Морфемный разбор слова песокСловообразование

Словообразование — раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов. Морфема — основное понятие словообразования.

Модератор: Селена

Автор темы
Valerius
писарь
писарь
Всего сообщений: 5
Зарегистрирован: 13.12.2019
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: врач
 Морфемный разбор слова песок

Сообщение Valerius »

Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, почему в словарях при разборе слова "песок" указывают корень песок и нулевое окончание?
Вроде бы корень - это неизменяемая часть слова. Однокоренные: "песочный", "песчаный". Корень должен быть "пес"?
Тоже самое со словом "земля", например. Корень почему-то "земл"... :(
Реклама
Аватара пользователя
Селена
-
Всего сообщений: 3141
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Селена »

Valerius: 13 дек 2019, 18:19 Вроде бы корень - это неизменяемая часть слова. Однокоренные: "песочный", "песчаный". Корень должен быть "пес"?
Что-нибудь слышали про чередование согласных? А про беглые гласные?

И что вас смущает в слове "земля"? Тоже беглая гласная?
Автор темы
Valerius
писарь
писарь
Всего сообщений: 5
Зарегистрирован: 13.12.2019
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: врач
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Valerius »

Слышал. Если сравнить слова "песок" и "песчаный", получится, что и гласная сбежала, и согласная чередуется. Причем именно так, как и положено суффиксам.
Дело в том, что корень слова, по идее, - это неизменяемая часть. И эта неизменяемая часть - явно "пес". Слово "песок" образовалось путем присоединения суффикса "ок" к этому корню. Точно так же, как в словах "поясок", "клинок", "звонок". А слово "песочный" образовалось путем прибавления суффикса "очн". Точно так же, как в словах: "загадочный", "красочный", "одиночный". Правильно?
В слове "земля" неизменяемая часть (которая по-идее и есть корень) - это "зем". Однокоренные: "поземка", "земство". Откуда в словарях взялся корень "земл"!?
Аватара пользователя
Франсуа
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 4251
Зарегистрирован: 14.11.2014
Лучшие Ответы: 1
Образование: школьник
Откуда: Эстония
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Франсуа »

Valerius, корень слова «песок» — песок. Корень слова «земля» — земл-. Всё остальное, что вы тут написали — это, как говорят в Одессе, мимо денег. Компрене?
If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Le silence éternel de ces espaces infinis m'effraie. (В. Pascal)
Аватара пользователя
Селена
-
Всего сообщений: 3141
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Селена »

Valerius, табличка для школьников (корни с чередованием):
https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/ ... slova.html

В конце как раз чередование м/мл.
Аватара пользователя
Джонни
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2498
Зарегистрирован: 15.04.2012
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель
Откуда: СССР
Возраст: 61
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Джонни »

Проще
Окончание - род, число, падеж, лицо. Всё, что при изменении рода, числа, падежа, лицА меняется, - окончание. Отруби его и забудь о нём, если оно тебе не нужно (склонение, падеж).
Приставка и суффикс - всё, что меняется при объяснении значения этого слОва однокоренным ("Почему это слово так названо").
Всё.

ПЕСЧАНый = сделан из ПЕСКа: добавился СУФФИКС (ПОСЛЕ корня).
ПЕСОК = песок (= "А чёрт ё знат, почто так названо) = КОРЕНЬ.
К/Ч = чередование, О/Е = беглый гласный.

Вам нужно выяснить, почему/когда/зачем БЕГЛЫЕ называют БЕГЛЫМИ, ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ - ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ.
НО ГЛАВНОЕ - WAS IST DAS. ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ (проще - ЗА ЧЕМ).

По существу
ПЕСОК почему так назван? Ё е знат. Вывод: корень - ПЕСОК.
Есть беглые (О/Е и так далее). Есть чередующиеся (Ц/Ч/Ш/Щ и так далее). Сей случай в этих рамках.
ПЕСЧАНЫЙ = ПЕСЧ-ан-ый.
ПЕСЧ-ин(к)-а.

Отправлено спустя 1 минуту 12 секунд:
Остался актуальным лишь один вопрос: что такое есть "чередование".
И именно это - важно.

Отправлено спустя 36 секунд:
"Для большинства".
Автор темы
Valerius
писарь
писарь
Всего сообщений: 5
Зарегистрирован: 13.12.2019
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: врач
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Valerius »

Франсуа: 14 дек 2019, 00:57 Сообщение Франсуа » Сегодня, 00:57

Valerius, корень слова «песок» — песок. Корень слова «земля» — земл-. Всё остальное, что вы тут написали — это, как говорят в Одессе, мимо денег. Компрене?

Вспоминается, пардон, прапорщик из анекдота:
- Сказано "люминий", значит -люминий. а то заставлю грузить чугуний. :)

Отправлено спустя 14 минут 31 секунду:
Селена: 14 дек 2019, 07:23 Valerius, табличка для школьников (корни с чередованием):
В конце как раз чередование м/мл.
Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормлю (кормить), люблю (любить), ослепление (слепой) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня!
В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение. Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень – воздух, тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз-. В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н-, а в настоящее время красн- полностью является корнем.

Спасибо, стало более понятно.
То есть, как я понял, филологи достаточно произвольно опрощают. По своему усмотрению объявляют тот или иной суффикс частью корня. И предугадать это без словаря невозможно. :(

Отправлено спустя 14 минут 43 секунды:
Джонни: 14 дек 2019, 11:11 Сообщение Джонни » Сегодня, 11:09

Проще
Окончание - род, число, падеж, лицо. Всё, что при изменении рода, числа, падежа, лицА меняется, - окончание. Отруби его и забудь о нём, если оно тебе не нужно (склонение, падеж).
Приставка и суффикс - всё, что меняется при объяснении значения этого слОва однокоренным ("Почему это слово так названо").
Всё.

ПЕСЧАНый = сделан из ПЕСКа: добавился СУФФИКС (ПОСЛЕ корня).
ПЕСОК = песок (= "А чёрт ё знат, почто так названо) = КОРЕНЬ.
К/Ч = чередование, О/Е = беглый гласный.

Вам нужно выяснить, почему/когда/зачем БЕГЛЫЕ называют БЕГЛЫМИ, ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ - ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ.
НО ГЛАВНОЕ - WAS IST DAS. ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ (проще - ЗА ЧЕМ).

По существу
ПЕСОК почему так назван? Ё е знат. Вывод: корень - ПЕСОК.
Есть беглые (О/Е и так далее). Есть чередующиеся (Ц/Ч/Ш/Щ и так далее). Сей случай в этих рамках.
ПЕСЧАНЫЙ = ПЕСЧ-ан-ый.
ПЕСЧ-ин(к)-а.

Отправлено спустя 1 минуту 12 секунд:
Остался актуальным лишь один вопрос: что такое есть "чередование".
И именно это - важно.

Отправлено спустя 36 секунд:
"Для большинства".
Мне важен прикладной аспект этой темы. Дочь учится в третьем классе, вынуждена делать морфемный разбор исключительно при помощи интернета. Потому что учительница тоже проверяет правильность разбора по словарям. Причем на разных сайтах бывают разные словари. И разборы одного и того же слова не всегда совпадают. Но еще хуже, что на контрольных и экзаменах смартфона под рукой нет у ученика. А угадать, допустим, что в слове "красный" кто-то от большого, видимо, ума решил объявить корнем именно КРАСН, очень трудно. :cry:
Аватара пользователя
Селена
-
Всего сообщений: 3141
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Селена »

Valerius: 14 дек 2019, 15:44 То есть, как я понял, филологи достаточно произвольно опрощают. По своему усмотрению объявляют тот или иной суффикс частью корня.
Нет, не так. Это довольно длительный исторический процесс, развивающийся по определенным законам.
Valerius: 14 дек 2019, 15:44 Дочь учится в третьем классе, вынуждена делать морфемный разбор исключительно при помощи интернета. Потому что учительница тоже проверяет правильность разбора по словарям.
Является загадкой, зачем это делать в начальной школе.
slava1947
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1340
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение slava1947 »

Valerius: 14 дек 2019, 15:44 Мне важен прикладной аспект этой темы. Дочь учится в третьем классе, вынуждена делать морфемный разбор исключительно при помощи интернета. Потому что учительница тоже проверяет правильность разбора по словарям. Причем на разных сайтах бывают разные словари. И разборы одного и того же слова не всегда совпадают...

К сожалению, всё действительно так...

Для справки. Вот какое морфемное членение слов песок, земля, красный представлено в "Словаре морфем русского языка" А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой (М., 1986):

пес-ок-
зем-л-я
крас-н-ый
Аватара пользователя
Селена
-
Всего сообщений: 3141
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Селена »

У Тихонова всё же песок/∅, земл/я, красн/ый.
slava1947
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1340
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение slava1947 »

Селена: 14 дек 2019, 20:37 У Тихонова всё же песок/∅, земл/я, красн/ый.
И не только у Тихонова. Но это не говорит о том, что у Ефремовой с Кузнецовой разбор ошибочен...

Из [Бабайцева В.В. "Анализ слова и предложения". М., 2014]:
А.И. Кузнецова и Т.Ф. Ефремова дают морфемное членение на основе традиционных принципов, последовательно разграничивая морфемный и словообразовательный анализы.
И далее:
Для формирования орфографической грамотности (одна из важнейших задач школ) большое значение имеет морфемное членение слов, представленное в "Словаре морфем русского языка" А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой.
Аватара пользователя
Джонни
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2498
Зарегистрирован: 15.04.2012
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель
Откуда: СССР
Возраст: 61
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Джонни »

Для большинства "думать" = перебирать варианты "бывает - не бывает", закатывать глаза в надглазья, ковырять пальцем в носу и ждать, когда же с потолка упадёт таракан "наверное, это". Например, бывает ответ 125? А 200 144?.. Вместо того, чтобы ДЕЛАТЬ. Есть разница между ПРАВИЛЬНЫМ ответом и ВЕРНЫМ. Первый НАХОДИТСЯ по ПРАВИЛАМ = правильным ДЕЙСТВИЯМ (не по тем, что в учебниках или теперь уже, увы, и на уроках: "бывает - не бывает"). Во второй ВЕРЯТ. В последнем случае приходится только молиться или колдовать.
Есть ЛОГИКА, то есть связь слов (причин и следствий действий, именований).

Морфемный анализ
1. Окончание - род, число, падеж. МЕНЯЙ род, число, падеж, сравнивай буквы/звуки. Что изменилось - окончание. "Бывает окончание - все буквы?" Ну, дык да. Например, "её" в личных местоимениях. "Бывает нулевое, то есть без букв?" Ну, дык да. Например, в "лось". "Бывает нулевой корень?" Ну, дык да. Например, в "вынуть" или в "её" в личных местоимениях. "Бывает нулевой суффикс?" Ну, дык да. Например, в "грёб".

И ИМЕННО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЭТО ДЕЛАТЬ ХОРОШО. ЧТОБЫ УСТРАНИТЬ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЁННЫЙ ДЕБИЛИЗМ. Покопайтесь в методологии 90-х прошлого тысячелетия.

2. Суффикс = приставка. Это изменяемые ЗНАЧИМЫЕ кусочки слова при объяснении его значения при помощи более коротких однокоренных. Другие изменяемые, то есть без изменения ЗНАЧЕНИЯ, = чередования.
"Почему это слово так названо".
Почему "подберёзовик" - "подберёзовик"? Потому что "под берёзой". ПОД-БЕРЁЗ-ОВИК. И чеширский кот, что есть словА "ключик" и "берёзовый" - как и "водяной".
И далеко небезупречный Тихонов в этом смысле гораздо лучше позднейших от науки недоучек.
Здесь хотелось бы привести в качестве обратной точки отсчёта для определения уровня падения научной культуры Лосева. Срединной - Потебню.

Инициатору вопроса
База - забыть о существовании "бывает - не бывает". Уясните всего 2 действия.
1. Отсеките окончание (род, число, падеж, лицо).
2. Объясните, почему это слово так названо. ПРИ ПОМОЩИ ОДНОКОРЕННОГО, то есть с похожими буквами/звуками с похожим значением. Изменившееся - суффиксы-приставки. Остаток ("А чёрт ё знат, почему") - корень. Например, "интервенция", "агрессор", "крокодил",..
Увы, с глаголом есть осложнения. О нём потом, "если захочешь" ("Здравствуйте, я ваша тётя", Калягин). :)

Отправлено спустя 5 минут 34 секунды:
А "красный"...
Для Вас "красный" = "крашеный" (зелёный) = "красивый" (дурак красное любит)?..

Отправлено спустя 7 минут 43 секунды:
А вообще (за скобками темы) алогизмов в школьной ОБЩЕобразовательной системе навалом.
Чего стОит только "словА состоят из морфем" с включением отсутствующей в их перечне "буквы соединительного гласного".
Или попробуйте найти в перечне синтаксических единиц "название текста" с его формально смысловым следствием "точка запрещена" (строго отслеживается и жестоко карается).
Ну, и так далее.
Автор темы
Valerius
писарь
писарь
Всего сообщений: 5
Зарегистрирован: 13.12.2019
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: врач
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Valerius »

Джонни: 15 дек 2019, 03:26 А "красный"...
Для Вас "красный" = "крашеный" (зелёный) = "красивый" (дурак красное любит)?..
Ну да. Давным-давно нам в школе объясняли, что "красна девица" - это красивая девушка. И выражения: "красный угол", "красна изба пирогами" - не про цвет.
И краска так называется из-за красоты. Если уж углубляться в прошлое, думаю, все знают, что красный цвет назывался чермным, а потом червоным. :roll:

Отправлено спустя 6 минут 26 секунд:
slava1947: 14 дек 2019, 20:15 Для справки. Вот какое морфемное членение слов песок, земля, красный представлено в "Словаре морфем русского языка" А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой (М., 1986):

пес-ок-∅
зем-л-я
крас-н-ый
Спасибо! Мне больше нравится такое морфемное деление. Может быть потому, что в детстве в школе именно так учили. :muza: Возрастной консерватизм. :D

Отправлено спустя 10 минут 49 секунд:
Селена: 14 дек 2019, 16:16 Нет, не так. Это довольно длительный исторический процесс, развивающийся по определенным законам.
Спасибо. Теперь, когда немного разобрался, стало спокойнее. По крайней мере, тут все же есть своя логика. :Rose:

Отправлено спустя 7 минут 12 секунд:
Джонни: 15 дек 2019, 03:26 Или попробуйте найти в перечне синтаксических единиц "название текста" с его формально смысловым следствием "точка запрещена" (строго отслеживается и жестоко карается).
Ну, и так далее.
Да! Я совсем недавно обратил на это внимание. По работе печатал титульный лист реферата, потребовали в названии не ставить точку. Подумал, что это просто местный закидон какой-то у бюрократов. :)
Аватара пользователя
Джонни
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2498
Зарегистрирован: 15.04.2012
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель
Откуда: СССР
Возраст: 61
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Джонни »

Да нет. Просто виндак у них, практически безграмотных, сначала появился.

Отправлено спустя 1 минуту 57 секунд:
С его графикой.
А какой разброс графики в рукописной официально нормированной общешкольной графике? В ней только курсив, причём без полужирного.

Отправлено спустя 1 минуту 58 секунд:
Ты на Ефремову (если верить твоему цитированию) ножку задери.
Насчёт верить: у неё немало хорошего можно отметить.

Отправлено спустя 54 секунды:
Словарями должны заниматься имеющие хотя бы нормально начальное образование. Не говоря уж о филологическом.

Отправлено спустя 16 секунд:
Ну, или логическом.

Отправлено спустя 1 минуту 24 секунды:
И вообще забавно "нра - не нра" в науке. Впрочем, и в практике.
- Болото!
- Супесь!
- Болото!
- Супесь!
- Гранит красившее будет.

Отправлено спустя 1 минуту 24 секунды:
Ну, а спокойствие - Вы правы - важнее по жизни, чем ответ на даже Вам ненужный Ваш ше зупрос.

Отправлено спустя 5 минут 42 секунды:
Ага. Краска - краска, потому что она красивая. А красивая гора всегда красного цвета. Зелёное же всегда га(д/т)ь (мне нравяця такия формы. Кстати, "норовiця" - тоже правильно. "По определённым законам"). Чего тока ни было за тысячи лет. Или мы о современном русском?
Аватара пользователя
Селена
-
Всего сообщений: 3141
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Селена »

moderatorial: Джонни, вернитесь, пожалуйста, к теме. Не убираю ваш пост только потому, что в нем содержится рациональное зерно.
Завада
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 4920
Зарегистрирован: 24.06.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Мать городов русских
Возраст: 52
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Завада »

slava1947: 14 дек 2019, 20:15 Для справки. Вот какое морфемное членение слов песок, земля, красный представлено в "Словаре морфем русского языка" А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой (М., 1986):

пес-ок-∅
зем-л-я
крас-н-ый
В этимологическом словаре Шанского песок — суф. производное (суф. -ъкъ > -ок) от той же основы (pěs-), что и супесь, авест. pasnu-, арм. p’osi и т. д.
https://gufo.me/dict/shansky/%D0%BF%D0% ... 0%BE%D0%BA

Там же земля — суф. производное (суф. -j-, -mj- > мл’) от zem «земля, пол, низ», ср. чернозем, буквально — «черная земля», др.-рус. земь — ср. наземь, словацк. zem «земля» и т. д.
https://gufo.me/dict/shansky/%D0%B7%D0% ... 0%BB%D1%8F
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
Аватара пользователя
Селена
-
Всего сообщений: 3141
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Селена »

Так зачем детям, тем более в начальной школе, такие сложные случаи? В которых даже учителя плохо разбираются :
Valerius: 14 дек 2019, 15:44 Дочь учится в третьем классе, вынуждена делать морфемный разбор исключительно при помощи интернета. Потому что учительница тоже проверяет правильность разбора по словарям.
Автор темы
Valerius
писарь
писарь
Всего сообщений: 5
Зарегистрирован: 13.12.2019
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: врач
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Valerius »

Селена: 16 дек 2019, 17:07 Так зачем детям, тем более в начальной школе, такие сложные случаи? В которых даже учителя плохо разбираются :
Не знаю. Задания дают по учебнику. Программа, видимо, такая.
Хотя, кажется, и у нас в школьное время разбирали такие слова.
Аватара пользователя
Селена
-
Всего сообщений: 3141
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Селена »

Valerius, это был риторический вопрос.
У меня в целом довольно много вопросов к сегодняшнему школьному обучению русскому языку, но это тема другого разговора.

"В наше время" спорные слова на разбор не давались.
Аватара пользователя
Джонни
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2498
Зарегистрирован: 15.04.2012
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель
Откуда: СССР
Возраст: 61
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Джонни »

Ага.
И даже пособие по морфемному анализу зарубили за слово "учёба".

Отправлено спустя 3 минуты 31 секунду:
Селена: 16 дек 2019, 17:07 Так зачем детям, тем более в начальной школе, такие сложные случаи? В которых даже учителя плохо разбираются :
Valerius: 14 дек 2019, 15:44 Дочь учится в третьем классе, вынуждена делать морфемный разбор исключительно при помощи интернета. Потому что учительница тоже проверяет правильность разбора по словарям.
Учителя в них плохо не разбираются потому, что они "путинские дети" (термин, имеющий лишь "этимологическую" связь с имярек). То есть практически безграмотные. Увы, это связано и с возрастом (образование), и с миграцией (образование), и с политикой (воспитание).

Отправлено спустя 3 минуты 56 секунд:
7 - 10 лет стажа - и незнание элементарных вещей в пределах начальной школы (учителя средней и высшей) и суррогатные речь и языки.
Аватара пользователя
Селена
-
Всего сообщений: 3141
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Селена »

Джонни, у меня был вопрос, зачем в школе, тем более в начальной, давать на разбор слова, по поводу которых расходятся взгляды ведущих, именитых лигвистов. Авторов словарей, между прочим.
Аватара пользователя
Джонни
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2498
Зарегистрирован: 15.04.2012
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель
Откуда: СССР
Возраст: 61
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Джонни »

Для того, чтобы не рубить хвост собаке по кусочкам, в периодах залечивая.
Если вы формируете ДЕЙСТВИЕ, то не только важно, чтобы образцы для вивисекции были случайными, а не выборочно адаптированными, - необходимо. Правда, для этого желательно, чтобы хирург сам владел хотя бы секатором.
То же, что сейчас происходит и что проявляется здесь, свидетельствует об обратном. Сам "врач" не владеет материалом = способом = образом всего двух ДЕЙСТВИЙ. Оперируя "БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ". То есть не владеет ПОНЯТИЕМ. Находится на уровне ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Для него приставки "ПА" не бывает, не бывает нулевых корней, суффиксов и членов предложения. Он не понимает, что такое сказуемое, окончание, суффикс, приставка, корень,.. Не различает частей речи и членов предложения,.. ВСЁ ЭТО НЕ "БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ", А ДЕЙСТВИЯ, 1 - 3 ПРИМИТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ.
Когда математик ищет ответы, он их не ищет, он об ответах не думает. Он просто контролирует алгоритмы, которых в математике больше. У нас их количество ограничено. Но базовый принцип ГРАМОТЫ практически сознательно уничтожается. Грамотность - это готовность объяснить наличие / отсутствие / выбор любого знака - иначе это не знак.
Так вот, чтобы формировать действие, характерное для сплошного письма (а иное не письмо), необходима работа со сплошным текстом.
Если вы учите здорового ходить так, как ходят хромые, он приучится хромать. И ставьте ему за это "5"... и "2" за контрольные, ВПР и экзамены.
Учить нужно двум-трём примитивным ДЕЙСТВИЯМ, без которых ВСЕ "правила" = исключения НЕ ДЕЙСТВЕННЫ.
По данным Разумовской, полученным ею в 70-е годы, лишь 3 человека в среднем классе РСФСР были реальными не двоечниками по русской официальной школьной грамоте. Данные Мучника тех же лет то же говорят об абитуриентах и первокурсниках столичного филфака.

Отправлено спустя 2 минуты 5 секунд:
Кстати, а окончание "то" бывает?..

Отправлено спустя 4 минуты 48 секунд:
А какой корень в слове "трансглюкатор"?.. А в "вынуть"?..
Этим с успехом приходится заниматься с пациентами любого уровня - с дошкольного по вузовский.

Отправлено спустя 12 минут 57 секунд:
А вот когда реальный двоечник вдруг подсказывает учителю, ЧТО такое модальное слово...
Доска. Круг = глагол. Пересекаем его кругом = прилагательное. Получаем пересечение = причастие. Пересекаем их кругом = наречие. Получаем пересечения = деепричастие и слова категории состояния. И тут учитель озадаченно чешет в тыкве: а вот ЭТО что такое = пересечение всех трёх кругов (вспоминаем Менделеева)?.. И неожиданно для себя получает по кумполу: "Модальное слово"...
И это двоечник...
Вывод: с ним обучением заниматься уже нет нужды - база заложена, три кита выросли. Умение мгновенно подбирать грамматический вопрос к слову (часть речи = 1/2 буквы), от слова к слову (член предложения = знаки препинания), определять морфемы (2/2 буквы). Теперь - только воспитывать, принуждать к исполнению уже наличного - то есть слышать, а не слушать, и рисовать, то есть списывать.
И забивать голову лексикой более-менее беспорядочными/случайными гнёздами. Вырабатывая океанчик для китов - исполнительность. Воспитывается где, как, когда, на чём угодно - язык здесь только частный случай.
То же и с чтением-литературой.

Отправлено спустя 9 минут 9 секунд:
До сих пор тоскую об упущенных в 90-е по скупости/нищете двухтомнике Щедровицкого и энциклопедии русского андеграунда.
Аватара пользователя
globus
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1025
Зарегистрирован: 30.11.2019
Образование: высшее техническое
Профессия: универсал
Откуда: Нью-Сибирск
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение globus »

Джонни: 18 дек 2019, 17:54какой корень в слове "трансглюкатор"?
Вроде два, составное слово же.
Джонни: 18 дек 2019, 17:54А в "вынуть"?
Очевидно, "Ы" :D
Аватара пользователя
Джонни
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2498
Зарегистрирован: 15.04.2012
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель
Откуда: СССР
Возраст: 61
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Джонни »

1. Вы знаете, "почему это слово так названо?" То есть от какого слОва оно образовалось? Явно нет: окказионализм, авторское слово, не имеющее однокоренных (не "глюкоза" же) в словарях русского языка. Так что 1 - "трансглюкатор". И бог с тем, что Вы знаете словА с буквами "транс" ("сон", "между").
Понятие - это результат СРАВНЕНИЯ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА не менее двух картинок "в голове" = третья. Представление - всего 1 картинка. Пусть и составная, но цельная. Не результат действия. Память ощущений.
О терминах
Простое слово - 1 корень. Сто (корень - ? Как в "оСТАновка", или в "СТОять", или в "СТЕНа"?.. Нет).
Сложное слово - больше корней. Стадвадцатипятилитровый (кстати, хомяк подчёркивает: не знает: безграмотней самого себя двадцатилетней давности).
Составное - больше слов. Сто двадцать пять.
2. Нулевой = объЯтия, объЁМ, обНИМать, объЕМЛет,.. = БРать, БЕРу, выБИРать... См. корни с чередованиями (ссылка на сборник интерактивных тестов с таким же справочным материалом нужна? - Кстати, "нужна" - часть речи?).
Аватара пользователя
Селена
-
Всего сообщений: 3141
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва
 Re: Морфологический разбор слова песок

Сообщение Селена »

Джонни: 18 дек 2019, 17:54 А в "вынуть"?..
Эх, Джонни. Что же вы такие детские вопросы задаёте?
Вынимать - вынять - вынуть. Да, нет сейчас корня. А зачем это так уж необходимо знать всем детям эдак классе в шестом? Они все в филологи собираются?
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Морфемный разбор слова
    fatima599 » » в форуме Словообразование
    6 Ответы
    29366 Просмотры
    Последнее сообщение 1ФД824-5
  • [vopros-deti.ru] 10 класс • Морфемный разбор слова
    Инфобот » » в форуме Школьная программа
    2 Ответы
    1928 Просмотры
    Последнее сообщение Селена
  • Пёс и песок
    Секач » » в форуме Глас народа
    9 Ответы
    4877 Просмотры
    Последнее сообщение Секач
  • Морфемный разбор
    Наталья Семененко » » в форуме Словообразование
    26 Ответы
    25989 Просмотры
    Последнее сообщение Dzhinzdrinski
  • Морфемный и словообразовательный разбор
    Dzhinzdrinski » » в форуме 8 класс
    0 Ответы
    2242 Просмотры
    Последнее сообщение Dzhinzdrinski