атласа, а также ограничения, накладываемые на объем его вопросника, можно предположить, что наиболее эффективный результат при обследовании звукового аспекта славянских диалектов даст фонологическая анкета. Фонологическая анкета представляет собой набор минимальных пар слов (квазиомонимов) и сегментных пар (т.е. пар слогов, морфем, словосочетаний, у которых каждый член пары отличается от другого члена одним звуком). Необходимо, чтобы между членами минимальных пар существовали коррелятивные отношения [т.е. взаимнооднозначные противопоставления по одному различительному (дифференциальному) признаку]. Анкета предлагается группе носителей данного диалекта, которые должны однозначно определить (в случае разногласий путем голосования), являются ли оба члена каждой пары одним и тем же словом (слогом, морфемой, словосочетанием), т.е. омонимом, или они осознаются в качестве двух различных слов (соответственно слогов, морфем и т.д.).
Анкета реализуется или путем прямого опроса (одно это слово или два слова?) или, что более надежно, при помощи фонологических тестов. Сущность метода фонологических тестов состоит в том, что группа носителей диалекта отгадывает значения слов (морфем), произносимых другим носителем диалекта в установленном заранее порядке. Если значения называются правильно, это свидетельствует о том, что члены минимальных пар не являются омонимами в данном говоре. Если же угадывающие путают значения парных форм или сами указывают на то, что в их родном говоре существует не две, а одна форма, имеющая два значения, то следует говорить о превращении минимальной пары в пару омонимов. Реализация фонологической анкеты даст готовый набор дискретных лингвистических тождеств и различий, в котором будет отражаться скрытая от прямого наблюдения фонологическая схема исследуемого диалекта. Подобрать единый для всей славянской территории набор минимальных пар невозможно. Поэтому в разных районах пришлось бы использовать анкеты, включающие неодинаковые с лексической точки зрения минимальные пары. Однако все эти анкеты должны иметь одно и то же фонологическое содержание и целенаправленность (например, они должны выявлять сохранение или устранение дифференциальных признаков «твердость—мягкость», «долгота—краткость», «звонкость—глухость» в конце слова и т.п.). При таком построении анкеты варианты могли бы включать и заведомо диалектные формы. Ср. русск. диал. [сырой] (им. и вин. падеж и ед. числа мужского рода) [сырой] (косв. падеж ед. числа жен. рода); как известно, в русском литературном языке противопоставление [о:б] нейтрализовано, в связи с чем члены минимальной пары превратились в грамматические омонимы.(http://files.istorichka.ru/ftp/Periodik ... 1962_6.pdf , стр.71 )

"Таким образом, в формировании спектра согласных существенную роль играют антиформанты, вносимые в спектр боковым и полостями и полостями, расположенными за источником возбуждения звуковых колебаний. Следует, однако, еще раз подчеркнуть, что обнаружение антиформант в виде минимумов в огибающей спектра само по себе является задачей проблематичной, а во многих случаях и заведомо невозможной. Сила антиформант—в их взаимодействии с формантной структурой, в результате которого в спектре речи могут быть получены частотные и амплитудные соотношения, характеризующиеся тем, что они не могут быть получены только за счет изменения положения формант. Изучение особенностей взаимодействия антиформант с формантной структурой может принести большую пользу как для теоретического осмысления механизма образования согласных, так и для практических целей построения систем автоматического распознавания речи." (http://files.istorichka.ru/ftp/Periodik ... 1962_6.pdf ,стр. 99-107 )

Автор темы
Фантазёр
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Сообщений в теме: 55
Всего сообщений: 900
Зарегистрирован: 23.11.2008
Образование: высшее техническое
Откуда: Санкт-Петербург
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Фантазёр » 06 фев 2014, 10:03

Все Ваши выступления, уважаемый Рязанцев, зелó информативны и, значит, конечно же полезны для дискуссии по теме, но смущает отсутствие в них личной позиции. Получается, что все явно выраженные, но противоречивые направления в фонетике (фонологии) для Вас одинаково истинны.
Не могли бы Вы КОНКРЕТНО высказаться по вопросу, ЧЕМ и ПОЧЕМУ Вас не устраивает определение ФОНЕМЫ в АФ?

Рязанцев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 371
Зарегистрирован: 06.07.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: механик
Откуда: Тюмень
Возраст: 71
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Рязанцев » 11 фев 2014, 19:10

Личное мнение я уже высказал ранее: надо стремиться преодолевать разногласия, но этот процесс пока не закончен, хотя продвижение есть.

"Фонологическая наука не стоит на месте. Каждый год багаж мировых знаний о фонеме пополняется новыми исследованиями. В России ежегодно проводятся международные конференции, ставящие перед собой все новые вопросы касательно фонологических проблем.
В настоящее время существует два взгляда на фонему: один как бы взгляд «извне», когда фонема рассматривается через ее реализации, другой – взгляд «изнутри», когда она рассматривается через основания ее противопоставлений в системе.
В обоих случаях фонема трактуется как множество, но в первом случае – «как множество манифестаций, во втором – как множество признаков». (Виноградов) Однако, не менее правомерна, оказывается точка зрения Якобсона и Халле: «Различительные признаки объединяются в пучки, называемыми фонемами», «Фонема – это пучок дифференциальных элементов». (Якобсон, Халле)
Общеизвестно, что в отношении второго определения существует множество замечаний и возражений: «Сведение фонемы к совокупности дифференциальных признаков не усматривает качественного различия между фонемными признаками и самой фонемой. В действительности фонема – это не сумма отдельных признаков, а качественно новое явление. Это образ, и подобно любому образу, фонема неразложима на отдельные признаки как на основные элементы. Она слагается на основе отдельных признаков и с учетом ряда других внутренних и внешних факторов, в том числе и более высоких уровней языка». (Дукельский)
С мнением данного автора пересекается мнение М.И. Матуявича и Касевича, которые справедливо считают, что «в действительности каждая фонема того или иного языка представляет собой сложное единство признаков, которые, соединяясь, дают новое качество языка» и что «вещь отличается от механического набора признаков, присутствующих в ее определении». С изложенной точкой зрения соглашается Якобсон: «фонему также нельзя рассматривать как результат простого механического сложения входящих в нее дифференциальных элементов. Фонема также является структурой с некоторыми комбинаторными свойствами.
Довольно серьезными и вполне справедливыми оказываются возражения многих лингвистов против введенного в фонологию Якобсоном термина «различительный признак». Название, соответствующее статусу языковой единицы, ибо таковой не является по определению: языковые сущности, способные образовывать линейную последовательность, называются единицами, в противоположность признакам, не обладающим синтагматическим свойством. Недовольство термином «различительный признак» выражает Ленинградская Фонологическая Школа: «кажется ясным, что в определении «фонема есть пучок различительных признаков» употребление термина «признак» неадекватно. Признаком чего же выступает «признак» в определении? Вполне очевидно, что признаком фонемы. Достаточно поставить в определение «признак фонемы» вместо «признак», чтобы увидеть, по меньшей мере, странность определения, ибо получим: «фонема есть пучок дифференциальных признаков фонемы». Существует множество предложений названия для обсуждаемого термина. Однако все они содержат указание на различительность либо на признаковость, а потому неприемлимы:

«меризм» (Бенвенист)

«дифферентор» (Шаумян)

«дистанктор» (Плоткин)

«фононема» (Grucza)

«субфонема» (Панов)

Появился еще один наиболее приемлемый термин «кинокема», предложенный Бодуэном де Куртенэ, который содержит прямое указание на две сопряженные сферы действия данной единицы – звукопроизводство (в элементе «кин») и звуковосприятие ( в элементе «ак»), тем самым четко отграничивая ее от смежной единицы – фонемы, чья сфера действия (звук) лежит между обеими сферами и объединяет их в двуединой сфере артикуляционно-перцептивной деятельности. Аффиксальный маркер «-ема» общий для обоих терминов, указывает на их равноправие как обозначение. Термином «кинокема» («кинема») активно оперируют В. Я. Плоткин, Л. Н. Черкассов. Многие лингвисты согласны с мнением Дукельского, что в отличие от теории дифференциальных признаков, «существующие теории о фонеме носят эмпирический характер и не позволяют описать систему фонем языка или же провести сравнение различных фонологических систем на основе объективных, внутренне присущих или универсальных критериев, а при анализе фонем обычно исходят из более крупных единиц языка, таких как морфема или слово». Несмотря на перечисленные возражения против рассмотрения фонемы как пучка различительных признаков, именно этот подход, на взгляд большинства лингвистов, операционно наиболее плодотворен." ( http://www.bestreferat.ru/referat-212689.html )

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль » 12 фев 2014, 08:24

Фантазёр:Все Ваши выступления, уважаемый Рязанцев, зелó информативны
      Вполне согласен, материал очень интересный, хотя и не совсем сосредоточен для ответа на вопрос " Что такое ФОНЕМА?".
[b]Рязанцев[/b]: ... рассмотрение фонемы как пучка различительных признаков ... операционно наиболее плодотворно
.
      И не удивительно. Именно так в большинстве случаев и строятся определения: родовое понятие плюс видовые признаки. Так что определение Фантазёра пока, на мой взгляд, наилучшее, хотя и требует дополнительной шлифовки.

Автор темы
Фантазёр
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Сообщений в теме: 55
Всего сообщений: 900
Зарегистрирован: 23.11.2008
Образование: высшее техническое
Откуда: Санкт-Петербург
Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Фантазёр » 12 фев 2014, 11:43

Анатоль:Рязанцев писал(а):
... рассмотрение фонемы как пучка различительных признаков ... операционно наиболее плодотворно
.
И не удивительно. Именно так в большинстве случаев и строятся определения: родовое понятие плюс видовые признаки.
И где же Вы, Анатоль, рассмотрели это самое «родовое понятие» и «плюс» КОНКРЕТНЫЕ его «видовые признаки»?
Определение Р. О. Якобсона «Фонема – это пучок дифференциальных элементов» (его “Избранные работы. – М.: Прогресс, 1985”, с.73) с точки зрения современной теории терминологии абсолютно несостоятельно своей полнейшей НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬЮ. Оно, при замене всего лишь одного (только первого!) слова является определением ВСЕГО СУЩЕСТВУЮЩЕГО на свете, например, танка, грозы, любви и пр. и пр. Без обязательного объяснительного КОНТЕКСТА – в лингвистике оно пустое место. И очевидно написано определение было под влиянием модного и распространённого в то время учения философствующего физика Эрнста Маха, считавшего, что всё реально существующее в этом мире состоит из КОМПЛЕКСОВ ЭЛЕМЕНТОВ, то есть, в конечном счёте – из свойств и качеств. Слово ПУЧОК в данном случае синоним слова КОМПЛЕКС.

В отличие от Вашей, Рязанцев, моя позиция, а, следовательно, и позиция АФ, в теоретическом направлении в ФОНЕТИКЕ чётко выражена. Единственно верным признаю учение Л. В. Щербы, считавшего фонемой ЗВУКОТИП речи, а именно мельчайшую частицу слова, которая абсолютно точно определяется (на слух) при отсутствии влияния на неё других фонем, и способствующая (выполняя функцию) распознаванию слов.
Согласен частично и с процитированным Вами Дукельским: «В действительности фонема – это не сумма отдельных признаков, а … образ, и подобно любому образу, фонема неразложима на отдельные признаки как на основные элементы. Она слагается на основе отдельных признаков и с учетом ряда других внутренних и внешних факторов, в том числе и более высоких уровней языка». Здесь уточнил бы только, что НЕ просто ОБРАЗ, а именно З В У К О В О Й ОБРАЗ!

И всё-таки, «ЧЕМ и ПОЧЕМУ Вас не устраивает определение ФОНЕМЫ в АФ»?

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Что такое фонема
    Tomek » 19 сен 2016, 08:24 » в форуме Фонетика и орфоэпия
    23 Ответы
    4596 Просмотры
    Последнее сообщение Розен
    04 дек 2016, 17:44
  • Что такое графоман? Что такое графомания?
    Irina » 24 окт 2005, 21:46 » в форуме Литературный клуб (публикации авторов)
    101 Ответы
    28810 Просмотры
    Последнее сообщение BWM
    27 апр 2018, 02:30
  • что такое маленькая туфля, наивно и нежно обнимавшая ее?2016-6-6 10:10:50 что такое маленькая т
    Тамара Цзи » 06 июн 2016, 05:13 » в форуме Новые отрасли лингвистики
    1 Ответы
    677 Просмотры
    Последнее сообщение Завада
    06 июн 2016, 10:46
  • Что такое?
    Александр5 » 28 фев 2011, 19:40 » в форуме Помощь знатоков
    2 Ответы
    696 Просмотры
    Последнее сообщение ИИИ
    01 мар 2011, 21:36
  • Что такое - Бог?
    Андрей Львович » 19 фев 2018, 22:42 » в форуме Этимология
    25 Ответы
    6558 Просмотры
    Последнее сообщение Рязанцев
    01 апр 2018, 11:30