Фонетика и орфоэпияЧто такое ФОНЕМА?

Фонетика — раздел науки, изучающий звуковой строй языка. Основные единицы фонетики — звук, слог. Практическое применение фонетика находит в орфоэпии — науке о правильном произношении

Модератор: Дарья Александровна

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль »

bav005:Ультразвук – в переводе с русского на русский означает то, что находится за пределами истинного звука, буквально: по ту сторону звука!!!
      Небольшая ошибка! Не за пределами истинного звука, а (по Вики):
Ультразву́к — упругие колебания в среде с частотой за пределом слышимости человека.
      Точно так же "инфразвук" (от лат. infra — ниже, под) вовсе не означает "под звуком", т. е. опять за пределами "истинного звука"! Просто частота ниже!
      Неужели не видна нелогичность: звук - колебания с частотой от F1 до F2, а с частотой меньшей F1 или большей F2 - уже не звук!

Реклама
Аватара пользователя
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 37
Всего сообщений: 1291
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение ALNY »

Из сказанного выше вывод однозначен: вот что мы назовём звуком, то им и будет. Закон селёдки. Ещё раз о важности чёткой и сбалансированной системы определений. В частности, в лингвистике не имеет смысла говорить о звуке, который "где-то там" существует. Этим пусть физики занимаются. Более того, лингвистику интересуют не все звуки, которые доступны человеческому уху, а только их малая часть - некое подмножество. Как дать корректное определение этому подмножеству?.. Желательно, не противоречащее физическому, более общему, пониманию.

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль »

ALNY:лингвистику интересуют не все звуки, которые доступны человеческому уху, а только их малая часть - некое подмножество.
      Да, это справедливо, надо отделить мух от котлет! Трудности возникают, когда мы используем один и тот же термин "звук" в различных областях. Выход простой, и нормативные документы это позволяют: указать область, в которой мы используем термин. ЗВУК (физика) - одно определение, ЗВУК (фонетика) - другое. Причём во втором случае явно может быть множественное число. Не превращается ли в этом случае "звук" в "фонему"?

Аватара пользователя
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 37
Всего сообщений: 1291
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение ALNY »

Анатоль:Причём во втором случае явно может быть множественное число. Не превращается ли в этом случае "звук" в "фонему"?
Я предполагаю, что не совсем так. "Фонема", как мне кажется, это какой-то "усредненный" или "эталонный" звук (или подмножество звуков). Звук (речи) - более общее понятие. Один человек сипит, другой шепелявит или картавит, у третьего зубов не хватает - они все издают разные звуки. Но что-то общее позволяет определить: вот это он "д" сказал, а это - "а". А вместе - это знак согласия - слово ДА... Фонемы - это некий конечный набор звуков языка, к которым мы сводим то бесконечное разнообразие, которое мы слышим в действительности.
Но... тут надо ковыряться, а я не спец. А Фантазёр куда-то исчез... :( И мы застряли на понятии СЛОВО, не зная, имеет ли смысл двигаться дальше или надо возвращаться к понятию ЯЗЫК, или ещё как...

Аватара пользователя
bav005
поэт-прозаик
поэт-прозаик
Сообщений в теме: 36
Всего сообщений: 248
Зарегистрирован: 19.11.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель класса баяна в ДШИ
Откуда: Россия, Тула
Возраст: 68
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение bav005 »

Уважаемый Анатоль.

Я не понимаю: Вы то ли нарочно, то ли специально...
Анатоль:Неужели не видна нелогичность: звук - колебания с частотой от F1 до F2, а с частотой меньшей F1 или большей F2 - уже не звук!
Неужели не видна нелогичность ваших рассуждений.
Допустим, человек стоит на самом краю крыши девятиэтажного дома. Всего полшага вперед... Что же? Он по вашему перестал стоять на самом краю крыши?

Примерно то же самое будет и со звуком! В итоге звук – это то, что мы слышим. А то, что мы не слышим, – звуком уже не является...
Анатоль: Небольшая ошибка! Не за пределами истинного звука, а (по Вики):
Ультразву́к — упругие колебания в среде с частотой за пределом слышимости человека.
Допустим, что существует некое определение понятия звук.

Далее в БСЭ находим: «Ультра... (от лат. ultra — сверх, за пределами, по ту сторону), часть сложных слов, означающая: находящийся за пределами (по количественным или качественным признакам), крайний (соответствует русскому "сверх"), например ультразвук, ультракороткие волны...»

Для меня очевидно, что ультразвук – это самый настоящий «говорящий» термин, который обозначает нечто такое, что находится за пределами упомянутого определения. Что нам вполне внятно разжёвывает БСЭ.

Ультразвуковые колебания действительно существуют, а ультразвукового звука нет и быть не может.
Аналогично ультрафиолетовое излучение существует, а ультрафиолетового цвета нет!!!

Сожалею, но мне по этому поводу добавить больше нечего...
Время, несмотря ни на что, рано или поздно всё-всё-всё расставит на свои законные места. Но очень хотелось бы, чтобы рано...

С уважением - Александр Белоусов http://bav005.ru/

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль »

bav005:ультразвукового звука нет и быть не может
     Ещё раз прошу, обратите, пожалуйста, внимание, на то, что звук определяется как в широком смысле (акустика), так и в узком (фонетика, что, собственно, нас в данной теме и интересует). Ну не отучите Вы акустиков от использования термина "звук"!
      Просто дальше надо определить ЗВУК (фонетика) - ... Так что лучше направьте Вашу энергию на определение звука в узком, фонетическом смысле! :-))

Рязанцев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 373
Зарегистрирован: 06.07.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: механик
Откуда: Тюмень
Возраст: 72
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Рязанцев »

Вот энциклопедическое определение термина "звук". Для лингвистики оно мало подходит (звук-элемент речи). Об этом можно судить хотя бы по набору звуков английского языка, хотя энциклопедическое определение включается на подсознательном уровне (колебания должны быть и принимающий должен иметь возможность их слышать). В дифтонге не допуская их раздельного произношения выделяют ядро и вторую часть.
Для глухонемых (и сигнальщиков) способ общения несколько другой.

"Звук-упругие колебания, распространяющиеся в газообразной, жидкой или твердой среде, которые, воздействуя на слуховой анализатор, вызывают слуховые ощущения." (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medi ... 1%83%D0%BA ).

"Звук [ ei ] – дифтонг, т.е. неделимый звук. Ядро дифтонга – гласный [ e ]. После произнесения ядра язык делает лёгкое движение вверх в направлении звука [ i ], не достигая его полного образования. В русском языке такого звука нет. Чёткого произнесения второй части дифтонга не допускается." (http://to-speech.com/proiznoshenie/ )

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль »

Рязанцев:Звук-упругие колебания, распространяющиеся в газообразной, жидкой или твердой среде, которые, воздействуя на слуховой анализатор, вызывают слуховые ощущения.
       Интересно, как твёрдая среда может воздействовать на слуховой анализатор?
       За исключением этой неточности, можно было бы определение принять для звука в узком смысле. Конечно, неясно, что такое слуховые ощущения. Да и слуховой анализатор под вопросом. А если звук воздействует на микрофон? Он является слуховым анализатором? Определение БСЭ вызывает меньше вопросов.

Аватара пользователя
РМЛ
поэт не про заек
поэт не про заек
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 143
Зарегистрирован: 14.11.2010
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: химик
Откуда: Пермь
Возраст: 62
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение РМЛ »

Анатоль: Ещё раз прошу, обратите, пожалуйста, внимание, на то, что звук определяется как в широком смысле (акустика), так и в узком (фонетика, что, собственно, нас в данной теме и интересует). Ну не отучите Вы акустиков от использования термина "звук"!
+100
Кроме того, ультразвук и инфразвук слышат многие живые существа. Нечеловеческая фонетика :)

Аватара пользователя
bav005
поэт-прозаик
поэт-прозаик
Сообщений в теме: 36
Всего сообщений: 248
Зарегистрирован: 19.11.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель класса баяна в ДШИ
Откуда: Россия, Тула
Возраст: 68
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение bav005 »

РМЛ:Кроме того, ультразвук и инфразвук слышат многие живые существа. Нечеловеческая фонетика
Уважаемый РМЛ.

Ваше замечание невероятно любопытно. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что мы и малейшего понятия не имеем: слышат ли, например, летучие мыши ультразвук или видят его???
Время, несмотря ни на что, рано или поздно всё-всё-всё расставит на свои законные места. Но очень хотелось бы, чтобы рано...

С уважением - Александр Белоусов http://bav005.ru/

Аватара пользователя
РМЛ
поэт не про заек
поэт не про заек
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 143
Зарегистрирован: 14.11.2010
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: химик
Откуда: Пермь
Возраст: 62
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение РМЛ »

bav005:Но весь парадокс как раз и заключается в том, что мы и малейшего понятия не имеем: слышат ли, например, летучие мыши ультразвук или видят его??
Уважаемый bav005!
Я не биолог, но:
В момент испускания разведывательных ультразвуков мышцы в ушах летучих мышей закрывают ушные раковины для предотвращения повреждения слухового аппарата.
Во время полёта летучие мыши поют песни, используя сложные сочетания слогов, на высоких частотах. Они создают ультразвуковые волны от 40 до 100 кГц. Зов бразильского складчатогуба включает от 15 до 20 слогов.
Wikipedia®

Аватара пользователя
bav005
поэт-прозаик
поэт-прозаик
Сообщений в теме: 36
Всего сообщений: 248
Зарегистрирован: 19.11.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель класса баяна в ДШИ
Откуда: Россия, Тула
Возраст: 68
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение bav005 »

РМЛ:Во время полёта летучие мыши поют песни, используя сложные сочетания слогов, на высоких частотах. Они создают ультразвуковые волны от 40 до 100 кГц.
Уважаемый РМЛ

Сама наша дискуссия с Вами как раз и является яркой иллюстрацией того, что цвет, запах, звук, вкус – это явления сугубо субъективные.

Если Вы слышите «песни» летучих мышей, значит, это ощущение и будет тем самым звуком... Если же Вы их не слышите, не видите, не нюхаете и т.п., то это будет всего лишь дискуссия абсолютно слепых от рождения людей по поводу, например, качества радуги, возникшей после летнего дождя...

Даже про цвет, который большинство из нас способны воспринимать, наша уважаемая Вики пишет: «Одни и те же световые воздействия могут вызвать разные ощущения у разных людей. И для каждого из них цвет будет разным. Отсюда следует что споры "какой цвет на самом деле" бессмысленны, поскольку для каждого наблюдателя истинный цвет — тот, который видит он сам...»

И в этой нашей абсолютно безосновательной дискуссии имеет место гораздо большая вероятность того, что летучие мыши «поют» совсем не для своего удовольствия, а чтобы произвести локацию окружающего их пространства. А все приборы, сконструированные по аналогичному принципу, например, гидролокаторы, (насколько я знаю) на выходе дают именно изображение, в частности, рельефа морского дна... Впрочем, в этом вопросе я могу глубоко ошибаться...
Время, несмотря ни на что, рано или поздно всё-всё-всё расставит на свои законные места. Но очень хотелось бы, чтобы рано...

С уважением - Александр Белоусов http://bav005.ru/

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль »

bav005:гидролокаторы, (насколько я знаю) на выходе дают именно изображение, в частности, рельефа морского дна...
      То, что даётся у приборов на выходе, зависит от интересов соответствующего сотрудника. Это может быть изображение, это может быть цифровой массив.
      Мне приходилось участвовать в комплексных исследованиях в океане. Магнитное поле, глубина дна, глубина лежащих ниже поверхностей (по сейсмическим данным), и даже сила тяжести выдавались уже в цифровом виде, а потом ЭВМ строила комплексные графики практически в реальном времени. Но от этого физическая сущность измерений не менялась, и эхолот реагировал именно на ультразвук, а сейсмика — на слышимый звук!
      И с цветом не стоит сопоставлять. Спектр — это в музыке до, ре, ми... Красный (условно, разумеется) — до, фиолетовый — до следующей октавы. А для общения, о чём идёт речь, абсолютно безразлично, говорите ли Вы в первой октаве или в контроктаве.

Аватара пользователя
bav005
поэт-прозаик
поэт-прозаик
Сообщений в теме: 36
Всего сообщений: 248
Зарегистрирован: 19.11.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель класса баяна в ДШИ
Откуда: Россия, Тула
Возраст: 68
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение bav005 »

Анатоль:То, что даётся у приборов на выходе, зависит от интересов соответствующего сотрудника. Это может быть изображение, это может быть цифровой массив.
Уважаемый Анатоль.

Согласен. Но всё же...: «В зависимости от назначения гидролокаторы имеют разнообразные конструктивные исполнения. Напр., для дистанционного зондирования состава верхнего слоя грунта применяются системы, главными элементами которых являются гидроакустические антенны, импульсный генератор и самописец для построения графика изменения размеров зёрен грунта. Для сейсмического зондирования применяются излучающая антенна, состоящая из «воздушных пушек» и буксируемая в толще воды, и принимающая антенна в виде шланга большой длины (до 10 км) с размещёнными в нём акустическими приёмниками. Гидролокатор обзора дна представляет собой буксируемые со скоростью до 8 узлов (14.8 км/ч) системы с регистрацией данных о рельефе дна на самописце. Гидролокатор бокового обзора морского дна обеспечивает измерение характеристик придонного слоя на глубинах до 30 м. Гидроакустические навигационные системы для определения координат судна содержат цифровой гидролокатор и маяк-ответчик и обеспечивают навигационную безопасность судов, определяют характеристики морского дна, измеряют координаты подводного оборудования, обеспечивают ориентацию водолазов и т.д.» http://technoslovo.ru/entsiklopediya_te ... okator.942

Но всё же по моим представлениям гидролокаторы с самописцами являются более совершенными, чем цифровые гидролокаторы, которые помогают определять координаты объектов...
Более того, у меня есть сильное подозрение, что самописцы – это каменный век гидролокации. Мне почему-то кажется, что продвинутые современные технологии могут давать на выходе чуть ли не трёхмерное изображение...
Время, несмотря ни на что, рано или поздно всё-всё-всё расставит на свои законные места. Но очень хотелось бы, чтобы рано...

С уважением - Александр Белоусов http://bav005.ru/

Рязанцев
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 373
Зарегистрирован: 06.07.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: механик
Откуда: Тюмень
Возраст: 72
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Рязанцев »

С восприятием все не просто: формируется акустический образ звука.

"Акустический образ – это явление сознания, психофизиологический аналог (эквивалент) акустических качеств колебаний окружающей среды, возникающий в нашем сознании при их восприятии (т.е. идеален и существует только в нашем сознании). Иными словами, реально существующие и инструментально регистрируемые физические параметры колебаний окружающей среды, воспринятые слуховым анализатором, в сознании воспроизводятся элементами акустического образа. Например, амплитуда колебаний в сознании отражается (запечатлевается) как громкость, спектральная структура как тембр и т. д. Акустический образ возникает как в тех случаях, когда мы воспринимаем реальные колебания окружающей среды, создаваемые тем или иным музыкальным инструментом, так и в тех, когда мы мысленно воспроизводим звуки при их представлении и воображении.
Звук – понятие синтезированное, включающее оба понятия: «колебания окружающей среды» и их психофизиологический аналог «акустический образ».(http://otmroo.ru/node/56 )

Аватара пользователя
РМЛ
поэт не про заек
поэт не про заек
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 143
Зарегистрирован: 14.11.2010
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: химик
Откуда: Пермь
Возраст: 62
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение РМЛ »

Интересным моментом, по моему мнению, является возможность чтения по губам. Т.е. звук можно и не слышать, а лишь видеть, как он произносится.

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль »

РМЛ:возможность чтения по губам
      Да, этот момент интересный. Он зачастую помогает даже слышащим людям в случае тихого и нечёткого звука. Это можно рассматривать как промежуточный этап между обычным разговором и разговором на пальцах.
      Но я бы всё-таки не удалялся в сторону, ибо ФОНЕМА исчезает. Значит, это для другой темы.

Аватара пользователя
Дарья Александровна
-
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 2691
Зарегистрирован: 03.09.2012
Лучшие Ответы: 2
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Откуда: Томск
Возраст: 44
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Дарья Александровна »

Анатоль:Но я бы всё-таки не удалялся в сторону, ибо ФОНЕМА исчезает.
отнюдь.. возможность чтения по губам как раз подчеркивает ее основные свойства, хотя, конечно, в данном случае название выглядит некорректно
Берегитесь людей, которые используют Ё на клавиатуре. Если они до нее добрались, то и до вас доберутся!

Аватара пользователя
bav005
поэт-прозаик
поэт-прозаик
Сообщений в теме: 36
Всего сообщений: 248
Зарегистрирован: 19.11.2010
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель класса баяна в ДШИ
Откуда: Россия, Тула
Возраст: 68
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение bav005 »

Введение в дифференциалогию (комментарии): Часть 5
К вопросу о звуках речи

Предыдущая часть на странице К вопросу об определении понятия звук (14 дек 2013, 08:52)

Когда на Форуме любителей русской словесности автор настоящих комментариев задал практически детский вопрос: «А какой символ на письме отображает звук [а] в слове ВОЛЫ?», – то крутые любители словесности, знатоки лингвистики и прочих естественных и противоестественных наук, самые профессиональные профессионалы и все те, кто слыхивал про слово «фонема» (и при любом удобном и неудобном случае не упускают возможности козырнуть знанием этого модного в языкознании термина), попытались по-дружески открыть ему глаза на его глубочайшее заблуждение...

По их категоричному мнению никакого гласного звука в первом слоге слова ВОЛЫ нет и быть не может. В этом случае имеет место фонема <о>, которая реализуется своим позиционным вариантом (вариантом фонемы)... В результате данной точки зрения получается, что то ли в языковой, то ли в речевой деятельности (то ли и тут, и там одновременно) нет вообще никаких звуков, а имеют место исключительно только фонемы и их позиционные варианты (понять бы ещё, что всё сие означает...) Использование же термина звук речи – это полная некомпетентность, теоретическая безграмотность, дурной тон и просто «отстой»...

Вполне естественно, что автор, будучи совершенно непрофессиональным непрофессионалом (преподавателем класса баяна в детской школе искусств), был глубоко озадачен проблемой: а существуют ли вообще в языковой деятельности какие-либо звуки или нет???

Конечно, практика нам подсказывает, что всё то, что мы слышим, является именно звуком, а мы-то ведь слышим устную речь! Не так ли??? Но... Ведь ещё не дремлют и хитромудрые теоретики, излюбленным занятием которых является постановка любого очевиднейшего факта с ног на голову! Поэтому у нас возникла непреодолимая потребность срочно окунуться в источник знаний...

Давайте попробуем вместе окунуться, например, в Словарь литературных терминов:
«АКАНЬЕ. Особенность произношения белорусск. яз., южновеликорусск. наречия и средневеликорус. говоров, состоящая в совпадении неударяемых звуков, обознач. буквами а, о» /2/.

В другом источнике (ГРАМОТА.РУ) разъясняется:
«Аканье – это неразличение о и а безударном положении, совпадение их в одном звуке (в транскрипции он может обозначаться знаком [а] (безударный) или [Λ] – «крышечкой»); слова сома и сама при акающем произношении будут звучать одинаково: [сама]...» /10/.

Из приведённых цитат вытекает, что звуки речи вроде бы как бы и существуют...
Всё же для большей достоверности добытых нами сведений обратимся к тому разъяснению, которое в результатах поиска все поисковики ставят на одно из самых высоких мест!!! Величайший аноним современности – Википедия – увещевает своих читателей:
«А́канье — неразличение гласных [о] и [а] в безударных слогах...
В русском языке аканье понимается как в широком смысле — неразличение гласных фонем неверхнего подъёма в безударных слогах, так и в узком смысле — неразличение гласных /о/ и /а/ в безударном положении после твёрдых согласных при совпадении их в части позиций в звуке [а]...» /1/.

Именно на последнем примере почитатели данной энциклопедии могут воочию убедиться к чему обычно приводит не только коллективное творчество анонимных авторов, но и бездумное копирование словарных статей!!!

Так, во-первых, для нас совершенно очевидно, что первую строчку в приведённой цитате писал один аноним, а вторую – совершенно другой, ибо в первом высказывании говориться, что «аканье – неразличение гласных [о] и [а]» (а таким образом в фонетике и фонологии обозначаются именно звуки речи), во втором же – аканье – «неразличение гласных фонем... /о/ и /а/». Но даже нам – самым непрофессиональным непрофессионалам – прекрасно известно, что те великие спецы, которые ведают о существовании фонемы, полагают, что звуки речи и фонемы – это абсолютно разные понятия!!! Ну, не зря же они всё на том же форуме упрекают друг друга в том, что некто путает понятие звук речи и понятие фонема). К сожалению, подобная путаница имеет место и на данной странице Википедии в версии статьи от 22.12.2013...

Во-вторых, автор настоящих комментариев пока не встречал таких людей, которые бы не различали звуки [о] и [а] в предударных слогах слов типа с[о]мА – с[а]мА. Любой здравомыслящий носитель русского языка, проживающий в абсолютно акающем регионе, даже в состоянии сильнейшего подпития без труда различит, а затем свободно разъяснит: в каком случае имеет место звук [о], а в каком – [а].

В-третьих, если аканье – неразличение гласных [о] и [а] в безударных слогах, то в противоположность этому оканье – различение. Таким образом, в структуру оканья попадают и случаи типа с[о]мА, и случаи типа с[а]мА. Однако при этом автор настоящих комментариев ни коим образом не может смириться с тем, что в каких-то говорах явно отличаемый от [о] звук [а], в безударных слогах в случаях типа самА будет именно тем самым оканьем!!!

В-четвёртых, если аканье – некое неразличение фонем, то чем же в таком случае будет являться нейтрализация фонем <о> и <а>? Так вот. Уважаемые знатоки, слышавшие о существовании фонемы, нейтрализация – это и есть неразличение каких-то признаков, в результате приводящее к неразличению фонем. Панов М.В.: «Нейтрализацией называется неразличение нескольких фонем в определённой позиции» /9, 83/. Аканье же – всего лишь одно из следствий данного фонологического процесса...

В-пятых, нам не то чтобы до конца непонятно, а совсем непонятно: чем же в реале аканье в широком смысле отличается от аканья в узком смысле???

В итоге же все перечисленные нонсенсы являются не только прямым отражением тех тенденций, которые «правят бал» в современной теоретической лингвистике, но и очередным доказательством Закона приумножения абсурда, который гласит: «Абсурд, повторяемый бесчисленное количество раз, воспринимается не как нонсенс, бредятина, чушь собачья и т.п., а как самая объективная самая истинная истина» /3/.
Абсолютно аналогичная картина имеет место и в случае тиражирования определения понятия звук /4/.

Но, несмотря на все выявленные нами ляпы, разные авторы процитированной нами статьи однозначно дают понять, что звуки речи то ли в речевой, то ли в языковой деятельности всё-таки имеют место! Однако для нас более важно не то, каким бредом потчуют своих пользователей анонимные источники, для нас первостепенное значение имеет мнение признанных авторитетов...

Один из выдающихся представителей Московской фонологической школы Михаил Викторович Панов, который обобщил все достижения этой научной концепции на современном этапе развития фонологии, утверждает: «Фонема – языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков» / 9, 81/.

То, что это совсем не единичное мнение, а базисное положение теоретической концепции Московской фонологической школы, подтверждает другой её ярчайший представитель. Леонид Леонидович Касаткин: «Фонема – языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для отождествления и различения слов и морфем» /8, 202/.

Таким образом, из высказываний видных представителей Московской фонологической школы можно сделать однозначное заключение, что то ли в языковой, то ли в речевой деятельности звуки всё-таки присутствуют...

Одно попутное замечание... Так как в структуру «московской» фонемы входят звуки речи, то какой бы словесной и терминологической паутиной представители Московской фонологической школы не обосновывали правомерность своей точки зрения, на практике получается явное усложнение ими иерархической структуры языка. Из концепции МФШ логично вытекает, что элементарные признаки входят в структуру звуков речи, звуки речи входят в структуру фонем, фонемы входят в структуру морфем, морфемы входят в структуру более крупных лингвистических единиц... А для автора настоящих комментариев – это самый настоящий перебор, то есть один из уровней подобной иерархии языковых единиц ему представляется явно избыточным... В том числе и данное обстоятельство в сочетании с другими недостатками теоретической концепции Московской фонологической школы является причиной её полного неприятия нами...

Мнение «московских» фонологов по анализируемому вопросу вроде бы нам понятно, но что же по поводу звуков речи думают представители конкурирующих концепций?

Основатель Пражской фонологической школы Николай Сергеевич Трубецкой: «Фонетику можно определить как науку о материальной стороне (звуков) человеческой речи… Звук – это воспринимаемое слухом физическое явление, и при исследовании акустической стороны речевого акта фонетист соприкасается с психологией восприятия...» /11, 18/.

«Звуки, которые являются предметом исследования фонетиста, обладают большим числом акустических и артикуляторных признаков. И все признаки существенны для исследователя, поскольку только полный учёт их позволит дать правильный ответ на вопрос о произношении того или иного звука. Но для фонолога большинство признаков совершенно несущественно, так как они не функционируют в качестве различительных признаков слов. Звуки фонетиста не совпадают поэтому с единицами фонолога. Фонолог должен принимать во внимание только то, что в составе звука несёт определённую функцию в системе языка.
Эта установка на функцию находится в самом резком противоречии с точкой зрения фонетики, которая, как говорилось выше, должна старательно исключать всякое отношение к смыслу сказанного (то есть к функции обозначающего). Это препятствует подведению фонетики и фонологии под общее понятие, несмотря на то, что обе науки не первый взгляд имеют дело с одним и тем же объектом» /11, 19/.

Именно с позиций Пражской фонологической школы можно смело говорить о звуке в широком и о звуке в узком смыслах. Звуком в широком смысле в этом случае будет звук речи, который предполагает наличие суммы несущественных и существенных признаков, которые при этом почему-то «отрываются» от конкретной языковой функции. Звуком же в узком смысле будет фонема, которая присутствует в звуке речи в виде существенных признаков, выполняющих языковую функцию.

Однако и приведённое выше мнение Н.С. Трубецкого далеко не бесспорно...
Во-первых, практически очень трудно будет отделить изучение существенных признаков от изучения несущественных, так как в звуке речи существенные признаки одновременно являются носителями несущественных, и наоборот: несущественные признаки являются носителями существенных...
Во-вторых, при подобной постановке вопроса так называемые дифференциальные признаки фонемы будут существенными, а потому их должна будет изучать фонология, а вот так называемые интегральные признаки всё той же фонемы!!! будут уже несущественными, а потому их должна изучать уже фонетика...
В-третьих, непонятно и то, почему фонетика непременно «должна старательно исключать всякое отношение к смыслу сказанного»?

Однако всё это – тема для другого разговора. Для нас же важно то, что и Н.С. Трубецкой совсем не отрицает наличие звуков речи... Но при этом предложенные им основания для отделения фонетики от фонологии нам представляются явно надуманными...

Наконец предоставляем слово виднейшему представителю Ленинградской фонологической школы. Лия Васильевна Бондарко считает: «Звуки речи являются специфической разновидностью звуков, воспринимаемых человеческим ухом...» /6, 57/.

Кстати, в большинстве учебников фонетики, наряду с определением состава фонем имеет место и классификация звуков речи... Так, один из самых авторитетных российских лингвистов Валерий Васильевич Иванов в учебнике «Современный русский язык» наряду с разделом, посвящённом систематизации фонем, вводит главу «Согласные и гласные звуки и их классификация» /7, 111 – 117/.

Из всего вышеизложенного следует:
Вывод 1.
Все доступные нам источники знаний поведали, что звуки речи реально существуют... Однако на данном этапе развития темы у нас нет никаких оснований ни для дифференциации звуков речи и фонем, ни для их отождествления.

Вывод 2.
При этом звуки речи возможно и даже необходимо отделить от всего остального океана звуков. Поэтому:
Звуки речи – это те звуки, которые используются в языковой деятельности.

Статья написана по материалам монографии «Белоусов А.В. Основы единой теории мышления. Часть I. Язык и мышление. – Тула, 2006». http://bav005.narod.ru/index1.htm

Литература

1. Аканье // Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Аканье ;
2. Аканье // Словарь литературных терминов. – http://enc-dic.com/lit/Akane-2/ ;
3. Белоусов А.В. Законы обращения абсурда. – http://bav005.narod.ru/index47.htm ;
4. Белоусов А.В. Определение понятия звук. – http://bav004.narod.ru/zametka_4.htm ;
5. Белоусов А.В. Основы единой теории мышления. Часть I. Язык и мышление. – Тула, 2006. – 864 с.;
6. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие, – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1991. – 152 с.;
7. Иванов В.В. Фонетика // Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» В 3 ч. Ч.1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Гра-фика и орфография. / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – С. 108 – 178;
8. Касаткин Л.Л. Фонетика // Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного рус-ского литературного языка. Фонетика. Графика и орфография / Л.Л. Касаткин, Л.П. Крысин, М.Р. Львов, Т.Г. Терехова; Под ред. Л.Ю. Максимова. – М.: Про-свещение, 1989. – С. 172 – 236;
9. Панов М.В. Фонетика // Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др.; Под ред. Белошапковой В.А. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1989. С. 40 – 121;
10. РАЗЛИЧИЕ ИЛИ СОВПАДЕНИЕ о И а В ПРЕДУДАРНЫХ СЛОГАХ ПОСЛЕ ТВЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ (ОКАНЬЕ И АКАНЬЕ) // ГРАМОТА.РУ. – http://www.gramota.ru/book/village/map12.html ;
11. Трубецкой Н.С. Основы фонологии / Пер. с нем. А.А. Холодовича; Под ред. С.Д. Кацнельсона. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 352 с.
Время, несмотря ни на что, рано или поздно всё-всё-всё расставит на свои законные места. Но очень хотелось бы, чтобы рано...

С уважением - Александр Белоусов http://bav005.ru/

Аватара пользователя
Анатоль
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 84
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва
 Re: Что такое ФОНЕМА?

Сообщение Анатоль »

bav005: Однако на данном этапе развития темы у нас нет никаких оснований ни для дифференциации звуков речи и фонем, ни для их отождествления.
      Возможно. Но тогда во весь рост встаёт необходимость физических экспериментов!

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Что такое фонема
    Tomek » 19 сен 2016, 08:24 » в форуме Фонетика и орфоэпия
    23 Ответы
    7643 Просмотры
    Последнее сообщение Розен
    04 дек 2016, 17:44
  • что такое маленькая туфля, наивно и нежно обнимавшая ее?2016-6-6 10:10:50 что такое маленькая т
    Тамара Цзи » 06 июн 2016, 05:13 » в форуме Новые отрасли лингвистики
    1 Ответы
    838 Просмотры
    Последнее сообщение Завада
    06 июн 2016, 10:46
  • Что такое?
    Александр5 » 28 фев 2011, 19:40 » в форуме Помощь знатоков
    2 Ответы
    817 Просмотры
    Последнее сообщение ИИИ
    01 мар 2011, 21:36
  • Что такое - Бог?
    Андрей Львович » 19 фев 2018, 22:42 » в форуме Этимология
    25 Ответы
    6928 Просмотры
    Последнее сообщение Рязанцев
    01 апр 2018, 11:30
  • Что такое зыбь
    tnaia » 20 май 2013, 05:51 » в форуме Этимология
    0 Ответы
    1283 Просмотры
    Последнее сообщение tnaia
    20 май 2013, 05:51