Историческая лингвистикаО происхождении человеческой речи

История языка, диалектология
Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Львович
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Сообщения: 608
Зарегистрирован: 16.03.2010
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-механик
Откуда: Балабаново
Поблагодарили: 154 раза
О происхождении человеческой речи

Сообщение Андрей Львович » 17 май 2016, 15:43

Андрей Львович Волгин

О происхождении человеческой речи

«Языковеды изучают как устные, так и письменные языки. Они изучают их историю, пользуясь наиболее древними документами, имеющимися на этих языках. Но в какие бы древние времена не проникал исследователь, он всегда имеет дело только с языками уже высокоразвитыми, имеющими за собой большое прошлое, о котором мы не знаем ничего. Мысль о том, что путём сравнения существующих языков можно восстановить первичный язык – химера. Этой мечтой тешили себя когда-то основатели сравнительной грамматики, теперь она давно уже оставлена.
На некоторых языках мы имеем памятники более древние, чем на других. Некоторые из современных языков нам известны в формах, которым более двадцати столетий. Но даже и наиболее древние языки из известных нам, «языки-матери» не заключают в себе ничего относящегося к первичному развитию языка. Как они ни отличны от современных языков, они только показывают изменения, какие происходят в языке, но ничего не говорят нам о том, как язык образовывался впервые.
Ничего не дают нам в этом отношении также и языки диких народов. Дикарь – не первобытный человек, хотя так его часто неправильно называют. Иногда дикари говорят на языках настолько же сложных, как и самые сложные из наших языков. Иногда же их языки проще самых простых наших языков. И сложные, и простые языки являются результатом развития, исходная точка которого лежит вне пределов нашей досягаемости…. Языки диких могут дать нам полезные указания об отношениях между мыслью и языком, но не о том, какова была изначальная форма языка.
Можно попытаться обратиться за разрешением этого вопроса к языку детей. Но и эта попытка будет тщетной. Детский язык нам укажет только, как усваивается уже организованный язык, но он нам не сможет дать никакого представления о том, чем мог быть язык в начале своего развития… Ребёнок совершает подражательный акт, но не творческий, не самодовлеющий. Новшества, вводимые ребёнком в язык, бессознательны. Они – результат естественной лени, которая удовлетворяется приблизительным воспроизведением, но не результат творческой воли.
Таким образом, идёт ли речь о наиболее древних из известных нам языковых памятников или о языках диких народов, языковед имеет дело только с организмом, давно сложившимся, созданным трудом многочисленных поколений в течение долгих веков. Проблема происхождения языка лежит вне его компетенции. В действительности эта проблема сливается с проблемой человеческого общества: она относится к первобытной истории человечества.»
Из книги «ЯЗЫК. Лингвистическое введение в историю.» Автор Ж.Вандриес, профессор Парижского университета, перевод с французского. Государственное социально-экономическое издательство, Москва,1937 год. Приведённый выше - отрывок из Введения автора, с. 19-21.
Как можно понять из текста всего этого пособия, профессор Ж.Вандриес придерживался эволюционистского воззрения, считая, что появление языка и его развитие произошло настолько давно, что просто к нашему времени не осталось свидетельств об этом. Собственно, из-за соответствия его мировоззрения официальному советскому его пособие было издано в СССР для изучения в соответствующих советских вузах. Но при этом Ж.Вандриес честно признаёт, что есть граница, дальше которой научное исследование не представляется возможным.
В одной из телевизионных бесед российский профессор-филолог Татьяна Черниговская также коснулась тайн человеческой речи. Смысл в том, что для взаимопонимания между людьми достаточно было бы более простой системы сигналов ( в пример привели азбуку Морзе). Человеческая же речь по сложности на порядок выше любой сигнальной системы, её сложность весьма и весьма избыточна и зачастую препятствует взаимопониманию. Люди одного языка, одного образования, одного уровня культуры, нередко недопонимают друг друга.
В обществах, где необходимо точное взаимопонимание друг друга (например, армия) – намеренно упрощают язык. И «тупость» тех военных, кто полностью вжился в военную среду, значительно изолировавшись от культуры остального общества, стала притчей во языцех.
Отсюда можно сделать вывод, что самим по себе людям, если бы они некогда не имели речи, то в создании и развитии, её у них не возникло бы необходимости, а потребность их взаимодействия удовлетворялась бы, может и сложной самой по себе, но по сравнению с речью, более примитивной системой сигналов.
Из случаев, когда маленькие дети оказывались вне человеческого общества несколько лет, они были не способны к созданию с нуля человеческой речи, но могут усваивать её с самого раннего возраста лишь от уже владеющих ею взрослых.
И тут для эволюционистов получается логический тупик. Если следовать логике из имеющихся фактов обучения речи, то речь должны были создавать и развивать дети первобытных людей по мере взросления. Во взрослом состоянии первобытные люди не смогли бы создать язык, если бы не усваивали его с детства. Но мы знаем, что прежде чем начинать самим творить, дети проходят довольно длительный период обучения, перенимая знания от взрослых. Не овладев речью с детства, во взрослом состоянии они бы уже утратили способность к её созданию и развитию. Прежде, чем самостоятельно развивать свою речь, людям необходимо в детском и подростковом возрасте усвоить некоторую необходимую языковую базу, которую получают от взрослых, владеющих ею.
То есть ни взрослые, ни дети не смогли бы создать человеческую речь, если бы предки человечества не были бы наделены её даром изначально.
Всё становится на своё место, если принять, что созданного человека – сразу во взрослом состоянии - Бог сразу наделил даром слова и речи. И с тех пор из поколения в поколение взрослые учат детей говорить.
Как Бог творил мир своим Словом, так и человек, получив дар слова, вместе с ним получил способность к творчеству. (Хотя авторитетные языковеды признают, что за обозримые исторические периоды не создано принципиально новых слов, т.н. новые слова – либо комбинация известных слов, либо придание нового значения имевшемуся слову, либо заимствование из другого языка.)
Другое дело, что вследствие грехопадения у людей весьма нередко происходит недопонимание друг друга, да и творчество зачастую направлено на творение зла.
Предположение ряда учёных, каким бы большим количество их ни было, что некогда человек не обладал речью, это всего лишь предположение, к тому же не нашедшее научных обоснований.
Те, кто хочет в это верить, те верят.
Хотя надо признать, что был момент, когда человек не обладал речью – это момент после его сотворения перед тем, когда Бог вдохнул в него дыхание жизни.

Реклама
Аватара пользователя

водица
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщения: 1771
Зарегистрирован: 20.07.2015
Образование: среднее
Профессия: коммуникация
Откуда: от чистого истока
Поблагодарили: 1708 раз
Возраст: 55
Re: О происхождении человеческой речи

Сообщение водица » 17 май 2016, 18:14

Андрей Львович, доброго Вам здоровья!
я так, извините, и не нашёл то, где Вы раскрыли тему: "О происхождении человеческой речи"... И мне очень мешало осмысливать, часто употребляемое в первых двух абзацах — "язык"...
Андрей Львович:Источник цитаты Хотя надо признать, что был момент, когда человек не обладал речью – это момент после его сотворения перед тем, когда Бог вдохнул в него дыхание жизни.

...но тогда он и не был "человек"...
Мир Вашему дому !*


Фантазёр
лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Сообщения: 895
Зарегистрирован: 23.11.2008
Образование: высшее техническое
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 162 раза
Re: О происхождении человеческой речи

Сообщение Фантазёр » 18 май 2016, 00:02

Андрей Львович:Источник цитаты Предположение ряда учёных, каким бы большим количество их ни было, что некогда человек не обладал речью, это всего лишь предположение, к тому же не нашедшее научных обоснований.

Слишком уж нелепо считать, что речь дарована людям Всевышним. Если бы такое было совершено именно Им, то каким образом можно разумно объяснить существующее ныне многообразие языков (более 3000)! К тому же аналогично не имеется никаких научных обоснований и того, что человек ВСЕГДА ВЛАДЕЛ РЕЧЬЮ. Речь у каждого народа, что наиболее вероятно, начиналась С ОДНОГО СЛОВА, точнее, с осмысленного и связного сочетания хотя бы ДВУХ ПЕРВЫХ СЛОВ, которые создавались самими приматами.
Вопрос этот уже обсуждался на форуме здесь .


Вернуться в «Историческая лингвистика»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость