Про баллады вообще, и их виды и подвиты написаны литературоведами десятки работ. Средневековые (французская, итальянская, английская и шотландская) баллады со строго определенной или традиционной формой вызывают, обычно, мало вопросов. Не так с балладами от эпохи сентиментализма и до наших дней. Так уж получилось, что формальность не сдерживала развитие этого жанра, что привело к большому разнообразию форм. В советской поэзии, например, балладой, обычно, называли стихотворение, носящее героико-романтический характер. Некоторые стихи, названные авторами «баллада» ни по каким признакам на балладу не тянут. Чтобы яснее было, приведу в пример вполне заслуженных поэтов:
«Баллада о точке» Вознесенского и «Баллада о цветах, деревьях и миллионерах» Высоцкого
А появление рок-баллад серьезно пошатнуло саму основу определения, что же есть баллада.
Определение: «Баллада – лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера, в котором часто используются темы и герои из мифов.»,- уже устарело.
Например, «Баллада о любви» Высоцкого сюжета как бы лишена. Нет и определенных героев.
Но все же это явно « лиро-эпическое стихотворное произведение» Эпическим остается предельно образное описание различных аспектов и проявлений любви.
Я предложил бы принять за основу 10 признаков баллады, отличающей её так или иначе от прочих стихотворений:
1. Эпичность. То есть сюжет в развитии, или иная последовательность событий, или явлений в их развитии и взаимодействии. Либо нелинейный и фрагментированный сюжет.
2. Поэтическая техничность — рифма и силлабо-тоническая система с определёнными размерами строф или чередованием (системой) определенных размеров строф.
3. Лиричность и сентиментальность.
4. Драматизм (повышенный).
5. Образность (особо выразительная).
6. Этический, эмоциональный, социальный или иной выбор, поставленный перед героем (героями), или определивший их судьбу (развитие сюжета).
7. Причастность (вовлечённость) Автора (второстепенных героев, читателя, народа) к событиям, явлениям, описанным в стихотворении.
8. Пафос (повышенный), либо преувеличения, вплоть до гротеска.
9. Вовлечённость Высших сил, случая, эпических или фантастических лиц или явлений.
10. Причастность к фольклору, мифам, истории или литературным сюжетам.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Заметьте, речь идет об именно технических, т.е. очевидных признаках, а не о "красиво-некрасиво", "нравится-не нравится" или "сердечность", "душевность", "возвышенность", "глубина" Но, может, я не прав?
И теперь "вопрос знатокам"!
Так что же такое баллада. Как её отличить от "небаллады"
Баллада и с чем её едят ⇐ Интересное в литературе
Информация
Дорогие друзья!
Приглашаем вас на литературный форум
Направленность – классическая литература, от античности до
современности. Приходите, будем рады!
Дорогие друзья!
Приглашаем вас на литературный форум
Направленность – классическая литература, от античности до
современности. Приходите, будем рады!
-
Автор темыpinya
- дьяк
- Всего сообщений: 44
- Зарегистрирован: 01.04.2018
- Возраст: 70
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4025
- Зарегистрирован: 14.11.2014
- Образование: школьник
- Откуда: Эстония
Re: Баллада и с чем её едят
Настоящая баллада опознаётся по драматическому сюжету и обязательному наличию прямой речи (часто — диалога): в старинной и народной поэзии прямая речь героев — знак того, что история претендует на документальность («что другие люди думают и чувствовуют, я не знаю наверное, не был я в голове и у героев этой истории, могу только рассказать, что ими делалось и говорилось»). Если всего этого нет, стихотворение не более «баллада», чем «Мёртвые души» Гоголя — «поэма». Хотя бы в нём было сто пудов причастности, пафоса и Высших сил.
If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Le silence éternel de ces espaces infinis m'effraie. (В. Pascal)
Le silence éternel de ces espaces infinis m'effraie. (В. Pascal)
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 19 Ответы
- 36520 Просмотры
-
Последнее сообщение rusak
-
- 7 Ответы
- 684 Просмотры
-
Последнее сообщение Князь Мышкин
-
- 3 Ответы
- 677 Просмотры
-
Последнее сообщение Русак
-
- 4 Ответы
- 576 Просмотры
-
Последнее сообщение Дзержицкий Владимир