Методические материалы ⇒ Солженицын в школе
-
Автор темыЕлена
- -
- Сообщений в теме: 22
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Солженицын в школе
Вдова знаменитого писателя Александра Солженицына Наталья Солженицына подготовила к изданию сокращенный вариант романа "Архипелаг ГУЛАГ". Специально для школьников текст четырехтомника сократили аж в пять раз, передает ИТАР-ТАСС.
http://www.newsru.com/cinema/26oct2010/gulag.html
Издана версия "Архипелага ГУЛАГ" Александра Солженицына, сокращенная специально для школьной программы более чем в четыре раза, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на вдову писателя Наталью Солженицыну. По ее словам, сокращенную версию "Архипелага ГУЛАГ" будут изучать в конце 11 класса.
Солженицына рассказала, что "вся структура и архитектура книги сохранена, это не набор отдельных эпизодов и фрагментов, а последовательное непрерывное повествование". "Конечно, цельность и сила полностью присутствуют в исходной книге. Но я старалась сделать все, что от меня зависело, чтобы сила и свет в книге остались", - подчеркнула вдова писателя.
Добавлено спустя 8 минут 38 секунд:
Может, кто-то давал Солженицына? Получается ли? Как ученики воспринимают?
http://www.newsru.com/cinema/26oct2010/gulag.html
Издана версия "Архипелага ГУЛАГ" Александра Солженицына, сокращенная специально для школьной программы более чем в четыре раза, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на вдову писателя Наталью Солженицыну. По ее словам, сокращенную версию "Архипелага ГУЛАГ" будут изучать в конце 11 класса.
Солженицына рассказала, что "вся структура и архитектура книги сохранена, это не набор отдельных эпизодов и фрагментов, а последовательное непрерывное повествование". "Конечно, цельность и сила полностью присутствуют в исходной книге. Но я старалась сделать все, что от меня зависело, чтобы сила и свет в книге остались", - подчеркнула вдова писателя.
Добавлено спустя 8 минут 38 секунд:
Может, кто-то давал Солженицына? Получается ли? Как ученики воспринимают?
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
- по чётным - академик
- Сообщений в теме: 7
- Всего сообщений: 1123
- Зарегистрирован: 27.03.2009
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: преподаватель русского языка и литературы
- Откуда: Москва
Re: Солженицын в школе
Сейчас в ЕГЭ по литературе "Матрёнин двор" и "Один день Ивана Денисовича".
Но в целом литературу воспринимают как тяжкую (и ненужную) повинность.
Но в целом литературу воспринимают как тяжкую (и ненужную) повинность.
-
- Гениалиссимус
- Сообщений в теме: 6
- Всего сообщений: 7810
- Зарегистрирован: 27.09.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Минск, Беларусь
- Возраст: 64
Re: Солженицын в школе
А нужен ли "Архипелаг..." в школьной программе? Все-таки это не художественное произведение...
-
- ВПЗР
- Сообщений в теме: 1
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 58
Re: Солженицын в школе
На мой взгляд, Солженицын вообще не нужен в школьной программе. Слог очень тяжёлый.
-
Автор темыЕлена
- -
- Сообщений в теме: 22
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Солженицын в школе
Т.е. "Архипелага" нет?Анча:"Матрёнин двор" и "Один день Ивана Денисовича".
Учебный предмет?Анча: в целом литературу воспринимают как тяжкую (и ненужную) повинность.
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
Автор темыЕлена
- -
- Сообщений в теме: 22
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Солженицын в школе
Думаю, это связано с хорошей работой СМИ, с тем, что читающих и вдумчивых людей всё меньше, что популярность чтения вообще падает.
Но Школе юного филолога в МГУ, в РГГУ и других гуманитарных вузах, факультетах, на занятиях в Литературном музее и т.д. такой явной тенденции нет. Хотя русский язык как предмет у учащихся имеет большую мотивировку, нежели литература. С другой стороны, так было всегда. Мне кажется, что проблема ещё в учителях и в процессе преподавания: хороших словесников (литераторов) в школах почти нет, а само преподавание свелось к сюжету и литературоведению.
Добавлено спустя 4 минуты 44 секунды:
Но Школе юного филолога в МГУ, в РГГУ и других гуманитарных вузах, факультетах, на занятиях в Литературном музее и т.д. такой явной тенденции нет. Хотя русский язык как предмет у учащихся имеет большую мотивировку, нежели литература. С другой стороны, так было всегда. Мне кажется, что проблема ещё в учителях и в процессе преподавания: хороших словесников (литераторов) в школах почти нет, а само преподавание свелось к сюжету и литературоведению.
Добавлено спустя 4 минуты 44 секунды:
Слог тяжёл и у Платонова, и у Толстого, и у Набокова... В общем, в этом смысле Солженицын не одинок.Dimon:Слог очень тяжёлый.
Не готова сейчас ответить...сама в раздумьях. Но здесь можно ведь и Солженицына дать не только в рамке курса именно литературы, и в литературе дать не только художественное произведение. Вопрос смысла.vadim_i_z:А нужен ли "Архипелаг..." в школьной программе?
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
- по чётным - академик
- Сообщений в теме: 7
- Всего сообщений: 1123
- Зарегистрирован: 27.03.2009
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: преподаватель русского языка и литературы
- Откуда: Москва
Re: Солженицын в школе
Раньше литература была всё-таки нужнее, так как писали сочинение.
А сейчас литературу как обязательный экзамен не сдают. Сдают литературу художники, актёры... и ещё не знаю кто.
А сейчас литературу как обязательный экзамен не сдают. Сдают литературу художники, актёры... и ещё не знаю кто.
-
Автор темыЕлена
- -
- Сообщений в теме: 22
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Солженицын в школе
Да, это правда.Анча:Раньше литература была всё-таки нужнее, так как писали сочинение.
По большей частью, кто в гуманитарии идёт (культурологи, искусствоведы, будущие учителя, музейные работники и т.д.).Анча:Сдают литературу художники, актёры... и ещё не знаю кто.
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
Автор темыЕлена
- -
- Сообщений в теме: 22
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Солженицын в школе
Всё верно. Но вопрос ведь не только в том, что нужно сдавать, а зачем вообще нужна литература и чем читающий человек отличается от нечитающего. Сейчас вопрос чтения - это не только вопрос специальности, это в том числе и вопрос образования, идеологии, психологии, лёгкости управления человеком и т.д.
Добавлено спустя 21 минуту 48 секунд:
Мне кажется, что на сегодняшний момент, в большей степени, это всё упирается в семью больше, чем в систему образования.
Если в семьях читают, ходят в музеи, обсуждают книги и занимаются этим ежедневно, то ребёнок будет читать и ценить литературу как искусство, чем бы ни занимался, ни увлекался, где бы ни учился - работал. А если ещё и учитель руку приложил своей любовью к слову, то это безусловный успех.
Но так как и в семьях сейчас читать, как и думать, некогда особенно, так как и читающие-то родители не имеют подчас возможности систематически, на протяжении многих лет, вкладывать и обсуждать, читать вслух ежедневно и т.д....плюс к этому и экзамен-то отменили.А для большинства людей нет экзамена - нет мотива изучать.
Вот и отношение к предмету. Но это массовое отношение.
На уровне учебных заведений, музеев, театров, библиотек и т.д. работа ведётся. Многие люди одержимы именно пропагандой литературы, её популяризаторством (в хорошем смысле слова).
Иногда и из деревни Пупкино какого-то района приезжают учиться начитанные, образованные, глубокие умнички. В городе (тем более, в Москве) вообще возможностей - много...Хотя использовать эти возможности, взять то, что вполне доступно, сложно опять-таки из-за немотивированности чтения на уровне семьи и на уровне системы образования...
Ну, и т.д., и т.п.
Добавлено спустя 21 минуту 48 секунд:
Мне кажется, что на сегодняшний момент, в большей степени, это всё упирается в семью больше, чем в систему образования.
Если в семьях читают, ходят в музеи, обсуждают книги и занимаются этим ежедневно, то ребёнок будет читать и ценить литературу как искусство, чем бы ни занимался, ни увлекался, где бы ни учился - работал. А если ещё и учитель руку приложил своей любовью к слову, то это безусловный успех.
Но так как и в семьях сейчас читать, как и думать, некогда особенно, так как и читающие-то родители не имеют подчас возможности систематически, на протяжении многих лет, вкладывать и обсуждать, читать вслух ежедневно и т.д....плюс к этому и экзамен-то отменили.А для большинства людей нет экзамена - нет мотива изучать.

Вот и отношение к предмету. Но это массовое отношение.

На уровне учебных заведений, музеев, театров, библиотек и т.д. работа ведётся. Многие люди одержимы именно пропагандой литературы, её популяризаторством (в хорошем смысле слова).
Иногда и из деревни Пупкино какого-то района приезжают учиться начитанные, образованные, глубокие умнички. В городе (тем более, в Москве) вообще возможностей - много...Хотя использовать эти возможности, взять то, что вполне доступно, сложно опять-таки из-за немотивированности чтения на уровне семьи и на уровне системы образования...
Ну, и т.д., и т.п.

"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
- ВПЗР
- Сообщений в теме: 2
- Всего сообщений: 2153
- Зарегистрирован: 23.10.2009
- Образование: высшее техническое
- Профессия: бывший бич
- Откуда: Москва
Школа жизни в школе
спрошено: "А нужен ли "Архипелаг..." в школьной программе?"
Давать надо ВСЁ, как минимум то, что занимало умы и души предшествующего поколения "отцов". Ненужное отсеется само - жизнью и невостребованностью усвоенного.
Давать надо ВСЁ, как минимум то, что занимало умы и души предшествующего поколения "отцов". Ненужное отсеется само - жизнью и невостребованностью усвоенного.
-
- Гениалиссимус
- Сообщений в теме: 6
- Всего сообщений: 7810
- Зарегистрирован: 27.09.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Минск, Беларусь
- Возраст: 64
Re: Солженицын в школе
Gapon, речь идет, насколько я понимаю, о программе по литературе. А эта книга все-таки не столько художественное, сколько публицистическое произведение.
-
- ВПЗР
- Сообщений в теме: 2
- Всего сообщений: 2153
- Зарегистрирован: 23.10.2009
- Образование: высшее техническое
- Профессия: бывший бич
- Откуда: Москва
Публицистика в школе
1. Я бы назвал все же АГ произведением историческим (с оговорками и с учетом судьбы произведения и автора, шире - всего общества). В котором одно лишь сравнение условий содержания в узилище при царе и при большевиках юному уму даст много больше иных мемуаразмов иных сидельцев.
2. В свое время именно в школе мне запихали в башку фамилии Писарева, Белинского, Добролюбова (вместе со стишком о нем Коли, сына покойного Алёши про природу-мать) и попытались (вне программы кажется) окунуть в страшный сон Веры Павловны... И про "луч света в темном царстве" просветили. Потому я привычно считаю публицистичность русской лит-ры атрибутом её самоё (ха!).
3. Триады "Архипелаг ГУЛАГ" + "1984" + ВСЕ вещи Стругацких вполне достаточно для прививки юным стойкого отвращения к а) диктатуре любого идеологического окраса; б) попыткам перескочить через время для форсирования эволюции...
4. Ну и, конечно, Галича (больше чем!!!) и Высоцкого слушать в каждой муз.паузе...
2. В свое время именно в школе мне запихали в башку фамилии Писарева, Белинского, Добролюбова (вместе со стишком о нем Коли, сына покойного Алёши про природу-мать) и попытались (вне программы кажется) окунуть в страшный сон Веры Павловны... И про "луч света в темном царстве" просветили. Потому я привычно считаю публицистичность русской лит-ры атрибутом её самоё (ха!).
3. Триады "Архипелаг ГУЛАГ" + "1984" + ВСЕ вещи Стругацких вполне достаточно для прививки юным стойкого отвращения к а) диктатуре любого идеологического окраса; б) попыткам перескочить через время для форсирования эволюции...
4. Ну и, конечно, Галича (больше чем!!!) и Высоцкого слушать в каждой муз.паузе...
-
Автор темыЕлена
- -
- Сообщений в теме: 22
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Солженицын в школе
Очень понравился фильм Сокурова "Беседы с Солженицыным".
http://film.arjlover.net/info/besedy.s. ... 1.avi.html
Обязательно показывала бы отрывки ребятам на уроках. Да и не только им. Точно и тонко, по-моему, подмечены некоторые моменты не в биографии...нет...в восприятии и знании, в отношении к нему и к тому, что и как он говорит в своих статьях и книгах.
Это отношение постоянно и пропорционально, увы, незнанию того, что он пишет.
Удивило ещё и разница в личном восприятии некоторых моментов фильма: одно воспринималось когда-то, другое сейчас. Одни выводы делались тогда, иные - сейчас, да и акценты разные.
Поневоле вспоминаю слова моей мамы, что глубину или поверхностность писателя, (а заодно и свою) можно понять, периодически возвращаясь к одному и тому же через какое-то время.
http://film.arjlover.net/info/besedy.s. ... 1.avi.html
Обязательно показывала бы отрывки ребятам на уроках. Да и не только им. Точно и тонко, по-моему, подмечены некоторые моменты не в биографии...нет...в восприятии и знании, в отношении к нему и к тому, что и как он говорит в своих статьях и книгах.
Это отношение постоянно и пропорционально, увы, незнанию того, что он пишет.
Удивило ещё и разница в личном восприятии некоторых моментов фильма: одно воспринималось когда-то, другое сейчас. Одни выводы делались тогда, иные - сейчас, да и акценты разные.
Поневоле вспоминаю слова моей мамы, что глубину или поверхностность писателя, (а заодно и свою) можно понять, периодически возвращаясь к одному и тому же через какое-то время.

"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
- по чётным - академик
- Сообщений в теме: 9
- Всего сообщений: 1276
- Зарегистрирован: 19.11.2010
- Образование: среднее
- Профессия: перевариваю пищу
- Откуда: из народа
- Возраст: 110
- Контактная информация:
Re: Солженицын в школе
Солженицын в школе? Потом не удивляйтесь, что детки вырастают чёрствыми...
Обучение подобно загромождению своего шкафа чужой одеждой.
Образованные люди не ДУМАЮТ - они ЗНАЮТ.
Образованные люди не ДУМАЮТ - они ЗНАЮТ.
-
Автор темыЕлена
- -
- Сообщений в теме: 22
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Солженицын в школе
может произойти...увы....
Добавлено спустя 6 минут 57 секунд:
Тем более, что смешное количество часов, выделяемое на литературу, плюс подчас не менее смешное преподавание этого предмета вряд ли окажет такое эпохальное воздействие на душу.
Да и чёрствость задооооолго до узнавания Солженицына "сеется и прорастает".
Это от многого...даже любогоchuPC:Потом не удивляйтесь, что детки вырастают чёрствыми...

Добавлено спустя 6 минут 57 секунд:
Тем более, что смешное количество часов, выделяемое на литературу, плюс подчас не менее смешное преподавание этого предмета вряд ли окажет такое эпохальное воздействие на душу.

Да и чёрствость задооооолго до узнавания Солженицына "сеется и прорастает".
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
- по чётным - академик
- Сообщений в теме: 9
- Всего сообщений: 1276
- Зарегистрирован: 19.11.2010
- Образование: среднее
- Профессия: перевариваю пищу
- Откуда: из народа
- Возраст: 110
- Контактная информация:
Re: Солженицын в школе
Литература как и другое искусство должны вдохновлять. Хороший пример - т.н. раннесоветское искусство: фильмы, книги... При всей своей наивности, сходной с анимацией Диснея, они-таки воодушевляли. Жить хотелось, и сейчас заряд чувствуется при просмотре. А сейчас? Выбросился бы из окна, да лифт не работает...
Обучение подобно загромождению своего шкафа чужой одеждой.
Образованные люди не ДУМАЮТ - они ЗНАЮТ.
Образованные люди не ДУМАЮТ - они ЗНАЮТ.
-
Автор темыЕлена
- -
- Сообщений в теме: 22
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Солженицын в школе
До этого периода Вы кого-нибудь можете привести в пример?
А, например, Булгаков, Пильняк, Зощенко, Замятин этого периода - вдохновители?chuPC:вдохновлять. Хороший пример - т.н. раннесоветское искусство
До этого периода Вы кого-нибудь можете привести в пример?
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
- по чётным - академик
- Сообщений в теме: 9
- Всего сообщений: 1276
- Зарегистрирован: 19.11.2010
- Образование: среднее
- Профессия: перевариваю пищу
- Откуда: из народа
- Возраст: 110
- Контактная информация:
Re: Солженицын в школе
Нет, ничего в пример не могу привести - я малограмотный, и художественную литературу с трудом читаю. "Мастер и Маргарита" мне НЕ понравилось. Булгакова с трудом можно отнести к советскому искусству, скорее, к антисоветскому.
Обучение подобно загромождению своего шкафа чужой одеждой.
Образованные люди не ДУМАЮТ - они ЗНАЮТ.
Образованные люди не ДУМАЮТ - они ЗНАЮТ.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 2 Ответы
- 1814 Просмотры
-
Последнее сообщение adm2
14 фев 2008, 21:44
-
-
Умер Александр Солженицын
Гость » 04 авг 2008, 20:50 » в форуме Другие темы о русской словесности и культуре - 4 Ответы
- 2160 Просмотры
-
Последнее сообщение vadim_i_z
08 авг 2008, 17:37
-
-
-
Семантика в школе
lilyperfect » 11 июн 2011, 20:06 » в форуме Вопросы преподавания русского языка и литературы - 0 Ответы
- 1484 Просмотры
-
Последнее сообщение lilyperfect
11 июн 2011, 20:06
-
-
-
Чему учат в школе
kia » 26 май 2013, 00:22 » в форуме Вопросы преподавания русского языка и литературы - 35 Ответы
- 5751 Просмотры
-
Последнее сообщение Волчица
18 окт 2016, 11:58
-