"Мастер и Маргарита" и школьная программа ⇐ Интересное в литературе
Информация
Дорогие друзья!
Приглашаем вас на литературный форум
Направленность – классическая литература, от античности до
современности. Приходите, будем рады!
Дорогие друзья!
Приглашаем вас на литературный форум
Направленность – классическая литература, от античности до
современности. Приходите, будем рады!
-
Автор темыКемерово
- поэт не про заек
- Всего сообщений: 116
- Зарегистрирован: 24.05.2007
- Образование: школьник
- Откуда: Кемерово
"Мастер и Маргарита" и школьная программа
По произведению Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
План:
1- ряд вопросов по произведению, это позволит нам выявить то, как Вы читали это произведение. Если, впрочем, читали его вообще. Что, возможно, к лучшему. Те, кто покажет хорошее знание произведения - получат хорошие оценки, плохих оценок - не будет.
2- затем я ознакомлю Вас с двумя разными мнениями о данном произведении. Одно из них резко отрицательное, а другое несколько оправдывает М. Булгакова и его книгу. Я спрошу и Ваше мнение .
3-при этом мы затронем тему борьбы добра и зла, о Боге, об Иисусе Христе, о прощении, об ангелах и других существах. О дьяволе и его помощниках. О том, как это освещается в Библии, какие есть толкования по этим вопросам. Как это представлено у Булгакова, как это может проявляться в повседневной жизни. В завершение мы объявим оценки, и Вы можете задать вопросы.
Ход урока
1 – ряд вопросов по произведению «Мастер и Маргарита»:
Что в антирелигиозной поэме Ивана Бездомного вызвало неудовольствие у Берлиоза? ( То, что Иисус Христос – реальная, а не мифическая личность). Письменных, археологических и других свидетельств о реальности Иисуса Христа значительно больше, чем свидетельств о реальности Евклида, Архимеда, Александра Македонского, Юлия Цезаря и многих других. Даже наше летоисчисление исходит из факта Рождества Христова. До Его Рождения – до нашей эры. После Его Рождения – нашей эры.
Как погибнет Берлиоз? ( Ему отрежет голову трамваем)
Кто предскажет смерть Берлиоза ? (Воланд)
Какие конкретные детали сообщит Воланд об этой смерти?
( Аннушка и пролитое масло, водитель- девушка комсомолка ; обратите внимание, что не пройдёт и нескольких часов , как Берлиоз погибает. Скорая смерть постигала многих, кто покушался на святое, те кто ломал Церкви вскоре погибали. В НГУ профессор Павел Михайлович Бородин говорил нам о случае (в Англии?), когда была заявлена тема против непорочного зачатия. Лекция была прекращена по причине пожара здания, но они решили, что это простое совпадение обстоятельств. Когда в другом месте в другое время решили провести подобную лекцию, вновь случился пожар. Никогда не покушайтесь на святое, не богохульствуйте, если уже делали это – покайтесь и больше так не поступайте).
Что Берлиоз принял за галлюцинацию в воздухе? (Явление Фагота-Коровьева). Многое что и сейчас люди принимают за галлюцинации, на самом деле это могут быть и реальные явления из иного мира, в том числе духовного мира. Такие действия как вызывание мертвецов, духов, гадание, ворожба, предсказание по ладони – это всё мерзость перед Богом, так как люди делают это посредством злых сил. Никогда не совершайте подобного, если делали, –прекратите и покайтесь.
Какой эпиграф начинает произведение «Мастер и Маргарита» ? (Из Фауста Гете … так кто ж ты, наконец? – … часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»). Многие христиане воспримут этот эпиграф как ересь. Лишь некоторым объяснением может быть следующее. Сатана допущен Богом в этот мир, дьявол ненавидит наш мир и человечество, он желает нам только зла, чтоб убить, разрушить, обмануть и погубить. Но дела и планы Бога неподвластны дьяволу, и Бог может использовать некоторые действия дьявола как инструмент, которые в конечном итоге послужат на благо. Так воплощение Иисуса Христа дьявол решил пресечь смертью, но именно на кресте и было завершено спасение рода человеческого. Иисус Христос искупил всю вину человечества, пролил Святую Кровь. Попытку дьявола убить Христа, Бог обратил на благо, в конечном счёте, но горе тем, кто творил это зло, им была дана власть делать или не делать этого.
Атеизм Ивана Бездомного быстро улетучивается, как только он понимает, что имеет дело с нечистой силой, что берёт в руки он и прикалывает на себя? (Зажжённую свечу и бумажную иконку). Религиозность Ивана сродни суеверию, но многие люди вспоминают о Боге в экстремальных обстоятельствах. Так при захвате террористами Норд-оста многие там из пострадавших молились, даже те, кто ранее считал себя неверующим. И есть такая военная пословица: «в окопах атеистов нет». Комментируя захват заложников, певец Децл по телевидению также говорил, что нужно уповать на Господа. Что правильно.
Человек совершает множество дел, суетится, но что делают с ним, когда он умирает? (Кладут в гроб и хоронят).
Что пытались предпринять писатели и поэты, узнав о смерти своего товарища (Отбить коллективную телеграмму)
– О смерти, гробе, телеграмме. Библия и жизнь также сообщают нам, что придёт смерть и для каждого из нас. Любой из вас умрёт, мы болеем, старимся и умираем, но не всегда так было и есть Тот, кто победил смерть, воскрес из мёртвых. И Он воскресит в конце этого грешного света тех, кто поверил в Него, чтобы установить новый вечный мир без греха и смерти.
Под каким персонажем представлен в книге Иисус Христос? ( Иешуа Га-Ноцри).
Какими словами называл Он даже жестоких стражников (Добрыми людьми). Иисус простит даже тех, кто убивал Его, кто проклинал Его. Его слова о прощении врагов, о любви к врагам - перевернули моё представление об отношениях между разными людьми. Он исцелит того, кто арестовал его, кому отрубят ухо. Римский офицер, проводящий казнь станет христианином. Иисус имел власть вызвать легионы ангелов. (Смотрите в Евангелии от Матфея-благословляйте, а не проклинайте).
Ангелы умереть не могут. Человек может получить бессмертие в вечности в раю, веруя в Спасителя Иисуса Христа. Либо оказаться, мучаясь, в аду - отвергнув Бога.
Дьявол, – падший ангел, в христианстве считается изначально Люцифером. Как один из самых прекрасных существ созданных Богом и имевшим власть. Но Люцифер возгордился и поднял восстание против Бога и возненавидел людей, увлёк за собой третью часть небесных сил и ангелов. Главная причина – гордыня, он захотел быть равным Богу.
По роману Булгакова, в каких местах и событиях присутствовал Воланд кроме патриарших прудов, Москвы?
( У Канта, в древнем Иерусалиме около двух тысяч лет назад, в других местах начала двадцатого века, также в иной реальности).
Какое самое главное событие произошло в жизни Понтия Пилата, и он это понял. Как и то, что этого уже не вернуть, не изменить. Всё остальное в его жизни блекнет, при сравнении с этим событием. (Его решение Понтия Пилата на суде об Иисусе Христе ). «Семнадцать мгновений весны» - песня «не думай о секундах свысока…, бывает, что пол жизни ждешь, когда оно придёт твоё мгновенье, мгновенья раздают кому позор, кому бесславие, а кому бессмертье».
Довольно уже вопросов, а то нам не хватит времени на остальное.
2-Сейчас я изложу Вам две разных точки зрения на произведение «Мастер и Маргарита». Одна отрицательная, другая несколько оправдывающая Михаила Булгакова.
Отрицательный отзыв: свой талант Михаил Булгаков в книге «Мастер и Маргарита» использовал, к сожалению, для пропаганды власти дьявола и злых сил над судьбами людей. О дьяволе Воланде говорится , что он тот кто вечно хочет зла. Дьявол-Воланд представлен автором книги как будто бы он положительный персонаж – сильный, умный, многознающий. Он играет на слабостях людей, даже забавляется и издевается над человечеством, но виновными выходят всё же сами люди. Человечество показано как ничтожное, погрязшее в грехах и пороках, мелочное и совершенно бессильное против дьявола. Это люди сами требовали оторвать человеку голову во время сеанса чёрной магии, хватали падающие деньги и обменивали одежду. Люди сами были виновны в накопительстве, в желании заполучить наследство (ту же квартиру) и многом другом. Героиня книги Маргарита в конечном итоге становится ведьмой и избирается дьяволом на бал сатаны в качестве королевы. Став ведьмой, Маргарита летает, бьёт стёкла, мстит. Автор называет бал сатаны великим, и что на балу собрались многие знаменитые и талантливые люди из прошлого и настоящего. Они приглашены дьяволом и довольны этим. Бал проходит в торжественной обстановке. В главе 30 Маргарита говорит, что совершила сделку с дьяволом и что она счастлива. Это отвратительная пропаганда сатанизма. Автор не даёт отрицательных оценок поступкам Воланда , его помощников, Маргариты и других персонажей. За то там есть зло , месть , измена. Произведение как бы учит продавать душу дьяволу и получить успех . В завершении в главе 32 даётся лирическое описание полёта на волшебных конях Воланда , его свиты , мастера и Маргариты. Особо остановимся на 2 помощниках Воланда : кот Бегемот и Коровьев-Фагот. На протяжении всего произведения они забавлялись проступками людей, и пользовались своими сверхъестественными способностями и возможностями. В том числе знанием человеческих тайн , будущего и просто издевались над людьми. То как они избили Варенуху, как поступили с дядей покойного Берлиоза, как сообщили больному о его неминуемой смерти, как разгромили магазин, и многое другое подтверждает это. Представление евангельских событий об Иисусе Христе и апостоле Матфее об тех событиях в Палестине даётся в противоречии с Библейским повествованием. Так как берётся не из Библии, а из подложного «евангелия от Никодима». Оскорбительным для многих верующих христиан , в том числе православных , является описание поступков Левия Матфея будто бы проклявшего Бога и богохульствующего во время наблюдения за распятием. Данное произведение нужно просто изъять из школьной программы. Талант М. Булгакова родил такие интересные произведения как « Белая гвардия», «Собачье сердце» и многие другие. К сожалению, в завершении своего творческого пути талант писателя был использован для создания дьяволиады. После завершения романа писателя вскоре постигла смерть. «Мастер и Маргарит» оказалось его последним произведением и возможно не случайно. Неизвестно какая ещё отвратительная чертовщина вылезла бы из-под его пера этого писателя.
Школа и ВУЗы отделены от религии, а здесь под предлогом литературного произведения даётся мистическое оккультное произведение, которое никак нельзя считать религиозно нейтральным. Которое нарушает права и оскорбляет религиозные чувства многих учащихся верующих и их родителей, с христианским мировоззрением. ВУЗы и школа отделены от религии. В школах не проводят почему-то православных вечеров, или в честь древнееврейских пророков, арабских мудрецов, но зато в школах проводят так называемый «хеллуин», а попросту карнавал нечистой силы, ведьм, колдунов, вампиров. Так в одной из школ Читинской области, где училась моя племянница. Их классу было поручено одеться вампирами. Особо цинично само значение этого действия – оно совершается на праздник всех святых. Под такой маской в государственной школе, в её стенах детей приучают весело, радостно, в виде забавы соотносить самих себя с нечистой силой. Предупреждаем Вас: воздержитесь от этого , не навлекайте на себя наказание от Бога , дьявол очень часто начинает губить людей с казалось бы шуточных действий . Такие действия как карнавал нечистой силы «хеллуин» должны быть исключены из школьных мероприятий. По крайней мере, Вы вправе не участвовать в этом шабаше. То, что это проникло в школы, это либо халатное упущение со стороны работников образования, либо сознательный злой промысел. Сознательная программа по развращению молодёжи активно задействовала музыку. Песня Петкуна открыто пропагандирует продажу дьяволу души за ночь с женщиной. Группа Тату пропагандирует лесбиянство, а их посылают представлять Россию на Евровидении. Гости из будущего – также пропагандируют прямым текстом свои нетрадиционные извращения, а Борис Моисеев - голубизну. И их песни можно встретить почти повсюду, в том числе и на пропагандируемой для молодёжи Фабрике звёзд. (Советуем молодёжи стирать песни такие с кассет, записывать на их место хорошие, а на дискотеках не танцевать под данные песни). Пропаганда идолопоклонства и колдовства на телевидении есть и в рекламах: магия, волшебство, богини, ворожба. И в фильмах: «Хиромант», «Чёрный ворон», «Гарри Потер» – колдовство, магия и оккультизм - это основная их тема. Элементы греховных гаданий, оккультизма и магии есть и в «Клоне» (гадание на кофейной гуще), и в «Исцелении любовью» (салон магии, отвороты). И в «Кармелите» (предсказания судьбы, оккультные видения), и в «Ундине» (практическая магия и привороты). И в «Бедной Насте» (колдовка-ведьма из леса), и в ряде других фильмов. А ведь всё это популярные сериалы, которые смотрят миллионы людей. Многие компьютерные игры используют примеры магии и колдовства. Всё вместе - это планомерная атака сатанинских сил и сребролюбивых лиц.
Произведение Булгакова из той же серии. Только литературное, а не музыкальное, не компьютерное, не телевизионное. Когда писал Булгаков, просто не было подобных средств массовой информации.
Вторая оценка, несколько оправдывающая Булгакова: автор талантливо высмеивает тогдашнюю советскую действительность. И то, что у поэтов должны быть обязательно удостоверения поэта, и про рыбу второй свежести и про напитки, от которых сразу начинаешь икать. И как арестовали множество Коровиных, Коровкиных и даже Караваева, как изводили котов. (При убийстве Кирова был арест множества Николаевых- однофамильцев убийцы). Автор с сарказмом высмеивает атеизм Берлиоза и то, что в СССР в каждом окне можно увидеть атеистов, которые не верят в Бога и не верят в существование дьявола. Поэт Иван Бездомный, ещё недавно писавший по заказу атеистической власти пытается противостоять дьяволу и вооружается свечой и иконкой. То есть ищет хоть какой-то помощи у Бога и затем желает написать что-то положительное об Иисусе Христе.
Иисус Христос (Иешуа Га-Ноцри всё же положительный персонаж, сама историчность событий в Палестине не подвергаются сомнению. Понтий Пилат действительно стал понимать, а его жена на самом деле пыталась отговарить его от казни. Предательство Иуды имело место на самом деле. Возможно, Булгаков в завуалированной форме хотел показать что страна, отвергнув Бога на самом деле оказалась не защищённой перед дьяволом и что в нашей стране беспрепятственно начала править власть тьмы. Произведение нужно рассматривать в контексте времени. Когда прямая весть о Боге преследовалась. Да и мастер не смог продвинуть произведение о Понтии Пилате и Иешуа Га- Ноцри. (Проповедь об Иисусе преследовалась и зажималась властью). Возможно Булгаков не закончил своего романа и не показал, что дьявол обманет тех кто доверился ему и они не получат того что он им обещал после смерти. Всё это несколько оправдывает писателя.
Кто согласен с первой отрицательной оценкой произведения? Кто согласен со второй оценкой, несколько оправдательной? Кто не согласен с подобными оценками произведения? - Поднимите руки.
Вопросы. Отметки ученикам за урок.
(Специальные термины и глоссарий).
Имена Бога: ЯГВЕ, ИЕГОВА, ЯХОВАИ, ЯГ, САВАОФ. (Значение слов – «Я есмь Сущий», «Я есть Тот,
Кто Я есть», «Я – Тот, кто делаёт всё существующим»).
(Существо , личность , сверхличность).
Архангел, Серафимы, Херувимы, Мелхиседек, Ангелы.
Воинство небесное, престолы, власти, начальства, силы,
господства. Премудрость.
Необычные разумные животные (песня : есть город золотой под небом голубым).
Люди.
Животные, растения, грибы, бактерии.
Солнце, Луна, звёзды, планеты. Горы, камни, кристаллы. Ветер, воздух, вода.
( Возможна разница между грибом и тюленем, обезьяной и микробом, камнем и инфузорией - больше чем между ангелом и архангелом или серафимом и херувимом, рефаимом и ангелом).
Бог – Творец небес и земли
Иисус, Сидящий на престоле, Святой Дух, Отец Небесный.
Михаил – князь великий.
Люцифер, Князь Тира, Демоны.
Рефаимы, исполины.
О неонтологичности зла.
Некоторые учителя литературы полностью согласились с моей отрицательной точкой зрения. И
произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» не рассматривается ими на уроках литературы.
Моя племянница Александра Геннадьевна Поддельская
в НГПУ также применила данные материалы.
Юрий
План:
1- ряд вопросов по произведению, это позволит нам выявить то, как Вы читали это произведение. Если, впрочем, читали его вообще. Что, возможно, к лучшему. Те, кто покажет хорошее знание произведения - получат хорошие оценки, плохих оценок - не будет.
2- затем я ознакомлю Вас с двумя разными мнениями о данном произведении. Одно из них резко отрицательное, а другое несколько оправдывает М. Булгакова и его книгу. Я спрошу и Ваше мнение .
3-при этом мы затронем тему борьбы добра и зла, о Боге, об Иисусе Христе, о прощении, об ангелах и других существах. О дьяволе и его помощниках. О том, как это освещается в Библии, какие есть толкования по этим вопросам. Как это представлено у Булгакова, как это может проявляться в повседневной жизни. В завершение мы объявим оценки, и Вы можете задать вопросы.
Ход урока
1 – ряд вопросов по произведению «Мастер и Маргарита»:
Что в антирелигиозной поэме Ивана Бездомного вызвало неудовольствие у Берлиоза? ( То, что Иисус Христос – реальная, а не мифическая личность). Письменных, археологических и других свидетельств о реальности Иисуса Христа значительно больше, чем свидетельств о реальности Евклида, Архимеда, Александра Македонского, Юлия Цезаря и многих других. Даже наше летоисчисление исходит из факта Рождества Христова. До Его Рождения – до нашей эры. После Его Рождения – нашей эры.
Как погибнет Берлиоз? ( Ему отрежет голову трамваем)
Кто предскажет смерть Берлиоза ? (Воланд)
Какие конкретные детали сообщит Воланд об этой смерти?
( Аннушка и пролитое масло, водитель- девушка комсомолка ; обратите внимание, что не пройдёт и нескольких часов , как Берлиоз погибает. Скорая смерть постигала многих, кто покушался на святое, те кто ломал Церкви вскоре погибали. В НГУ профессор Павел Михайлович Бородин говорил нам о случае (в Англии?), когда была заявлена тема против непорочного зачатия. Лекция была прекращена по причине пожара здания, но они решили, что это простое совпадение обстоятельств. Когда в другом месте в другое время решили провести подобную лекцию, вновь случился пожар. Никогда не покушайтесь на святое, не богохульствуйте, если уже делали это – покайтесь и больше так не поступайте).
Что Берлиоз принял за галлюцинацию в воздухе? (Явление Фагота-Коровьева). Многое что и сейчас люди принимают за галлюцинации, на самом деле это могут быть и реальные явления из иного мира, в том числе духовного мира. Такие действия как вызывание мертвецов, духов, гадание, ворожба, предсказание по ладони – это всё мерзость перед Богом, так как люди делают это посредством злых сил. Никогда не совершайте подобного, если делали, –прекратите и покайтесь.
Какой эпиграф начинает произведение «Мастер и Маргарита» ? (Из Фауста Гете … так кто ж ты, наконец? – … часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»). Многие христиане воспримут этот эпиграф как ересь. Лишь некоторым объяснением может быть следующее. Сатана допущен Богом в этот мир, дьявол ненавидит наш мир и человечество, он желает нам только зла, чтоб убить, разрушить, обмануть и погубить. Но дела и планы Бога неподвластны дьяволу, и Бог может использовать некоторые действия дьявола как инструмент, которые в конечном итоге послужат на благо. Так воплощение Иисуса Христа дьявол решил пресечь смертью, но именно на кресте и было завершено спасение рода человеческого. Иисус Христос искупил всю вину человечества, пролил Святую Кровь. Попытку дьявола убить Христа, Бог обратил на благо, в конечном счёте, но горе тем, кто творил это зло, им была дана власть делать или не делать этого.
Атеизм Ивана Бездомного быстро улетучивается, как только он понимает, что имеет дело с нечистой силой, что берёт в руки он и прикалывает на себя? (Зажжённую свечу и бумажную иконку). Религиозность Ивана сродни суеверию, но многие люди вспоминают о Боге в экстремальных обстоятельствах. Так при захвате террористами Норд-оста многие там из пострадавших молились, даже те, кто ранее считал себя неверующим. И есть такая военная пословица: «в окопах атеистов нет». Комментируя захват заложников, певец Децл по телевидению также говорил, что нужно уповать на Господа. Что правильно.
Человек совершает множество дел, суетится, но что делают с ним, когда он умирает? (Кладут в гроб и хоронят).
Что пытались предпринять писатели и поэты, узнав о смерти своего товарища (Отбить коллективную телеграмму)
– О смерти, гробе, телеграмме. Библия и жизнь также сообщают нам, что придёт смерть и для каждого из нас. Любой из вас умрёт, мы болеем, старимся и умираем, но не всегда так было и есть Тот, кто победил смерть, воскрес из мёртвых. И Он воскресит в конце этого грешного света тех, кто поверил в Него, чтобы установить новый вечный мир без греха и смерти.
Под каким персонажем представлен в книге Иисус Христос? ( Иешуа Га-Ноцри).
Какими словами называл Он даже жестоких стражников (Добрыми людьми). Иисус простит даже тех, кто убивал Его, кто проклинал Его. Его слова о прощении врагов, о любви к врагам - перевернули моё представление об отношениях между разными людьми. Он исцелит того, кто арестовал его, кому отрубят ухо. Римский офицер, проводящий казнь станет христианином. Иисус имел власть вызвать легионы ангелов. (Смотрите в Евангелии от Матфея-благословляйте, а не проклинайте).
Ангелы умереть не могут. Человек может получить бессмертие в вечности в раю, веруя в Спасителя Иисуса Христа. Либо оказаться, мучаясь, в аду - отвергнув Бога.
Дьявол, – падший ангел, в христианстве считается изначально Люцифером. Как один из самых прекрасных существ созданных Богом и имевшим власть. Но Люцифер возгордился и поднял восстание против Бога и возненавидел людей, увлёк за собой третью часть небесных сил и ангелов. Главная причина – гордыня, он захотел быть равным Богу.
По роману Булгакова, в каких местах и событиях присутствовал Воланд кроме патриарших прудов, Москвы?
( У Канта, в древнем Иерусалиме около двух тысяч лет назад, в других местах начала двадцатого века, также в иной реальности).
Какое самое главное событие произошло в жизни Понтия Пилата, и он это понял. Как и то, что этого уже не вернуть, не изменить. Всё остальное в его жизни блекнет, при сравнении с этим событием. (Его решение Понтия Пилата на суде об Иисусе Христе ). «Семнадцать мгновений весны» - песня «не думай о секундах свысока…, бывает, что пол жизни ждешь, когда оно придёт твоё мгновенье, мгновенья раздают кому позор, кому бесславие, а кому бессмертье».
Довольно уже вопросов, а то нам не хватит времени на остальное.
2-Сейчас я изложу Вам две разных точки зрения на произведение «Мастер и Маргарита». Одна отрицательная, другая несколько оправдывающая Михаила Булгакова.
Отрицательный отзыв: свой талант Михаил Булгаков в книге «Мастер и Маргарита» использовал, к сожалению, для пропаганды власти дьявола и злых сил над судьбами людей. О дьяволе Воланде говорится , что он тот кто вечно хочет зла. Дьявол-Воланд представлен автором книги как будто бы он положительный персонаж – сильный, умный, многознающий. Он играет на слабостях людей, даже забавляется и издевается над человечеством, но виновными выходят всё же сами люди. Человечество показано как ничтожное, погрязшее в грехах и пороках, мелочное и совершенно бессильное против дьявола. Это люди сами требовали оторвать человеку голову во время сеанса чёрной магии, хватали падающие деньги и обменивали одежду. Люди сами были виновны в накопительстве, в желании заполучить наследство (ту же квартиру) и многом другом. Героиня книги Маргарита в конечном итоге становится ведьмой и избирается дьяволом на бал сатаны в качестве королевы. Став ведьмой, Маргарита летает, бьёт стёкла, мстит. Автор называет бал сатаны великим, и что на балу собрались многие знаменитые и талантливые люди из прошлого и настоящего. Они приглашены дьяволом и довольны этим. Бал проходит в торжественной обстановке. В главе 30 Маргарита говорит, что совершила сделку с дьяволом и что она счастлива. Это отвратительная пропаганда сатанизма. Автор не даёт отрицательных оценок поступкам Воланда , его помощников, Маргариты и других персонажей. За то там есть зло , месть , измена. Произведение как бы учит продавать душу дьяволу и получить успех . В завершении в главе 32 даётся лирическое описание полёта на волшебных конях Воланда , его свиты , мастера и Маргариты. Особо остановимся на 2 помощниках Воланда : кот Бегемот и Коровьев-Фагот. На протяжении всего произведения они забавлялись проступками людей, и пользовались своими сверхъестественными способностями и возможностями. В том числе знанием человеческих тайн , будущего и просто издевались над людьми. То как они избили Варенуху, как поступили с дядей покойного Берлиоза, как сообщили больному о его неминуемой смерти, как разгромили магазин, и многое другое подтверждает это. Представление евангельских событий об Иисусе Христе и апостоле Матфее об тех событиях в Палестине даётся в противоречии с Библейским повествованием. Так как берётся не из Библии, а из подложного «евангелия от Никодима». Оскорбительным для многих верующих христиан , в том числе православных , является описание поступков Левия Матфея будто бы проклявшего Бога и богохульствующего во время наблюдения за распятием. Данное произведение нужно просто изъять из школьной программы. Талант М. Булгакова родил такие интересные произведения как « Белая гвардия», «Собачье сердце» и многие другие. К сожалению, в завершении своего творческого пути талант писателя был использован для создания дьяволиады. После завершения романа писателя вскоре постигла смерть. «Мастер и Маргарит» оказалось его последним произведением и возможно не случайно. Неизвестно какая ещё отвратительная чертовщина вылезла бы из-под его пера этого писателя.
Школа и ВУЗы отделены от религии, а здесь под предлогом литературного произведения даётся мистическое оккультное произведение, которое никак нельзя считать религиозно нейтральным. Которое нарушает права и оскорбляет религиозные чувства многих учащихся верующих и их родителей, с христианским мировоззрением. ВУЗы и школа отделены от религии. В школах не проводят почему-то православных вечеров, или в честь древнееврейских пророков, арабских мудрецов, но зато в школах проводят так называемый «хеллуин», а попросту карнавал нечистой силы, ведьм, колдунов, вампиров. Так в одной из школ Читинской области, где училась моя племянница. Их классу было поручено одеться вампирами. Особо цинично само значение этого действия – оно совершается на праздник всех святых. Под такой маской в государственной школе, в её стенах детей приучают весело, радостно, в виде забавы соотносить самих себя с нечистой силой. Предупреждаем Вас: воздержитесь от этого , не навлекайте на себя наказание от Бога , дьявол очень часто начинает губить людей с казалось бы шуточных действий . Такие действия как карнавал нечистой силы «хеллуин» должны быть исключены из школьных мероприятий. По крайней мере, Вы вправе не участвовать в этом шабаше. То, что это проникло в школы, это либо халатное упущение со стороны работников образования, либо сознательный злой промысел. Сознательная программа по развращению молодёжи активно задействовала музыку. Песня Петкуна открыто пропагандирует продажу дьяволу души за ночь с женщиной. Группа Тату пропагандирует лесбиянство, а их посылают представлять Россию на Евровидении. Гости из будущего – также пропагандируют прямым текстом свои нетрадиционные извращения, а Борис Моисеев - голубизну. И их песни можно встретить почти повсюду, в том числе и на пропагандируемой для молодёжи Фабрике звёзд. (Советуем молодёжи стирать песни такие с кассет, записывать на их место хорошие, а на дискотеках не танцевать под данные песни). Пропаганда идолопоклонства и колдовства на телевидении есть и в рекламах: магия, волшебство, богини, ворожба. И в фильмах: «Хиромант», «Чёрный ворон», «Гарри Потер» – колдовство, магия и оккультизм - это основная их тема. Элементы греховных гаданий, оккультизма и магии есть и в «Клоне» (гадание на кофейной гуще), и в «Исцелении любовью» (салон магии, отвороты). И в «Кармелите» (предсказания судьбы, оккультные видения), и в «Ундине» (практическая магия и привороты). И в «Бедной Насте» (колдовка-ведьма из леса), и в ряде других фильмов. А ведь всё это популярные сериалы, которые смотрят миллионы людей. Многие компьютерные игры используют примеры магии и колдовства. Всё вместе - это планомерная атака сатанинских сил и сребролюбивых лиц.
Произведение Булгакова из той же серии. Только литературное, а не музыкальное, не компьютерное, не телевизионное. Когда писал Булгаков, просто не было подобных средств массовой информации.
Вторая оценка, несколько оправдывающая Булгакова: автор талантливо высмеивает тогдашнюю советскую действительность. И то, что у поэтов должны быть обязательно удостоверения поэта, и про рыбу второй свежести и про напитки, от которых сразу начинаешь икать. И как арестовали множество Коровиных, Коровкиных и даже Караваева, как изводили котов. (При убийстве Кирова был арест множества Николаевых- однофамильцев убийцы). Автор с сарказмом высмеивает атеизм Берлиоза и то, что в СССР в каждом окне можно увидеть атеистов, которые не верят в Бога и не верят в существование дьявола. Поэт Иван Бездомный, ещё недавно писавший по заказу атеистической власти пытается противостоять дьяволу и вооружается свечой и иконкой. То есть ищет хоть какой-то помощи у Бога и затем желает написать что-то положительное об Иисусе Христе.
Иисус Христос (Иешуа Га-Ноцри всё же положительный персонаж, сама историчность событий в Палестине не подвергаются сомнению. Понтий Пилат действительно стал понимать, а его жена на самом деле пыталась отговарить его от казни. Предательство Иуды имело место на самом деле. Возможно, Булгаков в завуалированной форме хотел показать что страна, отвергнув Бога на самом деле оказалась не защищённой перед дьяволом и что в нашей стране беспрепятственно начала править власть тьмы. Произведение нужно рассматривать в контексте времени. Когда прямая весть о Боге преследовалась. Да и мастер не смог продвинуть произведение о Понтии Пилате и Иешуа Га- Ноцри. (Проповедь об Иисусе преследовалась и зажималась властью). Возможно Булгаков не закончил своего романа и не показал, что дьявол обманет тех кто доверился ему и они не получат того что он им обещал после смерти. Всё это несколько оправдывает писателя.
Кто согласен с первой отрицательной оценкой произведения? Кто согласен со второй оценкой, несколько оправдательной? Кто не согласен с подобными оценками произведения? - Поднимите руки.
Вопросы. Отметки ученикам за урок.
(Специальные термины и глоссарий).
Имена Бога: ЯГВЕ, ИЕГОВА, ЯХОВАИ, ЯГ, САВАОФ. (Значение слов – «Я есмь Сущий», «Я есть Тот,
Кто Я есть», «Я – Тот, кто делаёт всё существующим»).
(Существо , личность , сверхличность).
Архангел, Серафимы, Херувимы, Мелхиседек, Ангелы.
Воинство небесное, престолы, власти, начальства, силы,
господства. Премудрость.
Необычные разумные животные (песня : есть город золотой под небом голубым).
Люди.
Животные, растения, грибы, бактерии.
Солнце, Луна, звёзды, планеты. Горы, камни, кристаллы. Ветер, воздух, вода.
( Возможна разница между грибом и тюленем, обезьяной и микробом, камнем и инфузорией - больше чем между ангелом и архангелом или серафимом и херувимом, рефаимом и ангелом).
Бог – Творец небес и земли
Иисус, Сидящий на престоле, Святой Дух, Отец Небесный.
Михаил – князь великий.
Люцифер, Князь Тира, Демоны.
Рефаимы, исполины.
О неонтологичности зла.
Некоторые учителя литературы полностью согласились с моей отрицательной точкой зрения. И
произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» не рассматривается ими на уроках литературы.
Моя племянница Александра Геннадьевна Поддельская
в НГПУ также применила данные материалы.
Юрий
кемерово
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
А что это вообще нам предложено и с какой целью?
Неужели это тоже "литературное произведение"? В каком жанре и при чем тут Булгаков?Песня Петкуна открыто пропагандирует продажу дьяволу души за ночь с женщиной. Группа Тату пропагандирует лесбиянство, а их посылают представлять Россию на Евровидении. Гости из будущего – также пропагандируют прямым текстом свои нетрадиционные извращения, а Борис Моисеев - голубизну. И их песни можно встретить почти повсюду, в том числе и на пропагандируемой для молодёжи Фабрике звёзд. (Советуем молодёжи стирать песни такие с кассет, записывать на их место хорошие, а на дискотеках не танцевать под данные песни).
-
Автор темыКемерово
- поэт не про заек
- Всего сообщений: 116
- Зарегистрирован: 24.05.2007
- Образование: школьник
- Откуда: Кемерово
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Критика "М и М" . Зачем такое произведение в школьной программе.
А Вами процитирован контекст из приложения. Об атаке на культуру и общество.
А Вами процитирован контекст из приложения. Об атаке на культуру и общество.
кемерово
-
- романист
- Всего сообщений: 255
- Зарегистрирован: 08.01.2010
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Кемерово:племянница Александра Геннадьевна Поддельская
в НГПУ также применила данные материалы.
Юрий
Кемерово, я запуталась в Ваших ипостасях.Кемерово:С двоюродным братом из Забайкалья
-
Автор темыКемерово
- поэт не про заек
- Всего сообщений: 116
- Зарегистрирован: 24.05.2007
- Образование: школьник
- Откуда: Кемерово
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7815
- Зарегистрирован: 27.09.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Минск, Беларусь
- Возраст: 67
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Про то, что Христос родился за 4 года до нашей эры, Вы, конечно, знаете.
Можно подробности? Особенно про недостаток свидетельств о реальности Юлия Цезаря и Александра Македонского.Кемерово:Письменных, археологических и других свидетельств о реальности Иисуса Христа значительно больше, чем свидетельств о реальности Евклида, Архимеда, Александра Македонского, Юлия Цезаря и многих других. Даже наше летоисчисление исходит из факта Рождества Христова. До Его Рождения – до нашей эры. После Его Рождения – нашей эры.
Про то, что Христос родился за 4 года до нашей эры, Вы, конечно, знаете.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 61
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Равно как и историю о том, что место для храма Гроба Господня было выбрано не на основании каких-либо исторических материалов, а лишь по повелению Елены, матери римского императора Константина. Довольно наугад и с весьма сомнительными артефактами.
-
- романист
- Всего сообщений: 255
- Зарегистрирован: 08.01.2010
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Тс-с-с, никому больше об этом. Всё стоит на своих местах (по крайней мере, мне так нравится думать).Dimon:Равно как и историю о том, что место для храма Гроба Господня было выбрано не на основании каких-либо исторических материалов, а лишь по повелению Елены, матери римского императора Константина. Довольно наугад и с весьма сомнительными артефактами.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 61
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Так ведь именно поэтому Ватикан, основанный на действительной могиле Петра, и является центром мирового христианства, а не Иерусалим...
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2033
- Зарегистрирован: 13.07.2009
- Образование: школьник
- Профессия: метролог
- Откуда: Магадан
- Возраст: 65
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Государство, основанием которого служит могила? А не обидятся ли верующие?
Параллельно с реальными событиями существует идеальная их последовательность. Они редко полностью совпадают.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 61
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Я думаю, что граждане бывшей страны, в центре которой находился Мавзолей с могилой Вождя (да и рядом - других вождей и достойных лиц), поймут правильно. К тому же в ряде религий принято совмещать храм и захоронение.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2033
- Зарегистрирован: 13.07.2009
- Образование: школьник
- Профессия: метролог
- Откуда: Магадан
- Возраст: 65
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
СССР не основан на могиле вождя, это могила вождя помещена в центр СССР
Параллельно с реальными событиями существует идеальная их последовательность. Они редко полностью совпадают.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 61
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Это уже игра словами. Могила была помещена в центр довольно непонятного государства, которому только что исполнился один год. Вся остальная советская история была выстроена вокруг Мавзолея. Но государство вокруг пантеона характерно для многих стран, СССР не является исключением.самый главный енот:СССР не основан на могиле вождя, это могила вождя помещена в центр СССР
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2033
- Зарегистрирован: 13.07.2009
- Образование: школьник
- Профессия: метролог
- Откуда: Магадан
- Возраст: 65
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Я понимаю, что вы не имели в виду ничего плохого, говоря об основании Ватикана на могиле Петра, но, мне кажется, это утверждение некорректно. Государство (в некоторых случаях) может быть основано на идеологии какого-то человека (или группы лиц), но не на его прахе. Усыпальница известного человека может служить лишь в качестве символа данной идеологии
Параллельно с реальными событиями существует идеальная их последовательность. Они редко полностью совпадают.
-
- романист
- Всего сообщений: 255
- Зарегистрирован: 08.01.2010
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
На берегу реки города возникали, а на могиле не могут? И там и там своя "идеология", а точнее - логика.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2033
- Зарегистрирован: 13.07.2009
- Образование: школьник
- Профессия: метролог
- Откуда: Магадан
- Возраст: 65
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Одной могилы маловато будет, чтобы на ней целый город построить, вот много могил – в самый раз, к примеру Петербург, который, как говорят "на костях" выстроен
Параллельно с реальными событиями существует идеальная их последовательность. Они редко полностью совпадают.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 61
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Ватикан - это довольно своеобразное государство, которое и государством-то можно назвать лишь формально. Но и в истории бывало так, что на месте могилы ставили часовню, потом вокруг возникала деревня, ну и впоследствии - город.самый главный енот:Я понимаю, что вы не имели в виду ничего плохого, говоря об основании Ватикана на могиле Петра, но, мне кажется, это утверждение некорректно. Государство (в некоторых случаях) может быть основано на идеологии какого-то человека (или группы лиц), но не на его прахе. Усыпальница известного человека может служить лишь в качестве символа данной идеологии
-
- писарь
- Всего сообщений: 7
- Зарегистрирован: 25.01.2010
- Образование: высшее техническое
- Профессия: строитель
- Откуда: Краснодар
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Школьникам это произведение абсолютно не нужно, время только зря потратят,в нем взрослые еще не разобрались,наверное,уже и не разберутся. Пусть лучше изучают Библию с божьими людьми.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 3412
- Зарегистрирован: 06.04.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Профессия: Программирование
- Откуда: Израиль
- Возраст: 61
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
А я категорически против изучения религиозной литературы в школе. Если человек хочет найти своего Бога, то пусть лучше делает это по своему желанию, а не потому что так требуется. А "Мастером и Маргаритой" я был очарован в своём десятом классе (лишь в этом возрасте удалось прочесть замусоленную самиздатовскую рукопись, которую дали мне всего на ночь). Разбираться в нём не надо, лучше просто сесть и прочесть.Алеко:Школьникам это произведение абсолютно не нужно, время только зря потратят,в нем взрослые еще не разобрались,наверное,уже и не разберутся. Пусть лучше изучают Библию с божьими людьми.
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Поверьте, Алеко, роман того стоит.
...а потом еще и еще раз перечитать.Dimon:Разбираться в нём не надо, лучше просто сесть и прочесть.
Поверьте, Алеко, роман того стоит.
-
- -
- Всего сообщений: 3783
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Конечно, если основываться на мысли (Эйнштейна), что "искусство - выражение самых глубоких мыслей самым
простым способом", то это не самый простой роман - Вы правы.Но каждый человек неповторим, поэтому нам не дано узнать, в какой момент начнёт прорастать "зерно" или начнётся процесс постижения смысла.
Разобрались ли взрослые? Здесь тоже всё не так однозначно... некоторые взрослые горделиво роман отложили, не дочитав, некоторые -брезгливо, но дочитав, а некоторые даже рискнули комментарии написать.
Что Вы понимаете под словом "разобрались" (поняли? осмыслили? постигли?)?
Изучить Библию - дело непростое, трудоёмкое. К то сможет преподать её (и стоит ли?) осмысленно, глубоко? Ведь в ней-то тоже взрослые не разобрались ещё.
кто-то, может, и зря, а кто-то и не зря.Алеко:время только зря потратят,в нем взрослые еще не разобрались
Конечно, если основываться на мысли (Эйнштейна), что "искусство - выражение самых глубоких мыслей самым
простым способом", то это не самый простой роман - Вы правы.Но каждый человек неповторим, поэтому нам не дано узнать, в какой момент начнёт прорастать "зерно" или начнётся процесс постижения смысла.
Разобрались ли взрослые? Здесь тоже всё не так однозначно... некоторые взрослые горделиво роман отложили, не дочитав, некоторые -брезгливо, но дочитав, а некоторые даже рискнули комментарии написать.
Что Вы понимаете под словом "разобрались" (поняли? осмыслили? постигли?)?
Изучить Библию - дело непростое, трудоёмкое. К то сможет преподать её (и стоит ли?) осмысленно, глубоко? Ведь в ней-то тоже взрослые не разобрались ещё.
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
- романист
- Всего сообщений: 290
- Зарегистрирован: 16.01.2010
- Образование: высшее техническое
- Профессия: предприниматель
- Откуда: Карелия
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Переносить отношение к "МиМ" на "Библию" некорректно -- это произведения несоизмеримые.
Не представляю как можно преподавать "Мифы Древней Греции", "Одисея" и т.д. и не преподавать Библию (как литературное произведение). Это нонсенс.
Я скорее соглашусь с этим мнением. Все-таки "Мастер и Маргарита" -- это произведение для взрослых людей, для людей более углубленно интересующихся литературой и для людей с достаточно специфическими литературными вкусами (не вкладываю в эти слова негативной оценки).Алеко:Школьникам это произведение абсолютно не нужно, время только зря потратят,в нем взрослые еще не разобрались,наверное,уже и не разберутся. Пусть лучше изучают Библию с божьими людьми.
Переносить отношение к "МиМ" на "Библию" некорректно -- это произведения несоизмеримые.
Не представляю как можно преподавать "Мифы Древней Греции", "Одисея" и т.д. и не преподавать Библию (как литературное произведение). Это нонсенс.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2033
- Зарегистрирован: 13.07.2009
- Образование: школьник
- Профессия: метролог
- Откуда: Магадан
- Возраст: 65
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Всё-таки эмоциональную сферу гуманитариев обычным людям не понять. Большинство людей, смею заметить, понравившуюся книгу дочитают до конца, без всякой брезгливости, а непонравившуюся просто отложат, не предполагая даже, что этим актом нужно обязательно гордиться.Елена:горделиво роман отложили, не дочитав, некоторые -брезгливо, но дочитав
Конечно же, нужно давать библейские мифы наряду с античными, но только в адаптированном виде и не полностью, потому что, местами, там хватает и жестокостей и непристойностей.Олег08:Не представляю как можно преподавать "Мифы Древней Греции", "Одисея" и т.д. и не преподавать Библию (как литературное произведение).
Параллельно с реальными событиями существует идеальная их последовательность. Они редко полностью совпадают.
-
- журналист
- Всего сообщений: 178
- Зарегистрирован: 28.01.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Ясеневый лес
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
По моим ощущениям ребенок, точнее подросток, чувствует, читая эту книгу, очарование - от слова "чары", когда какое-то непонятное колдовство влечет и сам строй и ритм фраз завораживает, ощущение особенной атмосферы. Меня гипнотизировали и запоминались наизусть целые сцены, например первая встреча Мастера с Маргаритой ("она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы, которые первыми почему-то появляются в Москве..."), или в главе "Прощение и вечный приют" - "боги, боги мои, как грустна вечерняя земля" и описание ночного полета всадников. Отдельные фразы покоряли своей готовой универсальностью, вроде того, что "никогда ничего не просите, особенно у тех кто вас сильнее" (а почему собственно нельзя просить, не соглашаюсь я сейчас, но тогда это было для меня аксиомой)... Мне кажется, эта книга как раз не для взрослых, которые все понимают и многое знают, - а для юных, не понимающих, но чувствующих.. чувствующих колдовство (ведь она и есть - о колдовстве!). Но только не нужно разбирать эту книгу на уроках в школе.Олег08:Все-таки "Мастер и Маргарита" -- это произведение для взрослых людей
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: "Мастер и Маргарита" и школьная программа
Согласна. Чтобы не получить в результате роман, который лет двадцать потом в руки брать не захочется. Да и, честно говоря, не очень себе представляю, как можно "Мастера и Маргариту" "разбирать" -- так же как и экранизировать или ставить на сцене. На мой взгляд, последнее еще никому не удавалось, ярким примером чему служит экранизация от реж. Бортко. (Вывод, что книга не поддается экранизации, конечно, сделан еще до меня, но я и сама пришла точно к такой мысли.)Асса:Но только не нужно разбирать эту книгу на уроках в школе.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 13 Ответы
- 1230 Просмотры
-
Последнее сообщение Patriot Хренов
-
- 57 Ответы
- 9311 Просмотры
-
Последнее сообщение BWM
-
- 10 Ответы
- 1226 Просмотры
-
Последнее сообщение Котяра
-
- 23 Ответы
- 5815 Просмотры
-
Последнее сообщение tamplquest
-
- 0 Ответы
- 2288 Просмотры
-
Последнее сообщение Кеша