МорфологияПомогите правильно выбрать падеж дополнения: вин. или род.?

Морфология изучает части речи
Завада
ВПЗР
ВПЗР
Сообщения: 3658
Зарегистрирован: 24.06.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Мать городов русских
Поблагодарили: 1498 раз
Возраст: 44
Помогите правильно выбрать падеж дополнения: вин. или род.?

Сообщение Завада » 06 июл 2015, 17:32

alex-ter: Потребитель – это именно одушевлённое, пусть он и не живое существо.
А если это организация?
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.

Реклама
Аватара пользователя
alex-ter
ВПЗР
ВПЗР
Сообщения: 2458
Зарегистрирован: 26.01.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: программист
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 588 раз
Возраст: 59
Помогите правильно выбрать падеж дополнения: вин. или род.?

Сообщение alex-ter » 06 июл 2015, 22:13

Завада: А если это организация?
Все равно. Например: "Всех потребителей электроэнергии уведомляем..."

cokosha
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 06.07.2015
Образование: высшее техническое
Помогите правильно выбрать падеж дополнения: вин. или род.?

Сообщение cokosha » 07 июл 2015, 08:45

нужно ли считать ошибкой первые 2 варианта?
вот кстати нашел у Розенталя, у него вроде как обе формы допустимы:

§153. Формы винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных



1. Некоторые существительные склоняются по типу одушевленных и неодушевленных, например: изучать живые существа – изучать живых существ, рассматривать бактерии – рассматривать бактерий, исследовать бациллы – исследовать бацилл, уничтожать микробы – уничтожать микробов, то же в отношении слов зародыши, личинки, вибрионы, полипы и некоторых других. Первые формы употребляются в общелитературном языке, вторые связаны с более архаическим или профессиональным употреблением.

2. В различии форм поймал трех рыбок – съел три рыбки сказывается то обстоятельство, что во втором случае имеется в виду кушанье, т.е. неодушевленность (ср.: съесть кильки, сардины, шпроты – как нерасчлененный продукт; но: съесть карасей, раков, цыплят – как единичные предметы). Возможные варианты: есть креветок, устриц, пулярок – есть креветки, устрицы, пулярки. Такие же колебания наблюдаются у существительных матрешка, кукла, марионетка.

3. В вариантах купить двух коров – купить две коровы, подстрелить трех уток – подстрелить три утки (при названиях животных в форме женского рода, когда речь идет об общем счете, купле-продаже) вторая форма имеет разговорный характер.

4. При литературной форме доставить двадцать два пассажира (в конструкциях с составными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре, винительный падеж сохраняет форму именительного независимо от категории одушевленности) существует разговорная форма доставить двадцать двух пассажиров.

5. Слово лицо в значении «человек» употребляется во множественном числе как существительное одушевленное, например: наградить отдельных лиц.

Различие форм вывести положительный тип – проучить этого типа, изучать небесные светила – знать светил в мире медицины, найти субъект суждения – наказать этого субъекта, отогнать истребитель – наградить истребителя танков, построить бомбардировщик – ранить бомбардировщика (разговорный оттенок), чинить счетчики – собрать счетчиков по переписи связано с различным значением слов в каждой из приведенных пар.

Слово персонаж склоняется как существительное неодушевленное: ввести комический персонаж, но во множественном числе встречается и форма одушевленного существительного, например: напоминать реальных персонажей.

Слово адресат склоняется как существительное одушевленное: найти адресата, даже в том случае, если адресат не обозначает лицо.

6. В результате олицетворения или употребления слова в переносном значении названия предметов неодушевленных могут употребляться для обозначения лиц, например: надо пригласить и этого старого колпака, этого пня трудно убедить, убрать этого истукана (бессердечный или бестолковый человек; ср.: поставить истукан); на кинофестивале можно было увидеть всех звезд экрана, показывать петрушек и марионеток, одевать кукол (но: шить матерчатые куклы); ср. в поговорках: Лапоть знай лаптя, сапог – сапога; Чин чина почитай.

В профессиональном употреблении встречаются формы загнать шара в лузу, найти гриба хорошего.

Значение олицетворения находим в конструкциях: прогневить горных духов, встретить опасных призраков (ср.: видеть вокруг себя призраки). Ср. у Тютчева: выкликать теней.

Названия карточных фигур склоняются как существительные одушевленные открыть валета, прикупить туза, то же самое касается шахматной фигуры ферзь: взять ферзя.

Названия планет склоняются как существительные неодушевленные: наблюдать Марс, видеть в телескоп Нептун, смотреть на Юпитер. Соответствующие названия в мифологии употребляются как существительные одушевленные, проклинать Марса, воспевать Нептуна, надеяться на Юпитера.

7. При употреблении существительных одушевленных для обозначения предметов наблюдаются двоякие формы винительного падежа. Ср.: наблюдать искусственный спутник Земли, запустить новый спутник – запускать новых спутников (в профессиональном употреблении).

Существительное змей в значении «игрушка» склоняется как одушевленное: запускать бумажного змея.

В условных названиях (например, в названиях теплоходов) одушевленные существительные могут склоняться как неодушевленные, например: Курсанты торопились на уходящий в плавание «Товарищ»; производится посадка на «Седов» (подобные формы присущи разговорному языку; в книжном, литературном языке перед условным названием обычно ставят слово, обозначающее родовое понятие: «посадка на теплоход “Седов”»)

Однако в периодической печати обычно встречаются сокращенные варианты, например: «На “Юрий Долгорукий” (китобаза) было перегружено в открытом океане с рефрижератора “Сарма” продовольствие и снаряжение» (Из газет).

Завада
ВПЗР
ВПЗР
Сообщения: 3658
Зарегистрирован: 24.06.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Мать городов русских
Поблагодарили: 1498 раз
Возраст: 44
Помогите правильно выбрать падеж дополнения: вин. или род.?

Сообщение Завада » 07 июл 2015, 09:28

alex-ter:
Все равно. Например: "Всех потребителей электроэнергии уведомляем..."
То есть имелась в виду "падежная одушевлённость". Спору нет и не могло быть.
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Какой падеж выбрать: родительный или винительный?
    Грамотей » 24 апр 2010, 20:32 » в форуме Грамматика
    2 Ответы
    1779 Просмотры
    Последнее сообщение Грамотей
    25 апр 2010, 13:09
  • Правильно ли я считаю (падеж, склонение, число, род)
    Филоренко Роман » 24 окт 2014, 16:15 » в форуме Помощь знатоков
    2 Ответы
    1993 Просмотры
    Последнее сообщение Дарья Александровна
    28 окт 2014, 17:47
  • Помогите выбрать название.
    Книжник » 15 янв 2013, 13:46 » в форуме Помощь знатоков
    9 Ответы
    494 Просмотры
    Последнее сообщение Книжник
    16 янв 2013, 21:17
  • Помогите выбрать верный предлог
    Гриценко Оля » 03 окт 2013, 12:16 » в форуме Орфография
    0 Ответы
    364 Просмотры
    Последнее сообщение Гриценко Оля
    03 окт 2013, 12:16
  • Помогите выбрать правильные слова
    МарияЮг » 22 ноя 2010, 08:00 » в форуме Стилистика
    68 Ответы
    3107 Просмотры
    Последнее сообщение rusena
    12 фев 2011, 13:14

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость