Литературный клуб (публикации авторов)Современна ли классика?

Раздел для публикации и обсуждения литературных работ всех желающих.
Внимание! Сообщения, состоящие лишь из ссылки на авторские страницы, удаляются. Также запрещена публикация произведений без участия в дальнейшем их обсуждении

Модератор: Сергей Титов

Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 3745
Зарегистрирован: 10.10.2005

Сообщение Елена » 12 янв 2007, 15:08

Когда я училась в школе, то близко к сердцу не приняла. Но я думаю, что это произошло по той причине, что меня проблема выбора Раскольникова ("тварь ли я дрожащая или право имею...") тогда не очень занимала, и я не очень-то его понимала...
Сейчас знаю, что роман вызывает живые отклики. Изучать его интереснее в подростковом возрасте, (нежели"Войну и мир")...
Сейчас, кстати, дилемма Раскольникова меня волнует куда больше, чем раньше.. В общем, я бы "Преступление..." в программе оставила. Из Достоевского мне нравится и "Идиот". МНОгие учителя, кстати, заменяют им "ПРеступление" (я бы не стала).
Достоевский же представляется мне самым что ни на есть христианским писателем. ИМенно он призывал любить человека "и во грехе его", прощать его.

Но вообще этот спор меня вновь привёл к размышлениям о школьной программе. Какие произведения должны быть в программе? Чему вообще должна учить литература в среднестатистической школе? Конечно, на эти вопросы каждый отвечает по-своему, уже столько мнений выслушано... Но вопрос по-прежнему остаётся открытым.
Когда работала в вузе, то видела, что и среди преподавателей высшей школы существуют расхождения по вопросу "школьная литература"...

А что вы бы добавили в программу или убрали из неё?

Реклама
Аватара пользователя
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 12 янв 2007, 18:27

Прежде, чем ответить на этот вопрос, можно ли узнать канонический список (главных) произведений школьной программы с сопоставлением возрасту школьников?

Ольга
помощник писаря
помощник писаря
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 3
Зарегистрирован: 11.01.2007

Сообщение Ольга » 13 янв 2007, 23:01

Достоевский мне в школе нравился... "Преступление и наказание" читался как детектив, Раскольников воспринимался как безвольный и возможно даже больной. На голову :? Если сделал выбор, поубивал всех со страху - так не дёргайся как ненормальный, сиди тихо - это восприятие на 16 лет :D
Хотя вопрос о твари дрожащей был актуален.
Вот я бы "Что делать" (или как он там? призабыла :shock: ) убрала из школьной программы. Тоска зелёная, а ещё и сочинение писали. Может там и есть какой смысл для подрастающего поколения, только я его не вынесла, а что вынесла - давно забыла :wink:

Аватара пользователя
Автор темы
Елена
-
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 3745
Зарегистрирован: 10.10.2005

Сообщение Елена » 14 янв 2007, 00:38

Dimon, ну, вот 10 класс:
"Гроза" Островский,
"Отцы и дети" Тургенев,
"Преступление..." Достоевский
"Война и мир" Толстой,
Поэзия Некрасова, Тютчева, Фета
"Очарованный странник" Лескова

Это не всё по 10 классу и, вполне возможно, что не точно так: теперь и выбор по произведениям предоставлен..... Уточню-допишу тогда....

А "Что делать?", кстати, мне кажется, сейчас отсутствует в программе.

Аватара пользователя
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 15 янв 2007, 10:42

Для начала я не могу понять, почему в программу по литературе попадают пьесы. Это абсолютно другой вид искусства, покровительствует другая муза и воспринимать театр без актёров - это опять-таки мой любимый анекдот про стриптиз и парторга! Другое дело, что наряду с литературой в школьную программу стоило бы внести театр и кинематографию, а то мало того, что вкусы формируются странными, так ещё и всё это укладывается на полное незнание (например, мирового кинематографа) и, что важнее, на неумение воспринимать данные виды искусства.

Далее, Достоевского из школьной программы необходимо убирать немедленно! Писать он гениальный, но поколения школьников (за редкими исключениями) стонут от "Преступления", воспринимая его воистину как наказание :wink: , и воспитывают в себе ненависть к Ф.М. Поэтому Достоевский в школе - это неимоверная глупость и ослиное нежелание учиться у школьников.

Аватара пользователя
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56

Сообщение Dimon » 15 янв 2007, 11:53

Далее. Я не понимаю обоснованность нахождения в списке романа Тургенева "Отцы и дети". Я не очень люблю Тургенева, но даже его поклонникам сложно отрицать, что данный роман не является лучшим в списке его произведений. Но вместо прославившихся "тургеневских женщин" нам предлагают изучать отцов и детей. Несколько странный выбор, не так ли? :wink:

Я так полагаю, что данное произведение попало в список ради разбора этического конфликта между прогрессивными детьми и замшелыми родителями. Но, во-первых, теперь-то мы знаем, во что превратили не такую уж и плохую страну эти продвинутые дети. А во-вторых, столь традиционные конфликты поколений нынче перешли в несколько иные плоскости. Скажем, повесть Стругацких "Хромая судьба" (обёртка "Гадких лебедей") куда актуальнее. Я полагаю, что можно подобрать несколько более современных вещей, выбирая конкретное произведение в соответствии с типом класса.

Джек
писарь
писарь
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 6
Зарегистрирован: 26.12.2008
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: филолог
Откуда: Москва
Re: Современна ли классика?

Сообщение Джек » 27 дек 2008, 00:31

Сказанию о Гильгамеше около четырех тысяч лет, но оно не устарело и не устареет во веки веков. Ничто истинное никогда не устаревает. Но, увы, истинного очень мало.
Что же касается "писательского зуда", то он более присущ именно графоманам, а не талантливым писателям. Сухово-Кобылин был редкостным лентяем, не менее его был ленив Гончаров; Толстой и Фет годами не писали...
Многое о художественной литературе можно почерпнуть на замечательном сайте http://www../.

Аватара пользователя
Владимир Байков
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 808
Зарегистрирован: 29.08.2008
Образование: высшее техническое
Откуда: Петербург
Re: Современна ли классика?

Сообщение Владимир Байков » 27 дек 2008, 23:38

Джек
Многое о художественной литературе можно почерпнуть на замечательном сайте http://www../.
Цитирую с указанного сайта:
Врожденная грамотность при этом не гарантируется не только за десять занятий, а вовеки веков.
Врожденное будь то близорукость, косолапость, музыкальный слух и т.д. - это то, что дается ТОЛЬКО при рождении.
Поэтому никакими занятиями ничего врожденного приобрести нельзя!

Сразу доверие к указанному сайту у меня лично подорвано.

Аватара пользователя
Benrath
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 512
Зарегистрирован: 29.07.2007
Откуда: СПб
Re: Современна ли классика?

Сообщение Benrath » 29 дек 2008, 20:42

Dimon
Поручик Иванов писал(а):
Некоторые еще славы хотят
Причём пожизненной.
Вы хотели сказать: "прижизненной".

Пожизненная слава коротка. Умер - и прошла!

Добавлено спустя 2 минуты 48 секунд:
Елена
меня этот роман поразил тем, что в разное время возникают разные ассоциации и мысли, параллели и аналогии.
Это свойство ЛЮБОЙ классики! Каждый возраст в ней находит что-то свое.

Вот, может, Димон подрастет малёхо, и полюбит и Чехова, и Толстого. Сумеет их оценить.

Аватара пользователя
Sergei Khariton
начинающий литератор
начинающий литератор
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 80
Зарегистрирован: 02.12.2008
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: manager
Откуда: Минск
Возраст: 52
Re: Современна ли классика?

Сообщение Sergei Khariton » 29 дек 2008, 21:48

Тут надо еще на один вопрос ответить - а с какой целью вообще в школе изучается классическая литература? А ответив на этот вопрос, легче будет понять, современна ли классика и с какой точки зрения :)

Владимир Байков, врожденная грамотность - мне кажется, что это миф, вернее производное от хорошей зрительной и вербальной памяти и начитанности :)
-Девушка, вам водочки или спирта?
-Ой, я прям не знаю, все такое вкусное...

Аватара пользователя
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56
Re: Современна ли классика?

Сообщение Dimon » 29 дек 2008, 23:10

Benrath:Вы хотели сказать: "прижизненной".
Да, конечно. :oops:
Benrath:Это свойство ЛЮБОЙ классики! Каждый возраст в ней находит что-то свое.
Но ведь далеко не каждый человек. :wink:
Benrath:Вот, может, Димон подрастет малёхо, и полюбит и Чехова, и Толстого. Сумеет их оценить.
Я уже писал выше, что главным препятствие моей страсти к Чехову является его мизантропия. Я считаю, что постоянные издевательства над людьми нельзя считать юмором. У меня иное отношение к людям. Когда возникнет наплевательское, тогда, наверное, и начну. А полюбить Толстого за его просто чудовищный язык, пожалуй, уже не смогу никогда - просто времени не хватит... :roll:

А классическая литература в школе изучается, на мой взгляд, потому что она является компромиссом вкусов разных педагогов, этакой объективной сущностью.

Аватара пользователя
Sergei Khariton
начинающий литератор
начинающий литератор
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 80
Зарегистрирован: 02.12.2008
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: manager
Откуда: Минск
Возраст: 52
Re: Современна ли классика?

Сообщение Sergei Khariton » 30 дек 2008, 00:43

Dimon
так а цель какая в изучении литературы вообще?
-Девушка, вам водочки или спирта?
-Ой, я прям не знаю, все такое вкусное...

Аватара пользователя
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56
Re: Современна ли классика?

Сообщение Dimon » 30 дек 2008, 12:25

Sergei Khariton:Dimon
так а цель какая в изучении литературы вообще?
На мой взгляд, в интересной и доступной форме научить причинно-следственному анализу (бытового) поведения людей. Плюс тренировка памяти, умение выделять ключевую информацию, обобщать (помимо упомянутого анализа) и т.п.

Аватара пользователя
Sergei Khariton
начинающий литератор
начинающий литератор
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 80
Зарегистрирован: 02.12.2008
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: manager
Откуда: Минск
Возраст: 52
Re: Современна ли классика?

Сообщение Sergei Khariton » 30 дек 2008, 12:35

Dimon
скажу честно, не ожидал такого ответа :) Да и не занимались мы всем этим на уроках литературы, насколько я помню- разве вот память тренировали :)
По вашему выходит, что изучается не литература как таковая, а отношения людей, в ней изображенные - тут скорее психология под ваше определение подходит
-Девушка, вам водочки или спирта?
-Ой, я прям не знаю, все такое вкусное...

nelke
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 366
Зарегистрирован: 22.08.2008
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Откуда: Berlin
Возраст: 37
Re: Современна ли классика?

Сообщение nelke » 30 дек 2008, 12:54

Тут вопрос о методе преподавания был. Поделюсь "иностранным" опытом:) Была на уроке литературы в немецкой гимназии, 10 класс. "Мамашa Kураж и ее дети" Брехт. Произведение о 30-летней войне, дела давно минувшие, в произведении диалектной и устаревшей лексики хватает:) Однако, справляются:) И учитель постоянно сравнение с современными произведениями проводит (те, что войны касаются). И еще. Просмотр драматических произведений на сцене обязателен. Если в городе нет театра, конкретной пьесы, но спектакли на кассете, дисках на уроках смотрят.

Добавлено спустя 7 минут 21 секунду:
PISA-исследование (для тех, кому интересно)

- грамотность чтения


Термин "грамотность чтения" имеет широкий смысл. Исследование не предполагает проверку техники чтения. Согласно современному представлению об "умении грамотно читать", выпускник основной школы должен
1) понимать тексты,
2) размышлять над их содержанием,
3) оценивать их смысл и значение,
4) излагать свои мысли о прочитанном.

Основное внимание уделяется проверке умения "грамотно читать" в различных ситуациях.

Учащимся предлагаются тексты разных жанров:
- отрывки из художественных произведений,
- биографии,
- тексты развлекательного характера,
- личные письма,
- документы,
- статьи из газет и журналов,
- инструкции,
- рекламные объявления,
- географические карты и др.

В текстах используются различные формы представления информации:
- диаграммы,
- рисунки,
- карты,
- таблицы,
- графики.

Видела учебники по немецкому языку и литературе. Задания сосавлены по этому принципу.

Аватара пользователя
Dimon
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 3412
Зарегистрирован: 06.04.2006
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программирование
Откуда: Израиль
Возраст: 56
Re: Современна ли классика?

Сообщение Dimon » 30 дек 2008, 13:05

Sergei Khariton:скажу честно, не ожидал такого ответа :)
Наверное, просто вы ещё мало общались со мной. :)
Sergei Khariton:Да и не занимались мы всем этим на уроках литературы, насколько я помню- разве вот память тренировали :)
Дык, вот потому титул "самой читающей страны" моментально исчез с расширением доступа к другим способам проведения досуга, а в политике (да и в остальных сферах) имеем... словом, тех, кто напротив - имеют нас. :(
Sergei Khariton:По вашему выходит, что изучается не литература как таковая, а отношения людей, в ней изображенные - тут скорее психология под ваше определение подходит
А как ещё изучать литературу детям и подросткам? Дай бог, им в жизнь более-менее готовыми войти (и не испытать наших проблем и грабель), а уж чем заполнить досуг - задача для государства, а не школы. Мне, кстати, очень понравилась немецкая модель.

nelke
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 366
Зарегистрирован: 22.08.2008
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Откуда: Berlin
Возраст: 37
Re: Современна ли классика?

Сообщение nelke » 30 дек 2008, 13:35

Ну, раз понравилась:)

В Германии роман Мортона Руе "Волна" - обязательное чтение. В 2008 году вышел одноименный фильм по этому произведению. В кинотеатре проходила встреча учеников с режиссером и исполнителем главной роли. А в сочинении перед ребятами поставили вопрос об актуальности проблем романа в сегодняшней жизни. Роман не только и не столько о национал-социализме, сколько о влиянии на массы в принципе. На русском языке информация о романе почти отсутствует. Есть на немецком и английском - " The Wave", "Die Welle" (Morton Rhue).

Аватара пользователя
Коровка
-
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 136
Зарегистрирован: 02.12.2008
Образование: школьник
Профессия: ученик 6 "А" класса
Откуда: Москва
Re: Современна ли классика?

Сообщение Коровка » 31 дек 2008, 13:07

Sergei Khariton:уроках литературы, насколько я помню- разве вот память тренировали По вашему выходит, что изучается не литература как таковая, а отношения людей, в ней изображенные - тут скорее психология под ваше определение подходит
А мне кажется, что литература - это и есть, в первую очередь, психология. по крайней мере, мне она этим и интересна. Да и вообще любое произведение искусства интересно ведь тогда, когда "трогает" и будоражит, а не просто для того, чтобы экзамен сдать, например.
Sergei Khariton
Sergei Khariton: Да и не занимались мы всем этим на уроках литературы,
а мы занимаемся, чему очень рады (наверное, все, хотя за всех отвечать не могу).
nelke:Основное внимание уделяется проверке умения "грамотно читать" в различных ситуациях.
очень интересно. Как ученики это воспринимают? получается ли так преподавать? А что входит в понятие "грамотно читать"? (или вы где-то уже писали , а я пропустила? :oops: )

nelke
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 366
Зарегистрирован: 22.08.2008
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Откуда: Berlin
Возраст: 37
Re: Современна ли классика?

Сообщение nelke » 31 дек 2008, 13:30

А что входит в понятие "грамотно читать"? (или вы где-то уже писали , а я пропустила? :oops: )

Термин "грамотность чтения" имеет широкий смысл. Исследование не предполагает проверку техники чтения. Согласно современному представлению об "умении грамотно читать", выпускник основной школы должен
1) понимать тексты,
2) размышлять над их содержанием,
3) оценивать их смысл и значение,
4) излагать свои мысли о прочитанном.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение