ЙФонетика и орфоэпия

Фонетика — раздел науки, изучающий звуковой строй языка. Основные единицы фонетики — звук, слог. Практическое применение фонетика находит в орфоэпии — науке о правильном произношении

Модератор: Дарья Александровна

Аватара пользователя
Селена
-
Всего сообщений: 3266
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва
 Re: Й

Сообщение Селена »

Дарья Александровна: 19 янв 2020, 12:39 В целом-то я согласна, что школьная фонетика бессмысленна и беспощадна, но сейчас речь о другом
Мы ведь говорим именно о школьной фонетике, а не о другом.
Бессмысленна и беспощадна - совершенно точно. Но на ЕГЭ ученики сталкиваются с тем же подходом к материалу, что и в программе, поэтому нужно обучать под экзамен.
Реклама
Аватара пользователя
Дарья Александровна
-
Всего сообщений: 2752
Зарегистрирован: 03.09.2012
Лучшие Ответы: 1
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Откуда: Томск
Возраст: 48
 Re: Й

Сообщение Дарья Александровна »

Я лишь к тому, что фраза "Й - всегда мягкАЯ" из уст учителя звучит вполне нормально и даже более грамотно, чем "мягкИЙ" (и я объяснила, почему именно так). Может, учитель (памятуя свой вуз) имел в виду фонему, может, что в школе - конкретно в этой - проходят такое понятие (есть программы), но, скорее всего, Вы правы: учитель сказал "мягкИЙ", а здешний посетитель ошибся.
Но на ЕГЭ ученики сталкиваются с тем же подходом к материалу, что и в программе, поэтому нужно обучать под экзамен.
Кстати, вот готовлю школьников ЕГЭ: нет там фонетики в чистом виде, орфоэпия (причем, в основном, акцентология) есть, а фонетика-то где?

И даже на ОГЭ фонетики нет ни в каком из возможных видов. Когда ОГЭ только вводили (называлось ГИА), там было задание по фонетике, но его быстро убрали.
Берегитесь людей, которые используют Ё на клавиатуре. Если они до нее добрались, то и до вас доберутся!
Аватара пользователя
Селена
-
Всего сообщений: 3266
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва
 Re: Й

Сообщение Селена »

Дарья Александровна, по-моему, прекрасно, что убрали.
Аватара пользователя
Джонни
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2541
Зарегистрирован: 15.04.2012
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель
Откуда: СССР
Возраст: 61
 Re: Й

Сообщение Джонни »

Ага. Убрали. Посмотрите задания № 5 ОГЭ.

Отправлено спустя 1 минуту 16 секунд:
Дарья Александровна: 19 янв 2020, 14:09 Я лишь к тому, что фраза "Й - всегда мягкАЯ" из уст учителя звучит вполне нормально и даже более грамотно, чем "мягкИЙ" (и я объяснила, почему именно так). Может, учитель (памятуя свой вуз) имел в виду фонему, может, что в школе - конкретно в этой - проходят такое понятие (есть программы), но, скорее всего, Вы правы: учитель сказал "мягкИЙ", а здешний посетитель ошибся.
Но на ЕГЭ ученики сталкиваются с тем же подходом к материалу, что и в программе, поэтому нужно обучать под экзамен.
Кстати, вот готовлю школьников ЕГЭ: нет там фонетики в чистом виде, орфоэпия (причем, в основном, акцентология) есть, а фонетика-то где?

И даже на ОГЭ фонетики нет ни в каком из возможных видов. Когда ОГЭ только вводили (называлось ГИА), там было задание по фонетике, но его быстро убрали.
А Вы пробовали как-нибудь хотя бы коллегам - не ученикам - объяснить понятие "фонема"?

Отправлено спустя 4 минуты 32 секунды:
Они ведь понимают под этим констант, а не результирующую производящих.

Отправлено спустя 3 минуты 17 секунд:
Мои двоечники хотя бы на словах, подлаживаясь под мою дурь, умудряются совершать открытия. И для меня.
Предлагаю исследование наличия [й', j, i] в русской речи => языке. Предвещаю море открытий.

Отправлено спустя 12 минут 24 секунды:
Причём коррекция производится мёртвым якорем: вместо ИЙ - Й. Потренируйтесь сами, и поймёте, почему Й называется "И краткий" и почему репродуцируется проблема по нарастающей.
Подсказка - направление внимания
Немец: Почему вы, русские, твёрдое называете мягким, и наоборот?
Да. "Мягкие" согласные мы произносим более напряжённым, более приподнятым, ближе к верхнему нёбу и к губам/зубам, более твёрдым куском мяса во рту, т. н. языком, обрубком колбасы.
Да. "Твёрдые" согласные мы произносим более расслабленным, сваленным вниз и убранным взад, к зеву языком-лапшой. Не колбасой - амёбой, к попе колышушейся.
А теперь произнесите не ИЙ, а Й и последите за языком - обалдеете.
Куда уж мягче по твёрдости и высоте физической во рту. И по недосмычке.
А вот это уже ответ моему ребёнку, почему сей звук так называется (вспомним истграм, старославянский, латынь и санскрит).
slava1947
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1365
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
 Re: Й

Сообщение slava1947 »

Селена: 19 янв 2020, 07:07 slava1947, то есть Успенский считал, что слово "звук" среднего рода? :wink:
Нет, конечно. Досадная описка, не замеченная редактором.

<...>

Ну почему же описка? Средний род в описаниях звуков используется лингвистами довольно часто. См. примеры:


…Написание из четырех букв слова пять передает сочетание из трех звуков: мягкое п, а, мягкое т (п'ат')… (Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык).

...Мягкое л' остается без изменения в конце слова и слога… (Аванесов Р.И. Русская диалектология).

...В русском языке, как известно, есть л твердое и л мягкое ([л] и [л'])… (Пирогова Н.К. Русское литературное произношение).


Из книги Панова М.В. "Лингвистика и преподавание русского языка в школе" (М., 2014):

[c'] мягкое… мягкое [м']... [з'] мягкое и [н'] мягкое…

Й - IMG_6648.JPG
Аватара пользователя
Селена
-
Всего сообщений: 3266
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва
 Re: Й

Сообщение Селена »

slava1947, вы уводите разговор в другую плоскость.
В данном случае речь идет не об именитых (или не очень именитых) лингвистах, а об учителе. Вы считаете допустимым для учителя (пятого класса или - более того - начальной школы) говорить о звуке в среднем роде?
Аватара пользователя
Дарья Александровна
-
Всего сообщений: 2752
Зарегистрирован: 03.09.2012
Лучшие Ответы: 1
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Откуда: Томск
Возраст: 48
 Re: Й

Сообщение Дарья Александровна »

Ага. Убрали. Посмотрите задания № 5 ОГЭ.
смотрим. Фонетика, ага, куда деваться. В 5.1. - слабый намек, но тут не надо понятиями владеть. Надо просто ПРОЧИТАТЬ то, что написано. И все понятно будет

Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Берегитесь людей, которые используют Ё на клавиатуре. Если они до нее добрались, то и до вас доберутся!
slava1947
по чётным - академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1365
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
 Re: Й

Сообщение slava1947 »

Селена: 20 янв 2020, 08:19 slava1947, вы уводите разговор в другую плоскость.
В данном случае речь идет не об именитых (или не очень именитых) лингвистах, а об учителе. Вы считаете допустимым для учителя (пятого класса или - более того - начальной школы) говорить о звуке в среднем роде?

Считаю допустимым.


См., к примеру, статью «М» у Ушаковой в её «Словаре трудностей русского языка для школьников»:

Твёрдый (твёрдое) м.

Й - 904B47B2-EF9A-42F9-BE7E-8051F7ED932E.jpg
Аватара пользователя
Селена
-
Всего сообщений: 3266
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва
 Re: Й

Сообщение Селена »

slava1947: 20 янв 2020, 14:45 Считаю допустимым
Ну а я нет. Дети не заслуживают, чтобы их запутывали.
Аватара пользователя
svar
поэт не про заек
поэт не про заек
Всего сообщений: 113
Зарегистрирован: 13.01.2020
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
 Re: Й

Сообщение svar »

Сообщение удалено. Модератор
https://www.liveinternet.ru/users/oprichnik46/
Аватара пользователя
Джонни
ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2541
Зарегистрирован: 15.04.2012
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель
Откуда: СССР
Возраст: 61
 Re: Й

Сообщение Джонни »

Не. ВЫГНУТЬ тОчнЕе: тАчАть прОште.

Отправлено спустя 4 минуты 40 секунд:
Селена: 20 янв 2020, 16:47
slava1947: 20 янв 2020, 14:45 Дети не заслуживают, чтобы их запутывали.
Ну, уж в этом позвольте Вам попротиворечить: наоборот.
Sie дитя говорит, что белое есть, тут же нужно убеждать, что чёрное. Убедили? Тут же докажите, что сиреневое (не забыв объяснить, что значит это слово и его этимологические связи). Как удалось - что зеленоватое.
Это не стёб, это насущная необходимость. Полистайте Леви, Козлова, Амонашвили, Кудину, Шкловского и ещё много штук, но главное - старшего Щедровицкого.

Отправлено спустя 1 минуту 38 секунд:
Ну, то есть теорию/физиологию/психологию/практику мышления/восприятия/творчества... Ну, и определённых качества и количества свободы и управления.
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться