Фонетика и орфоэпияЧто такое ФОНЕМА?

Фонетика — раздел науки, изучающий звуковой строй языка. Основные единицы фонетики — звук, слог. Практическое применение фонетика находит в орфоэпии — науке о правильном произношении

Модератор: Дарья Александровна

Аватара пользователя
bav005
поэт-прозаик
поэт-прозаик
Сообщений в теме: 36
Всего сообщений: 248
Зарегистрирован: 19.11.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель класса баяна в ДШИ
Откуда: Россия, Тула
Возраст: 68
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение bav005 »

Анатоль: Возможно. Но тогда во весь рост встаёт необходимость физических экспериментов!
Уважаемый Анатоль.

Я двумя руками за эксперименты. Но сначала надо выяснить: с чем и зачем надо экспериментировать...
Время, несмотря ни на что, рано или поздно всё-всё-всё расставит на свои законные места. Но очень хотелось бы, чтобы рано...

С уважением - Александр Белоусов http://bav005.ru/

Реклама
Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль »

bav005:с чем и зачем надо экспериментировать
      С чем — со звуками речи (в диапазонах мужском, женском, детском... ...).
      Зачем — чтобы найти физически ощутимые признаки фонемы, объединяющие все диапазоны.

Рязанцев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 373
Зарегистрирован: 06.07.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: механик
Откуда: Тюмень
Возраст: 72
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Рязанцев »

При проведении эксперимента затрагивается новый пласт терминов, так как звукопроизношением давно и небезуспешно занимаются логопеды. В каждом случае нарушения звукопроизношения требуется свой толмач (“сойныско” – солнышко ). То есть произносимые звуки должны вписываться в какой то уже сложившийся образ (фонему?).
"Проведенные исследования нарушений звукопроизношения у детей показали, что для них характерна как полиформность нарушения звукопроизношения, так и нарушение одной группы звуков.
Так, у Руслана нарушено произношение звуков: с, с’ заменяются на ф, щ – на ш, р, р’, л – на л’, нарушена слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: скатерть – «катиль», велосипед – «фипед». У Тани, изолированный звук р – горловой, в речи заменяеться на звук я в середине слов (барабан –баябан), смешивает звуки с – ш, Надежда и Иван изолированно все звуки произносят верно, но в потоке речи отмечаются искажения свистящих, шипящих и сонорных звуков, так у обоих звук р заменяется на л, ш – на с. У Оли звуки р, р’ заменяются на л’ , щ – на т’; у Дамира р – на л’, ч –на т’, пропускает звук с, в словах со стечением согласных (хвот – хвост), у Елены и Марии звуки р, р’ заменяются на л’, ц –на т’, смешение звуков с – ш в речи.
"Таким образом, у 40% исследуемых детей правильное изолированное произношение всех звуков (однако в потоке речи выявляются искажения 2-3 звуков), у 50 % нарушены 2-3 звука, у 10% нарушено произношение более 3 звуков. В структуре нарушений в основном наблюдались замены звуков и смешения.
Примеры неправильного произношения слов детьми: “сойныско” – солнышко; “сяник” – чайник; “тупы” – зубы; “баябан” – барабан; “тинята лижали в ятике” - щенята лежали в ящике; “живет под клилетком, хвот колеткам, хозяином длужит, дом талажит” - живет под крылечком, хвост колечком, с хозяином дружит, дом сторожит.
Уже сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту у них фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется и при выполнении специальных заданий по различению звуков. Так, у детей возникали затруднения, когда им предлагали внимательно слушать и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Не меньшие трудности возникали при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: па-ба, ба-па) при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук, при выделении звука, с которого начинается слово. Большинство детей затруднялись в подборе картинок на заданный звук. На недостаточность слухового восприятия указывают и затруднения детей при анализе звукового состава речи." ( http://rudocs.exdat.com/docs/index-534188.html )

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль »

Рязанцев:В каждом случае нарушения звукопроизношения
      Спасибо, интересный материал! Но пока мы ещё не изучили экспериментально правильное произношение, за нарушения приниматься рановато, здесь полный простор именно логопедам. Недаром же они учат говорить правильно! Вполне возможно, что изучение "правильных" фонем поможет и им.

Рязанцев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 373
Зарегистрирован: 06.07.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: механик
Откуда: Тюмень
Возраст: 72
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Рязанцев »

Вот еще в дополнение...(глайд часть дифтонга).
"Глайд (от англ. glide — скольжение), краткий, неполный звук, возникающий при переходе от одного полного звука к другому, когда речевые органы стремятся занять новое положение, а голосовая щель остаётся открытой и выдох продолжается (например, в русском "воля" между "в" и "о" — [вол'а]). Термином "Г." обозначают также неслоговую часть дифтонга.
Яндекс.Словари › БСЭ. — 1969—1978 " (http://slovari.yandex.ru/%D0%B3%D0%BB%D ... %B9%D0%B4/ )

Ёйрик
поэт не про заек
поэт не про заек
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 146
Зарегистрирован: 16.11.2012
Образование: школьник
Профессия: ежик в тумане
Откуда: г. Москва
Возраст: 20
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Ёйрик »

... это к амазонкам. Пусть чешо-нибудь выкладывают о детской речи - тады и писча будет.
... в слове солнышко, л и ш выпадают, т.е. это более поздние буквы. А р по идее, вообще, одной из последних должны произносить - л/р.
... а кстати, Вамо, это идея - буквы по годам расписать. Или по месяцам - ещё точнее будет. Месяцов-то двенадцать!
... первый год - транс... о,а,у, там, между прочим.
... может быть амазонки ещё просто в шоке - пусть отойдут немного 8).
... но логопед это, действительно, сомнительно! ну, не всегда, по крайней мере. И потом сами родители могут иметь перевесы в ту или иную окраску духовно-душевного бытия - вот и разгадка несовпадения по классике, как у всех, т.е. логопед здесь точно не-при-чём. Плюс теневуха, предки из других народностей и т.п. Но это уже чёрт ногу сломит, и это уже дальнее - гармоники более слабые. А так - да, идея. А попробуйте это кому-нибудь скажите, так, отвлечённо, если Вы не дальний родственник - коли не ближний - фиг кто слушать будет.
... а дай-ка отправлю 8).

Рязанцев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 373
Зарегистрирован: 06.07.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: механик
Откуда: Тюмень
Возраст: 72
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Рязанцев »

В реальности не лучше, чем с детьми: стандарты произношения меняются. Не смотря на различия между школами удается как то продвигаться в описании языков (Вавлонская башня-лингвистический проект). Пример тут ( http://altaica.narod.ru/texts/prototurk.pdf ).

Рязанцев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 373
Зарегистрирован: 06.07.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: механик
Откуда: Тюмень
Возраст: 72
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Рязанцев »

Вот еще одно определение звука. Фонология как раздел лингвистики для школьников отсутствует, хотя фонематический принцип написания морфем (без рязъяснения, что такое фонема), отличается от фонетического. Противоречия отражаются и в Википедии.

"Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).
В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал – мол – мыл).
Разделы лингвистики описывают язык с разных сторон, т. е. имеют свой объект изучения:
фонетика – звучащую речь,
морфемика – состав слова,
словообразование – производность слова,
лексикология – словарный состав языка,
морфология – слова как части речи,
синтаксис – словосочетания и предложения.
Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Написание морфем (значимых частей слова)
Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами – фонематическим, традиционным, фонетическим.
Фонематический принцип является ведущим и регулирует более 90 % всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например позиции перед гласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название – фонематический, морфематический, морфологический.
Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека), корней с чередованиями (слагать – сложить), дифференцирующих написаний (ожёг – ожог).
Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться реальное произношение, т. е. позиционные изменения звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в трех орфографических правилах – правописание приставок, заканчивающихся на з/с (разбить – распить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание – роспись) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история – предыстория)." (http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part1.htm )

"Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел (часть) фонетики (учения о звуках речи); некоторые (среди них, в частности, такие видные фонологи, как Н. С. Трубецкой и С. К. Шаумян) рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.
Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика)." (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%EE%ED% ... E%E3%E8%FF )

Аватара пользователя
bav005
поэт-прозаик
поэт-прозаик
Сообщений в теме: 36
Всего сообщений: 248
Зарегистрирован: 19.11.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель класса баяна в ДШИ
Откуда: Россия, Тула
Возраст: 68
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение bav005 »

Рязанцев:"Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел (часть) фонетики (учения о звуках речи); некоторые (среди них, в частности, такие видные фонологи, как Н. С. Трубецкой и С. К. Шаумян) рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.
Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика)." (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%EE%ED% ... E%E3%E8%FF )
Уважаемый коллега.

Казалось бы как просто: функциональный аспект – это фонология, а не функциональный – фонетика. Как-то так...

К сожалению, лично мы не можем найти не то чтобы достаточных, а вообще никаких оснований для разграничения между названными разделами языкознания. Так, с точки зрения Московской фонологической школы «Фонема – языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков», то есть в этом случае в какой-то фонетической позиции фонема делегирует свои полномочия (выполнение своих функций) какому-то конкретному звуку речи. При этом просто нелепо говорить, что звук речи – это не функциональная единица! Но, если не звуки речи, то что же должна изучать фонетика?

Пражская фонологическая школа при всех её отличиях от Московской школы продолжает развивать нелепости последней (точнее Московская фонологическая школа продолжает развивать нелепости Пражской школы)... Так, по Н.С. Трубецкому фонология должна изучать лишь те свойства звука, которые выполняют конкретную языковую функцию. Всё остальное должна изучать фонетика. Из этого положения следует, что так называемые дифференциальные признаки фонемы выполняют языковую функцию (например, функцию различения), а потому их должна изучать фонология, а вот так называемые интегральные признаки всё той же фонемы не выполняют языковой функции, а потому их должна изучать уже фонетика... Но если какая-то дисциплина изучает признаки фонемы, то это и должно именоваться именно фонологией... (подробности в разделе комментариев К вопросу о звуках речи 24 дек 2013, 01:49).

И это притом, что лингвисты так и не привели теорию к общему знаменателю, то есть не дали вразумительного ответа на вопрос: в виде чего же существует фонема? А потому для нас просто непостижимо, каким образом можно изучать функцию (функциональный аспект), оторвав её (данную функцию) от субстанции, то есть от носителя той самой функции (субстанциальный аспект)??? (Несколько подробнее в разделе К вопросу о языковой системе (04 дек 2013, 10:25).

Лично для нас отличие названных выше разделов языкознания сводится к тому, что фонология является принципиально новым уровнем развития всё той же фонетики! А потому различие между ними примерно такое же, как различие между алхимией (фонетика) и химией (фонология)...

Хотя, честно говоря, современное состояние фонологии очень и очень походит на ту самую алхимию: практически каждый теоретик в ней химичит по-своему...

По мотивам монографии «Белоусов А.В. Основы единой теории мышления. Часть I. Язык и мышление. – Тула, 2006».
Время, несмотря ни на что, рано или поздно всё-всё-всё расставит на свои законные места. Но очень хотелось бы, чтобы рано...

С уважением - Александр Белоусов http://bav005.ru/

Рязанцев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 373
Зарегистрирован: 06.07.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: механик
Откуда: Тюмень
Возраст: 72
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Рязанцев »

Система в фонологии все таки есть и к ее обоснованию "приложили руки" наши отечественные лингвисты.

"С течением времени, однако, преимущественно в недрах Московской школы, возобладала тенденция всестороннего обсуждения проблем и синтеза фонологических теорий. Первую попытку такого синтеза предпринял один из основателей МФШ Рубен Иванович Аванесов. Он выдвинул концепцию «слабых фонем», которые наряду с «сильными» входят в состав языковых знаков. Если фонема речевосприятия – это множество не различаемых звуков, определяемых позицией в речи, фонема речепроизводства – это программа выбора того или иного звука в зависимости от позиции, то слабая фонема Аванесова – это набор дифференциальных признаков (тех и только тех), которые необходимо указать для определения звука в данной позиции. С точки зрения устройства языкового механизма фонемы Аванесова действительно занимают промежуточное положение между фонемами речепроизводства и речевосприятия. Они ассоциируются с командами на исполнительные органы речи, выработанными программами реализации знаков с целью создания того или иного акустического эффекта, соответствующего необходимой фонеме речевосприятия.
Другую фонологическую теорию, промежуточную между теориями ЛФШ и МФШ, разработала, так называемая, Пражская фонологическая школа (ПФШ), возникшая в Праге одновременно с МФШ и ЛФШ трудами российских лингвистов, эмигрировавших от революции. Именно эта школа стала наиболее известно на Западе, и её виднейший представитель Николай Сергеевич Трубецкой считается основателем и классиком мировой фонологии. Аналогично Аванесову Трубецкой различает в составе слова два рода звуковых единиц – фонемы и архифонемы. Архифонемы выступают в тех случаях, когда условия речевой цепи не дают возможности распознать, какая именно фонема речепризводства явилась основанием для появления данного звука. Понятие архифонемы, по существу, совпадает с понятием слабой фонемы Аванесова. Другое истолкование явлению нейтрализации различий фонем в речевой цепи дал московский фонолог Пётр Савич Кузнецов в концепции гиперфонемы. Гиперфонема представляет собой множество всех фонем, которые могут дать данный звук. Такая единица с точки зрения устройства языкового механизма соответствует выработке системы гипотез относительно сопоставления воспринятой слухом цепочки фонем речевосприятия тому или иному знаку (слову), представленному в памяти цепочкой фонем речепроизводства.
Таким образом мы видим, что теории разных школ являются не конкурирующими, не противоречащими друг другу описаниями одного и того же явления, а дополнительными друг к другу свидетельствами о разных процессах и единицах языкового механизма, ровно необходимыми компонентами теории языка.
Попытку объединить эти теории на чисто лингвистической основе предпринял представитель МФШ – Михаил Викторович Панов, который построил описание разных сторон русской фонетики с позиции разных фонологических школ. Фонемы речепроизводства он назвал парадигмофонемами, поскольку их выявление, как мы видели, основывается на рассмотрении парадигм словоизменения, то есть совокупности словоизменительных форм. Фонемы речевосприятия по аналогии можно назвать синтагмофонемами, поскольку их анализ, как мы также видели, основан на рассмотрении цепочек (синтагм) звуков в речевых реализациях языковых знаков. Но для Панова фонемы речевосприятия остались вне фонологической теории простыми звукотипами, объединёнными физическим сходством, хотя это, как мы видели, не вполне корректно. А термин «синтагмофонема» он оставил за концепцией слабых фонем. "( http://systemling.narod.ru/general/Lect09.htm )

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль »

Рязанцев:Система в фонологии все таки есть
      Спасибо, это очень интересно!
      Фонема речевосприятия, фонема речепроизводства, слабая фонема Аванесова, архифонема Трубецкого, гиперфонема Кузнецова — множество понятий, но ни одного конкретного качества! Всё слова, слова, слова...
      Возьмём простенький пример. Протон и позитрон, положительно заряженные частицы, спин 1/2... Но немедленно станет ясным различие, когда мы укажем массу частицы. Вот так бы и в фонетике-фонологии!

Аватара пользователя
Дарья Александровна
-
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 2691
Зарегистрирован: 03.09.2012
Лучшие Ответы: 2
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Откуда: Томск
Возраст: 44
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Дарья Александровна »

Анатоль:Вот так бы и в фонетике-фонологии!
примерно так и есть
Берегитесь людей, которые используют Ё на клавиатуре. Если они до нее добрались, то и до вас доберутся!

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль »

Дарья Александровна:примерно так и есть
      О фонемах много было разговоров на разных ветках. Но, простите, чётких критериев, таких, что можно попробовать "на вкус" — мне не попадалось. Чем — конкретно, не словами! — отличается, например, "слабая фонема" от других?

Рязанцев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 373
Зарегистрирован: 06.07.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: механик
Откуда: Тюмень
Возраст: 72
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Рязанцев »

Согласно сведений из энциклопедической статьи проблемы решаются (я привел только начало статьи). Однако, проблемы есть, и об этом писали и пишут. ( В. Б. Касевич, "Фонологические проблемы общего и восточного языкознания", «Наука», Москва 1983).

"Фонология (от греч. phone – звук и ...логия), раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем). Ф. отличается от фонетики тем, что в центре её внимания находятся не сами звуки как физическая данность, а та роль (функция), которую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц – морфем, слов. Поэтому Ф. иногда называют функциональной фонетикой. Соотношение Ф. и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений; фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Основной единицей Ф. является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка (фонологическую парадигматику). Описание системы фонем предполагает использование терминов различительных признаков (РП), служащих основанием противопоставления фонем. РП формулируются как обобщение артикуляционных и акустических свойств звуков, реализующих ту или иную фонему (глухость – звонкость, открытость – закрытость и т.п.). Важнейшим понятием Ф. является понятие позиции (см. Позиция фонологическая), которое позволяет описать фонологическую синтагматику, т. е. правила реализации фонем в различных условиях их встречаемости в речевой последовательности и, в частности, правила нейтрализации фонемных противопоставлений и позиционной вариативности фонем." (http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD% ... %B8%D1%8F/ )

"В последние десятилетия наблюдалось особенно бурное развитие как теоретических, так и экспериментальных исследований в области фонологии. Но накопленный концептуальный и экспериментальный материал еще не привел к созданию общепринятой теоретической платформы. Одни направления приняли своего рода эзотерический характер с не всегда ясно сформулированными, но известными всем адептам «глубинными» принципами, с собственным языком1. Другие, углубляясь в разработку эксперимента и множа опытные данные, отодвигают на задний план вопросы теории, которая объясняла бы эти данные2.
Предлагаемую вниманию читателя работу можно было бы назвать «Введение в логику и психологию фонологических единиц». Настоящее исследование преследует цель выяснить, какое место в общем описании языка занимают фонологические единицы, как они соотносятся друг с другом и с другими единицами, а также каким образом исследователь-фонолог строит свою теорию. Отсюда — логика фонологических единиц. Одновременно предполагается, что лингвистическая теория должна как-то соотноситься со структурой деятельности человека, говорящего и понимающего речь, а изучение этого аспекта невозможно без обращения к психологии. Отсюда — психология фонологических единиц. Столь гетерогенный комплекс проблем может быть исследован лишь в предварительном порядке (тем более что автор — не логик, не психолог, а лингвист). Поэтому мы и говорим о работе как о «введении» в изучение означенных проблем." ( http://lib.znate.ru/docs/index-39247.html )

Аватара пользователя
bav005
поэт-прозаик
поэт-прозаик
Сообщений в теме: 36
Всего сообщений: 248
Зарегистрирован: 19.11.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель класса баяна в ДШИ
Откуда: Россия, Тула
Возраст: 68
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение bav005 »

Рязанцев:"С течением времени, однако, преимущественно в недрах Московской школы, возобладала тенденция всестороннего обсуждения проблем и синтеза фонологических теорий.
Уважаемый коллега.

Об основных достижениях московской фонологической школы смотреть в моих комментариях от (11 ноя 2013, 10:33) К вопросу об основных недостатках теоретической концепции Московской фонологической школы
Если Вам этого недостаточно, то при наличии у меня свободного времени могу подробно разжевать каждый пункт...
Рязанцев:Попытку объединить эти теории на чисто лингвистической основе предпринял представитель МФШ – Михаил Викторович Панов, который построил описание разных сторон русской фонетики с позиции разных фонологических школ.
Кретов А.А.: «М.В. Панов, обнаружив принципиальную несводимость синтагмо- и парадигмо-фонем, обнаружил серьезнейшую трещину в здании МФШ, прошедшую через сердце фонолога...» (http://www.bestreferat.ru/referat-89661.html ).

И т.д., и т.п.
Время, несмотря ни на что, рано или поздно всё-всё-всё расставит на свои законные места. Но очень хотелось бы, чтобы рано...

С уважением - Александр Белоусов http://bav005.ru/

Аватара пользователя
Дарья Александровна
-
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 2691
Зарегистрирован: 03.09.2012
Лучшие Ответы: 2
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Откуда: Томск
Возраст: 44
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Дарья Александровна »

Анатоль: О фонемах много было разговоров на разных ветках. Но, простите, чётких критериев, таких, что можно попробовать "на вкус" — мне не попадалось. Чем — конкретно, не словами! — отличается, например, "слабая фонема" от других?
слабостью
Берегитесь людей, которые используют Ё на клавиатуре. Если они до нее добрались, то и до вас доберутся!

Рязанцев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 373
Зарегистрирован: 06.07.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: механик
Откуда: Тюмень
Возраст: 72
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Рязанцев »

Когда начинают обсуждать древних философов и их точки зрения по отдельности, то сама философия отодвигается на второй план (умирает). Надо находить общее и пытаться продвинуться дальше. МФШ и ЛФШ по отдельности это уже, наверно, история, а не лингвистика, хотя, если исходные позиции окажутся неверны, то продвижения не будет.

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль »

Рязанцев:Надо находить общее и пытаться продвинуться дальше.
      Всё правильно. Какие конкретно шаги надо сделать в первую очередь?

Аватара пользователя
bav005
поэт-прозаик
поэт-прозаик
Сообщений в теме: 36
Всего сообщений: 248
Зарегистрирован: 19.11.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель класса баяна в ДШИ
Откуда: Россия, Тула
Возраст: 68
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение bav005 »

Анатоль: О фонемах много было разговоров на разных ветках. Но, простите, чётких критериев, таких, что можно попробовать "на вкус" — мне не попадалось. Чем — конкретно, не словами! — отличается, например, "слабая фонема" от других?
Уважаемый Анатоль.

Доминирующие современные теории утверждают, что в первом предударном слоге гласная фонема после твёрдой согласной может быть противопоставлена только двум гласным фонемам. Поэтому считается, что её различительная сила меньше, чем у гласной, которая находится в ударной позиции и которая может противопоставляться четырём гласным. Соответственно различительная сила фонемы во втором случае будет больше. Отсюда все гласные в предударном слоге некоторые фонологи называют слабыми фонемами, а в ударном – сильными. Например, в случаях типа душА <у> - слабая фонема, а <А> - сильная... Куда же ещё конкретнее???
Время, несмотря ни на что, рано или поздно всё-всё-всё расставит на свои законные места. Но очень хотелось бы, чтобы рано...

С уважением - Александр Белоусов http://bav005.ru/

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль »

bav005: ... её различительная сила меньше, чем у гласной, которая находится в ударной позиции и которая может противопоставляться четырём гласным. Соответственно различительная сила фонемы во втором случае будет больше... Куда же ещё конкретнее???
.
      Куда ещё конкретнее? Пожалуйста! Как и в каких единицах оценить различительную силу (заведомо ясно, что не в децибелах!)?

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Что такое фонема
    Tomek » 19 сен 2016, 08:24 » в форуме Фонетика и орфоэпия
    23 Ответы
    7643 Просмотры
    Последнее сообщение Розен
    04 дек 2016, 17:44
  • что такое маленькая туфля, наивно и нежно обнимавшая ее?2016-6-6 10:10:50 что такое маленькая т
    Тамара Цзи » 06 июн 2016, 05:13 » в форуме Новые отрасли лингвистики
    1 Ответы
    838 Просмотры
    Последнее сообщение Завада
    06 июн 2016, 10:46
  • Что такое?
    Александр5 » 28 фев 2011, 19:40 » в форуме Помощь знатоков
    2 Ответы
    817 Просмотры
    Последнее сообщение ИИИ
    01 мар 2011, 21:36
  • Что такое - Бог?
    Андрей Львович » 19 фев 2018, 22:42 » в форуме Этимология
    25 Ответы
    6928 Просмотры
    Последнее сообщение Рязанцев
    01 апр 2018, 11:30
  • Что такое зыбь
    tnaia » 20 май 2013, 05:51 » в форуме Этимология
    0 Ответы
    1283 Просмотры
    Последнее сообщение tnaia
    20 май 2013, 05:51