Вопросы преподавания русского языка и литературыУчителя - какие они? Или как преподавать?

Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 22
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 19 фев 2007, 17:12

Елена Долотова:Dimon, ты всё-таки читаешь? Ух...чертяка...ай, да Dimon, ... :lol:
8) :D :D Я же не могу разговаривать о чём-то, не зная предмета! :wink: Но получается всё очень урывками. :? Да и в школе, кабы не моё поведение вкупе с "неправильнописанием" и патологическим отвращением к биологии, круглым отличником бы выпустился - все домашние задания всегда выполнял... 8) :D
Ну, почти все и почти всегда.. :oops: :oops: :lol:
Елена Долотова:
Dimon:конфликты кажутся уже мелкими
конфликты какие? Спор имеешь в виду Кирсановых с Базаровым?
Не только. Полным-полно мельчайших конфликтиков, когда люди не хотят вслушаться в чужие слова и проявить безусловное уважение к другому человеку.

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 22
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 20 фев 2007, 20:42

Елена Долотова:После двоеточия ты отметил то, что привлекает твоё внимание сейчас или, наоборот, то, что изучают в школе?
То, что привлекло внимание сейчас. В нынешние времена всё-таки люди проявляют куда бОльшую терпимость друг к другу. А как с/х поместья убивают экономику вследствие необходимости содержания крестьян - об этом было написано очень много ещё в 80-х годах. Т.е. гуманное отношение к крестьянинам проявлялось в обратном - в сохранении крепостного права. Как это не странно... :wink:

Три комментария.

1. Какую часть литература занимает в сегодняшнем искусстве (вернее, в завтрашнем)? И что приходится на долю её отдельных направлений? Если говорить об искусстве, то начинать обучать следует согласно нынешним приоритетам: с ТВ, кино, рекламы, музыки, дизайна. Ибо кто девушку ужинает, то её и танцует... Т.е. такой подход - больше дань прошлому веку, чем нынешнему.

2. А что значит "понимать искусство"? Вот это я уже не понимаю. В декабре был в Дрездене, зашёл в одноимённую :wink: :lol: картинную галерею. "Сикстинская мадонна" - одна из самых пустых картин, которые я когда-либо видел (не считая "Чёрного квадрата"). Колоссальных размеров полотно с отдельными фигурами. Причём эти фигуры выглядят (одеты) очень просто. Что тут понимать, когда и смотреть-то по сути нечего?! А вот уйти из зала нельзя - стоишь и смотришь как полный идиот, потому что впечатление колоссальное и бьёт по мозгам оглушающе. Ну, и кто как может научить понимать "Сикстинскую мадонну"? Или задевает, или нет.

3. Вы учите подростков. А вкусы у них поменяются ещё минимум раза три - согласно новым жизненным ступеням. Да и само мировоззрение у них изменится вскоре после окончания школы. Т.е. такое ощущение, что подобный подход малооправдан с точки зрения к.п.д. (не могу не вспомнить "Доживём до понедельника" :lol: ). Получается, что школьная система построена так, чтобы выматывать несчастных учителей литературы, впихивающих Великое Прекрасное в учеников, которые предпочитают несколько иное... :?

Возможно, это оправдано отдельными удачами - ведь всегда в любом классе находятся подростки, которые начинают (по той или иной причине) работать на одной волне с педагогом. Но и разговор идёт об эффктивности преподавания, а не о том, какие учителя бяки и редиски. :wink: :lol:

Аватара пользователя
Елена
-
Сообщений в теме: 21
Всего сообщений: 3745
Зарегистрирован: 10.10.2005

Сообщение Елена » 20 фев 2007, 21:34

О, ты уже здесь... "Пришёл домой, там ты сидишь..." :lol: Здорово.
Я не дописала ещё.
И до преподавания как такового не дошла. Я пока общие вопросы писала. Но я, кстати, думаю, что у нас с тобой загвоздка только в них и будет. На остальном - расхождения наши с тбой будут не так велики... :wink:
В общем, давай тогда япо твоим комментариям и попоробую ответить.
1.
Какую часть литература занимает в сегодняшнем искусстве (вернее, в завтрашнем)?
Большой вопрос и неоднозначный. Теоретики копья вовсю ломают по данному вопросу.
Если прямо и коротко и на мой взгляд, то думаю, что большую часть. Литература может менять сознание (только давай в подсознание не будем углубляться...) человека больше, чем какой-нибудь др. вид искусства.
К искусству ТВ, рекламу пока не отношу. ТВ, радио -средство передачи информации.
Дизайн... да, возможно. Музыка, театр, кино - да+архитектура, скульптура..

2. наверное, давай пока подойдём с др. стороны, а к этому вопросу ещё вернёмся... просто чтоб не удаляться...

Просто кроме шкалы "нравится -не нравится", есть целый пласт информации в произведении искусства....................................

извини... продолж. след.

Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 22
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 20 фев 2007, 22:20

К искусству ТВ, рекламу пока не отношу. ТВ, радио -средство передачи информации.
Дизайн... да, возможно.
Леночка, ты начинаешь отставать от реалий... Всё это можно не признавать искусством, но оно уже (надолго?) заняло нишу искусства! Стоит ли донкихотствовать, если речь идёт о бОльшем, чем личное мировоззрение? Пора, на мой взгляд, учиться жить в новом мире и оказывать определяющее влияние на будущее этого нового мира. Искусство требует жертв...

Аватара пользователя
Елена
-
Сообщений в теме: 21
Всего сообщений: 3745
Зарегистрирован: 10.10.2005

Сообщение Елена » 20 фев 2007, 22:46

Dimon, да я не буду упорствовать по этому вопросу. Пусть это тоже искусство. Допускаю.
Искусство требует жертв..
да-да, только много дать не смогу даже искусству... :wink:

Значит, остановилась на том, что захватывает. Таких произведений мало. Ну, раз, два, десять... остальное не захватит - пройдёшь мимо. И что? Собственно, ничего особенного, кроме того, что целый мир прошёл мимо.

Искусство даёт пищу: мозгам, душе, чувству, эмоциям... Для подросткового возраста (давай, действительно, на подростках) это важно - пищу имею в виду...
Они в этом возрасте ищут. Самый что ни на есть ищущий период... Смысл ищут, себя... Всё рушат (в разной степени), чтобы строить... Все, так сказать, в разной степени базаровы. (Я здесь не совсем согласна, что Базаров не нигилист.)
В общем, хочу сказать, что фундамент строительства и сила разрушений часто зависят от того, что читаешь, смотришь, слушаешь в этот период или в момент.

Будешь оппонировать?
Завтра встретимся.

Аватара пользователя
Елена
-
Сообщений в теме: 21
Всего сообщений: 3745
Зарегистрирован: 10.10.2005

Сообщение Елена » 21 фев 2007, 08:21

А поэтому главное мерило - сам человек... ученик то бишь....
И моя (моя) первая задача - зацепить его, заинтересовать, чтобы он меня слышать захотел.
Мы сейчас давай с тобой говорить не о студентах-словесниках, не о филологах, а об учениках, далёких от литературы.
Сажусь и начинаю искать в тексте строчку, слово, момент, от которого можно плясать...Может, это будет рука Базарова, которую он не сразу подал Ник. Петр., может, это будет какая-то деталь внешности героя (напомаженные виски слуги или тонкие губы Базарова или ещё что-нибудь мелкое, через которое можно начать говорить о чём-то более важном: характере, его переживаниях, его отчаянии и т.д.).
Ну, вот по "Отцам и детям" один из первых уроков у меня назывался "Литературный портрет (или как разобраться в человеке) в романе И.С.Тургенева".
Не было классса, группы, которых тема не заинтересовала, не повела бы дальше. Причём, одно время работала в колледже, там были группы, коорые вообще ничего не читали к моменту нашей встречи. (Кстати, меня эти ученики многому научили).

Допустим, заинтересовала чем-то. Пусть не 100%, но большую часть. Это уже победа для меня.

Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 22
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 21 фев 2007, 10:10

Стоп-стоп-стоп. Лена, ты сейчас говоришь о методе, а не о целях. Тут примерно получается следующее: ты заинтересовываешь учеников, становишься вожаком-лидером-авторитетом, устанавливаешь свои правила игры, ученики начинают копировать тебя и перенимать твои вкусы. Это, на мой взгляд, идеальнейшее поведение Учителя. Но ради чего все эти усилия?

Аватара пользователя
Елена
-
Сообщений в теме: 21
Всего сообщений: 3745
Зарегистрирован: 10.10.2005

Сообщение Елена » 21 фев 2007, 13:28

Чтоб показать, что литература - это целый мир, связанный с жизнью, отображаюший её и влияющий на неё. через литературу показать разность характеров, широту человеческих отношений, глубину чувств и разнообразие мира. Чтоб человек, читая , нашёл вдруг ответ (или вариант ответа) на вопрос, волнующий его.

Если с критикой будешь корректировать, то сразу предлагай альтернативное представление.

Чтоб целый мир раскрыть передо мной,
Пришёл учитель в класс с сумой... :lol:
становишься вожаком-лидером-
Это допустим. Но не факт, что вожаком буду я (или, скажем так: только я).
ученики начинают копировать тебя
в смысле?
скажу по секрету, у каждого класса (коллектив, группа) получается свой вывод в конце урока. Учитель, действительно, направляет.
Но копировать? кхе, кхе, мда..... Ты, батенька, перегнул явно....
Как можно заставить одинаково всех посмотреть на одного человека - Ваську Петрова, Базарова или кого бы то ни было? Знаешь ли... и споры, и дебаты, и прения жаркие бывают....

Бывает, что в 2-х группах совсем по-разному проходят занятия, хотя, понятно, что план-конспект у меня один и текст разбираемый один.

Добавлено спустя 10 минут 26 секунд:

Но, наверное, есть ещё выше задача: чтоб работа внутренняя началась и шла.
И есть ещё проще задача: чтоб человек имел представление о русской и мировой культуре, о произведениях и именах, её составляющих.

Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 22
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 21 фев 2007, 13:33

Елена Долотова:Чтоб показать...

Если с критикой будешь корректировать, то сразу предлагай альтернативное представление.
Чуточку позже, сейчас, право, некогда.
Когда отделю беллетристику. :wink: :lol:
Елена Долотова:не факт, что вожаком буду я (или, скажем так: только я).
Вожак - это не тот, кто идёт впереди (с красным знаменем или на лихом коне), а тот, кто направляет. :wink:
Елена Долотова:
ученики начинают копировать тебя
в смысле?
Слова, поведение, интонации и многое другое. Между прочим, это не обязательно проявление любви. Это такой вот социальный прибамбас, искусство общественного выживания и преуспевания.
Елена Долотова:Ты, батенька, перегнул явно....
Как можно заставить одинаково всех посмотреть на одного человека - Ваську Петрова, Базарова или кого бы то ни было? Знаешь ли... и споры, и дебаты, и прения жаркие бывают....
:shock: А где я писал об этом??? Вы, литераторы, что-то чересчур усердствуете в поисках подтекста в моих постах... Что тебя заставило так думать? И как, между прочим, можно заинтересовать живого человека без конфликта?! :shock: Литературное произведение без споров/дебатов/конфликтов называется справочник, не так ли? :wink: А конфликт возникает тогда, когда задевается персонально человек (его мировоззрение и т.п.). 8)

Аватара пользователя
Елена
-
Сообщений в теме: 21
Всего сообщений: 3745
Зарегистрирован: 10.10.2005

Сообщение Елена » 21 фев 2007, 13:48

И как, между прочим, можно заинтересовать живого человека без конфликта?!
Ну, вот, значит, мы об одном и том же. Ура!
А где я писал об этом???
в слове копировать и, правда, усмотрела значение "всё делать, как я". Не так?
Вы, литераторы
Dimon, мы ж на "ты"...вроде :shock:
отделю беллетристик
так давай я и отделю. Сформулировать чётко и ясно цель преподавания литературы, действительно, нелёгкая задача.
Чуточку позже, сейчас, право, некогда.
конечно.

Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 22
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 21 фев 2007, 14:52

Елена:в слове копировать и, правда, усмотрела значение "всё делать, как я". Не так?
Конечно же, нет! Сергей Райский всё утрировал, теперь ты? :wink: :lol: Иногда вообще копирование малозаметно. И видно только при внимательном наблюдении или сравнении с прошлым. Это и есть настоящее лидерство. 8)
Елена:
Вы, литераторы
Dimon, мы ж на "ты"...вроде :shock:
:shock: На "ты" ко множественному числу? Что-то у меня с русским языком совсем плохо... :P :lol: :lol:
Елена:Сформулировать чётко и ясно цель преподавания литературы, действительно, нелёгкая задача.
А ведь это подзадача к целям школы...

Кстати, я только что прочитал (очень быстро и с большим интересом) книгу Татьяны Девятовой и Андрея Курпатова "Мифы большого города с доктором Курпатовым". Словно часть моих постов увели к себе в книгу. :wink: Написано очень ясным, эмоциональным и простым языком (в отличие от моего косноязычия :oops: ) об основных проблемах, в которые аки в стенку утыкается менталитет современного россиянина. И что я наблюдал воочию во время прошлогоднего визита. И о чём разговор зашёл сейчас (очень своевременно книга поступила ко мне :wink: ). На мой взгляд, многим учителям просто необходимо читать эту книгу, а всем остальным - полезно. 8)

Аватара пользователя
Елена
-
Сообщений в теме: 21
Всего сообщений: 3745
Зарегистрирован: 10.10.2005

Сообщение Елена » 21 фев 2007, 15:58

Dimon, мы ж на "ты"...вроде

На "ты" ко множественному числу? Что-то у меня с русским языком совсем плохо...
Ты ж со мной говоришь, а не со всеми литераторами, а литераторы, они все разные.

Любая формулировка большой задачи и подзадачи соприкасается с беллетристикой и "грешит" высокими словами.

Курпатов - это хорошо. Его книги имеют большой практический смысл и пользу. Только объясни, какое отношение он имеет к преподаванию литературы или физики? К умению общаться - согласна. К выстраиванию отношений с коллегами и учениками - согласна. К литературе и нашему разговору - не понимаю.

Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 22
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 21 фев 2007, 16:33

Елена:Ты ж со мной говоришь, а не со всеми литераторами, а литераторы, они все разные.
Дык - ты уже четвёртый человек тут, который видит в моих постах не только не сказанное мной, а даже и не подуманное... :?
Елена:Любая формулировка большой задачи и подзадачи соприкасается с беллетристикой и "грешит" высокими словами.
Отнюдь. Высокая речь и беллетристика часто нужны для маскировки прагматичности целей. Этакое оправдание априори (зачем?). К тому же всё это = кусочек наследия нашего воспитания, с линейками и барабанами, подменяющего суть формой. :wink: И потом я специально подчёркивал: "надо прежде всего определиться с конкретными ориентирами преподавания (литературы): что хочется увидеть в выпускнике и что реально увидеть". Согласись, что "чтоб работа внутренняя началась и шла" или "чтоб человек имел представление о русской и мировой культуре, о произведениях и именах, её составляющих" несколько размазаны.

Кстати, вопрос по последнему тезису - как в школе изучают Кафку, Пруста, Джойса и Маркеса? И кто входит в состав обзора по американской литературе?
Елена:Курпатов - это хорошо. Его книги имеют большой практический смысл и пользу. Только объясни, какое отношение он имеет к преподаванию литературы или физики? К умению общаться - согласна. К выстраиванию отношений с коллегами и учениками - согласна. К литературе и нашему разговору - не понимаю.
Преподавание (литературы) - есть наложение менталитетов учителя и учеников на школьную программу. Разве не так? Понимание реальных целей вытекает из понимания менталитетов применительно к ситуации (в будущем!!!). Наличие реальных целей заставляет сопоставлять каждый шаг с выбранным направлением, которое опять же может корректироваться в зависимости от дальнейших (меняющихся со временем) мировоззрений и ситуаций.

Между прочим :roll: , я же не уточнял, каким учителям необходимо читать: литературы или физкультуры. Или ты видишь слово "литература" в заголовке темы? :P :lol:

Аватара пользователя
Елена
-
Сообщений в теме: 21
Всего сообщений: 3745
Зарегистрирован: 10.10.2005

Сообщение Елена » 21 фев 2007, 17:51

Dimon,
Давай проще. Я хотела бы, чтоб моим ученикам было интересно и чтоб они знали литературу.
реально увидеть
человека мыслящего и интересного.
(Тебе, правда, наверное, слово "интересный" не очень понравится?)
наложение менталитетов учителя и учеников на школьную программу
сейчас, вот сразу прочитав, думаю, что да.
Наличие реальных целей заставляет сопоставлять каждый шаг с выбранным направлением, которое опять же может корректироваться в зависимости от дальнейших (меняющихся со временем) мировоззрений и ситуаций
да.
несколько размазаны.
возможно, но мысль выражена.
как в школе изучают Кафку, Пруста, Джойса и Маркеса?[/
quote] Насколько мне известно, по пограмме - никак. Хотя некоторые учителя вводят в обзоре и во внеклассной литературе. Ну и в гуманитарных направлениях тоже есть немного.
слово "литература" в заголовке темы?
Нет. Поторопилась, видимо: прости.

Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 22
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 21 фев 2007, 18:38

Елена:Я хотела бы, чтоб моим ученикам было интересно и чтоб они знали литературу.
"Было интересно" - это (необходимый) способ, а не цель. Что касается знания литературы... А что можно успеть за довольно короткий курс школьной литературы, преподаваемый тем паче тинеджерам (оболтусам и лоботрясам :wink: )? Судя по всему, только сосредоточиться на русской литературе XIX-го века и чуточку (факультативно) приоткрыть иную? Можно сформулировать подобным образом: "знание литературы на основе русской XIX-го века"?

На всякий случай: это обычные вопросы, отнюдь не риторические.

Кстати, а почему не надо ставить запятую в твоём предложении?
Елена:
реально увидеть
человека мыслящего и интересного.
(Тебе, правда, наверное, слово "интересный" не очень понравится?)
Почему же? Только мысли и интересы могут быть разными. Лично мне больше нравится судить о человеке по его делам, чем по его словам. А как ты понимаешь критерий "мыслящности" (надеюсь, я не шибко похож на Метлу :wink: :lol: )? Т.е. как определить "нулевой" уровень (выше которого всё ОК 8) , а ниже - увы :? )? Как ему соответствуют нынешние выпускники (т.е. 2005-2006 годов)?

Аватара пользователя
Елена
-
Сообщений в теме: 21
Всего сообщений: 3745
Зарегистрирован: 10.10.2005

Сообщение Елена » 22 фев 2007, 11:35

только сосредоточиться на русской литературе XIX-го века
Почему? "Слово о полку Игореве" изучают, и вирши Державина, Ломоносова, повести Карамзина, и Цветаеву с Шолоховым и Солженицыным тоже. В основу программы положена русская литература, что, на мой взгляд, абсолютно правильно. Современная литература (последних 2-х десятилетий) обязательно изучается.
Можно сформулировать подобным образом: "знание литературы на основе русской XIX-го века"
не стоит.
Кстати, а почему не надо ставить запятую в твоём предложении?
придаточные однородные, относящиеся к одному главному, стоящему в начале сложного предложения: я хотела бы, чтоб они знали.....
я хотела бы, чтоб им было интересно.... и союзом И соединены.
Преподавание (литературы) - есть наложение менталитетов учителя и учеников на школьную программу.
ещё подумала над твоей формулировкой...
Понимаешь, всё-таки неточность есть.
Ведь тогда методика литературы сводилась бы к изучению программы и собственных черт характера плюс изучение психологических особенностей личности.

А методика преподавания - давняя дисциплина. Там изучаются разные приёмы, (которые ещё педагогами xix в. были разработаны: Ушинским, Рыбниковой и т.д.); важное место занимает анализ текста.
Есть целая система знаний, которая не меняется в зависимости от общественного строя за окном.
Лично мне больше нравится судить о человеке по его делам, чем по его словам.
Это большая тема, на самом деле. Обсуждать этот вопрос не очень люблю... , потому что зачем говорить, если в жизни всё по-своему получится.
ну, по делам -это о близком человеке можно сказать что-либо, о хорошем знакомом. Откуда ты знаешь, какими делами, например, я занимаюсь?
А в собеседнике меня привлекают обычно два сочетающихся момента: знания и самостоятельность мышления. Часто второе - в изобилие, а первого -увы..
А вот когда у человека в голове только подшипники, пиво или каши с борщами, то меня (и не только меня) уже его дела не очень трогают. Просто принимаю его, общаюсь (в силу обстоятельств или необходимости), но к общению, извини, не стремлюсь: времени жаль.
Да, бывают болтуны и пустобрёхи. Они меня тоже не очень интересуют. Бывают прекрасные добрые люди, с которыми просто приятно общаться без всяких знаний. Много чего бывает. ...
"нулевой" уровень
в жизни? или в ученике?
Dimon, наверное, грешна, но нулевой уровень - это точка отсчёта, а это мой собственный уровень.

Давай к преподаванию вернёмся.
А что можно успеть за довольно короткий курс школьной литературы, преподаваемый тем паче тинеджерам (оболтусам и лоботрясам )?
Мне кажется, многое. Пусть даже не фактически. А импульс можно дать ко многому. Хорошие учителя уроки анализируют и конспекты составляют не до, а после урока.
чуточку (факультативно) приоткрыть иную
Да. Приоткрыть немного иную дверь.

Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 22
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 22 фев 2007, 12:20

Елена:
только сосредоточиться на русской литературе XIX-го века
Почему? "Слово о полку Игореве" изучают, и вирши Державина, Ломоносова, повести Карамзина, и Цветаеву с Шолоховым и Солженицыным тоже. В основу программы положена русская литература, что, на мой взгляд, абсолютно правильно. Современная литература (последних 2-х десятилетий) обязательно изучается.
:? Лена, Лена... Я спрашиваю, а не утверждаю (риторические вопросы я выделяю при помощи "?!" - в отличие от обычного вопросительного знака "?"), ведь я же абсолютно не знаком с нынешним положением дел в российской школе. А какое нынче примерное соотношение по часам для XIX-го века, до XIX-го века и после XIX-го века?

А насчёт русской литературы я бы не стал столь категорично утверждать, что "абсолютно правильно". Потому что русская литература сильно зависит от западной (и порождалась ею!). А ряд классиков русской литературы вообще многое писали за пределами России.
Елена:
Преподавание (литературы) - есть наложение менталитетов учителя и учеников на школьную программу.
ещё подумала над твоей формулировкой...
Понимаешь, всё-таки неточность есть.
Ведь тогда методика литературы сводилась бы к изучению программы и собственных черт характера плюс изучение психологических особенностей личности.

А методика преподавания - давняя дисциплина. Там изучаются разные приёмы, (которые ещё педагогами xix в. были разработаны: Ушинским, Рыбниковой и т.д.); важное место занимает анализ текста.
Есть целая система знаний, которая не меняется в зависимости от общественного строя за окном.
Видишь ли, на самом деле тут принципиального противоречия и нет. Но меняется не столько строй за окном, сколько меняется количество воспринимаемой информации, сколько меняется скорость мышления, сколько меняется влияние общества/урбанизации на индивидуума. Я полагаю, что интересно было б провести сравнение и анализ сочинений и орфографических/грамматических ошибок школьников, скажем, в 2006, 1996, 1986, 1976, 1966 и 1956 годах.
Елена:
Лично мне больше нравится судить о человеке по его делам, чем по его словам.
ну, по делам -это о близком человеке можно сказать что-либо, о хорошем знакомом.
Не скажи! Что человек делает и сделал - это очень хорошо заметно, результаты всегда налицо. Куда сложнее оценить его мышление или мораль. :wink:
Елена:Откуда ты знаешь, какими делами, например, я занимаюсь?
Ты поддерживаешь данный сайт и выпускаешь оригинальную рассылку. Чем ты ещё занимаешься (кажется, у тебя двое детей, причём один ребёнок совсем маленький), я не знаю, но сужу о тебе по этим вещам.
Елена:А в собеседнике меня привлекают обычно два сочетающихся момента: знания и самостоятельность мышления. Часто второе - в изобилие, а первого -увы..
Я наелся этого ещё в СССР. Когда язык работает (особенно на кухне), а дальше этого голословия ничего нет. В т.ч. и в магазинах. Да и когда директорствовал, то наслушался краснобаев-мыслителей, а фирму тащили на себе молчуны-работяги. Какие знатоки и мыслители были в России в 1917-м году! И какое их изобилие было - даже фонарей на всех не хватило... :wink: Но это моё персональное суждение. А отличить пустобрёха можно лишь по делу.
Елена:импульс можно дать ко многому
:? Мне как раз и хочется узнать твоё мнение: что это за импульс, в каком направлении и что такое "многое"! Потому как водку пьянствовать да курить меня именно школа научила. :wink:

Аватара пользователя
Елена
-
Сообщений в теме: 21
Всего сообщений: 3745
Зарегистрирован: 10.10.2005

Сообщение Елена » 22 фев 2007, 13:18

Лена, Лена.
:oops: :oops: :oops: ...
насчёт почасового планирования я точно сейчас не скажу, поскольку в средней общеобразовательной школе давно толком не работаю.
В старших классах - год -литература ХIХ в., год - ХХ века. Это надо на МЛИСе посмотреть. До Пушкина планирование по часам посмотрю. Лет 5 назад уделялся примерно год. Но всё это расплывчато и примерно. Лучше узнаю точные цифры-напишу.
русская литература сильно зависит от западной (и порождалась ею!
Зависит кое в чём. Но эта зависимость неглобальна.
А насчёт порождалась - подробнее?
ряд классиков русской литературы вообще многое писали за пределами России.
в основном, классики ххв. Но от этого их произведения не перестали быть русскими. Или не согласен? (Наверное, ты в ответ спросишь, что такое "русскость?)
то человек делает и сделал - это очень хорошо заметно, результаты всегда налицо.
СОглашусь. Но иногда широта взглядов, что ещё...глубина мыслей и т.д.... в этих делах может не проглянуть. Мы же говорили об интересности человеческой личности. А как определить по делам интерес, если человек занимается тем, что целый день моет посуду в силу необходимости? Т.е. часто ведь приходится выполнять механическую работу, которая не выражает человека. Или я не туда сейчас направляю наш разговор?
Куда сложнее оценить его мышление или мораль.
Здесь согласна.
у тебя двое детей
трое.
отличить пустобрёха можно лишь по делу.
да. +1. Но знания можно определить и по разговору - глубже копая.
водку пьянствовать да курить меня именно школа научила.
может, всё-таки не школа? :roll:
что это за импульс
Импульс - желание знать, понимать, разбираться, по литературе я бы сказала - читать и думать.
Но, знаешь, всё-таки здесь (в этом импульсе) определяющее значение имеет семья и личность самого учителя, а не программа, утверждённая где-то.

Аватара пользователя
Автор темы
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 22
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 22 фев 2007, 15:01

Елена:
русская литература сильно зависит от западной (и порождалась ею!
Зависит кое в чём. Но эта зависимость неглобальна.
:roll: Смотря под каким углом посмотреть. Скажем, множество советских писателей второй половины ХХ-го века выросли из Хемингуэя (это видно из текстов произведений). Да и Кафка оказал колоссальное влияние. Полагаю, что большинство произведений на книжных прилавках имеют прямое родство с иностранной литературой. Народы становятся ближе друг к другу, запираться внутри себя несколько нелепо.
Елена:А насчёт порождалась - а подробнее?
А попробуй выписать, что читали герои самых разных произведений русских писателей XIX-го века (всё-таки этот век произвёл русскую литературу): в одну колонку - отечественных авторов, в другую - иноземных. Впечатлит, ей-богу! :wink:

Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита...

© "Евгений Онегин"
Елена:Наверное, ты в ответ спросишь, что такое "русскость"?
:lol: :lol: Обязательно! Я делю литературу на хорошую и плохую = т.е. на ту, что мне нравится, и ту, что мне не нравится. А о национальной принадлежности, пардон, задумываться не хочу. :wink:
Елена:А как определить по делам интерес, если человек занимается тем, что целый день моет посуду в силу необходимости? Т.е. часто ведь приходится выполнять механическую работу, которая не выражает человека. Или я не туда сейчас направляю наш разговор?
Абсолютно туда! Между прочим, Курпатов в вышеуказанной книге сказал те же самые слова 8) (правда, куда более внятно и понятно :wink: ), что я повторяю более 20 (!!!) лет (а они не становятся от этого менее актуальными :( ): человек будет выполнять механическую работу, если она соответствует его мировоззрению, его желанию существовать. Потому что активный человек любое своё занятие воспринимает лишь как ступеньку в своей дальнейшей карьере. А мозги ему даны для того, чтобы перерасти эту операцию или свести к минимуму трудозатраты. Человек, который недоволен своей работой (в смысле - профессией/компанией), но продолжающий работать, пардон, никоим образом не может называться мыслящим и/или интересным человеком... :wink:

Понимаешь? Интересный человек - это прежде всего обладающий интересной (как минимум для него самого) работой.

Кстати, в своём выпускном сочинении по "Ионычу" я развивал именно эту мысль. 8)
Елена:
у тебя двое детей
трое.
:lol: Мне казалось, что не так давно родился третий, но сказал наверняка. 8)
Елена:
водку пьянствовать да курить меня именно школа научила.
может, всё-таки не школа? :roll:
Именно - школа. Синдром отличника, если можно так сказать. Т.е. когда уроки отнимают полчаса от силы в день (ну и по пять минут на переменах), а хорошие оценки и свободное время требуют "компенсации". :wink:
Елена:
что это за импульс
Импульс - желание знать, понимать, разбираться, по литературе я бы сказала - читать и думать.
Но, знаешь, всё-таки здесь (в этом импульсе) определяющее значение имеет семья и личность самого учителя, а не программа, утверждённая где-то.
Попробуй представить себе выстроенную на таких людях Россию через, скажем, пятнадцать лет. И посмотри - всё ли будет нормально. :wink:

Аватара пользователя
Елена
-
Сообщений в теме: 21
Всего сообщений: 3745
Зарегистрирован: 10.10.2005

Сообщение Елена » 22 фев 2007, 16:01

Со всеми рассуждениями, как ни странно, я согласна.
Только начало русской литературы вела бы с древнерусских летописей.
И в перспективах России с думающими людьми, наверное, не очень поняла, что ты имеешь в виду.
Да, и про школу ещё.
хорошие оценки и свободное время требуют "компенсации".
Школа - это учителя и предметы? или Школа - это умение себя занять? или Школа - это и дополнительные занятия? или ещё что-то...

Добавлено спустя 2 минуты 29 секунд:
Кстати, в своём выпускном сочинении по "Ионычу" я развивал именно эту мысль.
Так Ионыч тебе интересен? По-твоему, у него интересная работа?

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Учителя или Учители ?????
    Sharasir » 02 окт 2011, 23:47 » в форуме Грамматика
    4 Ответы
    1561 Просмотры
    Последнее сообщение vadim_i_z
    03 окт 2011, 09:10
  • Поздравляю вас с Днём учителя!
    daslex » 01 окт 2017, 10:42 » в форуме Глас народа
    2 Ответы
    284 Просмотры
    Последнее сообщение daslex
    05 окт 2017, 14:41
  • Учителя, тополя, слесаря, токаря...
    Таланов » 28 мар 2016, 05:11 » в форуме Помощь знатоков
    10 Ответы
    457 Просмотры
    Последнее сообщение daslex
    29 мар 2016, 08:35
  • Чем занимаются учителя русского языка в школе?
    Yelquin » 06 янв 2012, 01:07 » в форуме Семантика. Лексикология
    26 Ответы
    1064 Просмотры
    Последнее сообщение Идальго
    20 янв 2012, 06:52
  • Помогите пожалуйста, уважаемые учителя руского языка!!!
    4 Ответы
    2552 Просмотры
    Последнее сообщение irida
    17 янв 2011, 16:58