Родительный падеж ⇐ Грамматика
Модератор: Селена
-
Автор темыБержан
- писарь
- Всего сообщений: 7
- Зарегистрирован: 12.10.2021
- Образование: высшее гуманитарное
- Возраст: 38
Родительный падеж
Здравствуйте, не судите строго но пока не понял до конца род. падеж. Понял что это когда что-то относиться к чему-то. например цвет ручки (понял что у ручки есть цвет). но как понять слово Нет ручки или получение ручки, или здесь не используется род. падеж или используется.?
-
- -
- Всего сообщений: 3065
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Родительский падеж
Школьников учат запоминать вопросы падежей так:
Именительный – (есть) кто? что?
Родительный – (нет) кого? чего?
Дательный – (даю) кому? чему?
Винительный – (вижу) кого? что?
Творительный – (доволен) кем? чем?
Предложный – (думаю) о ком? о чём?
Таким образом, в ваших словосочетаниях:
цвет (чего?) ручки;
нет (чего?) ручки;
получение (чего?) ручки.
Везде родительный падеж.
И падеж не "родитеЛЬСКий, а родитеЛЬНый.
Нет, это чистая формальность: когда можно задать вопросы "кого? чего?"
Школьников учат запоминать вопросы падежей так:
Именительный – (есть) кто? что?
Родительный – (нет) кого? чего?
Дательный – (даю) кому? чему?
Винительный – (вижу) кого? что?
Творительный – (доволен) кем? чем?
Предложный – (думаю) о ком? о чём?
Таким образом, в ваших словосочетаниях:
цвет (чего?) ручки;
нет (чего?) ручки;
получение (чего?) ручки.
Везде родительный падеж.
И падеж не "родитеЛЬСКий, а родитеЛЬНый.
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 6597
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Родительский падеж
Родительный падеж имеет следующие значения (или функции):
1) Субъект обладания (тот, у кого что-то есть; у кого есть что): дом отца, кабинет директора
В конструкции у кого есть что: У брата есть собака.
2) Объект при отрицании (после слова нет): У него нет сестры.
3) Количество чего-либо: пачка масла, пакет молока
Здесь ещё можно выделить так называемый второй родительный (партитив), характерный для разговорной речи: стакан чаю
4) После числительных два, три, четыре + Р.п. ед.ч. (два окна, двадцать три года, пятьсот тридцать четыре рубля) после числительных пять и далее, а также слов много, мало, сколько, несколько + Р.п. мн. ч. (шесть лет, восемь часов, пятнадцать книг)
5) Родительный падеж даты (когда? какого числа?): третьего января
НО! Какое сегодня число? – Третье января.
6) Характеристика: человек высокого роста, учебник русского языка
7) С предлогами:
- адресат: книга для детей
- пространственные отношения: далеко от дома, взять из библиотеки, посередине комнаты, у окна, около магазина
- время: в течение дня, с утра до вечера, во время урока, после уроков
- причина: от боли, из-за дождя, из скромности, вследствие недоговоренности
- цель: для учёбы, ради карьеры, с целью привлечения инвестиций
- условие: в случае (чего) дождя
- после предлога кроме: Пришли все, кроме Пети.
https://marjulia-livejournal-com.turbop ... 75654.html
1) Субъект обладания (тот, у кого что-то есть; у кого есть что): дом отца, кабинет директора
В конструкции у кого есть что: У брата есть собака.
2) Объект при отрицании (после слова нет): У него нет сестры.
3) Количество чего-либо: пачка масла, пакет молока
Здесь ещё можно выделить так называемый второй родительный (партитив), характерный для разговорной речи: стакан чаю
4) После числительных два, три, четыре + Р.п. ед.ч. (два окна, двадцать три года, пятьсот тридцать четыре рубля) после числительных пять и далее, а также слов много, мало, сколько, несколько + Р.п. мн. ч. (шесть лет, восемь часов, пятнадцать книг)
5) Родительный падеж даты (когда? какого числа?): третьего января
НО! Какое сегодня число? – Третье января.
6) Характеристика: человек высокого роста, учебник русского языка
7) С предлогами:
- адресат: книга для детей
- пространственные отношения: далеко от дома, взять из библиотеки, посередине комнаты, у окна, около магазина
- время: в течение дня, с утра до вечера, во время урока, после уроков
- причина: от боли, из-за дождя, из скромности, вследствие недоговоренности
- цель: для учёбы, ради карьеры, с целью привлечения инвестиций
- условие: в случае (чего) дождя
- после предлога кроме: Пришли все, кроме Пети.
https://marjulia-livejournal-com.turbop ... 75654.html
Образование среднее-низшее.
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 6597
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Родительный падеж
Если для управления глаголом используется винительный падеж, то для управления отглагольным от такого глагола существительным используется родительный:
Искать дом — поиск дома.
Мыть окно — мытьё окна.
Ловить рыбу — ловля рыбы.
Получить ручку — получение ручки.
Спасти человека — спасение человека.
Пить чай — питьё чая.
Искать дом — поиск дома.
Мыть окно — мытьё окна.
Ловить рыбу — ловля рыбы.
Получить ручку — получение ручки.
Спасти человека — спасение человека.
Пить чай — питьё чая.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темыБержан
- писарь
- Всего сообщений: 7
- Зарегистрирован: 12.10.2021
- Образование: высшее гуманитарное
- Возраст: 38
Re: Родительный падеж
Спасибо за ответ, но я хотел понять какие именно функции род. падежа понимается в этих трех словосочетаниях
цвет ручки (понял что у ручки есть цвет) - притяжательное отношение
Нет ручки - здесь какое отношение или функция род. падежа
Получение ручки - здесь какое отношение или функция род. падежа
цвет ручки (понял что у ручки есть цвет) - притяжательное отношение
Нет ручки - здесь какое отношение или функция род. падежа
Получение ручки - здесь какое отношение или функция род. падежа
-
- -
- Всего сообщений: 3065
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Родительный падеж
Бержан, давайте сначала выясним, для чего вам это нужно, поскольку вы формулируете вопросы некорректно с точки зрения русского языка.
-
Автор темыБержан
- писарь
- Всего сообщений: 7
- Зарегистрирован: 12.10.2021
- Образование: высшее гуманитарное
- Возраст: 38
Re: Родительный падеж
хорошо понять род. падеж, как это некорректные если я все это беру из интернета и вы сами же сказали у род.падежа есть несколько функции и вот я хотел понять какие именно функции или значения понимается в моих примерах.
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 6597
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Родительный падеж
цвет ручки, материал ручки, высота ручки.
Остутствие чего-либо выражается словом "нет" в связке с родительным падежом: нет (чего?) ручки, нет (чего?) дома, нет (чего?) ответа, нет (чего?) телефона, нет (кого?) братьев, нет (кого?) меня.
Здесь, скорее, характеристика, а не притяжательное отношение.
цвет ручки, материал ручки, высота ручки.
Остутствие чего-либо выражается словом "нет" в связке с родительным падежом: нет (чего?) ручки, нет (чего?) дома, нет (чего?) ответа, нет (чего?) телефона, нет (кого?) братьев, нет (кого?) меня.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темыБержан
- писарь
- Всего сообщений: 7
- Зарегистрирован: 12.10.2021
- Образование: высшее гуманитарное
- Возраст: 38
Re: Родительный падеж
Отсутствие чего-либо выражается словом "нет" в связке с родительным падежом: нет (чего?) ручки, нет (чего?) дома, нет (чего?) ответа, нет (чего?) телефона, нет (кого?) братьев, нет (кого?) меня. я это понял но хочу понять какое значение род.падежа?
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 6597
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
-
- -
- Всего сообщений: 3065
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Родительный падеж
Бержан, ответьте, пожалуйста, на вопрос, для каких целей вам нужно это понимание.
P. S. Функции родительного падежа вам привёл daslex.
P. S. Функции родительного падежа вам привёл daslex.
-
Автор темыБержан
- писарь
- Всего сообщений: 7
- Зарегистрирован: 12.10.2021
- Образование: высшее гуманитарное
- Возраст: 38
Re: Родительный падеж
Просто хорошо понимать при чтении. Я конечно дико извиняюсь за мои глупые вопросы но еще хочу просить про сам вопрос ЧЕГО? это типа шаблон род. падежа?))
-
- -
- Всего сообщений: 3065
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Родительный падеж
Бержан, ни один носитель русского языка не задумывается при общении, какова функция того или другого падежа. Именно поэтому я спросила о ваших задачах. Если вы не изучаете русский язык в рамках лингвистического образования, вам это тоже не нужно.
В своём первом ответе я перечислила вопросы ко всем падежам, этого вполне достаточно для понимания, в каком падеже стоит имя существительное или местоимение. С другой стороны, понимание функий того или иного падежа не будет вам помощью при формулировпнии собственной мысли.
Сравните, например, с дательным:
— адресата;
– времени;
– причины...
и так далее.
Не запутывайте себя.
В своём первом ответе я перечислила вопросы ко всем падежам, этого вполне достаточно для понимания, в каком падеже стоит имя существительное или местоимение. С другой стороны, понимание функий того или иного падежа не будет вам помощью при формулировпнии собственной мысли.
Сравните, например, с дательным:
Как видите, дательный тоже может иметь функции:Дательный падеж может выражать:
1) Значение адресата (особенно с глаголами речи и передачи материального объекта): написать декану / другу
2) Значение прямого объекта: учиться чему?
3) Субъектное значение: Брату 20 лет.
4) Причина: Собака рада хозяину.
А при употреблении с предлогами:
1) Объект: любовь к кому
2) Место: ехать по дороге
3) Направление: к отцу
4) Время: к вечеру
5) Причина: по рассеянности, благодаря помощи
6) Инструмент: по телефону
7) Распределительное значение: съесть по яблоку
8) Определительное значение: учебник по русскому языку
— адресата;
– времени;
– причины...
и так далее.
Не запутывайте себя.
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 6597
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Родительный падеж
Да. Вопросы кого/чего? — это типа шаблоны родительного падежа.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темыБержан
- писарь
- Всего сообщений: 7
- Зарегистрирован: 12.10.2021
- Образование: высшее гуманитарное
- Возраст: 38
Re: Родительный падеж
Спасибо. Но я до сих пор не понял разницу в род.падежах в моих приведенных словосочетаниях:
Цвет (чего?) ручки (смысл или значение род.падежа в том что у ручки есть цвет или принадлежность что-то к чему-то или характерное отношение)
Получение (чего?) ручки. Нет (чего?) ручки (понял что род.падеж но я не понял какое отношение между ними. нет никакого отношения просто под шаблон ЧЕГО? должен подпадать имя сущес. или местоимение?)
Цвет (чего?) ручки (смысл или значение род.падежа в том что у ручки есть цвет или принадлежность что-то к чему-то или характерное отношение)
Получение (чего?) ручки. Нет (чего?) ручки (понял что род.падеж но я не понял какое отношение между ними. нет никакого отношения просто под шаблон ЧЕГО? должен подпадать имя сущес. или местоимение?)
-
- -
- Всего сообщений: 3065
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Родительный падеж
Да, должны отвечать на формальный вопрос.
Скажите, пожалуйста, какой язык у вас родной?
Грамматически нет никакой разницы.
Да, должны отвечать на формальный вопрос.
Скажите, пожалуйста, какой язык у вас родной?
-
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 6597
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Родительный падеж
1. Вы путаете или смешиваете владение чем-то, принадлежность (притяжательный падеж) с характеристикой, со свойствами, с аттрибутами (с функцией родительного падежа).
цвет ручки
Если не предполагается вопрос чей это цвет?, то функция р. п. — характеристика, называние свойств, а если предполагается, то это уже притяжательный падеж.
цвет ручки
Если не предполагается вопрос чей это цвет?, то функция р. п. — характеристика, называние свойств, а если предполагается, то это уже притяжательный падеж.
Образование среднее-низшее.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2369
- Зарегистрирован: 15.04.2012
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: Преподаватель
- Откуда: СССР
- Возраст: 60
Re: Родительный падеж
Весьма точный и исчерпывающий ответ в контексте общей/практической грамоты дан Селеной сразу.
Если Вас интересуют наукообразные детали, это тема отдельной ветки.
Отправлено спустя 8 минут 29 секунд:
Отправлено спустя 25 секунд:
Гм... теперь выше...
Отправлено спустя 5 минут 28 секунд:
Кстати, Селена, попробуйте поискать в методологии и дидактике хотя бы намёк на способы обучения постановке грамматических вопросов, а не только самим вопросам... Тема для диссертации.. Намёк... Причём сделать её, умея оформлять, можно всего за 2-3 года (у меня нет ни времени, ни желания, ни сил, ни слога - только проверенная годами практика. Лень, гонор, экивоки...).
Отправлено спустя 2 минуты 44 секунды:
Понадобятся ссылки и примеры - без проблем.
Если Вас интересуют наукообразные детали, это тема отдельной ветки.
Отправлено спустя 8 минут 29 секунд:
Вопрос Селены существен. Здесь явно пахнет сравнительной грамматикой. Тогда см. далее (моё спонтанное углубление в этом направлении мною удалено: неуместно - см. ниже).
Отправлено спустя 25 секунд:
Гм... теперь выше...
Отправлено спустя 5 минут 28 секунд:
Кстати, Селена, попробуйте поискать в методологии и дидактике хотя бы намёк на способы обучения постановке грамматических вопросов, а не только самим вопросам... Тема для диссертации.. Намёк... Причём сделать её, умея оформлять, можно всего за 2-3 года (у меня нет ни времени, ни желания, ни сил, ни слога - только проверенная годами практика. Лень, гонор, экивоки...).
Отправлено спустя 2 минуты 44 секунды:
Понадобятся ссылки и примеры - без проблем.
-
Автор темыБержан
- писарь
- Всего сообщений: 7
- Зарегистрирован: 12.10.2021
- Образование: высшее гуманитарное
- Возраст: 38
Re: Родительный падеж
Вы меня до сих учите по первому варианту примера. Я это понял сам и спасибо за объяснение. А по оставшимся примерам я понял что там имена сущест. должны подпадать под род.падеж но я не понял по каким критериям они должны подпадать под род.падеж или нет никакого критерии ну типа так должно быть и все?
Спасибо за ответ. Мой родной язык Казахский
Вы меня до сих учите по первому варианту примера. Я это понял сам и спасибо за объяснение. А по оставшимся примерам я понял что там имена сущест. должны подпадать под род.падеж но я не понял по каким критериям они должны подпадать под род.падеж или нет никакого критерии ну типа так должно быть и все?
-
- -
- Всего сообщений: 3065
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Родительный падеж
Объяснение смысла идёт в обратную сторону: лингвисты берут фактические случаи употребления падежей и формируют перечень функций.
...
Есть случаи, когда нужно выбирать между родительным и винительным, но вам до таких сложностей еще очень далеко. И всё равно этот выбор не зависит от функций, поскольку они будут абсолютно одинаковыми.
Так что ориентируйтесь только на падежные вопросы.
Да, нет никакого критерия. Так сложилось в языке.
Объяснение смысла идёт в обратную сторону: лингвисты берут фактические случаи употребления падежей и формируют перечень функций.
...
Есть случаи, когда нужно выбирать между родительным и винительным, но вам до таких сложностей еще очень далеко. И всё равно этот выбор не зависит от функций, поскольку они будут абсолютно одинаковыми.
Так что ориентируйтесь только на падежные вопросы.
-
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2369
- Зарегистрирован: 15.04.2012
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: Преподаватель
- Откуда: СССР
- Возраст: 60
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение