Помощь знатоковПовелительное наклонение

В этом разделе можно поместить вопрос по русскому языку, вызвавший у вас трудности. Коллективный разум форума попробует вам помочь
Школьникам и студентам запрещено здесь размещать задания. Проходите в специальный раздел помощи

Модератор: Penguin

Аватара пользователя
Автор темы
irida
ВПЗР
ВПЗР
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 2654
Зарегистрирован: 28.10.2008
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: преподаватель новогреческого языка
Откуда: Греция
Поблагодарили: 116 раз
Возраст: 53
Повелительное наклонение

Сообщение irida » 17 май 2010, 02:54

Ищу материалы по образованию повелительного наклонения глаголов. Хотелось бы найти все способы образования, от каких основ (настоящего-будущего времени и т.д.), с какими окончаниями, суффиксами и пр. Чем подробнее, тем лучше. Беден Рунет такой информацией, имхо. Ещё интересна отрицательная форма повелительного наклонения - "не делай". Мы говорим "Напиши письмо", но "Не пиши письмо", "Прочитай текст", но "Не читай текст", хотя эти не пиши и не читай может относится как к общему, так и к частному, то есть приказ/призыв не читать, не писать вообще или конкретно это письмо или этот текст. Можно сказать "позвони", но нельзя сказать "не позвони", "выучи", но нельзя "не выучи". В то же время есть формы "не забудь" и "не забывай", образованные от СВ и НСВ глаголов. Почему так? Вот такой трудный вопрос.
Всем заранее :Rose:

Реклама
Аватара пользователя
Елена
-
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 3745
Зарегистрирован: 10.10.2005
Поблагодарили: 343 раза
Re: Повелительное наклонение

Сообщение Елена » 17 май 2010, 15:14

irida, у меня есть две учебные ссылки. Не знаю, пригодятся ли они Вам. Из второй ссылки размещу цитату по повелительному наклонению.
http://festival.1september.ru/articles/414678/
http://www.bestreferat.ru/referat-18285.html
Повелительное наклонение

Категориальным значением повелительного наклонения является значение побуждения, т.е. представление действия как требуемого, к которому побуждает говорящий: дай, уйди, ответь, приезжай,

Не давайте ему пугаться. Он притворяется…

(“Учитель словесности”).

Со стороны грамматической для повелительного наклонения характерно наличие категорий залога, вида, лица, числа и отсутствие категорий времени и рода. Категории залога, вида и числа в повелительном наклонении имеют в основном те же значения, что во всех других глагольных формах.

Категория лица в повелительном наклонении указывает, в чей адрес направлено побуждение. Отсутствие категории времени в повелительном наклонении связано с его модальным значением с выражением не реального действия, а такого, к совершению которого лишь побуждается другое лицо. Отсутствие категорий рода объясняется тем, что формы повелительного наклонения исконно являются спрягаемыми глагольными формами. Формы повелительного наклонения – это личные формы единственного и множественного чисел: форма второго лица единственного числа, выражающая побуждение к действию, обращенное к нескольким лицам и свойственные только повелительному наклонению формы совместного действия, выражающие побуждение, обращенное к группе лиц, включающей говорящего. Формы второго лица единственного числа образуются от основы настоящего времени одним из двух способов: путем присоединения к основе настоящего времени I) флексии и/или 2) нулевой флексии при чередовании согласных в конце основ по твердости – мягкости.

Первый способ образования характеризует следующие группы глаголов:

Глаголы с основой настоящего времени не на (и с ударением на флексии в форме первого лица единственного числа настоящего времени: смотрю-смотри, говорю-говори, пеку-пеки…)

Глаголы с основой настоящего времени на / / с инфинитивом на –ить, имеющие в первом лице единственного числа ударение на флексии: таить-таю-таи, поить-пою-пои.

Глаголы разных классов с ударением в первом лице единственного числа настоящего времени на основе, при условии, если основа оканчивается на сочетании согласных: кончу-кончи, прыгну-прыгни.

Глаголы с префиксом вы: вынеси, выкупи, вышли, выскажи, и т.д.

Второй способ образования представлен двумя разновидностями:

В том случае, если основа настоящего времени оканчивается на парно-твердую согласную, форма повелительного наклонения оканчивается на парно-мягкую согласную: будут-будь, встанут-встань.

В том случае, если основа настоящего времени оканчивается на парно-мягкую согласную, шипящую, / / или / /; в форме повелительного наклонения чередования в конце основы отсутствуют: бросят-брось, мурлычут-мурлычь, беле /у/ т-белей, лягут-ляг.

Ряд глаголов образует формы повелительного наклонения от основы, отличающейся от основы настоящего времени. Сюда относятся:

Глаголы с основами настоящего времени на / /:

Вставать-вста /у/, давать-да /у/, создавать, узнавать, у которых форма повелительного наклонения имеет вид вставай, создавай, узнавай.

Изолированные глаголы дать, создать у которых форма повелительного наклонения образуется от основы на , совпадающей с основой настоящего времени глаголов давать, создавать, (давать-да ) /-/, создавать-созда /-/ дай, создай.

Изолированный глагол ехать-поезжай.

Возможности образования форм второго лица единственного числа повелительного наклонения реализуется не всегда: ему может препятствовать лексическое значение глагола. Так, неупотребительны формы повелительного наклонения от глаголов, называющих нецеленаправленные действия и состояния: весить, выглядеть, значить, подзабыть, присутствовать и др., от глаголов, называющих такие действия, которые исходят от неодушевленных предметов: близиться, добрить, булькать и др. Избегается употребление форм повелительного наклонения от глаголов болеть, (испытывать боль), мочь, хотеть.

Повелительное наклонение выделяется из системы других наклонений яркими чертами агглютинативного строя. В формах повелительного наклонения агглютинатируемые морфемы образуют систему своеобразных грамматических соотношений и противопоставлений. Ими определяются различия форм числа.

Агглютинация окончания –те придает значение множественного числа основой (2 лицо, единственное число) и совместной форме повелительного наклонения: ешь-те, пей-те, пойдем-те, скажем-те. А.М. Пешковский подчеркивал, что –те – это не обычный для русского языка аффикс, а скорее “надставка” агглютинативного типа…”

Частица –ка, приклеиваясь к формам повелительного наклонения, придает волеизъявлению смягченный характер: пойдем-ка.

Как уже отмечалось, значение повелительного наклонения у форм совместного действия выражается при помощи агглютинативного аффикса –те, присоединяемого:

у глаголов совершенного вида – к форме первого лица множественного числа изъявительного наклонения: пойдем-те, идем-те.

Ах, да поедемте, Петр Николаевич! – сказал прокурор нетерпеливо дрыгнув ногой.

(“Сирена”).

У глаголов несовершенного вида – к частице, соединяющейся с инфинитивом этого глагола: давайте петь, давайте играть.

Пока время есть, давайте, отец Христофор считать, - сказал Кузъмичов.

(“Степь”).

Частица давай(те) употребляется и при формах совместного действия глаголов совершенного вида: давайте напишем. Давай сходим к ней завтра вечером (“Моя жизнь”).

Формы совместного действия без –те совпадают с формой 1 лица множественного числа настоящего и будущего времен изъявительного наклонения…

Совместные формы на –м отличаются от омонимичной с ней формы изъявительного наклонения целым рядом признаков, отмечает Немешайлова в работе “Повелительное наклонение в современном русском языке”.

а) способностью к агглютинации при образовании формы множественного числа.

б) особыми значениями лица и числа.

в) обязательным отсутствием при ней местоимения-подлежащего.

г) невозможностью сочетаться с отрицательной –не.

д) особой побудительной интонацией.

Побуждение может быть отнесено к третьему лицу единственного и множественного числа. В этих случаях оно выражается сочетанием частицы пусть или пускай, да с формой третьего лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения; пускай придет, пусть останутся.

Такие сочетания, обычно трактуются как аналитические формы третьего лица единственного и множественного числа повелительного наклонения глагола. Однако по своей природе они ближе к сочетаниям слов, так как, во-первых, частицы пусть, да соединяются и с формами первого и второго лица (пусть ты будешь первым), во-вторых, эти частицы во многих случаях распространяют свое значение на предложение в целом (Пусть стоя стоит у окна!).

На категориальном значении побуждения основано употребление форм повелительного наклонения при выражении значений:

желательности.

Долженствования.

Вынужденности

Невозможности осуществления действия.

Неограниченной возможности, легкости осуществления действия.

Побуждение в соединении со значением желательности выражается формой повелительности наклонения в возможном сочетании с частицей бы, такие предложения имеют обобщенно-личное значение:

Разорви тому живот, кто неправдой живет.

Побуждение в соединении со значением долженствования представлено, например, в таких употреблениях:

Кузьма не платит, а ты, Денис, отвечай.

(“Злоумышленник”).

Значение вынужденности выступает при обобщенно-личном употреблении форм второго лица единственного числа в сочетании с частицей хоть в ряде фразеологических оборотов, так все плохо, хоть плачь, хоть вешайся.

Как пришел со службы, так той поры хоть из села беги.

(“Унтер Пришибаев”).

Значение невозможности совершения действия обнаруживается в случаях типа: Ему и слова никто не скажи.

Значение неограниченной возможности, легкости осуществления действия представлено в таком употреблении:

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит

Приходи к нему лечиться. И корова, и волчица,

И жучок, и червячок…

(К. Чуковский)

Различные формы повелительного наклонения неоднородны по выражаемым или побудительным значениям. Одни из них более емки, способны выражать большой круг разновидностей побуждения, другие отличаются определенной специализацией, закрепленной лишь за отдельными видами побуждений.

Формы повелительного наклонения 2-го лица могут выражать волеизъявление любого характера – от категорического приказания, до мягкой просьбы и мольбы…

Пожарные, лей! – команда,

Нарисуй вот это! – приказание.

Возьмите меня с собой, - просьба

Покури, - предложение.

Не опоздай, Дуся, - предостережение.

Брось все, учись на актера! – совет, поучение.

Формы совместного действия выражают преимущественно приглашения и предложения. Гуляешь? – спросил он. Идем вместе.

Формы повелительного наклонения 3-го лица выражают пожелания и заклинания: Пусть сильнее грянет буря!

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение