Учителя - какие они? Или как преподавать?Вопросы преподавания русского языка и литературы

Аватара пользователя
Елена
-
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 

Сообщение Елена »

А поэтому главное мерило - сам человек... ученик то бишь....
И моя (моя) первая задача - зацепить его, заинтересовать, чтобы он меня слышать захотел.
Мы сейчас давай с тобой говорить не о студентах-словесниках, не о филологах, а об учениках, далёких от литературы.
Сажусь и начинаю искать в тексте строчку, слово, момент, от которого можно плясать...Может, это будет рука Базарова, которую он не сразу подал Ник. Петр., может, это будет какая-то деталь внешности героя (напомаженные виски слуги или тонкие губы Базарова или ещё что-нибудь мелкое, через которое можно начать говорить о чём-то более важном: характере, его переживаниях, его отчаянии и т.д.).
Ну, вот по "Отцам и детям" один из первых уроков у меня назывался "Литературный портрет (или как разобраться в человеке) в романе И.С.Тургенева".
Не было классса, группы, которых тема не заинтересовала, не повела бы дальше. Причём, одно время работала в колледже, там были группы, коорые вообще ничего не читали к моменту нашей встречи. (Кстати, меня эти ученики многому научили).

Допустим, заинтересовала чем-то. Пусть не 100%, но большую часть. Это уже победа для меня.
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 59
 

Сообщение Dimon »

Стоп-стоп-стоп. Лена, ты сейчас говоришь о методе, а не о целях. Тут примерно получается следующее: ты заинтересовываешь учеников, становишься вожаком-лидером-авторитетом, устанавливаешь свои правила игры, ученики начинают копировать тебя и перенимать твои вкусы. Это, на мой взгляд, идеальнейшее поведение Учителя. Но ради чего все эти усилия?
Аватара пользователя
Елена
-
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 

Сообщение Елена »

Чтоб показать, что литература - это целый мир, связанный с жизнью, отображаюший её и влияющий на неё. через литературу показать разность характеров, широту человеческих отношений, глубину чувств и разнообразие мира. Чтоб человек, читая , нашёл вдруг ответ (или вариант ответа) на вопрос, волнующий его.

Если с критикой будешь корректировать, то сразу предлагай альтернативное представление.

Чтоб целый мир раскрыть передо мной,
Пришёл учитель в класс с сумой... :lol:
становишься вожаком-лидером-
Это допустим. Но не факт, что вожаком буду я (или, скажем так: только я).
ученики начинают копировать тебя
в смысле?
скажу по секрету, у каждого класса (коллектив, группа) получается свой вывод в конце урока. Учитель, действительно, направляет.
Но копировать? кхе, кхе, мда..... Ты, батенька, перегнул явно....
Как можно заставить одинаково всех посмотреть на одного человека - Ваську Петрова, Базарова или кого бы то ни было? Знаешь ли... и споры, и дебаты, и прения жаркие бывают....

Бывает, что в 2-х группах совсем по-разному проходят занятия, хотя, понятно, что план-конспект у меня один и текст разбираемый один.

Добавлено спустя 10 минут 26 секунд:

Но, наверное, есть ещё выше задача: чтоб работа внутренняя началась и шла.
И есть ещё проще задача: чтоб человек имел представление о русской и мировой культуре, о произведениях и именах, её составляющих.
Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 59
 

Сообщение Dimon »

Елена Долотова:Чтоб показать...

Если с критикой будешь корректировать, то сразу предлагай альтернативное представление.
Чуточку позже, сейчас, право, некогда.
Когда отделю беллетристику. :wink: :lol:
Елена Долотова:не факт, что вожаком буду я (или, скажем так: только я).
Вожак - это не тот, кто идёт впереди (с красным знаменем или на лихом коне), а тот, кто направляет. :wink:
Елена Долотова:
ученики начинают копировать тебя
в смысле?
Слова, поведение, интонации и многое другое. Между прочим, это не обязательно проявление любви. Это такой вот социальный прибамбас, искусство общественного выживания и преуспевания.
Елена Долотова:Ты, батенька, перегнул явно....
Как можно заставить одинаково всех посмотреть на одного человека - Ваську Петрова, Базарова или кого бы то ни было? Знаешь ли... и споры, и дебаты, и прения жаркие бывают....
:shock: А где я писал об этом??? Вы, литераторы, что-то чересчур усердствуете в поисках подтекста в моих постах... Что тебя заставило так думать? И как, между прочим, можно заинтересовать живого человека без конфликта?! :shock: Литературное произведение без споров/дебатов/конфликтов называется справочник, не так ли? :wink: А конфликт возникает тогда, когда задевается персонально человек (его мировоззрение и т.п.). 8)
Аватара пользователя
Елена
-
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 

Сообщение Елена »

И как, между прочим, можно заинтересовать живого человека без конфликта?!
Ну, вот, значит, мы об одном и том же. Ура!
А где я писал об этом???
в слове копировать и, правда, усмотрела значение "всё делать, как я". Не так?
Вы, литераторы
Dimon, мы ж на "ты"...вроде :shock:
отделю беллетристик
так давай я и отделю. Сформулировать чётко и ясно цель преподавания литературы, действительно, нелёгкая задача.
Чуточку позже, сейчас, право, некогда.
конечно.
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 59
 

Сообщение Dimon »

Елена:в слове копировать и, правда, усмотрела значение "всё делать, как я". Не так?
Конечно же, нет! Сергей Райский всё утрировал, теперь ты? :wink: :lol: Иногда вообще копирование малозаметно. И видно только при внимательном наблюдении или сравнении с прошлым. Это и есть настоящее лидерство. 8)
Елена:
Вы, литераторы
Dimon, мы ж на "ты"...вроде :shock:
:shock: На "ты" ко множественному числу? Что-то у меня с русским языком совсем плохо... :P :lol: :lol:
Елена:Сформулировать чётко и ясно цель преподавания литературы, действительно, нелёгкая задача.
А ведь это подзадача к целям школы...

Кстати, я только что прочитал (очень быстро и с большим интересом) книгу Татьяны Девятовой и Андрея Курпатова "Мифы большого города с доктором Курпатовым". Словно часть моих постов увели к себе в книгу. :wink: Написано очень ясным, эмоциональным и простым языком (в отличие от моего косноязычия :oops: ) об основных проблемах, в которые аки в стенку утыкается менталитет современного россиянина. И что я наблюдал воочию во время прошлогоднего визита. И о чём разговор зашёл сейчас (очень своевременно книга поступила ко мне :wink: ). На мой взгляд, многим учителям просто необходимо читать эту книгу, а всем остальным - полезно. 8)
Аватара пользователя
Елена
-
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 

Сообщение Елена »

Dimon, мы ж на "ты"...вроде

На "ты" ко множественному числу? Что-то у меня с русским языком совсем плохо...
Ты ж со мной говоришь, а не со всеми литераторами, а литераторы, они все разные.

Любая формулировка большой задачи и подзадачи соприкасается с беллетристикой и "грешит" высокими словами.

Курпатов - это хорошо. Его книги имеют большой практический смысл и пользу. Только объясни, какое отношение он имеет к преподаванию литературы или физики? К умению общаться - согласна. К выстраиванию отношений с коллегами и учениками - согласна. К литературе и нашему разговору - не понимаю.
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 59
 

Сообщение Dimon »

Елена:Ты ж со мной говоришь, а не со всеми литераторами, а литераторы, они все разные.
Дык - ты уже четвёртый человек тут, который видит в моих постах не только не сказанное мной, а даже и не подуманное... :?
Елена:Любая формулировка большой задачи и подзадачи соприкасается с беллетристикой и "грешит" высокими словами.
Отнюдь. Высокая речь и беллетристика часто нужны для маскировки прагматичности целей. Этакое оправдание априори (зачем?). К тому же всё это = кусочек наследия нашего воспитания, с линейками и барабанами, подменяющего суть формой. :wink: И потом я специально подчёркивал: "надо прежде всего определиться с конкретными ориентирами преподавания (литературы): что хочется увидеть в выпускнике и что реально увидеть". Согласись, что "чтоб работа внутренняя началась и шла" или "чтоб человек имел представление о русской и мировой культуре, о произведениях и именах, её составляющих" несколько размазаны.

Кстати, вопрос по последнему тезису - как в школе изучают Кафку, Пруста, Джойса и Маркеса? И кто входит в состав обзора по американской литературе?
Елена:Курпатов - это хорошо. Его книги имеют большой практический смысл и пользу. Только объясни, какое отношение он имеет к преподаванию литературы или физики? К умению общаться - согласна. К выстраиванию отношений с коллегами и учениками - согласна. К литературе и нашему разговору - не понимаю.
Преподавание (литературы) - есть наложение менталитетов учителя и учеников на школьную программу. Разве не так? Понимание реальных целей вытекает из понимания менталитетов применительно к ситуации (в будущем!!!). Наличие реальных целей заставляет сопоставлять каждый шаг с выбранным направлением, которое опять же может корректироваться в зависимости от дальнейших (меняющихся со временем) мировоззрений и ситуаций.

Между прочим :roll: , я же не уточнял, каким учителям необходимо читать: литературы или физкультуры. Или ты видишь слово "литература" в заголовке темы? :P :lol:
Аватара пользователя
Елена
-
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 

Сообщение Елена »

Dimon,
Давай проще. Я хотела бы, чтоб моим ученикам было интересно и чтоб они знали литературу.
реально увидеть
человека мыслящего и интересного.
(Тебе, правда, наверное, слово "интересный" не очень понравится?)
наложение менталитетов учителя и учеников на школьную программу
сейчас, вот сразу прочитав, думаю, что да.
Наличие реальных целей заставляет сопоставлять каждый шаг с выбранным направлением, которое опять же может корректироваться в зависимости от дальнейших (меняющихся со временем) мировоззрений и ситуаций
да.
несколько размазаны.
возможно, но мысль выражена.
как в школе изучают Кафку, Пруста, Джойса и Маркеса?[/
quote] Насколько мне известно, по пограмме - никак. Хотя некоторые учителя вводят в обзоре и во внеклассной литературе. Ну и в гуманитарных направлениях тоже есть немного.
слово "литература" в заголовке темы?
Нет. Поторопилась, видимо: прости.
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 59
 

Сообщение Dimon »

Елена:Я хотела бы, чтоб моим ученикам было интересно и чтоб они знали литературу.
"Было интересно" - это (необходимый) способ, а не цель. Что касается знания литературы... А что можно успеть за довольно короткий курс школьной литературы, преподаваемый тем паче тинеджерам (оболтусам и лоботрясам :wink: )? Судя по всему, только сосредоточиться на русской литературе XIX-го века и чуточку (факультативно) приоткрыть иную? Можно сформулировать подобным образом: "знание литературы на основе русской XIX-го века"?

На всякий случай: это обычные вопросы, отнюдь не риторические.

Кстати, а почему не надо ставить запятую в твоём предложении?
Елена:
реально увидеть
человека мыслящего и интересного.
(Тебе, правда, наверное, слово "интересный" не очень понравится?)
Почему же? Только мысли и интересы могут быть разными. Лично мне больше нравится судить о человеке по его делам, чем по его словам. А как ты понимаешь критерий "мыслящности" (надеюсь, я не шибко похож на Метлу :wink: :lol: )? Т.е. как определить "нулевой" уровень (выше которого всё ОК 8) , а ниже - увы :? )? Как ему соответствуют нынешние выпускники (т.е. 2005-2006 годов)?
Аватара пользователя
Елена
-
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 

Сообщение Елена »

только сосредоточиться на русской литературе XIX-го века
Почему? "Слово о полку Игореве" изучают, и вирши Державина, Ломоносова, повести Карамзина, и Цветаеву с Шолоховым и Солженицыным тоже. В основу программы положена русская литература, что, на мой взгляд, абсолютно правильно. Современная литература (последних 2-х десятилетий) обязательно изучается.
Можно сформулировать подобным образом: "знание литературы на основе русской XIX-го века"
не стоит.
Кстати, а почему не надо ставить запятую в твоём предложении?
придаточные однородные, относящиеся к одному главному, стоящему в начале сложного предложения: я хотела бы, чтоб они знали.....
я хотела бы, чтоб им было интересно.... и союзом И соединены.
Преподавание (литературы) - есть наложение менталитетов учителя и учеников на школьную программу.
ещё подумала над твоей формулировкой...
Понимаешь, всё-таки неточность есть.
Ведь тогда методика литературы сводилась бы к изучению программы и собственных черт характера плюс изучение психологических особенностей личности.

А методика преподавания - давняя дисциплина. Там изучаются разные приёмы, (которые ещё педагогами xix в. были разработаны: Ушинским, Рыбниковой и т.д.); важное место занимает анализ текста.
Есть целая система знаний, которая не меняется в зависимости от общественного строя за окном.
Лично мне больше нравится судить о человеке по его делам, чем по его словам.
Это большая тема, на самом деле. Обсуждать этот вопрос не очень люблю... , потому что зачем говорить, если в жизни всё по-своему получится.
ну, по делам -это о близком человеке можно сказать что-либо, о хорошем знакомом. Откуда ты знаешь, какими делами, например, я занимаюсь?
А в собеседнике меня привлекают обычно два сочетающихся момента: знания и самостоятельность мышления. Часто второе - в изобилие, а первого -увы..
А вот когда у человека в голове только подшипники, пиво или каши с борщами, то меня (и не только меня) уже его дела не очень трогают. Просто принимаю его, общаюсь (в силу обстоятельств или необходимости), но к общению, извини, не стремлюсь: времени жаль.
Да, бывают болтуны и пустобрёхи. Они меня тоже не очень интересуют. Бывают прекрасные добрые люди, с которыми просто приятно общаться без всяких знаний. Много чего бывает. ...
"нулевой" уровень
в жизни? или в ученике?
Dimon, наверное, грешна, но нулевой уровень - это точка отсчёта, а это мой собственный уровень.

Давай к преподаванию вернёмся.
А что можно успеть за довольно короткий курс школьной литературы, преподаваемый тем паче тинеджерам (оболтусам и лоботрясам )?
Мне кажется, многое. Пусть даже не фактически. А импульс можно дать ко многому. Хорошие учителя уроки анализируют и конспекты составляют не до, а после урока.
чуточку (факультативно) приоткрыть иную
Да. Приоткрыть немного иную дверь.
Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 59
 

Сообщение Dimon »

Елена:
только сосредоточиться на русской литературе XIX-го века
Почему? "Слово о полку Игореве" изучают, и вирши Державина, Ломоносова, повести Карамзина, и Цветаеву с Шолоховым и Солженицыным тоже. В основу программы положена русская литература, что, на мой взгляд, абсолютно правильно. Современная литература (последних 2-х десятилетий) обязательно изучается.
:? Лена, Лена... Я спрашиваю, а не утверждаю (риторические вопросы я выделяю при помощи "?!" - в отличие от обычного вопросительного знака "?"), ведь я же абсолютно не знаком с нынешним положением дел в российской школе. А какое нынче примерное соотношение по часам для XIX-го века, до XIX-го века и после XIX-го века?

А насчёт русской литературы я бы не стал столь категорично утверждать, что "абсолютно правильно". Потому что русская литература сильно зависит от западной (и порождалась ею!). А ряд классиков русской литературы вообще многое писали за пределами России.
Елена:
Преподавание (литературы) - есть наложение менталитетов учителя и учеников на школьную программу.
ещё подумала над твоей формулировкой...
Понимаешь, всё-таки неточность есть.
Ведь тогда методика литературы сводилась бы к изучению программы и собственных черт характера плюс изучение психологических особенностей личности.

А методика преподавания - давняя дисциплина. Там изучаются разные приёмы, (которые ещё педагогами xix в. были разработаны: Ушинским, Рыбниковой и т.д.); важное место занимает анализ текста.
Есть целая система знаний, которая не меняется в зависимости от общественного строя за окном.
Видишь ли, на самом деле тут принципиального противоречия и нет. Но меняется не столько строй за окном, сколько меняется количество воспринимаемой информации, сколько меняется скорость мышления, сколько меняется влияние общества/урбанизации на индивидуума. Я полагаю, что интересно было б провести сравнение и анализ сочинений и орфографических/грамматических ошибок школьников, скажем, в 2006, 1996, 1986, 1976, 1966 и 1956 годах.
Елена:
Лично мне больше нравится судить о человеке по его делам, чем по его словам.
ну, по делам -это о близком человеке можно сказать что-либо, о хорошем знакомом.
Не скажи! Что человек делает и сделал - это очень хорошо заметно, результаты всегда налицо. Куда сложнее оценить его мышление или мораль. :wink:
Елена:Откуда ты знаешь, какими делами, например, я занимаюсь?
Ты поддерживаешь данный сайт и выпускаешь оригинальную рассылку. Чем ты ещё занимаешься (кажется, у тебя двое детей, причём один ребёнок совсем маленький), я не знаю, но сужу о тебе по этим вещам.
Елена:А в собеседнике меня привлекают обычно два сочетающихся момента: знания и самостоятельность мышления. Часто второе - в изобилие, а первого -увы..
Я наелся этого ещё в СССР. Когда язык работает (особенно на кухне), а дальше этого голословия ничего нет. В т.ч. и в магазинах. Да и когда директорствовал, то наслушался краснобаев-мыслителей, а фирму тащили на себе молчуны-работяги. Какие знатоки и мыслители были в России в 1917-м году! И какое их изобилие было - даже фонарей на всех не хватило... :wink: Но это моё персональное суждение. А отличить пустобрёха можно лишь по делу.
Елена:импульс можно дать ко многому
:? Мне как раз и хочется узнать твоё мнение: что это за импульс, в каком направлении и что такое "многое"! Потому как водку пьянствовать да курить меня именно школа научила. :wink:
Аватара пользователя
Елена
-
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 

Сообщение Елена »

Лена, Лена.
:oops: :oops: :oops: ...
насчёт почасового планирования я точно сейчас не скажу, поскольку в средней общеобразовательной школе давно толком не работаю.
В старших классах - год -литература ХIХ в., год - ХХ века. Это надо на МЛИСе посмотреть. До Пушкина планирование по часам посмотрю. Лет 5 назад уделялся примерно год. Но всё это расплывчато и примерно. Лучше узнаю точные цифры-напишу.
русская литература сильно зависит от западной (и порождалась ею!
Зависит кое в чём. Но эта зависимость неглобальна.
А насчёт порождалась - подробнее?
ряд классиков русской литературы вообще многое писали за пределами России.
в основном, классики ххв. Но от этого их произведения не перестали быть русскими. Или не согласен? (Наверное, ты в ответ спросишь, что такое "русскость?)
то человек делает и сделал - это очень хорошо заметно, результаты всегда налицо.
СОглашусь. Но иногда широта взглядов, что ещё...глубина мыслей и т.д.... в этих делах может не проглянуть. Мы же говорили об интересности человеческой личности. А как определить по делам интерес, если человек занимается тем, что целый день моет посуду в силу необходимости? Т.е. часто ведь приходится выполнять механическую работу, которая не выражает человека. Или я не туда сейчас направляю наш разговор?
Куда сложнее оценить его мышление или мораль.
Здесь согласна.
у тебя двое детей
трое.
отличить пустобрёха можно лишь по делу.
да. +1. Но знания можно определить и по разговору - глубже копая.
водку пьянствовать да курить меня именно школа научила.
может, всё-таки не школа? :roll:
что это за импульс
Импульс - желание знать, понимать, разбираться, по литературе я бы сказала - читать и думать.
Но, знаешь, всё-таки здесь (в этом импульсе) определяющее значение имеет семья и личность самого учителя, а не программа, утверждённая где-то.
Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 59
 

Сообщение Dimon »

Елена:
русская литература сильно зависит от западной (и порождалась ею!
Зависит кое в чём. Но эта зависимость неглобальна.
:roll: Смотря под каким углом посмотреть. Скажем, множество советских писателей второй половины ХХ-го века выросли из Хемингуэя (это видно из текстов произведений). Да и Кафка оказал колоссальное влияние. Полагаю, что большинство произведений на книжных прилавках имеют прямое родство с иностранной литературой. Народы становятся ближе друг к другу, запираться внутри себя несколько нелепо.
Елена:А насчёт порождалась - а подробнее?
А попробуй выписать, что читали герои самых разных произведений русских писателей XIX-го века (всё-таки этот век произвёл русскую литературу): в одну колонку - отечественных авторов, в другую - иноземных. Впечатлит, ей-богу! :wink:

Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита...

© "Евгений Онегин"
Елена:Наверное, ты в ответ спросишь, что такое "русскость"?
:lol: :lol: Обязательно! Я делю литературу на хорошую и плохую = т.е. на ту, что мне нравится, и ту, что мне не нравится. А о национальной принадлежности, пардон, задумываться не хочу. :wink:
Елена:А как определить по делам интерес, если человек занимается тем, что целый день моет посуду в силу необходимости? Т.е. часто ведь приходится выполнять механическую работу, которая не выражает человека. Или я не туда сейчас направляю наш разговор?
Абсолютно туда! Между прочим, Курпатов в вышеуказанной книге сказал те же самые слова 8) (правда, куда более внятно и понятно :wink: ), что я повторяю более 20 (!!!) лет (а они не становятся от этого менее актуальными :( ): человек будет выполнять механическую работу, если она соответствует его мировоззрению, его желанию существовать. Потому что активный человек любое своё занятие воспринимает лишь как ступеньку в своей дальнейшей карьере. А мозги ему даны для того, чтобы перерасти эту операцию или свести к минимуму трудозатраты. Человек, который недоволен своей работой (в смысле - профессией/компанией), но продолжающий работать, пардон, никоим образом не может называться мыслящим и/или интересным человеком... :wink:

Понимаешь? Интересный человек - это прежде всего обладающий интересной (как минимум для него самого) работой.

Кстати, в своём выпускном сочинении по "Ионычу" я развивал именно эту мысль. 8)
Елена:
у тебя двое детей
трое.
:lol: Мне казалось, что не так давно родился третий, но сказал наверняка. 8)
Елена:
водку пьянствовать да курить меня именно школа научила.
может, всё-таки не школа? :roll:
Именно - школа. Синдром отличника, если можно так сказать. Т.е. когда уроки отнимают полчаса от силы в день (ну и по пять минут на переменах), а хорошие оценки и свободное время требуют "компенсации". :wink:
Елена:
что это за импульс
Импульс - желание знать, понимать, разбираться, по литературе я бы сказала - читать и думать.
Но, знаешь, всё-таки здесь (в этом импульсе) определяющее значение имеет семья и личность самого учителя, а не программа, утверждённая где-то.
Попробуй представить себе выстроенную на таких людях Россию через, скажем, пятнадцать лет. И посмотри - всё ли будет нормально. :wink:
Аватара пользователя
Елена
-
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 

Сообщение Елена »

Со всеми рассуждениями, как ни странно, я согласна.
Только начало русской литературы вела бы с древнерусских летописей.
И в перспективах России с думающими людьми, наверное, не очень поняла, что ты имеешь в виду.
Да, и про школу ещё.
хорошие оценки и свободное время требуют "компенсации".
Школа - это учителя и предметы? или Школа - это умение себя занять? или Школа - это и дополнительные занятия? или ещё что-то...

Добавлено спустя 2 минуты 29 секунд:
Кстати, в своём выпускном сочинении по "Ионычу" я развивал именно эту мысль.
Так Ионыч тебе интересен? По-твоему, у него интересная работа?
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 59
 

Сообщение Dimon »

Елена:Только начало русской литературы вела бы с древнерусских летописей.
:? Видишь ли, я хотел бы разделить два понятия: археологическое начало и литературное. Т.е. с одной стороны - интересное с "музейной" точки зрения, а с другой - то, что можно читать "валяясь на диване". Да и начало России я склонен отсчитывать с московской государственности - с правления Ивана Третьего "Великого" (вторая половина XV-го века).
Елена:И в перспективах России с думающими людьми, наверное, не очень поняла, что ты имеешь в виду.
Дело в том, что одного думанья мало. И я даже не о том, что важнее заниматься делом (пусть думанье по умолчанию подразумевает думанье в процессе совершенствования работой). Представь себе, что сейчас из школы вышли люди, наполненные страстью к литературе. Куда повернётся страна, когда это поколение станет определять её жизнь в соответствии с литературными представлениями (и соответствующим досугом)? И т.п. - если делать акцент на ином. Это Чацкому было куда убежать, а ныне если и могут подать карету, то только скорой помощи... :wink:
Елена:Школа - это учителя и предметы? или Школа - это умение себя занять? или Школа - это и дополнительные занятия? или ещё что-то...
Школа - это всё же образ жизни. Довольно жёсткие иерархия и режим дня. Довольно мало зависит от тебя (только переход в другую школу, в чём-то специализирующуюся). Раньше было ещё дополнительное ограничение: октябрятско-пионерско-комсомольский формализм. Т.е. спиртное и сигареты = это сладкое слово "свобода". :wink: А что касается отличников, то ведь учитель вынужден вести класс по самым слабым ученикам. Т.е. отличники оказываются под бОльшим психологическим давлением, чем двоешники...
Елена:
Кстати, в своём выпускном сочинении по "Ионычу" я развивал именно эту мысль.
Так Ионыч тебе интересен? По-твоему, у него интересная работа?
Он не сумел найти себя в работе (это только на первый взгляд кажется, что его обломал быт), хотя и выпускался из школы-института "думающим" :wink: . И даже перечитывать рассказ было как-то противно :x ... Не люблю читать про пассивных неудачников, становится стыдно за людей. :evil:
Аватара пользователя
Елена
-
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 

Сообщение Елена »

Школа - это всё же образ жизни.
Не соглашусь, наверное, Dimon,
Мне, правда, было интересно ходить в школу, но она в моей жизни главной роли не играла. Мой образ жизни создавала, скорее, моя семья. Я была всё время чем-то занята, мы куда-то шли, чего-то читали, о чём-то спорили, куда-то собирались, у меня были обязанности по дому. И при похожем на твой раскладе ни спиртное, ни сигареты меня не манили. Был какой-то мелкий период классе в 6-м беготни по двору и сидения на чердаках, но он завершился быстро, возможно, из-за неинтересности.
это только на первый взгляд кажется, что его обломал быт
согласна. Только думающим он не выпускался. Он выпускался успешным и подающим надежды, но не мыслящим.
наполненные страстью к литературе.
Но разве "думающий" -это "наполненный страстью"?
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 59
 

Сообщение Dimon »

Елена:
Школа - это всё же образ жизни.
Не соглашусь, наверное
У нас, видимо, разные категории. Я вырос во Владивостоке, где занятий для пацана было немного, а вот хулиганья - полно. Отец постоянно в рейсе, мать - на работе. Я с пяти лет был предоставлен сам себе, много времени проводил на улице (такой пример: я восемь раз тонул, прежде чем научился плавать). И школа являлась действительно Событием. И превращалась в образ жизни.
Елена:Только думающим он не выпускался. Он выпускался успешным и подающим надежды, но не мыслящим.
Я не буду требовать расшифровки понятия "мыслящий", не дождёшься! :P :lol: :lol: ОК, это уже не так принципиально. :wink:
Елена:
наполненные страстью к литературе.
Но разве "думающий" -это "наполненный страстью"?
:? Ну почему я так косноязычно выражаюсь? :( Я же специально попытался отделить термин "думающий" от определённого склада мировоззрения. Которое возможно сформировать через акцент на каком-то предмете. Что может привести к определённому дисбалансу в общественной сфере. По идее, школа - это механизм обратной связи для развития страны, т.е. в идеале она должна формировать людей соответствующего типа для ожидаемой через десять лет ситуации.

Что касается думающих, то размышления - это всегда определённые сомнения и бездействие. Скажем, переходишь дорогу, а на тебя летит машина. Если будешь размышлять об оптимальном действии, то дело закончится больницей. Если же есть в загашнике решение (чему традиционно учат в армии), то останешься целой. Этика, между прочим, и есть набор правил априори, к тому же одобряемых другими людьми. Т.е. думанье должно ограничиваться временем (т.е. ответственностью за принятое решения) с одной стороны и социальным согласием ( :roll: невозражением?) с другой стороны.
Аватара пользователя
Елена
-
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 

Сообщение Елена »

Т.е. думанье должно ограничиваться временем
Вот этому научить сложно. Это гибкость мозгов, так сказать...жизненный опыт и что-то такое, может, о чём и говорить не стоит.
Я не буду требовать расшифровки понятия "мыслящий", не дождёшься
хорошо. Не жду. Мне кажется, это однозначное понятие.
У нас, видимо, разные категори
Да, я в Москве выросла. Такая столичная спокойная девочка -"неприпевочка", правда...

В целом, важны два момента:
а) учитель свой предмет знает куда больше предначертанного учебником и программой. (И любит его).
б) общий язык найти умеет с теми, кому вещает. (Любит их не меньше предмета).
Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 59
 

Сообщение Dimon »

Елена:
Т.е. думанье должно ограничиваться временем
Вот этому научить сложно. Это гибкость мозгов, так сказать...жизненный опыт и что-то такое, может, о чём и говорить не стоит.
Вопрос об ответственности. Т.е. каждое решение имеет смысл только в определённых временных рамках. И школьные контрольные, включая сочинения на уроках, - как раз учат этому. :wink: 8)
Елена:
Я не буду требовать расшифровки понятия "мыслящий", не дождёшься
хорошо. Не жду. Мне кажется, это однозначное понятие.
Отнюдь. :P Есть мыслители типа роденовского. Т.е. мыслят, застыв как памятник на века. Что толку от них? :wink: Можно вспомнить океан из "Соляриса" - мыслящий, но действующий. Я бы за идеал мыслителя брал Эдисона. 8)
Елена:В целом, важны два момента:
а) учитель свой предмет знает куда больше предначертанного учебником и программой. (И любит его).
б) общий язык найти умеет с теми, кому вещает. (Любит их не меньше предмета).
Опять же - это инструментарий. Скажем, столяр должен уметь работать рубанком, ножовкой, киянкой, долотом и т.д. Но мастерство его определяется изделием - сможет ли в полене увидеть Буратино. :wink: Я и хочу понять, каких буратин учителя стремятся разглядеть в учениках. 8)
Аватара пользователя
Елена
-
Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая
 

Сообщение Елена »

Про "Отцов и детей" перенесено:
http://forum.ruslit.com/viewtopic.php?t=297
"Мы с тобой одной крови: ты и я!" Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
апро
помощник писаря
помощник писаря
Всего сообщений: 3
Зарегистрирован: 07.07.2011
Образование: среднее
Откуда: нальчик
Возраст: 30
 Re: Учителя - какие они? Или как преподавать?

Сообщение апро »

Елена 08 июля 2011 сдаю экзамен по русскому. в себе я уверен. но буду благодарен за консультации по ходу экзамена.возможно за время службы в армии что-то подзабыл.времени подготовиться было всего лишь 4 дня.. заранее благодарен. мои координаты 1) stark_dimon@list.ru 2)аська 560881875.,
Розен
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 4458
Зарегистрирован: 16.04.2011
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: безвременно безработный
Откуда: Волжский, Волгоградской, Россия
Возраст: 63
 Re: Учителя - какие они? Или как преподавать?

Сообщение Розен »

Уже август. Апро, и как экзамен?
Аватара пользователя
irida
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2654
Зарегистрирован: 28.10.2008
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: преподаватель новогреческого языка
Откуда: Греция
Возраст: 56
 Re: Учителя - какие они? Или как преподавать?

Сообщение irida »

Patriot Хренов, и вы будете в каждой ветке, в которой он писал, интересоваться результатами экзаменов? Зашел человек и вышел. Не покурить, а совсем. :)
Aretta
Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 20.02.2012
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Студент
Откуда: Красноярск
Возраст: 29
 Re: Учителя - какие они? Или как преподавать?

Сообщение Aretta »

Здравствуйте! Меня зовут Елена, я являюсь студенткой педагогического университета. Мне очень нужна помощь опытного преподавателя русского языка. Если говорить конкретнее - мне хотелось бы задать Вам несколько вопросов касающихся профессии, личных качеств учителя, что нужно для того, чтобы аудитория тебя слушала и прочее. Все это требуется для университетской работы. Я бы обратилась к своему преподавателю со школы, но, к сожалению, она вышла на пенсию, я утратила с ней контакты. Если Вам не сложно ответить на несколько анкетных вопросов, если Вы не против поделиться опытом с будущим специалистом (я пока только на первом курсе), пишите, пожалуйста, на адрес lena.omg@mail.ru (или в ЛС) - Ваш опыт будет незаменим для будущих учителей.

p.s. Простите, если не в том разделе написала
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Учителя или Учители ?????
    Sharasir » » в форуме Грамматика
    4 Ответы
    1692 Просмотры
    Последнее сообщение vadim_i_z
  • Поздравляю вас с Днём учителя!
    daslex » » в форуме Глас народа
    2 Ответы
    387 Просмотры
    Последнее сообщение daslex
  • Учителя, тополя, слесаря, токаря...
    Таланов » » в форуме Помощь знатоков
    10 Ответы
    572 Просмотры
    Последнее сообщение daslex
  • Чем занимаются учителя русского языка в школе?
    Yelquin » » в форуме Семантика. Лексикология
    26 Ответы
    1561 Просмотры
    Последнее сообщение Идальго
  • Помогите пожалуйста, уважаемые учителя руского языка!!!
    4 Ответы
    2706 Просмотры
    Последнее сообщение irida