ТанкиЛитературный клуб (публикации авторов)

Раздел для публикации и обсуждения литературных работ всех желающих.
Внимание! Сообщения, состоящие лишь из ссылки на авторские страницы, удаляются. Также запрещена публикация произведений без участия в дальнейшем их обсуждении
daslex
Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7696
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее
 Re: Танки

Сообщение daslex »

Специально загонять под рифму не надо. Если само собой получится, то, наверное, не страшно. Это у японцев имеет смысл спрашивать, может ли быть в танке рифма. А среди нас японцев, увы, нет.
Образование среднее-низшее.
Реклама
Аватара пользователя
Франсуа
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 4805
Зарегистрирован: 14.11.2014
Лучшие Ответы: 1
Образование: школьник
Откуда: Эстония
 Re: Танки

Сообщение Франсуа »

daslex: 17 сен 2020, 15:45 Специально загонять под рифму не надо. Если само собой получится, то, наверное, не страшно.
Ну да, и я про это. По-русски запросто могут непреднамеренно рифмоваться, например, одинаковые глагольные формы, и фольклор таких непреднамеренных рифм не боится. Может, и по-японски есть что-то такое.
If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Le silence éternel de ces espaces infinis m'effraie. (В. Pascal)
Светлячок
поэт не про заек
поэт не про заек
Всего сообщений: 116
Зарегистрирован: 28.11.2019
Образование: высшее техническое
 Re: Танки

Сообщение Светлячок »

Если в танке нет рифм, но при этом указанное количество слогов ещё и не обязывает к ритмическому строю, тогда танка - это не стихи, а форма прозы, почему-то записываемая в форме стихов. Если так, то пусть проза. Но русскому уму это слишком просто для искусства. Разве что ограничение краткостью выражения имеет какую-то изюминку. Остальное - обычная речь прозой. Но, может быть, танка у японцев всё же имеет ритмический строй? Тогда это можно включить в форму короткого белого стиха.

Есть ли страна в мире, население которой пишет стихов больше, чем в России? Не важно, плохие или хорошие, но пишет, любит это дело. Думаю, по стихонаписанию Россия на первом месте в мире.
Завада
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 4920
Зарегистрирован: 24.06.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Мать городов русских
Возраст: 52
 Re: Танки

Сообщение Завада »

Светлячок: 15 окт 2020, 14:16 Но, может быть, танка у японцев всё же имеет ритмический строй?
5-7-5-7-7.

https://www.google.com.ua/search?hl=ru& ... 22&num=100
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
Светлячок
поэт не про заек
поэт не про заек
Всего сообщений: 116
Зарегистрирован: 28.11.2019
Образование: высшее техническое
 Re: Танки

Сообщение Светлячок »

Завада: 15 окт 2020, 14:51
Светлячок: 15 окт 2020, 14:16 Но, может быть, танка у японцев всё же имеет ритмический строй?
5-7-5-7-7.

https://www.google.com.ua/search?hl=ru& ... 22&num=100
Это не ритмика, а количество слогов в строфе.
Ритмика в песне это размер такта. Так же, как в стихах ямбы, хореи и т.д.
Видимо, при указании количества слогов в строфе молча подразумевается именно музыкальная или аналогичная стихотворная ритмика, вмещающая эти слоги. Раз танка это всё-таки стихи.

В музыкальном плане (как и стихотворном, но в музыкальном точнее) основные ритмические размеры могут быть 2/4, 4/4, 3/4. Другие сложнее.
Если идеально без пауз, с учётом затактов, это может быть 9 ритмических рисунков.

Можно поэкспериментировать, чтобы услышать, как звучит каждый рисунок.

Отправлено спустя 20 минут 24 секунды:
Вот по-быстрому, что первое на ум пришло, для примера, два варианта на 2/4, начинающиеся с ударной доли и с затакта. Без рифмы, как положено.

***

Выпал снег на лес -
Деревья в шапках белых,
В ярких брызгах искр.
Обман в красотах этих -
Смерть и холод скрыты в них.

***

Закат багряный
В синь небес ворвался вдруг
Тревожным чувством.
В синем море кровь такой
Была - в забой дельфинов.

Сейчас убегу. А потом придумаю ещё на 7 оставшихся ритмических рисунков.
Завада
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 4920
Зарегистрирован: 24.06.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Мать городов русских
Возраст: 52
 Re: Танки

Сообщение Завада »

Светлячок: 15 окт 2020, 16:13 Завада: ↑
Сегодня, 13:51

Светлячок: ↑
Сегодня, 13:16
Но, может быть, танка у японцев всё же имеет ритмический строй?

5-7-5-7-7.

https://www.google.com.ua/search?hl=ru& ... 22&num=100

Это не ритмика, а количество слогов в строфе.
То есть все книги по ссылке ошибаются?
Светлячок: 15 окт 2020, 16:13 Ритмика в песне это размер такта.
При чём тут песня? То, что танка — «короткая песня», не имеет значения.
Светлячок: 15 окт 2020, 16:13 два варианта на 2/4...
А вот 5/8:
Мы обветрены, мы просолены,
Нам шторма нипочем.
После плаванья в тихой гавани
Вспомнить будет о чем.
:)
Светлячок: 15 окт 2020, 16:13 Если идеально без пауз, с учётом затактов, это может быть 9 ритмических рисунков.
Изображение

Нестандартные размеры составляют основу традиционной балканской музыки, и эти ребята месят по-взрослому — танцы под размеры в 13, 15, 21 и 25 четвертей для них обычное дело.

https://lukyanov.livejournal.com/63407.html

https://www.google.com.ua/search?q=%D0% ... =817&dpr=1

Правда, по последней ссылке много левых результатов; отсеивать недосуг.
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
Светлячок
поэт не про заек
поэт не про заек
Всего сообщений: 116
Зарегистрирован: 28.11.2019
Образование: высшее техническое
 Re: Танки

Сообщение Светлячок »

Завада: 15 окт 2020, 18:22
Светлячок: 15 окт 2020, 16:13 Завада: ↑
Сегодня, 13:51

Светлячок: ↑
Сегодня, 13:16
Но, может быть, танка у японцев всё же имеет ритмический строй?

5-7-5-7-7.

https://www.google.com.ua/search?hl=ru& ... 22&num=100

Это не ритмика, а количество слогов в строфе.
То есть все книги по ссылке ошибаются?
Светлячок: 15 окт 2020, 16:13 Ритмика в песне это размер такта.
При чём тут песня? То, что танка — «короткая песня», не имеет значения.
Светлячок: 15 окт 2020, 16:13 два варианта на 2/4...
А вот 5/8:
Мы обветрены, мы просолены,
Нам шторма нипочем.
После плаванья в тихой гавани
Вспомнить будет о чем.
:)
Светлячок: 15 окт 2020, 16:13 Если идеально без пауз, с учётом затактов, это может быть 9 ритмических рисунков.
Изображение

Нестандартные размеры составляют основу традиционной балканской музыки, и эти ребята месят по-взрослому — танцы под размеры в 13, 15, 21 и 25 четвертей для них обычное дело.

https://lukyanov.livejournal.com/63407.html

https://www.google.com.ua/search?q=%D0% ... =817&dpr=1

Правда, по последней ссылке много левых результатов; отсеивать недосуг.
Нет, это не 5/8, а 3/4. Просто не учтены музыкальные паузы. При выразительном чтении стихов эти паузы отлично слышны. Поэтому и говорю, что анализ стихов с помощью музыкальных размеров точнее, чем через упрощённые ямбы и хореи.

* обозначаю пузу в 1/4.

* Мы обвЕтрены, * мы просОлены,
* Нам штормА нипочЁм.
После плАванья * в тихой гАвани
* Вспомнить будет о чем.


Сейчас пишущие стихи никак не обозначают паузы. А вообще такая пауза - перенос строфы на следующую строку лесенкой.

Мы обветрены,
_______________мы просолены,
Нам шторма нипочем.
После плаванья
_______________в тихой гавани
Вспомнить будет о чем.

Так, пробелы в начале строки здесь не работают, подчёркиванием пришлось. И цветов не вижу, чтобы подчёркивание обесцветить.

По ссылке пока недосуг, потом схожу. То, что размеры бывают сложные, мне известно, было оговорено. Это отдельный разговор. Часто сложный размер всё равно делится на чётный и нечётный размер.
Завада
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 4920
Зарегистрирован: 24.06.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Мать городов русских
Возраст: 52
 Re: Танки

Сообщение Завада »

Светлячок: 15 окт 2020, 21:04 Нет, это не 5/8, а 3/4.
Да ну?! :no:

«Мы обветрены, мы просолены, нам шторма нипочем».
Ровные восьмые сгруппированы в редко применяемый размер 5/8.

https://ale07.ru/music/notes/song/songb ... el_pk4.htm
Светлячок: 15 окт 2020, 14:16 Но, может быть, танка у японцев всё же имеет ритмический строй?
Капитан Фрегата Монблан:Ударные слоги в танка 1-4 и 1-4-7 (дактиль) или 2-4 и 2-4-6 (ямб).
https://stihi.ru/2017/09/20/9425
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
daslex
Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7696
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее
 Re: Танки

Сообщение daslex »

На побережье
Спящего океана
Красиво очень.
Бесконечная вода —
Иллюзия вечного.

Отправлено спустя 7 минут 4 секунды:
На побережье
Спящего океана
Красиво очень.
Бесконечная вода —
Слёзы счастья моего.

На побережье
Спящего океана
Красиво очень.
Бесконечная вода —
Слёзы нашего горя.

Отправлено спустя 17 минут 2 секунды:
На побережье
Спящего океана
Красиво очень.
Бесконечная вода —
Время остановилось.

Отправлено спустя 42 минуты 46 секунд:
Падают листья
Спокойные на землю
Поостывшую.
Боль разлуки съедает
Меня живьём не щадя.

Отправлено спустя 45 минут 56 секунд:
Двум звёздам светить в
Темноту небесную
Лучше, чем одной.
Ты есть ты, а я есть я.
Между нами ничего.
Образование среднее-низшее.
Ваше благородие
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1273
Зарегистрирован: 20.11.2017
Лучшие Ответы: 2
Образование: среднее
Профессия: на казённом иждивении
 Re: Танки

Сообщение Ваше благородие »

daslex: 17 сен 2020, 01:55 любой бы был танкэтом.
:good:
Танкэтиром — тоже можно.
Или танкмейстером. Но это сложнее.
Можно выучиться на простого работягу-танкетчтика.
Стать танкиллером выгодно, но опасно.
:D
Светлячок
поэт не про заек
поэт не про заек
Всего сообщений: 116
Зарегистрирован: 28.11.2019
Образование: высшее техническое
 Re: Танки

Сообщение Светлячок »

Завада: 16 окт 2020, 12:12 «Мы обветрены, мы просолены, нам шторма нипочем».
Ровные восьмые сгруппированы в редко применяемый размер 5/8.
Только части группирутюся, но не целостно весь куплет. И ударения где-тоне соответствуют. Например, в "нипочЕм" не должно быть ударения ан Ё. Всё слово без ударений следует произносить, и ещё одна восьмушка в такте остаётся до конца.
И тогда, вступление второй строки должно звучит гармонично только через паузу 4 восьмушки - одна и прошлого такта и 3 затакта в начале новой строки.

Для того, чтобы точно услышать ритмический рисунок в 5/8, можно подобрать такое сочетание слов, чтобы их ударения точно получались раз в 5 слогов. Например, можно сравнить ритмический рисунок приведённой строки и такой придуманной.

Мы обветрены, мы просолены, нам шторма нипочем

Всеохватывающим разумом постигающие

Последнее - идеально на 5/8. С тем же количеством слогов. На большем тексте была бы заметнее другая целостная ритмика.

Если без пауз внутри строки, то скорее всего это стихо при произнесении, пении имеет триоль, это когда в 1/4 вмещается 3/8 с чуть убыстренным темпом между ними и потому смазывающие по всем ударение на каком-то одном слоге. Но целостно всё стихо остаётся на 6/8 (или 3/4).

Но для стихов не страшно внутри целого эпизодически менять размер ритма. Так же бывает и в музыке. Так что всё норм. Можно и так интерпетировать.
Завада
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 4920
Зарегистрирован: 24.06.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Мать городов русских
Возраст: 52
 Re: Танки

Сообщение Завада »

Светлячок: 16 окт 2020, 16:31 Например, в "нипочЕм" не должно быть ударения ан Ё.
С какой стати?
Светлячок: 16 окт 2020, 16:31 Всеохватывающим разумом постигающие

Последнее - идеально на 5/8.
:shock:
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
Светлячок
поэт не про заек
поэт не про заек
Всего сообщений: 116
Зарегистрирован: 28.11.2019
Образование: высшее техническое
 Re: Танки

Сообщение Светлячок »

:shock: Шо, так спужалыся?

Тогда, чтобы нагнать ещё больше страху, вот экспромт танки ровно на 5/8 без пауз. Начло без затакта. Правда, содержание чуточку не танковое. Но то такэ. :)

Высвеченные
Заревом предрассветным
Лесопосадки
Переговаривались
Посвистыванием птиц.


Вот такой ритмический рисунок танки ровно на 5/8-ых.

Отправлено спустя 13 минут 46 секунд:
Но это никак не стихи. Это ритмическая проза.
daslex
Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7696
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее
 Re: Танки

Сообщение daslex »

Светлячок, а что такое стих?
Образование среднее-низшее.
Светлячок
поэт не про заек
поэт не про заек
Всего сообщений: 116
Зарегистрирован: 28.11.2019
Образование: высшее техническое
 Re: Танки

Сообщение Светлячок »

Думаю, стихи - это ритм + рифма + изюмины в содержании.

Если уступка рифме, то белые стихи.
Если уступка ритму, то свободные стихи.
Если уступка качественному содержанию, то плохие стихи.
daslex
Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7696
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее
 Re: Танки

Сообщение daslex »

Светлячок, а если оставить личное мнение и заглянуть в справочники, то что профессионалы называют стихом?
Образование среднее-низшее.
Светлячок
поэт не про заек
поэт не про заек
Всего сообщений: 116
Зарегистрирован: 28.11.2019
Образование: высшее техническое
 Re: Танки

Сообщение Светлячок »

Неохота лезть в справочник. Я по своему интуитивному опыту и смыслу формулирую. :)
daslex
Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7696
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее
 Re: Танки

Сообщение daslex »

Я вам, ребята, нашёл, если не ошибся, чтение танок носителем:

百人一首朗読。現代語訳付き|BGM
1. 秋の田のかりほの庵の苫をあらみ わが衣手は露にぬれつつ (天智天皇)
2. 春過ぎて夏来にけらし白妙の 衣干すてふ天の香具山 (持統天皇)
3. あしびきの山鳥の尾のしだり尾の ながながし夜をひとりかも寝む (柿本人麻呂)
4. 田子の浦にうち出でて見れば白妙の 富士の高嶺に雪は降りつつ (山辺赤人)
5. 奥山に紅葉踏み分け鳴く鹿の 声聞く時ぞ秋は悲しき (猿丸大夫)
6. 鵲の渡せる橋に置く霜の 白きを見れば夜ぞ更けにける (中納言家持)
7. 天の原ふりさけ見れば春日なる 三笠の山に出でし月かも (安倍仲麿)
8. わが庵は都のたつみしかぞ住む 世をうぢ山と人はいふなり (喜撰法師)
9. 花の色は移りにけりないたづらに わが身世にふるながめせしまに (小野小町)
10. これやこの行くも帰るも別れては 知るも知らぬもあふ坂の関 (蝉丸)
11. わたの原八十島かけて漕ぎ出でぬと 人には告げよ海人の釣船 (参議篁)
12. 天つ風雲の通ひ路吹きとぢよ 乙女の姿しばしとどめむ (僧正遍昭)
13. 筑波嶺の峰より落つるみなの川 恋ぞ積もりて淵となりぬる (陽成院)
14. 陸奥のしのぶもぢずりたれゆゑに 乱れそめにしわれならなくに (河原左大臣)
15. 君がため春の野に出でて若菜摘む わが衣手に雪は降りつつ (光孝天皇)
16. 立ち別れいなばの山の峰に生ふる まつとし聞かば今帰り来む (中納言行平)
17. ちはやぶる神代も聞かず竜田川 からくれなゐに水くくるとは (在原業平朝臣)
18. 住の江の岸に寄る波よるさへや 夢の通ひ路人目よくらむ (藤原敏行朝臣)
19. 難波潟短き蘆のふしの間も 逢はでこの世を過ぐしてよとや (伊勢)
20. わびぬれば今はたおなじ難波なる みをつくしても逢はむとぞ思ふ (元良親王)
21. 今来むといひしばかりに長月の 有明の月を待ち出でつるかな (素性法師)
22. 吹くからに秋の草木のしをるれば むべ山風をあらしといふらむ (文屋康秀)
23. 月見ればちぢにものこそ悲しけれ わが身ひとつの秋にはあらねど (大江千里)
24. このたびは幣も取りあへず手向山 紅葉の錦神のまにまに (菅家)
25. 名にし負はば逢坂山のさねかづら 人に知られで来るよしもがな (三条右大臣)
26. 小倉山峰の紅葉葉心あらば いまひとたびのみゆき待たなむ (貞信公)
27. みかの原わきて流るるいづみ川 いつ見きとてか恋しかるらむ (中納言兼輔)
28. 山里は冬ぞ寂しさまさりける 人目も草もかれぬと思へば (源宗于朝臣)
29. 心あてに折らばや折らむ初霜の 置きまどはせる白菊の花 (凡河内躬恒)
30. 有明のつれなく見えし別れより 暁ばかり憂きものはなし (壬生忠岑)
31. 朝ぼらけ有明の月と見るまでに 吉野の里に降れる白雪 (坂上是則)
32. 山川に風のかけたるしがらみは 流れもあへぬ紅葉なりけり (春道列樹)
33. ひさかたの光のどけき春の日に しづ心なく花の散るらむ (紀友則)
34. 誰をかも知る人にせむ高砂の 松も昔の友ならなくに (藤原興風)
35. 人はいさ心も知らずふるさとは 花ぞ昔の香に匂ひける (紀貫之)
36. 夏の夜はまだ宵ながら明けぬるを 雲のいづこに月宿るらむ (清原深養父)
37. 白露に風の吹きしく秋の野は つらぬきとめぬ玉ぞ散りける (文屋朝康)
38. 忘らるる身をば思はず誓ひてし 人の命の惜しくもあるかな (右近)
39. 浅茅生の小野の篠原忍ぶれど あまりてなどか人の恋しき (参議等)
40. 忍ぶれど色に出でにけりわが恋は ものや思ふと人の問ふまで (平兼盛)
41. 恋すてふわが名はまだき立ちにけり 人知れずこそ思ひそめしか (壬生忠見)
42. 契りきなかたみに袖をしぼりつつ 末の松山波越さじとは (清原元輔)
43. 逢ひ見てののちの心にくらぶれば 昔はものを思はざりけり (権中納言敦忠)
44. 逢ふことの絶えてしなくはなかなかに 人をも身をも恨みざらまし (中納言朝忠)
45. あはれともいふべき人は思ほえで 身のいたずらになりぬべきかな (謙徳公)
46. 由良の門を渡る舟人かぢを絶え ゆくへも知らぬ恋のみちかな (曾禰好忠)
47. 八重むぐら茂れる宿の寂しきに 人こそ見えね秋は来にけり (恵慶法師)
48. 風をいたみ岩打つ波のおのれのみ くだけてものを思ふころかな (源重之)
49. 御垣守衛士のたく火の夜は燃え 昼は消えつつものをこそ思へ (大中臣能宣朝臣)
50. 君がため惜しからざりし命さへ 長くもがなと思ひけるかな (藤原義孝)
51. かくとだにえやは伊吹のさしも草 さしも知らじな燃ゆる思ひを (藤原実方朝臣)
52. 明けぬれば暮るるものとは知りながら なほ恨めしき朝ぼらけかな (藤原道信朝臣)
53. 嘆きつつひとり寝る夜の明くる間は いかに久しきものとかは知る (右大将道綱母)
54. 忘れじのゆく末まではかたければ 今日を限りの命ともがな (儀同三司母)
55. 滝の音は絶えて久しくなりぬれど 名こそ流れてなほ聞こえけれ (大納言公任)
56. あらざらむこの世のほかの思ひ出に いまひとたびの逢ふこともがな (和泉式部)
57. めぐり逢ひて見しやそれとも分かぬ間に 雲隠れにし夜半の月影 (紫式部)
58. 有馬山猪名の篠原風吹けば いでそよ人を忘れやはする (大弐三位)
59. やすらはで寝なましものをさ夜更けて かたぶくまでの月を見しかな (赤染衛門)
60. 大江山いく野の道の遠ければ まだふみも見ず天の橋立 (小式部内侍)
61. いにしへの奈良の都の八重桜 けふ九重に匂ひぬるかな (伊勢大輔)
62. 夜をこめて鳥のそら音ははかるとも よに逢坂の関は許さじ (清少納言)
63. 今はただ思ひ絶えなむとばかりを 人づてならでいふよしもがな (左京大夫道雅)
64. 朝ぼらけ宇治の川霧たえだえに あらはれわたる瀬々の網代木 (権中納言定頼)
65. 恨みわび干さぬ袖だにあるものを 恋に朽ちなむ名こそ惜しけれ (相模)
66. もろともにあはれと思え山桜 花よりほかに知る人もなし (前大僧正行尊)
67. 春の夜の夢ばかりなる手枕に かひなく立たむ名こそをしけれ (周防内侍)
68. 心にもあらで憂き世に長らへば 恋しかるべき夜半の月かな (三条院)
69. 嵐吹く三室の山のもみぢ葉は 竜田の川の錦なりけり (能因法師)
70. 寂しさに宿を立ち出でてながむれば いづくも同じ秋の夕暮 (良暹法師)
71. 夕されば門田の稲葉おとづれて 蘆のまろ屋に秋風ぞ吹く (大納言経信)
72. 音に聞く高師の浜のあだ波は かけじや袖のぬれもこそすれ (祐子内親王家紀伊)
73. 高砂の尾の上の桜咲きにけり 外山のかすみ立たずもあらなむ (前権中納言匡房)
74. 憂かりける人を初瀬の山おろしよ 激しかれとは祈らぬものを (源俊頼朝臣)
75. 契りおきしさせもが露を命にて あはれ今年の秋もいぬめり (藤原基俊)
76. わたの原漕ぎ出でて見ればひさかたの 雲居にまがふ沖つ白波 (法性寺入道前関白太政大臣)
77. 瀬をはやみ岩にせかるる滝川の われても末に逢はむとぞ思ふ (崇徳院)
78. 淡路島通ふ千鳥の鳴く声に いく夜寝覚めぬ須磨の関守 (源兼昌)
79. 秋風にたなびく雲のたえ間より 漏れ出づる月の影のさやけさ (左京大夫顕輔)
80. ながからむ心も知らず黒髪の 乱れてけさはものをこそ思へ (待賢門院堀河)
81. ほととぎす鳴きつる方をながむれば ただ有明の月ぞ残れる (後徳大寺左大臣)
82. 思ひわびさても命はあるものを 憂きに堪へぬは涙なりけり (道因法師)
83. 世の中よ道こそなけれ思ひ入る 山の奥にも鹿ぞ鳴くなる (皇太后宮大夫俊成)
84. 長らへばまたこのごろやしのばれむ 憂しと見し世ぞ今は恋しき (藤原清輔朝臣)
85. 夜もすがらもの思ふころは明けやらぬ ねやのひまさへつれなかりけり (俊恵法師)
86. 嘆けとて月やはものを思はする かこちがほなるわが涙かな (西行法師)
87. 村雨の露もまだ干ぬまきの葉に 霧立ちのぼる秋の夕暮 (寂蓮法師)
88. 難波江の蘆のかりねのひとよゆゑ 身を尽くしてや恋ひわたるべき (皇嘉門院別当)
89. 玉の緒よ絶えなば絶えねながらへば 忍ぶることの弱りもぞする (式子内親王)
90. 見せばやな雄島の海人の袖だにも 濡れにぞ濡れし色は変はらず (殷富門院大輔)
91. きりぎりす鳴くや霜夜のさむしろに 衣かたしきひとりかも寝む (後京極摂政前太政大臣)
92. わが袖は潮干に見えぬ沖の石の 人こそ知らねかわく間もなし (二条院讃岐)
93. 世の中は常にもがもな渚漕ぐ 海人の小舟の綱手かなしも (鎌倉右大臣)
94. み吉野の山の秋風さよ更けて ふるさと寒く衣打つなり (参議雅経)
95. おほけなく憂き世の民におほふかな わが立つ杣に墨染の袖 (前大僧正慈円)
96. 花さそふ嵐の庭の雪ならで ふりゆくものはわが身なりけり (入道前太政大臣)
97. 来ぬ人をまつほの浦の夕なぎに 焼くや藻塩の身もこがれつつ (権中納言定家)
98. 風そよぐ楢の小川の夕暮は 御禊ぞ夏のしるしなりける (従二位家隆)
99. 人も愛し人も恨めしあぢきなく 世を思ふゆゑにもの思ふ身は (後鳥羽院)
100. 百敷や古き軒端のしのぶにも なほ余りある昔なりけり (順徳院)
Образование среднее-низшее.
daslex
Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7696
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее
 Re: Танки

Сообщение daslex »

Опыт, да... Смысл слова написан в справочниках и в книгах, разъясняющих стихосложение.
Образование среднее-низшее.
Светлячок
поэт не про заек
поэт не про заек
Всего сообщений: 116
Зарегистрирован: 28.11.2019
Образование: высшее техническое
 Re: Танки

Сообщение Светлячок »

daslex: 16 окт 2020, 19:52 Я вам, ребята, нашёл, если не ошибся, чтение танок носителем:

百人一首朗読。現代語訳付き|BGM
1. 秋の田のかりほの庵の苫をあらみ わが衣手は露にぬれつつ (天智天皇)
2. 春過ぎて夏来にけらし白妙の 衣干すてふ天の香具山 (持統天皇)
3. あしびきの山鳥の尾のしだり尾の ながながし夜をひとりかも寝む (柿本人麻呂)
4. 田子の浦にうち出でて見れば白妙の 富士の高嶺に雪は降りつつ (山辺赤人)
5. 奥山に紅葉踏み分け鳴く鹿の 声聞く時ぞ秋は悲しき (猿丸大夫)
6. 鵲の渡せる橋に置く霜の 白きを見れば夜ぞ更けにける (中納言家持)
7. 天の原ふりさけ見れば春日なる 三笠の山に出でし月かも (安倍仲麿)
8. わが庵は都のたつみしかぞ住む 世をうぢ山と人はいふなり (喜撰法師)
9. 花の色は移りにけりないたづらに わが身世にふるながめせしまに (小野小町)
10. これやこの行くも帰るも別れては 知るも知らぬもあふ坂の関 (蝉丸)
11. わたの原八十島かけて漕ぎ出でぬと 人には告げよ海人の釣船 (参議篁)
12. 天つ風雲の通ひ路吹きとぢよ 乙女の姿しばしとどめむ (僧正遍昭)
13. 筑波嶺の峰より落つるみなの川 恋ぞ積もりて淵となりぬる (陽成院)
14. 陸奥のしのぶもぢずりたれゆゑに 乱れそめにしわれならなくに (河原左大臣)
15. 君がため春の野に出でて若菜摘む わが衣手に雪は降りつつ (光孝天皇)
16. 立ち別れいなばの山の峰に生ふる まつとし聞かば今帰り来む (中納言行平)
17. ちはやぶる神代も聞かず竜田川 からくれなゐに水くくるとは (在原業平朝臣)
18. 住の江の岸に寄る波よるさへや 夢の通ひ路人目よくらむ (藤原敏行朝臣)
19. 難波潟短き蘆のふしの間も 逢はでこの世を過ぐしてよとや (伊勢)
20. わびぬれば今はたおなじ難波なる みをつくしても逢はむとぞ思ふ (元良親王)
21. 今来むといひしばかりに長月の 有明の月を待ち出でつるかな (素性法師)
22. 吹くからに秋の草木のしをるれば むべ山風をあらしといふらむ (文屋康秀)
23. 月見ればちぢにものこそ悲しけれ わが身ひとつの秋にはあらねど (大江千里)
24. このたびは幣も取りあへず手向山 紅葉の錦神のまにまに (菅家)
25. 名にし負はば逢坂山のさねかづら 人に知られで来るよしもがな (三条右大臣)
26. 小倉山峰の紅葉葉心あらば いまひとたびのみゆき待たなむ (貞信公)
27. みかの原わきて流るるいづみ川 いつ見きとてか恋しかるらむ (中納言兼輔)
28. 山里は冬ぞ寂しさまさりける 人目も草もかれぬと思へば (源宗于朝臣)
29. 心あてに折らばや折らむ初霜の 置きまどはせる白菊の花 (凡河内躬恒)
30. 有明のつれなく見えし別れより 暁ばかり憂きものはなし (壬生忠岑)
31. 朝ぼらけ有明の月と見るまでに 吉野の里に降れる白雪 (坂上是則)
32. 山川に風のかけたるしがらみは 流れもあへぬ紅葉なりけり (春道列樹)
33. ひさかたの光のどけき春の日に しづ心なく花の散るらむ (紀友則)
34. 誰をかも知る人にせむ高砂の 松も昔の友ならなくに (藤原興風)
35. 人はいさ心も知らずふるさとは 花ぞ昔の香に匂ひける (紀貫之)
36. 夏の夜はまだ宵ながら明けぬるを 雲のいづこに月宿るらむ (清原深養父)
37. 白露に風の吹きしく秋の野は つらぬきとめぬ玉ぞ散りける (文屋朝康)
38. 忘らるる身をば思はず誓ひてし 人の命の惜しくもあるかな (右近)
39. 浅茅生の小野の篠原忍ぶれど あまりてなどか人の恋しき (参議等)
40. 忍ぶれど色に出でにけりわが恋は ものや思ふと人の問ふまで (平兼盛)
41. 恋すてふわが名はまだき立ちにけり 人知れずこそ思ひそめしか (壬生忠見)
42. 契りきなかたみに袖をしぼりつつ 末の松山波越さじとは (清原元輔)
43. 逢ひ見てののちの心にくらぶれば 昔はものを思はざりけり (権中納言敦忠)
44. 逢ふことの絶えてしなくはなかなかに 人をも身をも恨みざらまし (中納言朝忠)
45. あはれともいふべき人は思ほえで 身のいたずらになりぬべきかな (謙徳公)
46. 由良の門を渡る舟人かぢを絶え ゆくへも知らぬ恋のみちかな (曾禰好忠)
47. 八重むぐら茂れる宿の寂しきに 人こそ見えね秋は来にけり (恵慶法師)
48. 風をいたみ岩打つ波のおのれのみ くだけてものを思ふころかな (源重之)
49. 御垣守衛士のたく火の夜は燃え 昼は消えつつものをこそ思へ (大中臣能宣朝臣)
50. 君がため惜しからざりし命さへ 長くもがなと思ひけるかな (藤原義孝)
51. かくとだにえやは伊吹のさしも草 さしも知らじな燃ゆる思ひを (藤原実方朝臣)
52. 明けぬれば暮るるものとは知りながら なほ恨めしき朝ぼらけかな (藤原道信朝臣)
53. 嘆きつつひとり寝る夜の明くる間は いかに久しきものとかは知る (右大将道綱母)
54. 忘れじのゆく末まではかたければ 今日を限りの命ともがな (儀同三司母)
55. 滝の音は絶えて久しくなりぬれど 名こそ流れてなほ聞こえけれ (大納言公任)
56. あらざらむこの世のほかの思ひ出に いまひとたびの逢ふこともがな (和泉式部)
57. めぐり逢ひて見しやそれとも分かぬ間に 雲隠れにし夜半の月影 (紫式部)
58. 有馬山猪名の篠原風吹けば いでそよ人を忘れやはする (大弐三位)
59. やすらはで寝なましものをさ夜更けて かたぶくまでの月を見しかな (赤染衛門)
60. 大江山いく野の道の遠ければ まだふみも見ず天の橋立 (小式部内侍)
61. いにしへの奈良の都の八重桜 けふ九重に匂ひぬるかな (伊勢大輔)
62. 夜をこめて鳥のそら音ははかるとも よに逢坂の関は許さじ (清少納言)
63. 今はただ思ひ絶えなむとばかりを 人づてならでいふよしもがな (左京大夫道雅)
64. 朝ぼらけ宇治の川霧たえだえに あらはれわたる瀬々の網代木 (権中納言定頼)
65. 恨みわび干さぬ袖だにあるものを 恋に朽ちなむ名こそ惜しけれ (相模)
66. もろともにあはれと思え山桜 花よりほかに知る人もなし (前大僧正行尊)
67. 春の夜の夢ばかりなる手枕に かひなく立たむ名こそをしけれ (周防内侍)
68. 心にもあらで憂き世に長らへば 恋しかるべき夜半の月かな (三条院)
69. 嵐吹く三室の山のもみぢ葉は 竜田の川の錦なりけり (能因法師)
70. 寂しさに宿を立ち出でてながむれば いづくも同じ秋の夕暮 (良暹法師)
71. 夕されば門田の稲葉おとづれて 蘆のまろ屋に秋風ぞ吹く (大納言経信)
72. 音に聞く高師の浜のあだ波は かけじや袖のぬれもこそすれ (祐子内親王家紀伊)
73. 高砂の尾の上の桜咲きにけり 外山のかすみ立たずもあらなむ (前権中納言匡房)
74. 憂かりける人を初瀬の山おろしよ 激しかれとは祈らぬものを (源俊頼朝臣)
75. 契りおきしさせもが露を命にて あはれ今年の秋もいぬめり (藤原基俊)
76. わたの原漕ぎ出でて見ればひさかたの 雲居にまがふ沖つ白波 (法性寺入道前関白太政大臣)
77. 瀬をはやみ岩にせかるる滝川の われても末に逢はむとぞ思ふ (崇徳院)
78. 淡路島通ふ千鳥の鳴く声に いく夜寝覚めぬ須磨の関守 (源兼昌)
79. 秋風にたなびく雲のたえ間より 漏れ出づる月の影のさやけさ (左京大夫顕輔)
80. ながからむ心も知らず黒髪の 乱れてけさはものをこそ思へ (待賢門院堀河)
81. ほととぎす鳴きつる方をながむれば ただ有明の月ぞ残れる (後徳大寺左大臣)
82. 思ひわびさても命はあるものを 憂きに堪へぬは涙なりけり (道因法師)
83. 世の中よ道こそなけれ思ひ入る 山の奥にも鹿ぞ鳴くなる (皇太后宮大夫俊成)
84. 長らへばまたこのごろやしのばれむ 憂しと見し世ぞ今は恋しき (藤原清輔朝臣)
85. 夜もすがらもの思ふころは明けやらぬ ねやのひまさへつれなかりけり (俊恵法師)
86. 嘆けとて月やはものを思はする かこちがほなるわが涙かな (西行法師)
87. 村雨の露もまだ干ぬまきの葉に 霧立ちのぼる秋の夕暮 (寂蓮法師)
88. 難波江の蘆のかりねのひとよゆゑ 身を尽くしてや恋ひわたるべき (皇嘉門院別当)
89. 玉の緒よ絶えなば絶えねながらへば 忍ぶることの弱りもぞする (式子内親王)
90. 見せばやな雄島の海人の袖だにも 濡れにぞ濡れし色は変はらず (殷富門院大輔)
91. きりぎりす鳴くや霜夜のさむしろに 衣かたしきひとりかも寝む (後京極摂政前太政大臣)
92. わが袖は潮干に見えぬ沖の石の 人こそ知らねかわく間もなし (二条院讃岐)
93. 世の中は常にもがもな渚漕ぐ 海人の小舟の綱手かなしも (鎌倉右大臣)
94. み吉野の山の秋風さよ更けて ふるさと寒く衣打つなり (参議雅経)
95. おほけなく憂き世の民におほふかな わが立つ杣に墨染の袖 (前大僧正慈円)
96. 花さそふ嵐の庭の雪ならで ふりゆくものはわが身なりけり (入道前太政大臣)
97. 来ぬ人をまつほの浦の夕なぎに 焼くや藻塩の身もこがれつつ (権中納言定家)
98. 風そよぐ楢の小川の夕暮は 御禊ぞ夏のしるしなりける (従二位家隆)
99. 人も愛し人も恨めしあぢきなく 世を思ふゆゑにもの思ふ身は (後鳥羽院)
100. 百敷や古き軒端のしのぶにも なほ余りある昔なりけり (順徳院)
По ритму - стихи. Не проза.
До конца не дослушиваю. Но вроде всё на 4/4 с пузами.

Но на 3/4 на русском тоже красиво ритмуются танки.
Завада
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 4920
Зарегистрирован: 24.06.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Мать городов русских
Возраст: 52
 Re: Танки

Сообщение Завада »

Светлячок: 15 окт 2020, 21:04 * обозначаю пузу в 1/4.
Светлячок: 17 окт 2020, 22:01 Но вроде всё на 4/4 с пузами.
:D
Светлячок: 16 окт 2020, 16:31 Только части группирутюся, но не целостно весь куплет. И ударения где-тоне соответствуют. Например, в "нипочЕм" не должно быть ударения ан Ё. Всё слово без ударений следует произносить, и ещё одна восьмушка в такте остаётся до конца.
Оккам в гробу переворачивается.
За пару минут можно было найти ноты и убедиться, что размер — 5/8, первое слово — на первой доле, «пуз» в двух первых строках нет, слог «чём» — на первой доле, значит, под ударением.
https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q ... peGHlEe_L1
Светлячок: 15 окт 2020, 21:04 При выразительном чтении стихов эти паузы отлично слышны.
Это ваше восприятие, а не истина.
Светлячок: 15 окт 2020, 21:04 Поэтому и говорю, что анализ стихов с помощью музыкальных размеров точнее, чем через упрощённые ямбы и хореи.
В отрыве от музыки обозначать стихотворный размер дробным числом — абсурд.
Вам чудятся паузы там, где их нет; другим они могут почудиться в других местах. Вам почудился размер 3/4; другим могут почудиться другие размеры.
Это особенно касается текстов, положенных на музыку, если рассматривать их отдельно. Количество слогов в стопе текста далеко не всегда совпадает с числителем дроби, выражающей размер музыкального произведения.
Например, «Однозвучно гремит колокольчик»: по 3 слога в полных стопах, а размер романса — 4/4.
https://www.google.com/imgres?imgurl=ht ... egUIARCdAQ
«Школьный вальс» Дунаевского («Давно, друзья веселые, / Простились мы со школою...»): по 4 слога в полных стопах, а размер песни — 3/4.
https://notado.ru/notyi-dlya-bayana/shk ... ayana.html
И это отнюдь не исключение.
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
Светлячок
поэт не про заек
поэт не про заек
Всего сообщений: 116
Зарегистрирован: 28.11.2019
Образование: высшее техническое
 Re: Танки

Сообщение Светлячок »

В музыкальном исполнении легко 3/4 переделываются в 4/4 и наоборот. Например певуче удваивая длительность одного слона, или вдвое укорачивая два слога такта.

Одно/звучно гре/мит коло/кольчик
Одно/зву-у-чно гре/ми-ит коло/кольчик

Можно и стихи так певуче прочитать, или же паузами заменить пропуски слогов. Что часто и делают. Но при этом ритмический размер остаётся конкретный. Если читать без пауз или протягивания слогов при пропущенных слогах, то ритмически стихи звучат не певуче, даже с р рифмой скатываются к рифмованной прозе. При первом прочтении такие стихи читаются тяжело, что отвлекает от содержания.
Завада
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 4920
Зарегистрирован: 24.06.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Мать городов русских
Возраст: 52
 Re: Танки

Сообщение Завада »

Светлячок: 19 окт 2020, 12:22 В музыкальном исполнении легко 3/4 переделываются в 4/4 и наоборот.
Легко переделываются друг в друга и различные другие размеры.
Вот и вы переделали 5/8 в 3/4.
Светлячок: 19 окт 2020, 12:22 Если читать без пауз или протягивания слогов при пропущенных слогах, то ритмически стихи звучат не певуче, даже с р рифмой скатываются к рифмованной прозе. При первом прочтении такие стихи читаются тяжело, что отвлекает от содержания.
Опять выдаёте свое восприятие за истину. Хотя бы писали нечто вроде ИМХО.
Завада: 19 окт 2020, 11:24 Завада » Сегодня, 10:24

Светлячок: ↑
15 окт 2020, 20:04
* обозначаю пузу в 1/4.

Светлячок: ↑
17 окт 2020, 21:01
Но вроде всё на 4/4 с пузами.

:D
Светлячок: 19 окт 2020, 12:22 Можно и стихи так певуче прочитать, или же пузами заменить пропуск слога.
:D
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
Светлячок
поэт не про заек
поэт не про заек
Всего сообщений: 116
Зарегистрирован: 28.11.2019
Образование: высшее техническое
 Re: Танки

Сообщение Светлячок »

daslex: 16 окт 2020, 14:14 На побережье
Спящего океана
Красиво очень.
Бесконечная вода —
Иллюзия вечного.
Кстати, вот эта танка хорошо звучит на 7/8 с уместными по содержанию паузами.

На побе/режье
Спящего оке/ана
Красиво очень./
*Бесконечная во/да —
**Иллюзия /вечного.

Отправлено спустя 6 минут 1 секунду:
Завада: 19 окт 2020, 13:27пузами
Да ладно мелочиться. Не только эта пропущенная буква туго пробивает на клаве. Почти вслепую печатаю, а перечитывать набитое лень. Что случайно замечаю, исправляю, пока время правки не кончается. Остальное на догад читателю.
Завада
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 4920
Зарегистрирован: 24.06.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Мать городов русских
Возраст: 52
 Re: Танки

Сообщение Завада »

Светлячок: 19 окт 2020, 13:42 перечитывать набитое лень.
Это проявление неуважения.
Светлячок: 19 окт 2020, 13:42 исправляю, пока время правки не кончается.
На этом форуме такого дедлайна нет.
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться