Историческая лингвистикаДетские вопросы по исторической лингвистике

История языка, диалектология
Аватара пользователя
alex-ter
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 2458
Зарегистрирован: 26.01.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: программист
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 589 раз
Возраст: 59
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение alex-ter » 03 мар 2012, 11:52

Идальго:Хорошо, точно говорил Солженицын:расширение языка за счёт технических терминов — не обогащение.
Кто сказал, что язык всегда должен обогащаться? Или развиваться?
Живой организм: рождается, развивается, достигает расцвета... потом стареет, дряхлеет и умирает...

Реклама
Аватара пользователя
Марго
Гениалиссимус
Гениалиссимус
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 13538
Зарегистрирован: 11.11.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Моcква
Поблагодарили: 2362 раза
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение Марго » 03 мар 2012, 16:29

alex-ter:Кто сказал, что язык всегда должен обогащаться? Или развиваться? Живой организм: рождается, развивается, достигает расцвета... потом стареет, дряхлеет и умирает...
Однако любая фиксированная стадия развития зависит от общей продолжительности жизни организма, не так ли? Думаю, поскольку время жизни языка измеряется тысячелетиями, говорить о старении/дряхлении/умирании языка с достоверностью нам не придется никогда. С таким же успехом можно говорить об умирании планеты Земля.

Аватара пользователя
alex-ter
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 2458
Зарегистрирован: 26.01.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: программист
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 589 раз
Возраст: 59
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение alex-ter » 03 мар 2012, 16:36

Марго:говорить о старении/дряхлении/умирании языка с достоверностью нам не придется никогда
Но ведь сколько языков уже умерло! Мы достоверно знаем, что они существовали, а теперь они мертвые. Ведь "мертвый" язык - это тот, который ни один человек не считает своим родным языком?

Аватара пользователя
Марго
Гениалиссимус
Гениалиссимус
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 13538
Зарегистрирован: 11.11.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Моcква
Поблагодарили: 2362 раза
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение Марго » 03 мар 2012, 17:00

alex-ter:Но ведь сколько языков уже умерло!
И все же, я думаю, русский язык эта участь не постигнет. Притом не только смерть, но и умирание. :)

Розен
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 4461
Зарегистрирован: 16.04.2011
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: безвременно безработный
Откуда: Волжский, Волгоградской, Россия
Поблагодарили: 778 раз
Возраст: 58
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение Розен » 03 мар 2012, 17:51

Когда смотрю на судьбы языка...
Мотоцикл... тяжёлое и некрасивое слово... БАЙК! Байкер... Вау, нах!...
Мотороллер... опять нерусское словое... МОКИК! И снова ВАУ!!!
Вот буквально на днях появилось "компьютер"... Да на хрен нам вся эта хрень? Айпод! Андроид... эксклюзив!..
Технобаксы убивают себя, не успевши родиться...
Вот умру я, умру и предстану пред Богом... что я ему скажу?
-- Слышь, ты, Господь, вот у меня последний гаджет!..
А Богу-то ещё много-много лет таких как я встречать... Скушно ему будет...
А тут вдруг русский придёт...
-- Слышь, ты, Господь, вот у меня тут гаджества... короче, ты тут разбирайся, а я по тёлкам побежал...
Вот пионером буду, Господь захочет разобраться, почему это русский гусей называют собаками, потому что они, свиньи, в огород забрались...
Велосипед, мотоцикл, мопед, мотороллер, мотоколяска...
Кто из русских нынче это помнит? Ну, скажет, слава Богу, "срань господня", прости меня Господь...

Не, русский точно не умрёт: ему времени не хватит придумывать обозначений для маркетинга процесса. Да и Бог ему скажет: "Ступай, убогий! Бог с тобой!.."

ПэЩербинин
заслуженный писатель форума
заслуженный писатель форума
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 345
Зарегистрирован: 19.01.2012
Образование: высшее техническое
Откуда: Владивосток
Поблагодарили: 36 раз
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ПэЩербинин » 04 мар 2012, 04:38

К теме развития языка:
1. "малышошичек ..." между прочим, написано на стене дома в 2011 году, хорошо!
2. Образцов приводил пример народного творчества: "Печку письмами топила, не подбрасывая дров, всё смотрела, как горела моя первая любовь". Или Вы думаете, что настанет момент, когда все стихи будут написаны?

К перестановке слов. Сталкиваемся с необходимостью определить смысла высказывания формально.

Например, так:

СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ – ОТВЕТ НА КАКОЙ-ТО ВОПРОС.
ВЫСКАЗЫВАНИЕ, НЕ ОТВЕЧАЮЩЕЕ НИ НА КАКОЙ ВОПРОС, НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА.

В рамках этого определения, если мы его принимаем, снимаются все сомнения относительно свободы перестановки основных частей высказывания.

Мне кажется, что примеры про Федю, это именно упрощения, которые допускаются в русском языке благодаря использованию интонации, как на письме используется выделение шрифтом. Если мы попытаемся точно и полно сформулировать эти вопросы, а такая возможность всегда сеть, то получим нечто вроде «Федя ли читает книгу?»

Но не стоит совсем отбрасывать интонацию, так как во многих языках она играет важнейшую роль и даже имеет специальные средства обозначения в тексте. Пример – вьетнамский язык.

Добавлено спустя 10 минут 3 секунды:
и ещё, не вспомню откуда
3. «балерины танцуют вполноги на репетиции»
и ещё, и ещё …
Я извиняюсь.

Алёша
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 24.02.2013
Образование: среднее
Откуда: Красноярск
Возраст: 51
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение Алёша » 24 фев 2013, 10:10

У меня вопрос, возможно только специалист может дать ответ. В цветах радуги в русском языке нет соответствия у двух цветов - оранжевый и фиолетовый. Я думаю они когда то присутствовали , но были вытеснены по не известным сейчас причинам. А как звучат названия этих цветов на исконно русском языке .

Аватара пользователя
alex-ter
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 2458
Зарегистрирован: 26.01.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: программист
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 589 раз
Возраст: 59
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение alex-ter » 24 фев 2013, 11:00

По-видимому, таких слов в русском языке не было вообще.

Найдите книгу В. В. Колесов "История русского языка в рассказах".
Из рассказа третьего. О синем море, сизом вороне и черной кручине, а также о самом красивом цвете
...еще сравнительно недавно, поколений пятнадцать-двадцать назад, люди не различали, например, синего и зеленого цвета. Для них он совпадал в одном цвете, похожем на черный. Даже в ХХ веке многие дикие племена в Африке или Южной Америке четко противопоставляли только красный, черный и белый цвета. Они обозначены словами — потому что важны в жизни, а все остальные цвета бесполезны, и потому их "не видят".
....................................
Гораздо труднее оказалось отделить оранжевый от красного, а голубой и желтый от зеленого. Что же касается фиолетового, то впервые его определил английский ученый Исаак Ньютон... Фактически же вплоть до XVII века синим кончается видимый спектр. Все, что дальше, казалось черным.

Serrrg
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 24.05.2013
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Откуда: Москва
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение Serrrg » 24 май 2013, 12:09

Уважаемые форумчане, недавно задался следующим вопросом:

Все мы знаем, что в русском языке сравнительно свободно могут перемещаться и переставляться части предложения. Вопросительные слова (они же "wh-questions") тому не исключение. Самое интересное начинается, когда в предложении появляются несколько вопросительных слов, например: "кто чем кого ударил?"

Вот тут я и задумался - а как такие предложения реализовывались в старорусском, или может быть даже в древнеславянском? Ведь в западных языках такое предложение не возможно составить! Так почему в большинстве славянских язык это возможно? Лишь благодаря падежным оканчаниям....или чему-то другому..?

Может быть кто-то знает, где можно найти литературу на эту тему?

Заранее большое спасибо! :read:

Ринат
помощник писаря
помощник писаря
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 28.04.2011
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: ветеринарный инспектор
Откуда: Красноярск
Возраст: 41
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение Ринат » 30 июн 2013, 18:02

ALNY:1. Почему в ряде языков установился определенный порядок слов в предложении, а в русском он свободный? Соответственно, почему в одних языках для того, чтобы превратить повествовательное предложение в вопросительное надо менять порядок слов, а в других достаточно изменить интонацию? Да ещё и сделать ударение на определенном слове. ("Федя читает книгу." -> "Федя читает книгу? -> "Федя читает книгу?-> "Федя читает книгу?")

2. То, что многие слова имеют не один смысл, не редкость в русском языке. Но чем объясняется то, что, например, ряд глаголов имеет по 10, 20, а то и 30 значений? В языке не хватает букв для образования отдельных слов для отдельных значений? Или что?

3. Чем объясняется наличие супплетивов в русском (и не только в русском) языке?
Если кокретней, то почему:
а) три - третий, четыре - четвертый, пять - пятый, НО один - первый, два - второй?
б) делать - делал, думать - думал, знать - знал, НО идти - шёл, есть - был?
в) писать - написать, читать - прочитать, строить - построить, варить - сварить, НО брать - взять, ловить - поймать, говорить - сказать, искать - найти?
г) волк - волки, кот - коты, собака - собаки, НО человек - люди?

4. Почему в русском языке только у двух глаголов ("есть" и "дать") окончание "-м" в первом лице единственного числа ("ем" и "дам")? Чем они отличаются от прочих?

5. Почему все числительные как числительные, а слово "один" изменяется по родам: один, одна, одно. А ещё смешнее, вопреки всякой логике имеет множественное число - ОДНИ?

6. Откуда взялась столь странная аномалия в русском языке - очень, кстати, популярное слово "домой"? Отвечая на вопрос "куда?", оно не требует предлога. Аналогично работает и другая его форма - (где?) "дома". Аналогия есть только ещё у двух слов: "долу"(вниз)/"долой" и "горЕ" (кверху; воздеть руки горЕ).

7. Откуда в русском языке взялись мужской и женский род у неодушевленных существительных? Кто и как определял их "пол"? Почему "гора" - ОНА, а "утёс" - ОН? Что в первой такого женственного, а во втором такого мужественного? Почему "пень" - ОН, а "тень" - ОНА?
1)Русский язык является одним из самых флективных языков,где нет фиксации порядка в предложении.
2)Наш язык изначально был образным и слово одно имело разный смысл в зависимости от контекста.В последствии потери образности потребовалась конкретика.Многие общие сова сохранились.
3)один,два,три в смысле единственный,дважды и трижды.(координата на плоскости).Первый-в переди всех ,второй-вторить,повтор
4) Что делаю? пою,кушаю заканчивются на ю. В словах есть и дать корень е и да заканчивающие на гласную,поэтому ем и дам.
5)один в смысле единственный.Ещё все остальные цифры являются как бы повторением первого.
6)дом одно из самых древних слов.Оно появилось,тогда когда не было ещё предлогов.Хотя на самом деле дом здесь выступает в виде образа места где ты живёшь(родное место).Ведь для обычного слова дом есть ответ на вопрос куда?,где? это в дом,в доме
7)В слове пень ь сохранился от слова пьнъ.Надо смотреть происхождение слов.Реформы русского языка исказили его на столько,что скоро мы его сами не сможем понять.

Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 38
Всего сообщений: 1285
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
Поблагодарили: 412 раз
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY » 30 июн 2013, 21:51

Ринат, спасибо за интерес к теме и Вашу версию!

Но хотелось бы, чтобы Вы как-то развернули свои тезисы. В частности:
Ринат:1)Русский язык является одним из самых флективных языков,где нет фиксации порядка в предложении.
Вы считаете это ответом на вопрос "почему"? Я вижу только констатацию факта. Ваш ответ пока звучит в духе замечательной шутки Мольера:
Наука объяснила, почему опиум заставляет спать. Дело в том, что в нём заключена снотворная сила.
Почему-то многих людей реально устраивают подобные "научные" объяснения...
Ринат:2)Наш язык изначально был образным и слово одно имело разный смысл в зависимости от контекста.В последствии потери образности потребовалась конкретика.Многие общие сова сохранились.
Почему "наш язык" изначально был образным? Другие языки не образные? Или не были ими изначально, а образность приобрели позже? Что такого образного заключено в глаголе "идти"?
Ринат:3)один,два,три в смысле единственный,дважды и трижды.(координата на плоскости).Первый-в переди всех ,второй-вторить,повтор
Ничего пока не переспрашиваю - просто не понял, что Вы сказали. Можете сформулировать иначе?
Ринат:4) Что делаю? пою,кушаю заканчивются на ю. В словах есть и дать корень е и да заканчивающие на гласную,поэтому ем и дам.
Почему тогда не "пом" (пою), "кушам" (кушаю)? Чем они хуже "ем" и "дам"?
Ринат:5)один в смысле единственный.Ещё все остальные цифры являются как бы повторением первого.
Насколько я знаю, слова "один" и "единственный" имеют разный смысл. Что означает фраза "Ещё все остальные цифры являются как бы повторением первого"?..
И это... на всякий случай: когда Вы сказали "наш язык", Вы имели в виду какой?
Ринат:6)дом одно из самых древних слов.Оно появилось,тогда когда не было ещё предлогов.Хотя на самом деле дом здесь выступает в виде образа места где ты живёшь(родное место).Ведь для обычного слова дом есть ответ на вопрос куда?,где? это в дом,в доме
Да. Вот тут я не только понял Ваше утверждение, но и полностью с ним солидарен. Начну с конца. Слово допускает "нормальное" использование:
- Куда ты идёшь?
- В дом.
- Где сейчас твоя жена?
- В доме.
И, тем не менее, существуют "ненормальные" ответы на те же вопросы: я иду домой, моя жена сейчас дома.
Действительно, слово "дом" очень древнее. "Дом" не как какое-то здание-строение, а именно, как Вы правильно сказали, "родное место" - место обитания. Слово настолько древнее, что в те времена, как Вы справедливо заметили, ни предлогов, ни вообще каких-то норм языка просто не существовало. Не успели они тогда сложиться. Язык (речь) тогда только-только зарождался (-лась). И теперь основной "детский" вопрос - откуда в русском языке такой архаизм, если по всем лингвистическим выкладкам русский язык даже для праиндоевропейского языка (а это далеко не праязык человечества) - "седьмая вода на киселе"?......
Ринат:7)В слове пень ь сохранился от слова пьнъ.Надо смотреть происхождение слов.Реформы русского языка исказили его на столько,что скоро мы его сами не сможем понять.
На самом деле "пьнь", а не "пьнъ". Но дело не в этом и даже не в реформах русского языка. Вопрос стоит гораздо интересней. Что же всё-таки происходило?
Вариант 1. В праязыке по какой-то причине сложилось "половое" разделение слов. А потом его в ряде языков уничтожили. Например, в английском.
Вариант 2. В праязыке не было никакого "полового" разделения слов. Его придумали позже.
В любом случае процесс непонятен. Вот например, что я узнал о "древних" (в отличие от русского) языках.
Как определить род слова в греческом языке? Когда мы видим слово, можно определить его род по артиклю и окончанию.
..............................................................
Как видите, чем больше и значительнее слово или предмет, тем "важнее" его род. Т.е. средний род - обозначает простые и незначительные предметы, женский род - более значимые и большие и мужской род - самое большое или значимое.
..............................................................
Причем, это единственный язык, в котором в слове может измениться род, если меняется его размер или значимость. Например, слово "река" - среднего рода, может получить мужской род, если речь идет об очень большой реке:
..............................................................
Также стоит отметить, что к среднему роду относятся и все предметы, люди или животные, которые имеют маленький возраст. Иностранцы часто ошибаются, ставя слово "девочка" в женский род. В греческом языке, девочка ( το κορίτσι ) - слово среднего рода, потому что оно обозначает маленькую женщину и т.к. девочка еще не женщина, она не может получить важный женский род и ей присваевается средний. То же самое, относится и к слову "мальчик".
Слово " остров" (το νησί ) - среднего рода. Если речь идет о простом острове, без употребления его названия, то используется средний род. Но названия всех островов - ВСЕГДА женского рода, не смотря на их окончания. Например, остров Кипр ( η Κύπρος) - несмотря на то, что оно имеет окончание мужского рода (другие острова могут иметь другие окончания) - всегда все названия островов склоняются как слова, стоящие в женском роде. Это происходит потому что слово "земля" ( η γη ) женского рода.
Материки, страны и города, обычно тоже женского рода, но в отличии от названий островов и материков, в названии стран и городов есть некоторые исключения. Например, город Москва - ж.р., а город Киев - ср.р. Причину распределения рода и значимости некоторых стран и городов, к сожалению, могут объяснить только древние греки....
http://mariamatsouka.blogspot.ru/2012/09/6.html
Не правда ли - своеобразный подход?...
А вот ещё:
В латинском языке, как и в русском, существительные принадлежат к трем родам: мужскому (masculinum – m), женскому (femininum – f) и среднему (neutrum – n).
Грамматический род латинских существительных нельзя определить из рода эквивалентных по значению русских слов, так как часто род существительных с одним и тем же значением в русском и латинском языках не совпадает.
..............................................................
Определить принадлежность латинского существительного к тому или иному роду можно только по характерным для данного рода окончаниям в им. п. ед. ч. Например, слова на -а – женского рода (costa, vertebra, lamina, incisura и т. п.), слова на -um – среднего рода (ligamentum, manubrium, sternum и т. д.).
http://lib.rus.ec/b/165898/read

Так всё-таки - кто-нибудь объяснит мне логику?..
А она ведь должна быть. Хоть какая-то. Но... вот убейте меня - но логику, по которой маленькая девочка есть существо среднего рода, я считаю извращённой. Это уже кто-то изрядно поглумился над этим языком... Должна быть нормальная человеческая логика разделения слов на мужской, женский и средний род...

iletakci
старший писарь
старший писарь
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 13
Зарегистрирован: 22.08.2012
Образование: среднее
Откуда: москва
Поблагодарили: 1 раз
Возраст: 57
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение iletakci » 30 ноя 2013, 23:21

С точки зрения системного анализа это правило подхода к языку очень простое – если мы возьмѐм два слова - «ЧисЛo - Число» и «сЛoвo - Слово», то они образуютъ своеобразный переходной мостикъ – «сЛo - Сло». Это свидетельствуетъ о высоком научном уровне образования этого языка. Если в разсматриваемом языке в аналогичных словах этой связи нет, то язык этот не натуральный, а создан искуст-вено. Пока эта связь просматривается только в славянских языках.

Языкъ Число Слово
Рускiй Чи-Сло Сло-во
Украинскiй Чи-Сло Сло-во
Беларускiй Лік, Лічба Слова
Болгарскiй Чи-Сло Сло-во
Польскiй Liczba, Czy-Slo Slo-wo
Чешскiй Počet, Či-Slo Slo-vo
Словацкiй Či-Slo Slo-vo
Словенскiй Čtevilo Beseda
Сербско-хорватскiй Броj Реч
Венгерскiй Szam Szo
Литовскiй Žǒdis Skaǐčius
Англiйскiй Digit, Number Word
Немецкiй Zahl Wort
Французскiй Nombre Parole
Итальянскiй Numero Parola
Греческiй Αριθμος Λογος
Испанскiй Numero Palabra
Шведскiй Ord Tal
Финскiй Sana Luku
Латинскiй Numerus Verbum
Датскiй Tal, Dato Ord
Нидерландскiй Datum Woord
Турецкiй Sayi, Adet Kelime
Португальскiй Numero Palavra

Это один из способов разобраться в многообразии языков он рассматривается в книге Говоров - Начала Православной Арифметики

Аватара пользователя
alex-ter
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 2458
Зарегистрирован: 26.01.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: программист
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 589 раз
Возраст: 59
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение alex-ter » 02 дек 2013, 11:50

ALNY:Почему-то многих людей реально устраивают подобные "научные" объяснения...
ALNY:Что такого образного заключено в глаголе "идти"?
ALNY:Так всё-таки - кто-нибудь объяснит мне логику?..
ALNY, Вы напоминаете капризного мальчика, которому нужно всё и сразу и по возможности коротко, ясно и просто. Это забавно. :) Ведь литературы навалом, и она доступна, и по книжным магазинам бегать не надо.

В глаголе "идти" нет ничего такого, сравните с английскими keep, get или just и посчитайте, у кого значений больше. Это так, навскидку, примеры можно умножить.

Человеческий язык принципиально неточен и многозначен, потому что мышление принципиально неточно и многозначно. Оно, мышление, не Богом создавалось и не математиком Гильбертом. :)

Ой, на какой древний пост отвечаю... :( Пардон.

Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 38
Всего сообщений: 1285
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
Поблагодарили: 412 раз
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY » 02 дек 2013, 21:51

alex-ter:Ой, на какой древний пост отвечаю... :( Пардон.
Извинения приняты. Но беда Ваша не в "позднем зажигании", а в том, что Вы ленивы и нелюбознательны. Иначе, в частности, Вы бы знали, что на большинство моих "детских" вопросов в литературе, которой "навалом", ОТВЕТОВ ПРОСТО НЕТ. Ни коротких и простых, ни длинных и сложных. А уж насчет ясности, извините, это вполне естественное требование.
Это не считая того, что Вы часть моих слов вообще не поняли...

Кстати, предоставляю Вам прекрасный шанс "утереть мне нос", заставить поверить в то, что Ваши слова не пустая болтовня и впредь серьёзно относиться к Вашим замечаниям. Найдите реальные, пусть даже длинные и сложные, но реальные ответы на мои вопросы. Докажите свой тезис о доступной литературе, в которой всё можно найти. Если не найдёте, оставляю за собой право и впредь считать Вас недалёким, пустым и поверхностным человеком. Если найдёте, принесу свои извинения за резкость. И даже готов ещё что-нибудь приятное для Вас сделать. Уж больно мне интересны эти ответы, дороже собственной гордости и самолюбия...

Аватара пользователя
alex-ter
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 2458
Зарегистрирован: 26.01.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: программист
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 589 раз
Возраст: 59
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение alex-ter » 02 дек 2013, 22:18

ALNY:на большинство моих "детских" вопросов в литературе, которой "навалом", ОТВЕТОВ ПРОСТО НЕТ.
Как известно, семь мудрецов могут встать в тупик от вопросов одного…

Да, много вопросов можно задать: и почему у верблюда горб, и зачем на небе Луна, и почему листья зеленые, и почему у собаки хвост, а у человека его нет, и почему у Ивана Никифоровича голова редькой хвостом книзу, а у Ивана Ивановича редькой хвостом кверху, и почему на другой стороне земного шара люди вверх ногами ходят и не падают, и почему свет движется так быстро, что уж быстрее нельзя?..

А. Китайгородский. "Реникса"

Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 38
Всего сообщений: 1285
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
Поблагодарили: 412 раз
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY » 02 дек 2013, 22:37

Будьте добры, г-н alex-ter, своими словами сформулируйте свою мысль. Прямо и честно. Не хочу придумывать ничего за Вас.

Аватара пользователя
alex-ter
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 2458
Зарегистрирован: 26.01.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: программист
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 589 раз
Возраст: 59
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение alex-ter » 02 дек 2013, 22:52

Куда уж прямее-то...

На большинство Ваших вопросов исчерпывающе ответить нельзя.
ALNY:Почему тогда не "пом" (пою), "кушам" (кушаю)? Чем они хуже "ем" и "дам"?
Ну, допустим, я отвечаю: у глаголов "есть" и "дать" сохранились архаичные формы спряжения. Вы удовлетворены? — Естественно, нет. А почему именно у этих сохранились, а у других нет, и т.д.

Более общий и, если хотите, философский ответ: человеческому языку строгая регулярность вообще не присуща. И это естественно. Было бы удивительно, если бы она была ему присуща. Деревья растут вверх, но пойдите в лес и попробуйте найти идеально вертикальный ствол. Таков лишь телеграфный столб — штука искусственная.

Вот Вы можете ответить на вопрос: почему у меня монетка в первый раз упала орлом, а во второй раз — решкой?

Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 38
Всего сообщений: 1285
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
Поблагодарили: 412 раз
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY » 02 дек 2013, 23:40

alex-ter:На большинство Ваших вопросов исчерпывающе ответить нельзя.
А я разве просил исчерпывающие?? :shock: Нет, я просил просто внятные.
alex-ter:Ну, допустим, я отвечаю: у глаголов "есть" и "дать" сохранились архаичные формы спряжения. Вы удовлетворены? — Естественно, нет. А почему именно у этих сохранились, а у других нет, и т.д.
По второй части ответа - не торопитесь угадывать, буду ли я удовлетворён.
По первой части - разумный ответ. А теперь попытайтесь найти его в работах наших лингвистов... "есть" и "дать" - это первейшие потребности человека. Без еды человек просто не может существовать. А "дать" - обратная сторона более насущного "взять". Ключевое слово - ДАЙ.
ОК. Теперь объясните, откуда такой архаизм в языке, который является весьма побочной веткой праиндоевропейского? Архаизмы вокруг древнейших слов человечества могут быть (и даже должны быть) у прародителя. Откуда они взялись у "наследника"?
alex-ter:Более общий и, если хотите, философский ответ: человеческому языку строгая регулярность вообще не присуща. И это естественно. Было бы удивительно, если бы она была ему присуща. Деревья растут вверх, но пойдите в лес и попробуйте найти идеально вертикальный ствол. Таков лишь телеграфный столб — штука искусственная.
Если б Вы были чуточку посообразительней, то поняли бы, что сами дали ответ на основной вопрос. Найдите хоть один другой язык, который был бы, во-первых, столь же "извилист" именно в его базовой части и, во-вторых, столь же взаимосвязан.
alex-ter:Вот Вы можете ответить на вопрос: почему у меня монетка в первый раз упала орлом, а во второй раз — решкой?
Прекрасно характеризующий Вас вопрос! Вы продолжаете меня умилять своей "логикой". Мне наблюдающим со стороны даже ничего объяснять про Вас не надо. :D

Аватара пользователя
alex-ter
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 2458
Зарегистрирован: 26.01.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: программист
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 589 раз
Возраст: 59
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение alex-ter » 02 дек 2013, 23:57

Вы мне устраиваете экзамен?
ALNY:Найдите хоть один другой язык...
Архаизмы вокруг древнейших слов человечества могут быть (и даже должны быть) у прародителя.
Вы хорошо знакомы со всеми-всеми языками? И прародителя прекрасно знаете, и всех отпрысков? Это просто поразительно, когда считают русский чем-то из ряда вон выходящим. Впрочем, если Вам интересно — найдите сами, тут долго и искать не придется. И не воспринимайте Задорнова и иже с ним всерьез...
ALNY:По второй части ответа - не торопитесь угадывать, буду ли я удовлетворён...
Теперь объясните, откуда такой архаизм в языке...
Ну вот, я же говорил. Тут и угадывать-то нечего. :D Это из серии "почему у Ивана Ивановича голова редькой хвостом кверху".
ALNY:Если б Вы были чуточку посообразительней...
...я бы давно уже прекратил эту дискуссию. Жалею, что встрял. Удачи Вам в Ваших поисках.

Аватара пользователя
Автор темы
ALNY
по чётным - академик
по чётным - академик
Сообщений в теме: 38
Всего сообщений: 1285
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск
Поблагодарили: 412 раз
Re: Детские вопросы по исторической лингвистике

Сообщение ALNY » 03 дек 2013, 00:22

alex-ter:Это из серии "почему у Ивана Ивановича голова редькой хвостом кверху".
Нет, батенька, это из серии "почему на другой стороне земного шара люди вверх ногами ходят и не падают". Печально, что Вам это не известно. Хотите приравнять вопрос о происхождении языков к вопросу об Иван Иваныче? Воля Ваша...
alex-ter:...я бы давно уже прекратил эту дискуссию. Жалею, что встрял. Удачи Вам в Ваших поисках.
Ахха... А за свои слова ответить? Никак?
ОК. В таком случае я
ALNY:оставляю за собой право и впредь считать Вас недалёким, пустым и поверхностным человеком

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Зализняк "Об исторической лингвистике"
    irida » 22 авг 2010, 20:06 » в форуме Глас народа
    7 Ответы
    1151 Просмотры
    Последнее сообщение Сколот
    08 дек 2010, 05:12
  • Детские вопросы - 2
    ALNY » 11 янв 2012, 16:41 » в форуме Историческая лингвистика
    21 Ответы
    1327 Просмотры
    Последнее сообщение ALNY
    24 янв 2012, 08:22
  • Детские вопросы -3
    ValeryElf » 28 янв 2012, 17:30 » в форуме Историческая лингвистика
    6 Ответы
    696 Просмотры
    Последнее сообщение ALNY
    29 янв 2012, 23:16
  • А.Зализняк. «О ложной лингвистике и квазиистории»
    vadim_i_z » 03 май 2015, 19:56 » в форуме Историческая лингвистика
    105 Ответы
    2820 Просмотры
    Последнее сообщение Секач
    20 апр 2016, 07:15
  • Знатокам исторической грамматики
    Анча » 25 ноя 2010, 22:05 » в форуме Историческая лингвистика
    13 Ответы
    1302 Просмотры
    Последнее сообщение самый главный енот
    18 дек 2010, 05:14